Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ «ДАР» ИМ. Д.А. ДАНИЛОВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ «ДАР» ИМ. Д.А. ДАНИЛОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / ШКОЛА ВОЖАТОГО / YOUTH ALL-RUSSIAN PUBLIC ORGANIZATION / EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENT PEDAGOGICAL TEAM / COUNSELOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Сардана Филипповна, Андросова Мария Ивановна, Шубина Наталья Николаевна

В статье рассматриваются теоретические и практические основы формирования и развития профессиональной компетентности студентов организаций среднего и высшего профессионального образования в педагогическом отряде «ДАР» им. Д.А. Данилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Сардана Филипповна, Андросова Мария Ивановна, Шубина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE PEDAGOGICAL Squad "GIFT" IM. YES. DANILOVA

The article discusses the theoretical and practical foundations of the formation and development of professional competence of students of organizations of secondary and higher professional education in the pedagogical group «Dar» them D.A. Danilov.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ «ДАР» ИМ. Д.А. ДАНИЛОВА»

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курс кафедры социальной педагогики Шубина Наталья Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ «ДАР» ИМ. Д.А. ДАНИЛОВА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические основы формирования и развития профессиональной компетентности студентов организаций среднего и высшего профессионального образования в педагогическом отряде «ДАР» им. Д.А. Данилова.

Ключевые слова: молодежная общероссийская общественная организация, образовательная программа, профессиональные компетенции, психолого-педагогические условия, студенческий педагогический отряд, школа вожатого.

Annotation. The article discusses the theoretical and practical foundations of the formation and development of professional competence of students of organizations of secondary and higher professional education in the pedagogical group «Dar» them D.A. Danilov.

Keywords: youth all-Russian public organization, educational program, professional competencies, psychological and pedagogical conditions, student pedagogical team, counselor school.

Введение. В условиях педагогических образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования внеучебная деятельность выступает средством формирования общих компетенций студентов в рамках воспитания будущего специалиста-профессионала. В этой части можно выделить студенческие педагогические отряды, как условия формирования общих компетенций студентов разных направлений.

Существуют различные трактовки термина «педагогический отряд» в разных областях науки. Педагогика рассматривает этот термин как составляющую часть системы образования и воспитания; в социологии понятие «педагогический отряд» выступает как субъект молодежной политики, а социальная педагогика представляет как возможность студентом получения дополнительных знаний, умений и навыков.

Изложение основного материала статьи. Исследователи, занимающиеся изучением студенческих отрядов, рассматривают педагогический отряд с разных сторон. По мнению Е.М. Харлановой «педагогический отряд - это фактор воспитания социальной активности человека» [4, с. 169]. Как считает Б.В. Куприянов: «Педагогический отряд - это игро-способный и игро-генерирующий коллектив молодых воспитателей, включенный в пространство детства» [1, с. 4]. Е.Н. Могалюк рассматривает данное направление, как один из факторов самореализации личности [2, с. 2]. Движение студенческих педагогических отрядов - это эффективный способ обеспечения вне учебной занятости студентов и отличная школа для будущего преподавателя, учителя, управленца, а самое главное для вожатого, которая закрепляет теоретические знания практическим опытом. Он позволяет успешно осваивать новые профессиональные навыки, гибко взаимодействовать с самыми разными социальными субъектами учебного заведения, профессии. Но, несмотря на отличия, рассмотренных определений педагогического отряда, чаще всего, он рассматривается учеными как общественное объединение, направленное на решение проблем.

Студенческие педагогические отряды обеспечивают: дополнительные профессиональные навыки, трудоустройство, практическую школу для студентов-педагогов, подготовку учащихся к вступлению во взрослую жизнь. Вожатые имеют возможность пройти практику в крупнейших всероссийских и международных детских лагерях, и в специальных центрах, таких как: Всероссийский детский центр «Орленок», Всероссийский детский центр «Океан», Всероссийский детский центр «Смена», Международный детский центр «Артек».

Ежегодно вожатый МООО РСО имеет возможность поработать в составе Всероссийского студенческого педагогического отряда: ВСПО «Орленок», ВСПО «Дельфиньи», ВСПО «Смена», ВСПО «Парма», ВСПО «Победа» (уникальный проект, посвященный юбилейной дате Победы в Великой Отечественной войне) [6].

В настоящее время педагогические отряды являются самым развитым направлением Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (МООО «РСО») по всей стране, не стал исключением наш регион - Республика Саха (Якутия). Ежегодно в Российской Федерации в педагогические отряды вступают более 60 тысяч бойцов из 74 субъектов, которые обеспечивают отдых более 1,6 млн. детей и подростков.

«Студенческие педагогические отряды (СПО) - ежегодно организуют каникулярный отдых детей в первую очередь в детских лагерях своих регионов, работают в детских центрах федерального значения. Традиционно большое количество вожатых МООО «РСО» работают в лагерях Краснодарского края, Республики Крым и города Севастополь [3, с. 3].

Движения студенческих педагогических отрядов начинается с 1962 года, когда в студенческом движении появилась новая форма деятельности для будущих педагогов. История создания педагогических отрядов в Республике Саха (Якутия) связана с Якутским педагогическим колледжем № 1 им. С.Ф. Гоголева, где именно в 1964 году был создан первый педагогический отряд. В настоящее время в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова осуществляют деятельность 4 педагогических отряда, что составляет более 600 вожатых по всей республике.

Координацией и развитием деятельности студенческих педагогических отрядов и школьных движений в республике занимается Союз детских общественных объединений республики, ныне - Единое детское движение под эгидой Президента Республики Саха (Якутия). Функциями совета являются установление и

координация связей с другими детскими и студенческими педагогическими отрядами, сплочение и создание атмосферы сотворчества и сотрудничества между вожатыми, организация общих мероприятий, привлечение молодежи к активной общественной жизни, взаимопомощь и обмен опытом [71.

Для тысячи студентов, педагогические отряды стали школой профессионального мастерства, творческой деятельности и дружбы. Кроме того, в состав Якутского регионального отделения молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» входят и другие направления [3, с. 3] (табл. 1).

Таблица 1

направление деятельность

Строительные отряды члены (бойцы) которых выполняют ремонтно - строительные работы на объектах [8].

Сельскохозяйственные отряды члены (бойцы) которых выполняют сельскохозяйственные работы [8].

Путинный отряды члены (бойцы) которых выполняют работы по обработке рыбопродукции [8].

Сервисные отряды члены (бойцы) которых выполняют работы в сфере услуг [8].

Медицинские отряды члены (бойцы) которых выполняют медицинские работы [8].

В постановлении о студенческих отрядах Республики Саха (Якутия) отмечается, что: «В своей деятельности студенческие отряды руководствуются действующим федеральным законодательством и законодательством республики Саха (Якутия)» [3, с. 4].

Развитие педагогических отрядов направлено на создание группы единомышленников, такой воспитывающей среды, в которой все имеют равные права на признание своей личности и самоутверждение. С помощью педагогического движения созданы условия психологического комфорта, где студенты получают возможность проявить свои способности и получить бесценный опыт в практической деятельности. Таким образом, вся деятельность педагогического отряда учит не только адаптироваться к окружающей действительности, а активно включаться в ее практико-ориентированную деятельность, во взаимодействии всех участников образовательного и воспитательного процесса, сохраняя при этом свои неповторимые личностные особенности.

Одним из активно действующих и развивающихся отрядов является студенческий педагогический отряд «Дар» имени профессора Д.А.Данилова, созданный в 2005 году в Педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова на базе кафедры «Профессиональная педагогика, психология и управление образованием». В отряд входят студенты, обучающиеся в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия). Основная миссия педагогического отряда «Дар» - это формирование гражданственности, патриотизма у студентов, создание первичных навыков профессиональной педагогической деятельности, содействие процессам трудовой и социальной адаптации молодежи, создание условий для самореализации студентов в различных сферах общественной деятельности, раскрытие их способностей, воплощение и поддержка социальных инициатив молодежи республики, а также развитие студенческих отрядов Якутского регионального отделения молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (МООО ЯРО РС (Я)). Деятельность бойцов студенческого педагогического отряда «Дар» заключается в подготовке к работе в оздоровительных лагерях, санаторных центрах и командным видам деятельности в других детских организациях.

В состав педагогического отряда входят не только студенты с Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», но и студенты ГАПОУ РС(Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева», ГБПОУ РС(Я) «Якутский медицинский колледж», ГБПОУ РС(Я) «Якутский индустриально-педагогического колледж», ЧПОУ РС(Я) «Якутский торгово-экономический колледж».

В целях выявления общих профессиональных компетенций было проведено анкетирование среди бойцов студенческого педагогического отряда «Дар», студентов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования. В анкетировании участвовало 60 человек, из них: студенты 1 курса - 45 студентов (75%), 2 курса - 8 (13%), 3 курса - 3 (5%), 4 курса - 4 (7%) (табл. 2).

Таблица 2

№ Вопрос Ответы

1 «Вожатый - это ....» активист - 2 %;

профессия - 2 %;

призвание - 3 %;

поддержка - 3 %;

взрослый ребенок - 3 %;

работник в лагере - 3 %;

помощник для детей -3 %;

лидер детского коллектива - 5 %;

руководитель отряда -5 %;

лидер - 5 %;

ответственный, умеющий организовывать мероприятия - 5 %;

любящий детей - 5%;

умеющий находить подход детям- 5 %;

пример для детей - 7 %;

профессия птица - 7 %;

педагог, работающий с детским объединением - 7%;

наставник - 8 %;

универсальный человек - 10 %;

друг - 12 %.

2 «Успешность вожатого зависит от уверенности в себе -2%;

значков, галстука -2%; воспитания-2%; окружающих их людей -3%; навыков - 3%; организаторских способностей - 3%; характера - 3%; харизмы - 3%; готовности работать над собой -3%; коммуникабельности- 4 %; отношения к ним детей - 5%; стажа работы- 5%; любви к детям - 6%; трудолюбия - 6%; ответственности - 6%; умения ладить с детьми - 8%; знаний - 8%; его умений - 8%; личных качеств- 20%.

3 «Для вас вожатый это ...» нянька - 2%; лучший друг -3%; помощник детей - 5%; вожатый от слова «вожак» - 8%; актер - 10%; педагог -16%; работник лагеря -6%; первую очередь личность -19%; лидер детского коллектива - 16%; наставник - 15%.

4 «Вожатство нужно мне для. .» побороть свои страхи - 18%; профессиональной подготовки - 21%; общения - 22%; попытки помочь детям узнать что-то новое - 16%; самореализации - 23%.

5 «Качество вожатого, которое он внимательный - 1 место;

обязательно должен иметь?» умение выступать на сцене - 2 место; уверенный в себе - 3 место; зажигательный - 4 место; общительный -5 место; лидер - 6 место; веселый - 7 место; умение правильно говорить - 8 место; креативный - 9 место; дисциплинированный - 10 место; мастер на все руки - 11 место; опрятный - 12 место; требовательный - 13 место.

6 «Должен ли вожатый иметь лидерские качества?» да - 100 %; нет - 0 %.

7 «Ты чувствуешь себя комфортно, работая?» в одиночку - 6%; в команде под руководством -19%; с напарником - 28%; в команде - 47%.

8 «Какие умения вы бы хотели самостоятельность - 14%;

приобрести, вступив в организаторские умения - 13%;

педагогический отряд?» эмоциональную устойчивость - 12%; инициативность -9%; знание практической психологии - 7%; творческое отношение к своей профессии - 10%; умение ладить с детьми - 9%; культура общения - 8%; быть ответственным -8%; лидерские навыки -10%.

9 «Понадобятся ли в вашей будущей профессии организаторские способности и навыки вожатого?» да - 95%; нет - 5%.

10 «Какие формы проведения мероприятий сплачивают отряд?» тренинговые программы - 16%; игры на природе - 16%; деловые и интеллектуальные игры - 12%; конкурсные программы - 18%; тематический день - 12%; коллективное творческое дело - 21%; «вертушка»- игры по станциям - 5%.

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная компетентность педагога зависит от его способностей, личностных качеств, которые формируются посредством обучения, практического опыта и постоянным стремлением к приобретению новых знаний и умений.

В основу деятельности педагогического отряда «ДАР» была положена дополнительная образовательная программа «ДАРstar» (авторы студенты педагогического отряда «ДАР»). Программа рассчитана на 1 семестр и состоит из 14 разделов, в которых отражены теоретические и практические основы вожатской деятельности в соответствие с требованиями работы в летнем лагере. В первую очередь программа ориентирована на выработку умений в области организации воспитательной деятельности со школьниками с 1 по 11 классы и со студентами, обучающимися в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия).

Подготовка вожатых для работы в детских лагерях основная цель дополнительной образовательной программы «Дар». Основными задачами программы являются: приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детьми; овладение различными формами и методами воспитательной работы практической части; развитие социальных и коммуникативных навыков, ответственного и творческого отношения к деятельности вожатого.

Учебно-тематический план занятий

Основными целями отряда являются:

• совершенствование умений и навыков работы с детьми разных возрастов;

• содействие профессиональному самоопределению обучающихся их социальному, культурному, духовному и физическому развитию;

• привлечение социально-активных обучающихся к общественно полезной деятельности.

I. модуль «Обучение»:

1. Организационный блок - знакомство с организаторами и с друг другом.

2. Адаптационный блок - знакомство с движением ЯРО МООО РСО; вводные занятия ознакомлению с отрядом и движением РСО; создание комфортной атмосферы для каждого, индивидуальная поддержка студентов.

3. Учебно - демонстрационный блок - деятельность отряда строится на основе логики развития лагерной смены в ее организационной и содержательной последовательности с целью повышения эффективности подготовки воспитанников к практической деятельности в качестве вожатых детских лагерей, успешного освоения ими методики работы с временным детским объединением; лекции, семинары и практические задания.

4. Блок подготовки к активной практике - знакомство с целями и задачами практики, педагогическими программами детских лагерей, спецификой смены; оформление педагогической копилки; участие в подготовке ключевых дел смены; работа по напарничеству, разработка программ отрядной деятельности; диагностика готовности воспитанников к практической деятельности в качестве вожатых детских лагерей, проведение коммунарских сборов в школах, веревочные курсы.

II модуль «Практика».

Практическая деятельность направлена на формирование отношений студентом между собой и с профессиональной реальностью, которая помогает реализовать те или иные умения и навыки. В это время происходит наиболее интенсивное ознакомление со всеми аспектами будущей работы, появляется критическое и осмысленное отношение к полученным теоретическим знаниям, включаются механизмы социальной рефлексии, закладываются основы профессиональной самооценки. Практика в качестве отрядных вожатых детского лагеря, закрепляет полученных в ходе предыдущего этапа знания; реализация авторских педагогических проектов; осуществление методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей разных возрастов, организация системы групповых и индивидуальных занятий, системы аналитической деятельности.

Основные виды деятельности отряда:

• разработка программ организации летнего отдыха детей;

• проведение традиционных мероприятий в школах, колледжах, вузах и лагерях;

• посещение слетов, сборов для педагогических отрядов;

• профориентация на педагогические профессии;

• организация каникулярного отдыха и свободного времени в течение учебного года;

• организация воспитательной работы с младшими школьниками, оказавшимся в трудных жизненных условиях и с детьми ОВЗ;

• обучение членов отряда формам и методам работы с детьми разного возраста через организацию деятельности «Школы вожатого» (программа рассчитана на 50 часов из них: 20 часов - теория, 30 часов -практики, по окончанию участникам выдаётся сертификат).

«Школа вожатого». Образовательная программа нацелена на подготовку специалистов для работы в детских лагерях летнего оздоровительного сезона и выполняет следующие задачи: проведение курсов теоретических и практических занятий, позволяющих студентам постичь основой вожатского мастерства; подготовка студентов к работе с детьми различных возрастов и проблем; создание и сплочение отряда, укрепление связей между новыми опытными бойцами отряда; создание оптимальных условий раскрытия творческих способностей участников (табл. 3).

№ Раздел Содержание Кол-во часов

1 Введение. Ознакомление с основными положениями программы «ДАРstar», знакомство с вожатыми-лекторами. Теория - 1

2 Одно движение -РСО. Деятельность МООО РСО (история, направления, состав, устав); региональный штаб РС (Я). Теория - 2

3 Вожатый -профессия птица. Сфера деятельности студенческих педагогических отрядов. Личностные качества вожатого. Культура речи и поведения вожатого. Теория - 2 Практик - 2

4 Вожатый в школе. Знание прав и обязанностей вожатого. Знание стадий развития коллектива. Психолого-возрастные особенности детей школьного возраста. Организация детского коллектива. Теория - 2 Практика -2

5 Игровые технологии. Классификация игр. Типология игр. Технологии проведения игр. Теория - 2 Практика - 4

6 Методика организации и проведения массовых мероприятий. Структура и классификация массовых мероприятий. Умение организовать и проводить мероприятия, фестивали, конкурсы, коммунарские сборы, веревочные курсы. Теория - 2 Практика - 5

7 Искусство публичных выступлений. Ораторское мастерство. Знание коммуникативных качеств, логичность, чистота, выразительность, жестикуляция; точность речи. Теория - 1 Практика - 2

8 Психолого-педагогические особенности школьников разного возраста. Знание психологических особенностей детей; Умение правильно решать проблемные ситуации в лагере. Теория - 2 Практика - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Вожатый - лидер. Умение быть лидером. Теория - 1 Практика - 2

10 Информационно -коммуникационные технологии в работе вожатого. Интернет ресурсы. Умение эффективно использовать в своей работе. Информационные технологии в работе вожатого. Теория - 2

11 Сценарное мастерство. Знание форм театрализованного представления. Навыки написания сценария. Теория - 2 Практика - 2

12 Детский оздоровительный лагерь. Устройство и принципы работы ДОЛ. Знание нормативно-правовых основ работы вожатого. Теория - 2

13 Лагерная смена от А до Я. Знание периодов смены и логика ее развития. Умение разрабатывать тематические смены. Знание общелагерных мероприятий. Теория - 2 Практика - 2

14 Секреты оформления. Стенные газеты, отрядные уголки. Теория - 2 Практика - 3

Всего: 50 часов

Выводы. Таким образом, мы можем наблюдать, что педагогические отряды являются одними из главных средств развития коммуникативных, организаторских, творческих способностей студентов, которые необходимы в профессиональном становлении будущих педагогов. Студент должен помнить, что он неповторимая личность, творческий человек, умеющий находить общий язык со всеми. Если он уверен в себе, в своих действиях, то любое препятствие станет для него еще одним шагом к прогрессу. Ведь каждая профессия требует от людей определенных способностей, качеств и компетенций.

Литература:

1. Куприянов Б.В. Педагогический отряд как социальный организм (метафорическая репрезентация понятия). // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1 (9), 2015.

2. Могалюк Е.М. социально-культурная деятельность молодежных общественных объединения как фактор самореализации личности: Дисс.на соиск. учен. степ.канд.пед.наук: 13.00.05 / Е.М. Могалюк; мос. гос. унив. культ. и искус. М., 2001. - 214 с.

3. Постановление от Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2014 года № 163 о студенческих педагогических отрядах в РС(Я) (с изменением на 21 марта 2019 года) (в ред. Постановление Правительства РС(Я) от 24.04.2017 №117, от 01.08.2018 №228, от 21.03.2019 №44)

4. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов педагогического вуза в деятельности студенческого педагогического отряда: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.М. Харланова; Челяб. гос. пед. унив. Челябинск, 2002. - 180 с.

5. Ховрин А.Ю. Студенческие отряды как субъект реализации ГМП: социолого-управленческий анализ: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: 22.00.08 / А.Ю. Ховрин; Рос.гос.тех.унив.им. К.Э. Циолковского. М., 2003. - 217 с.

6. https://xn--d1amqcgedd.xn--p1ai/pedagogi

7. http://www.upo-fco.ru/what/history/leaders/item/2216-pedagogicheskie-otryadyi-yakutii-stremimsya-k-sovershenstvu.html

8. https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2294926

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Сардана Филипповна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент кафедры экономики и управления развитием территории Борисова Сааскылана Сергеевна Финансово-экономический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент кафедры экономики и управления развитием территории Васильева Нарыйа Прокопьевна Финансово-экономический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. Формирование национальных стратегий, программ финансового образования населения является важным фактором экономического благополучия страны. Именно в общеобразовательной школе как основному институту социализации подрастающего поколения необходимо закладывать знания по основам финансовой грамотности.

Ключевые слова: финансовое образование, финансовая грамотность, финансовое поведение, образовательные программы, компетенция, персональное финансовое образование.

Annotation. The formation of national strategies and programmes for the financial education of the population is an important factor in the economic well-being of the country. It is in the general education school as the main institution of socialization of the younger generation that it is necessary to lay down knowledge on the foundations of financial literacy.

Keywords: financial education, financial literacy, financial behavior, educational programs, competence, personal financial education.

Введение. В современный период финансовая грамотность - это компетенция, которой должен владеть современный человек XXI века. Формирование национальных стратегий, программ финансового образования населения является важным фактором экономического благополучия страны. Многие зарубежные страны разработали и реализуют национальные стратегии повышения финансовой грамотности населения.

Именно в общеобразовательной школе как основному институту социализации подрастающего поколения необходимо закладывать знания по основам финансовой грамотности, построению собственной концепции финансовой стабильности, норме финансового поведения в экономической среде, поведения, ответственности личности во всех сферах жизни.

О роли уровня финансовой грамотности населения и влиянии ее на жизнь граждан нашли свое отражение в научных трудах Ю.В. Бреховой, Л.В. Болдыревой, Д.А. Высокова, Л.А. Витта, Н.В. Иващенко, П.К. Ланта, И.В. Манаховой, Д.В. Моисеевой, Е.А. Фёдоровой, Д.А. Шевченко и других.

Анализ зарубежного опыта по определению термина «финансовая грамотность» населения - это:

• финансовое знание [7];

• финансовая компетентность личности, которая проявляется, как умение на практике применять полученные знания [10];

• личная финансовая грамотность как умение управлять и обеспечивать свое финансовое благосостояние [5];

• способность оценивать финансовые продукты и уметь принимать обоснованные решения для реализации долгосрочных прибылей [9];

• знание основных финансовых понятий и оценка риска при принятии финансовых решений [8];

• финансовая грамотность как способность (компетенция) человека управлять финансами [6];

• совокупность финансовой осведомленности, знаний, навыков, установок и моделей поведения, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений и, в конечном счете, способность достичь индивидуального финансового благополучия [2].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время развитие финансовой грамотности стало одной из значимых задач системы общего образования. Одновременно с прогрессом мира меняется общество, меняются дети и их потребности. И в зависимости от социальных вызовов необходимо совершенствовать знания учащихся образовательных школ.

Исследование, проведенное в рамках совместного проекта Минфина РФ и Всемирного банка, выявило, что в 2018 г. Россия заняла 9-е место среди стран G20 (государства с наиболее развитой и развивающейся экономикой) в рейтинге финансовой грамотности населения [13].

Анализ российского опыта по определению термина «финансовая грамотность населения»:

• М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова дают следующее определение «Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д. Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.