Педагогический потенциал духовно-нравственного и патриотического воспитания освоения курса «Деловой русский язык» студентами вузов Китая
Гэ Синьжун,
профессор Института русского языка Хэйлунцзянского университета
E-mail: 2004185@hlju.edu.cn
В статье автором поднимается актуальный вопрос духовно-нравственного и патриотического воспитания студентов в рамках вузовского образования. Программой университетов предусмотрено овладение обучающимися дисциплиной «Русский деловой язык», которая обладает большим потенциалом в развитии патриотических чувств и качеств студентов высшей школы. В работе отражаются основные концепции построения учебной программы по рассматриваемой дисциплине, которые позволяют повышать уровень организации духовно-нравственного и патриотического воспитания в современной китайской высшей школе. В результате автором очерчивается ряд методических рекомендаций по обогащению содержания учебной программы «Русский деловой язык» с целью раскрытия потенциала курса в реализации задач по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. К ним относятся эффективная интеграция знания, транслируемого курсом, с духовно-нравственными и патриотическими ценностями современного китайского общества, соотнесение содержания изучаемой темы с реалиями жизни государства.
Ключевые слова: воспитательный процесс, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание, национальное самосознание, высшая школа, студенты, русский деловой язык.
о с
CJ
см о см
Статья подготовлена в рамках проекта Проект по образованию и науке провинции Хэйлунцзян на 2023 год, номер утверждения: GJB1423253
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи является важным аспектом образовательной деятельности китайских университетов. В рамках обучения в высшей школе КНР студентам должны привиты высокие моральные качества, обучающимся необходимо освоить постулаты национальной политики, сформировать правильное мировоззрение, взгляды на жизнь, овладеть системой ценностей общества и, а также развивать национальную самоидентичность, социальную ответственность и чувство стремления к самосовершенствованию через новаторскую деятельность.
Термин «духовно-нравственное и патриотическое воспитание» впервые был зафиксирован в «Руководящих принципах идеологического и политического построения учебной программы высших учебных заведений» (далее именуемых «Программа»), изданных Министерством образования Китая в мае 2020 года, и с тех пор широко изучается и применяется преподавателями, экспертами и исследователями.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, предусмотренное содержанием учебной программы, состоит в том, чтобы в полной мере ориентировать студентов на «здоровое взросление». Каждый курс вузовского образования содержит большое количество духовно-нравственных и патриотических элементов. Следует отметить, что рассматриваемые воспитательные элементы вплетаются в структуру не только доминирующих образовательных ресурсов в курсах идеологической и политической теории (т.е. имеющих своей целью обучить пониманию политических и идеологических аспектов жизни китайского общества), но и тех образовательных ресурсов, которые напрямую не соотносятся с политикой и идеологией. В последнем случае духовно-нравственные и патриотические элементы эксплицируются в системе знаний и ценностей, предусмотренных для формирования у студентов в рамках прохождения учебной программы.
Однако качество реализации воспитательной функции программы напрямую соотносится с мастерством преподавателя дисциплины. Здесь требуется не только знание предмета, но и умение применить свой профессиональный и жизненный опыт. Духовно-нравственные и патриотические элементы проникают в научно-исследовательскую работу студентов, развивая их самостоятельность в постижении системы ценностей общества, производить рефлексию по результатам работы.
Именно самостоятельность формирует гражданскую и национальную идентичность, попутно развивая важные личностные качества у обучающихся, включая проявление доброты и участия к ближнему, добродетель.
Именно добродетель становится основной деятельности современного китайского вуза в фокусе решения как образовательных, так и воспитательных задач высшей школы. Система высшего образования Китая уделяет большую долю внимания формированию мировоззрения студентов, их взглядов на жизнь и ценности, наследованию и внедрению инноваций в традиционную культуру и активному руководству деятельностью современных обучающихся с целью привития им правильного представления о стране, нации, истории и культуре, представляя таким образом главный компонент нравственного воспитания личности -концепцию образования.
Мировоззрение, развиваемое у студентов в русле марксистского учения, должно представлять собой диалектический материалистический взгляд на систему отношений. Иными словами, нравственное воспитание в вузе ориентировано на формирование целой плеяды взглядов личности, которые органически переплетаются между собой и оформляют правильное мировоззрение. Это взгляды на сознание, на связь поколений, на взаимозависимость условий и следствий, на системность мира и знания, на необходимость собственного движения и развития, на истину, на взаимосвязь теории и практики и т.д. Посредством интерпретации и применения этих взглядов педагоги знакомят студентов с устройством мира, с его законами и законами развития человеческого общества, а затем учат применять правильное мировоззрение для определения вектора дальнейшего жизненного пути.
Формирование взгляда на жизнь, как фундаментального воззрения на ее цель и смысл, неизменно происходит именно на практике. В процессе обучения преподаватели формулируют жизненные приоритеты посредством совершенствования профессиональных знаний и обобщения своего собственного опыта или опыта других людей, а также учат студентов формировать научный и целостный взгляд на жизнь, осознавать ее ценность.
Ещё одним компонентом нравственного воспитания в китайских вузах является такое направление, как формирование у студентов правильного взгляда на верховенство закона и права. Оно включает в себя понимание принципов и методов функционирования страны и общества, управления ими, а также взгляд на средства и методы, используемые для урегулирования взаимоотношений между человеком и природой, человеком и человеком, человеком и обществом.
Студенты новой эпохи должны обладать благородными моральными и этическими понятиями, говорить правду, подкрепляя ее соответствующими поступками, защищать общественное благососто-
яние, соблюдать законы и требования общественной морали, профессиональной этики, иметь твердые убеждения, руководствоваться в своей деятельности социальными нормами и активно продвигать социальные ценности, которые формируются исключительно посредством воспитания [5, с. 81]. Обучающиеся вузов должны овладеть базовыми знаниями о национальной политике, этике и нравственности, сформировать правильное мировоззрение, взгляд на жизнь и ценности, а также обладать осознанностью и способностью соблюдать законы и нормативные акты, любить Родину, поддерживать национальную безопасность, уважать культурное разнообразие и заботится об окружающей среде, что в целом складывается в понятие патриотизма, которое в свою очередь выступает одним из элементов «объединения китайской нации» [4, с. 46]. В связи с чем студенчество активно включается в реализацию политических и социальных проектов, предлагаемых правительством [3, с. 64].
Все перечисленные компоненты нравственного воспитания (концепция обучения, ориентация на формирование мировоззрения и взгляда на жизнь, на понимание верховенства закона) находят свое отражение в программах вузов. В частности, это эксплицируется в системе знаний, системе транслируемых ценностей, в самом процессе преподавания и раскрытия способностей студентов, в частности при преподавании дисциплины «Русский деловой язык».
Духовно-нравственные и патриотические элементы в систему знаний, систему ценностей, формируемых в рамках рассматриваемой учебной дисциплины, а также в собственно процесс передачи знаний и процесс овладения навыками, предусмотренного учебной программой курса. Иными словами, воспитательная функция вуза реализуется и посредством избираемых преподавателем русского языка приемов, форм и методов взаимодействия с аудиторией студентов.
Следовательно, педагог должен обладать необходимыми компетенциями, позволяющими эксплицировать потенциал дисциплины в формировании духовно-нравственных и патриотических качеств обучающихся. В частности, в рамках курса студенты осваивают темы, которые напрямую транслируют духовно-нравственные и патриотические ценности китайской нации [6]. В частности, при изучении тем, связанных с налогообложением, преподаватель акцентирует внимание аудитории на такие важные аспекты жизни китайского общества, как «строгая экономия», «честность и правосудие» и «рациональное развитие и использование ресурсов». С другой стороны, студенты также овладевают темами, где от преподавателя требуется больше усилий по трансляции духовно-нравственных и патриотических ценностей. Например, при ознакомлении обучающихся с особенностями реализации бизнес-реформы в стране педагогу русского языка важно подчеркнуть цель правительства при внедрении новой
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
политики по корпоративному налогообложению, акцентируя внимание аудитории слушателей курса на таких ценностях, как справедливость, разумность и полезность для общества. В целом, перед преподавателем стоит важная задача в процессе ознакомления студентов с темами, касающимися налогового права, привить обучающимся такие необходимые каждому гражданину понятия, как уплата налогов в соответствии с законом, честность и надежность, чувство социальной ответственности, справедливость и эффективность. Приоритетной личностной категорией, развивающейся средствами дисциплины, становится понятие о том, что истинная ценность жизни заключается во вкладе в общество, что формирует здоровую личность [2].
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, реализуемое в рамках вузовского образования, несомненно, не может иметь должного эффекта без активного участия преподавателей и их личного примера для студентов. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание напрямую связывается с коммуникативными стратегиями педагога, особенностями его взаимодействия с аудиторией. Когда преподаватели передают знания обучающимся, их речевое искусство, логическое мышление, способы преподнесения информации, сам процесс рассуждения, анализа и т.д. содержат богатые духовно-нравственные и патриотические элементы. Например, при условии, что лекции поданы доступным языком, хорошо структурированы, в них прослеживается взаимосвязь, наличествует строгая аргументация, неукоснительный контроль за выбором языковых средств, лекция обладает ярким и интересным содержанием, в данном случае студентам прививается понятие о том, что необходимо постоянно совершенствовать собственные навыки, учиться новому и стремиться к совершенству, а также осознание важности таких личностных качеств, как скромность, осторожность и серьезное отношение к делу.
Следует отметить, что внешний имидж и внутренняя грамотность преподавателя должны являться образцом для студентов, которые мотивируют их к собственному личностному росту. Манера общения преподавателя, уровень его профессиональных знаний, этика - все это обогащает ход духовно-нравственного и патриотического воспитания. С другой стороны, студенты являются активными участниками образовательной деятельности и центром образовательного процесса. В процессе усвоения знаний и овладения навыками обучающиеся демонстрируют трудолюбие, активность в решении учебных задач, готовность двигаться вперед, обретают навыки работы в со-„ трудничестве и т.д. С точки зрения отношения = к окружающим, студенты учатся проявлять забо-~ ту об общественной собственности, окружающей сэ среде, помогать ближнему. со Аудиторное обучение является основным фор-^ матом взаимодействия преподавателя и обучаю-
щихся, а интеграция духовно-нравственных и патриотических элементов в аудиторные занятия оказывается центральным способом реализации учебной программы. Существуют несколько принципов, которые необходимы для формирования логики в построении программы дисциплины [1], которые выступают фундаментом интеграции патриотического и духовно-нравственного компонентов в содержание учебного курса:
- принцип своевременности;
- принцип умеренности;
- принцип уместности.
Принцип своевременности предполагает, что некоторое содержание курса духовно-нравственной и патриотической направленности отбирается преподавателем еще до фактического начала учебных заданий (на этапе формирования плана дисциплины и дидактических материалов к урокам). А затем это содержание, согласно принципу своевременности обогащается и / или изменяется. В частности, при совпадении даты проведения аудиторного занятия с национальным или традиционным праздником, важной государственной датой и т.д., преподаватели зачастую обращаются к приему интеграции темы урока с соответствующей информацией духовно-нравственной и патриотической направленности, эффективной при формировании у студентов определенного круга личностно важных качеств.
Принцип умеренности обеспечивает достаточность сведений патриотического и духовно-нравственного содержания. Он минимизирует перегрузку учебной программы идеологической информацией, эффективно и органично соединяя воспитательную информацию с дисциплинарным знанием. Преподаватель, руководствуясь данным принципом, должен определить круг патриотических и духовно-нравственных качеств, формируемых в рамках одного или нескольких учебных занятий, тогда как остальные могут оказаться дополнительными, но объединяющимися с центральными в одну общую систему.
Принцип уместности также учитывается преподавателями и специалистами китайских вузов при реализации задач высшей школы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Он предполагает, что образовательные задачи курса «Русский деловой язык» все же оказываются приоритетными. Воспитательная деятельность преподавателя русского языка не оказывается явной, а воспитательный эффект зачастую достигается без акцентирования внимания студентов на определенной информации духовно-нравственного и патриотического содержания. Она включается в текстовую и послетекстовую деятельность, личностные и гражданские качества студентов формируются посредством активного обсуждения, решения кейсовых заданий, что требует от обучающихся концентрации внимания и применения полученных теоретических знаний на практике.
Таким образом, место духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи в образовательной деятельности китайских вузов оказывается одним из приоритетных, что отвечает современной государственной политике. В рамках учебного курса «Русский деловой язык» данные задачи высшей школы успешно реализуются. В частности, на текущий момент определены основные векторы личностного развития студентов вуза, сформирован перечень принципов, на которых должна базироваться учебная программа с целью повышения качества данного направления воспитательной работы университета. Перспективами исследования в этой области оказывается более детальное рассмотрение возможностей интегративного, комбинированного и синер-гетического подходов в реализации воспитательной деятельности современного китайского вуза.
Литература
1. Ван Д. Инновационное исследование «групповой» тематической модели преподавания идеологических и политических курсов постдипломного образования в колледжах и университетах иностранных языков в новую эпоху // Форум по образованию и преподаванию. -2021. - № 4. - С. 226-227.
2. Ван Д. Исследование и практика новой модели самостоятельного обучения и преподавания на идеологических и политических курсах по иностранным языкам в колледжах // Университетское образование. - 2019. - № 2. -С. 114-115.
3. Ван Я. Социальная миссия университетов КНР в условиях модернизации // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 5 (123). -С. 62-68. - DOI: 10.24158/%ог.2018.5.12.
4. Сравнительное исследование патриотического воспитания студентов Китая и России / Ч. Ван, Ч. Ли, Л. У, Ф. Ли // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 3 (132). - С. 45-52.
5. Сяохуэй Я. Ценности и воспитание ценностного сознания в современном Китае // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2019. - № 2. - С. 76-91.
6. Хэ С. Исследование преподавания русского чтения в рамках визуального метода преподавания // Журнал высшего образования. -2018. - № 24. - С. 99-101.
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SPIRITUAL, MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION IN MASTERING THE COURSE "BUSINESS RUSSIAN LANGUAGE" BY UNIVERSITY STUDENTS IN CHINA
Ge Xinrong
Heilongjiang University
In this article, the author raises the pressing issue of spiritual, moral, and patriotic education of students within the framework of university education. The university program provides for students to master the discipline "Russian Business Language," which has great potential in the development of patriotic feelings and qualities of higher school students. The work reflects the basic concepts of constructing a curriculum in the discipline under consideration, which make it possible to increase the level of organization of spiritual, moral, and patriotic education in modern Chinese higher education. As a result, the author outlines a few methodological recommendations for enriching the content of the Russian Business Language curriculum to reveal the potential of the course in implementing the tasks of patriotic and spiritual and moral education of the younger generation. These include the effective integration of the knowledge transmitted by the course with the spiritual, moral, and patriotic values of modern Chinese society, the correlation of the content of the topic being studied with the realities of life in the state.
Keywords: educational process, spiritual and moral education, patriotic education, national identity, higher school, students, Russian business language.
References
1. Wang D. An innovative study of the "group" thematic model of teaching ideological and political courses of postgraduate education in colleges and universities of foreign languages in a new era // Forum on Education and Teaching. - 2021. - No. 4. -pp. 226-227.
2. Van D. Research and practice of a new model of independent learning and teaching at ideological and political courses in foreign languages in colleges // University education. - 2019. -No. 2. - pp. 114-115.
3. Wang Ya. The social mission of Chinese universities in the context of modernization // Theory and practice of social development. - 2018. - № 5 (123). - Pp. 62-68. - DOI: 10.24158/ti-por.2018.5.12.
4. Comparative study of patriotic education of students in China and Russia / C. Wang, C. Li, L. Wu, F. Li // Global scientific potential. - 2022. - no. 3 (132). - pp. 45-52.
5. Xiaohui Ya. Values and education of value consciousness in modern China // Bulletin of the Moscow University. Episode 7: Philosophy. - 2019. - No. 2. - pp. 76-91.
6. He S. A study of teaching Russian reading within the framework of a visual teaching method // Journal of Higher Education. -2018. - No. 24. - pp. 99-101.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со