Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ГОТОВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна, Евдокарова Туяра Валеряновна

В данной статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов. Этой проблемой в свое время занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. На основе анализа научной литературы мы пришли к мнению о том, что профессиональная компетенция способствует развитию у студентов таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность, организованность, креативность, самостоятельность, саморегуляция, которые будут применяться в будущей педагогической деятельности. Для успешного профессионального становления и формирования личностных качеств студенты активно принимают участие в жизнедеятельности педагогического отряда, являющийся стартовой площадкой. Деятельность педагогического отряда направлена на создание единства коллектива единомышленников, так как в этой активной среде все имеют равные права, права на признание Я-личности и своей будущей профессии. Исследование данного вопроса проводилось на базе педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие студенты педагогического института. В ходе исследования выявлено значение педагогических отрядов в формировании профессиональный компетенций студентов. Результат исследования подтверждает, что участие в педагогическом отряде формирует профессиональные компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Степанида Николаевна, Евдокарова Туяра Валеряновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TEAM AS A MEDIUM FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS (FROM WORK EXPERIENCE)

The article examines the problem of the formation of professional competencies of future teachers. Many researchers have dealt with this problem earlier. Basing on the analysis of literature on the subject, we concluded that professional competencies help to develop students' personal qualities such as responsibility, communication skills, organization, creativity, independence, self-regulation, which will be used in future teaching activities. Students take an active part in the life of the pedagogical team that is an effective environment for successful professional development and the formation of personal qualities of a future teacher. The activities of the pedagogical team are aimed at creating the unity of like-minded people, since everyone has equal rights in there, the right to recognize the self-personality and their future profession. The study of this issue was carried out on the basis of the Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University, Republic of Sakha (Yakutia), and was attended by students of the Institute. During the study, it was revealed that the pedagogical team is the environment for the formation of professional competencies of students. The result of the study confirms that participation in the pedagogical team forms the professional competence of future teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

направлений гуманитарной подготовки, Военный университет в настоящее время представляет собой единственный в своем роде вуз гуманитарной направленности, который продолжает успешно воспитывать высококвалифицированные кадры для нужд российской армии и флота.

Литература:

1. Архив Военного университета, д. 5. Копии документов ЦГАКА, отобранных по теме «История академии». Строевая часть. 1921 / Из РГВА. - Ф. 24965. - Оп. 3. - Д.1 (387-917). - Л. 1.

2. Алехин И.А., Аронов А.А., Герасимов В.Н., Герасимова Т.Н., Деникин А.В., Дудулин В.В., Ермаченков А.В., Иванов В.В., Иванов В.П., Масягин В.П., Назаренко С.В., Поляков С.П., Савченко В.М., Сейткулова В.К., Собина В.А., Тенитилов С.В., Туркин Е.В., Шутько Д.В. Актуальные вопросы теоретической и практической педагогики в Вооружённых силах Российской Федерации: монография / Москва, 2018.

3. Алехин И.А., Гожиков В.Я. Методология модернизации гуманитарной подготовки в системе высшего военного образования // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 2 (42). - С. 32-39.

4. Алехин И.А., Низиков М.А. Духовность и нравственность русского офицера: история и современность // Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 4 (52). - С. 16-24.

5. Белозерцев Е.П., Павленко А.И. Феноменология культурно-образовательной среды: человек как средство и средоточие // Психолого-педагогический поиск. - 2011. - № 18. - С. 42-47.

6. Военный юрист. - 1944. - № 7 (21). - С. 1-2.

7. Гаврилов Л.А. Военные переводчики на фронтах Великой Отечественной войны. - В кн.: Научный альманах. - № 1 (2). - С. 12.

8. Ефремов И.И. Военный университет: очерк истории. - М.: Типография ордена «Знак почета» издательства МГУ, 2002. - С. 319.

9. Постановление ЦИК СССР от 17 июня 1936 г. «Об образовании в составе Всесоюзной правовой академии при ЦИК Союза ССР Военно-юридического факультета РККА» // Собрание законодательства СССР. - 1936. - № 33.

10. Сувениров О.Ф. Наркомат обороны и НКВД в предвоенные годы. - М.: «Вопросы истории», 1991. -№ 6. - С. 31.

11. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Ф. 60173. - Оп. 36341. - Д. 58. - Л. 1.

12. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Ф. 60173. - Оп. 36361. - Д. 133. - Л. 33.

13. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Ф. 60713. - Оп. 36341. - Д. 58. - Л. 1.

14. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Ф. 60713. - Оп. 36341. - Д. 1. - Л. 1.

15. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Ф. 60732. - Оп. 36357. - Д. 21. - Л. 163-165.

16. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Ф. 60736. - Опись фонда.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Степанида Николаевна

Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Евдокарова Туяра Валеряновна Федеральное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов. Этой проблемой в свое время занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. На основе анализа научной литературы мы пришли к мнению о том, что профессиональная компетенция способствует развитию у студентов таких личностных качеств как ответственность, коммуникабельность, организованность, креативность, самостоятельность, саморегуляция, которые будут применяться в будущей педагогической деятельности. Для успешного профессионального становления и формирования личностных качеств студенты активно принимают участие в жизнедеятельности педагогического отряда, являющийся стартовой площадкой. Деятельность педагогического отряда направлена на создание единства коллектива единомышленников, так как в этой активной среде все имеют равные права, права на признание Я-личности и своей будущей профессии. Исследование данного вопроса проводилось на базе педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие студенты педагогического института. В ходе исследования выявлено значение педагогических отрядов в формировании профессиональный компетенций студентов. Результат исследования подтверждает, что участие в педагогическом отряде формирует профессиональные компетенции студентов.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, студенты, готовность, способность, педагогический отряд, активность, педагогическая деятельность.

Annotation. The article examines the problem of the formation of professional competencies of future teachers. Many researchers have dealt with this problem earlier. Basing on the analysis of literature on the subject, we concluded that professional competencies help to develop students' personal qualities such as responsibility, communication skills, organization, creativity, independence, self-regulation, which will be used in future teaching activities. Students take an active part in the life of the pedagogical team that is an effective environment for successful professional development and the formation of personal qualities of a future teacher. The activities of the pedagogical team are aimed at creating the unity of like-minded people, since everyone has equal rights in there, the right to recognize the self-personality and their future profession. The study of this issue was carried out on the basis of the Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University, Republic of Sakha (Yakutia), and was attended by students of the Institute. During the study, it was revealed that the pedagogical team is the environment for the

formation of professional competencies of students. The result of the study confirms that participation in the pedagogical team forms the professional competence of future teachers.

Keywords: formation, professional competence, environment, students, readiness, ability, pedagogical team, activity, pedagogical activity.

Введение. В системе профессионального образования подготовка обучающихся направлена на взращивание конкурентоспособных, мобильных молодых специалистов, готовых принимать самостоятельные решения, умеющих организовать и управлять собой в повседневной трудовой деятельности. В процессе обучения полученные знания, умения и навыки переходят в профессиональные компетенции, которые в дальнейшем применяются в практической деятельности.

Цель исследования - подтверждение того, что педагогический отряд является средой формирования профессиональных компетенций будущих педагогов.

Многие отечественные и зарубежные исследователи в настоящее время занимаются изучением вопросов связанных с формированием профессиональных компетенций. Специфика, качество, уровни, показатели раскрываются в научных источниках В.Н. Введенский, И.С. Гавриловой, А.М. Митяевой, С.А. Татьяненко и др.

В научных трудах В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, М.Д. Ильязова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского раскрыты методологические основы профессиональной компетенции.

Так, М.Д. Ильязова в статье пишет о том, что «исходя из структуры активности личности понятие «компетенция» представляется нам сопоставимым с понятием «потенциальная активность» - готовность и стремление к деятельности - и включает в себя знания, умения, опыт (инструментальная основа активности), а также потребности, цели и мотивы деятельности» [2].

Н.Ф. Хуторской выделил две подгруппы профессиональной компетенции: «общепрофессиональные и специальные. Если общепрофессиональная компетентность характеризуется накоплением компетенций общей направленности в различных видах деятельности, то специальная компетентность определяется специфическими для данной профессии компетенциями» [5].

Как считает Э.Ф. Зеер, «в процессе профессионального становления на первый план постепенно выдвигается становление личности как субъекта жизни и профессиональной деятельности, способность быть субъектом своего профессионального развития в условиях социальной неопределенности, самостоятельно выявлять и находить решения социально и профессионально значимых проблем» [1].

Профессиональная компетенция, по В.А. Сластенину, - это теоретическая, психологическая и практическая подготовка обучающихся на основе деятельностного компонента. Он выделяет 4 группы умений в профессиональной компетентности: «умения студентов преобразовывать обучение на основе выделенных педагогических задач; умения логически осуществлять ход педагогической системы; умения выделять главное в обучении; умения оценивать результат профессиональной деятельности» [4].

На основе анализа изученной литературы нами выделены основные компоненты общепрофессиональных компетенций будущих педагогов:

- ответственность (целенаправленность, готовность, к педагогической деятельности, работоспособность, инициативность);

- самостоятельность (развитие навыка самообразования, умение добывать знания, расширение кругозора, стремление на непрерывное образование);

- креативность (творческий подход к делу, овладение творческим потенциалом саморазвития и самоорганизации, понимать и принимать решения);

- коммуникативность (развитие организаторских способностей, коммуникативная компетентность, сотрудничество, взаимодействие, управление);

- организованность (готовность к педагогической деятельности, активная жизненная позиция, рефлексия);

- «саморегуляция (активно-действенное отношение учителя к учащимся, к самому себе, его социальные установки, опыт, направленность и интересы)» [6].

Мы считаем, что одним из эффективных сред развития вышеуказанных компонентов профессиональных компетенций будущих педагогов является педагогический отряд. Педагогический отряд - эта добровольная, самоуправляемая организация, которая организуется в учебных заведениях. В эту организацию студенты объединяются на основе общего интереса, активной позиции, с целью осуществления социально-педагогической деятельности и самореализации. В настоящее время педагогические отряды выделяются ярко выраженной социально-активной и полезной деятельностью, ориентируют студентов в будущую профессиональную деятельность.

Изложение основного материала статьи. Как считает Н.Д. Никандров, необходимы новые подходы к образованию, «чтобы разрушительные посылы не стали основой разрушительного поведения людей, особенно молодежи. Соответственно, необходима гармонизация воздействий системы образования и системы социализации» [3].

Одним из таких подходов в профессиональной подготовке мы видим активное участие студентов в работе педагогического отряда. Деятельность педагогического отряда позволяет повысить уровень профессиональной подготовки студента, взаимодействовать в образовательной среде, использовать полученные знания, умения и навыки в работе с детьми и детским коллективом.

В состав педагогического отряда входят студенты не только педагогических направлений, но и студенты разных специальностей и места учебы. По мнению многих студентов, в педагогическом отряде осуществляется целенаправленная практическая подготовка, непосредственное включение в процесс профессиональной деятельности педагога.

Цель деятельности педагогических отрядов заключается в развитии профессиональных компетенций у студентов через активное участие в жизнедеятельности педагогического отряда.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

• развитие профессионально личностных качеств, умений и навыков;

• расширение возможности студентов в выборе своего жизненного пути;

• оказание содействия детям, подросткам и молодежи в их стремлении познать окружающий мир и себя;

• удовлетворение образовательных и досуговых потребностей детей окружающего социума;

• создание условий для становления гуманистической ориентированной личности, способности к адаптации в окружающем мире через самореализацию своих возможностей;

• создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;

• активизация творчества и инициативности;

• обеспечение ориентации всей деятельности на личность, развитие каждого участника программы педагогического отряда, как личности;

• разработка, апробация и внедрение инновационных методов и технологий в воспитании и образовании.

Процесс включения студентов в деятельность педагогического отряда состоит из трех этапов:

Информационно-познавательный этап - знакомство с отрядом, командирами. Студенты проходят «Школу подготовки вожатых», где принимают активное участие в проводимых мероприятиях отряда, в тренингах, обучающих мастер- классах, посвященных технологиям вожатской деятельности. Данный курс рассчитан на 190 часов. Включает теоретический и практический части. В процессе обучения студенты знакомятся с работой опытных вожатых, которые сопровождают их в течении всего курса. По результатам обучения студенты получают удостоверение, которое дает право работать вожатыми в детских лагерях.

На эмоционально-оценочном этапе формируются умения организовать и взаимодействовать с детским коллективом, детьми. Данный этап осуществляется по принципу «Давай сделаем вместе» (определение конкретных целей и решение педагогических задач, творческое использование знаний и навыков, планирование собственной деятельности, рефлексия).

Поведенческо-деятельностный этап. Цель данного этапа заключается в организации взаимодействия и сотрудничества вожатых со школьниками, основанных на культуре межличностного общения, межкультурной коммуникации, формировании навыков выступления перед аудиторией, толерантности. Вожатые действуют по принципу «Давай подумаем вместе - как это сделать» (наблюдение, корректировка, координация самостоятельной творческой деятельности детей, проведение социально-ориентирующих игр, конкурсов, разработка социальных проектов, бизнес-идей и т.д.).

Деятельность педагогического отряда направлена на тесное взаимодействие и сотрудничество с обучающимися школ республики, студентами средних профессиональных учебных заведений, с другими студенческими и молодежными организациями. Все виды работы затрагивают культурно-досуговый, образовательный, воспитательный направления.

В отряде никто не находится на особом положении - все члены равны и это сплачивает отряд, а также соблюдаются "Вожатские законы» и корпоративная культура коллектива. На протяжении жизнедеятельности педагогического отряда обеспечивается наставничество старших вожатых над молодыми. Совместная работа в коллективе способствует к разработке и апробации современных подходов и технологий при работе с детьми разного возраста.

Для выявления сформированности профессиональных компетенций в нашем исследовании приняли участие 65 студентов педагогического отряда. Студентам предлагалось ответить на 40 вопросов с двумя утверждениями. Уровень сформированности профессиональной компетенции студентов оценивался по следующим показателям: когнитивный, деятельностный, личностный (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня сформированности профессиональной компетенции

показатели компетенции умения

когнитивный - построение индивидуальной образовательной траектории детей; - способность к самообразованию; - самостоятельность решения педагогических ситуаций; - повышение профессионального уровня; - стремление к достижению цели; - рефлексия.

деятельностный - осуществление открытого взаимодействия с участниками образовательного процесса; - организация продуктивных видов деятельности с детьми, родителями, педагогами; - педагогическая направленность; - сотрудничество с педагогическими работниками и социальными институтами; - применение современных методов и технологий в работе с детьми.

личностный - ответственность; - саморазвитие и самоорганизация; - коммуникабельность; - лидерские способности; - эмпатия и толерантность; - интерес.

По результатам выявлено, что 80% (52) студентов обладают высоким уровнем профессиональной компетенции. К их числу относятся студенты старших курсов, которые нацелены закончить учебное заведение и работать в сфере образования. Средний уровень наблюдается у 15% (10) студентов. Эта группа студентов, не прошедших школу подготовки вожатых, но активно участвующих в проводимых мероприятиях педагогического отряда. 5% (3) студентов с низким уровнем, которые подключились к педагогическому отряду недавно, тем не менее проявляют интерес к педагогической деятельности. Группа студентов вступила

в педагогический отряд по собственному желанию, чтобы в дальнейшем работать в дружном коллективе вожатых. В таблице 2 дана характеристика уровней.

Таблица 2

Уровни профессиональной компетенции

уровни Количество респондентов (%) критерии

высокий 80% - уверенно осознает социальную значимость будущей профессии и развивает профессиональные качества; - способен планировать и осуществлять педагогическую деятельность в образовательной среде; - изучает новые подходы и применяет их на практике; - владеет навыками осуществления профессиональной деятельности в ходе организации и проведения мероприятий.

средний 15% - испытывает определенные трудности в коммуникативной деятельности; - не сформированы чувства ответственности, долга и воли; - недостаточное владение навыками к осуществлению профессиональной деятельности в ходе организации и проведения мероприятий.

низкий 5% - чувствует скованность, неуверенность, стеснительность; - затрудняется осуществлять педагогическую деятельность в образовательных организациях.

Полученные результаты подтверждают, что деятельность педагогического отряда направлена на создание единства коллектива единомышленников, так как в этой активной среде все имеют равные права, права на признание Я-личности и своей профессии. В процессе деятельности студенты старших курсов учат не приспосабливаться к окружающему, а быть двигателем и активатором в любой деятельности.

Выводы. Профессиональная деятельность педагога многообразна, и поэтому требует от будущих педагогов прежде всего овладения различными видами педагогической деятельности: способности и готовности развивать необходимые умения, организовать, анализировать, планировать и рефлексировать свою деятельность. Педагогический отряд института является эффективной средой по формированию профессиональных компетенций у студентов. По нашему мнению, профессиональная компетенция - это не только результат полученных знаний и навыков, но и развитие студентом личностных качеств для применения их в педагогической деятельности. Формирование профессиональной компетенции - это способность развития активной жизненной и профессиональной позиции, проявление инициативы в общественно активной деятельности, реализация личностного потенциала и построения своей профессиональной карьеры.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Профессиональное самоопределение человека: смена парадигмы в профориентационной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. - 2014. - № 1. - С. 36-37.

2. Ильязова Марьям Даниловна О структуре компетентности будущего специалиста // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №1. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/o-stmkture-kompetentaosti-buduschego-spetsialista

3. Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. -2011. - №. 2.

4. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. под. ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

5. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А.В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института Образования человека, 2013. - 73 с. -текст: непосредственный.

6. Шагивалеева Г.Р. и др. Значение саморегуляции в профессиональном становлении будущих педагогов // Режим доступа: http://kpfu. ru/staff_files F. - Т. 1224739071.

Педагогика

УДК 004.946:159.923:355.232

доктор педагогических наук, профессор Зеленко Наталия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир);

аспирант Науменко Артем Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ БУДУЩИХ ЛЕТЧИКОВ

Аннотация. Одним из направлений развития профессионального образования является применение в образовательной практике виртуальной реальности, особенно это значимо в подготовке летчиков, где использование данных технологий позволяет курсантам уже на младших курсах ощутить себя специалистами, участвующими в решении профессиональных задач. В статье раскрыты особенности моделирования виртуальной реальности, используемой в обучении будущих летчиков; обобщен опыт работы творческой группы курсантов, занимающихся в научной секции проблемой создания виртуальной реальности с заданными характеристиками. Созданная ими разработка представляет собой авиационный тренажер для обучения летной практике, основанный на использовании технологий виртуальной реальности. Предложенный молодыми исследователями тренажер позволяет в игровой форме изучать общее оборудование кабины самолёта, расположение приборов, виртуально работать с органами управления самолета, решать проблемные ситуации в обстановке близкой к реальности. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы, показывающие, что современные цифровые технологии повышают у курсантов интерес к избранной профессии, уровень сформированности компетенций и способствуют повышению уровня самоидентификации.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, виртуальная реальность, моделирование летной практики, самоидентификация.

Annotation. One of the areas of development of vocational education is the application in the educational practice of virtual reality, especially it is significant in the training of pilots, where the use of these technologies allows cadets already at junior courses to feel themselves as specialists involved in solving professional tasks. The article reveals the features of virtual reality modeling used in training future pilots; the experience of the creative group of cadets engaged in the scientific section of the problem of creating virtual reality with specified characteristics is summarized. The development they have created is an aircraft simulator for training flight practice, based on the use of virtual reality technologies. The simulator proposed by the young researchers allows to study the general equipment of the cockpit of the aircraft, the location of the devices, to work virtually with the aircraft's control bodies, to solve problems in an environment close to reality. The results of experimental work are presented, showing that modern digital technologies increase the interest of cadets in their chosen profession, the level of competence formation and contribute to the increase in the level of self-identification.

Keywords: training, virtual reality, flight practice modeling, self-identification.

Введение. Стремительное развитие технологий не могло не отразиться на образовательном процессе. Одним из новых трендов образования является виртуальная реальность, в основе которой лежат иммерсивные технологии - виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. То есть, они в буквальном смысле погружают человека в заданную событийную среду.

Обучение с использованием технологий виртуальной реальности является совершенно новым уровнем реализации учебного процесса и, по мнению специалистов, обладает огромным потенциалом [1, 2, 3]. Данный формат позволяет обучающимся полностью погрузиться в учебный процесс и не отвлекаться на внешние факторы. Виртуальные технологии хорошо знакомы современной молодежи как игровые, а в учебном процессе они позволяют сочетать игру с обучением, активизировать познавательную деятельность, повысить вовлеченность участников в решение прикладных задач, наглядно доносить информацию, получать удовольствие от процесса обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Авиационные тренажеры для подготовки летчиков используются уже более 80 лет. В то же время, тренажеры, основанные на виртуальной реальности (VR), открывают новый этап в профессиональной подготовке летного состава с далеко идущими перспективами [4].

Одним из достоинств предложенной системы обучения является то, что в современных технологиях виртуальной реальности используется не только видео, аудио имитация, но и многие другие приспособления, имитирующие физическое присутствие пользователя в виртуальной среде. Устройство, которое обеспечивает обучение летчиков с использованием технологий виртуальной реальности, известно как тактильная система (также называемая в видеоиграх и учебных приложениях «силовой обратной связью») и имеет возможность передавать пользователю вибрации и другие ощущения.

Комплексный симулятор полета может имитировать сопротивление воздуха, воздействующего на самолет в полете вдоль фюзеляжа, позволяет получить обзор визуальной обстановки более чем на 180 градусов в спутниковом качестве всех важных объектов на любом смоделированном аэродроме, что позволяет усложнять в процессе тренировки летчиков упражнения по пространственной ориентации. Независимо от сложности сценария учащийся не нанесет вреда себе и другим [4].

Подобные тренажеры позволяют курсантам в процессе обучения прочувствовать нахождение в реальной кабине самолета. Также с помощью виртуального тренажера летчики могут точно отработать свои навыки захода на посадку на аэродром базирования. Этот способ обучения экономит финансовые ресурсы, т.к. отсутствуют затраты на топливо и исключает износ самолетов и двигателей. Содержание таких тренажеров обходится в разы дешевле, чем содержание реального самолета, а также тренажеры могут воспроизводить опасные условия в полете и имитировать отказы системы, не подвергая риску летчика (обучаемого).

И хотя технологии VR (виртуальной реальности) уже не являются чем-то новым, и значимость их не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.