2. Armbruster Ostborn. "The Science of Reading: Barriers to Teaching Children to Read". New York, 2001.
3. Abdugaffarova F. "The use of pedagogical technologies in primary school lessons". Eurasian Scientific Journal, 2020.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Зарайская Т.В.1, Шальнева Е.Д.2
13арайская Татьяна Викторовна - генеральный директор, Управляющая компания «Реализация инноваций, технологическая модернизация»;
2Шальнева Екатерина Дмитриевна - руководитель, направление студенческих педагогических отрядов Центральный штаб, Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды», г. Москва
Аннотация: вовлечение молодежи в деятельность студенческих отрядов является одним из приоритетных направлений Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. Особое значение имеют педагогические студенческие отряды, когда молодежь, хорошо знающая и разделяющая интересы подростков, берет на себя функции старшего товарища и наставника. Такая форма общения и воспитания достаточно эффективна, но для ее реализации участникам студенческих педагогических отрядов нужны соответствующие знания и компетенции, современному педагогу важно быть грамотным, мобильным, социально активным специалистом, уметь ответить на запросы детей и подростков с учетом их разносторонних интересов и процессов цифровизации. Одной из форм повышения компетенций участников студенческих педагогических отрядов является Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов.
Ключевые слова: студенческие педагогические отряды, форум, повышение компетенций, трудовые отряды подростков, проект Министерства просвещения Российской Федерации.
Современные студенческие педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления. Студенческие педагогические отряды (СПО) ежегодно организовывают каникулярный отдых детей в первую очередь в детских лагерях своих регионов, работают в детских центрах федерального значения. В настоящее время студенческие педагогические отряды являются самым популярным направлением Российских Студенческих Отрядов. Ежегодно в работе педагогических отрядов принимают участие более 60 тысяч активистов из 74 субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают отдых более 1,6 млн детей и подростков.
Студенческие педагогические отряды, помимо обеспечения занятости студентов, обеспечивают также:
- приобретение дополнительных профессиональных навыков;
- прохождение практической школы для будущих педагогов;
- подготовку молодежи к вступлению в социально-экономические отношения на рынке труда.
Для повышения компетенций участников педагогических студенческих отрядов, для получения ими дополнительных знаний и обмена опытом необходимо проводить мероприятия, направленные на совершенствование навыков и умений вожатых из различных регионов на одной площадке, с погружением участников в условия лагерной смены, в том числе для проведения совместного анализа летней оздоровительной компании, модернизации системы обучения и работы в дальнейшем.
Таким мероприятием на сегодняшний день является Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов, по итогам работы которого участники получают знания, идеи, методический материал по организации отдыха детей и подростков, формируют единые требования к работе и образу современного вожатого.
В рамках Всероссийского форума совершенствуются навыки и умения вожатых из различных регионов на одной площадке, с погружением участников в условия лагерной смены, в том числе для проведения совместного анализа летней оздоровительной компании, модернизации системы обучения.
Участие в форуме способствует повышению квалификации педагогических кадров в студенческом педагогическом отряде, обеспечению высокого качества реализации педагогических программ, разработке, апробации и внедрению новых педагогических технологий и методов.
Ежегодно по итогам работы Всероссийского форума, при организации процесса обучения на школах подготовки вожатых, учитываются полученные знания и компетенции необходимые для работы вожатого в условиях детского лагеря, которые транслируются для более 50 тысяч вожатых студенческих педагогических отрядов.
В 2020 году «Управляющая компания „Реализация инноваций, технологическая модернизация"» в рамках реализации проекта от Министерства просвещения Российской Федерации организовала и провела VII Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов.
Организаторами форума являлись Министерство просвещения Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания „Реализация инноваций, технологическая модернизация"», Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды».
VII Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов прошел со 2 по 4 октября 2020 года на базе Парка науки и искусства «Сириус» в Сочи.
Форум объединил представителей 55 регионов России - членов студенческих отрядов и трудовых отрядов подростков, сотрудников организаций отдыха детей и их оздоровления и всероссийских детских центров, представителей образовательных организаций.
Целью мероприятий Всероссийского форума являлось совершенствование системы подготовки участников студенческих педагогических отрядов для повышения качества организации летнего отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.
Участники из разных уголков России, объединенные одними интересами, смогли рассказать о своей работе, об интересных приемах и находках, обсудить неудачи и совместно искать выход из них в непосредственном неформальном общении.
На Всероссийском форуме были проведены один из этапов Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший студенческий педагогический отряд» и Всероссийский конкурс «Лучший вожатый», завести Всероссийское совещание специалистов, занимающихся подготовкой вожатских кадров.
Обмен опытом и идеями между участниками форума происходили в рамках дискуссионной тематической площадки по темам развития студенческих педагогических отрядов, 5 образовательных площадок, позволяющих повысить
уровень подготовки вожатских кадров, образовательной площадки профориентационной направленности и круглого стола.
За звание лучшего студенческого педагогического отряда боролись 14 отрядов. Конкурсанты принимали участие в интеллектуальных состязаниях, представляли в виде мастер-класса профориентационную программу для детей, в творческом формате презентовали визитку отряда.
Для молодых людей это стало отличным шансом показать себя в качестве опытных вожатых за пределами своих регионов, завести большое количество новых знакомств и обменяться опытом для дальнейшей педагогической деятельности.
В конкурсе, параллельно проходившим на форуме, по итогам состязаний был выбран «Лучший вожатый» Анастасия Алексеенко из Омской области.
Помимо конкурсных испытаний на форуме проходила и образовательная программа, которая включала в себя дискуссионные площадки, мастер-классы от экспертов в области организации деятельности педагогических кадров, круглый стол. Участникам мероприятия предоставилась возможность обсудить вопросы, связанные с проблемой трудоустройства подростков, работой в новых форматах по организации детского отдыха.
Так, дискуссионная тематическая площадка «Цифровые компетенции современного вожатого» стала центром обсуждений вопросов подготовки современных вожатых, кадрового резерва педагогических отрядов, особенностей работы во время пандемии и готовности вожатых к изменяющимся режимам работы, таким как онлайн форматы детских лагерей. Участниками площадки стали 50 человек. Были определены задачи для педагогического направления по итогам работы площадки: дополнить программу подготовки вожатых компетенциями, необходимыми для работы в онлайн лагерях, подготовить программу организации деятельности трудовых отрядов подростков как системы кадрового резерва вожатского направления, принять к сведению опыт работы регионов в условиях пандемии и транслировать его для других в качестве успешных практик.
Были проведены многочисленные мастер-классы экспертов по актуальной тематике организации деятельности оздоровительного отдыха детей, в частности, технологии бесконфликтного поведения вожатого в детском оздоровительном лагере.
Участники форума обсудили проблемы личностного роста вожатого, самодиагностики и профилактики его профессионального выгорания.
На мастер-классе была представлена модель оценки сформированности и развития компетенций вожатого с момента его зачисления в группу обучения, и до момента окончания первой лагерной смены. Участники мастер-класса не только ознакомились с базовыми принципами модели оценки, но и попробовали адаптировать ее для своих студенческих отрядов и школ вожатых.
Одной из наиболее важных и информативных площадок стал круглый стол на тему «Профессиональная ориентация детей как система формирования кадрового резерва отраслей экономики». В мероприятии приняли участие более 30 человек, в том числе члены Общественной палаты Российской Федерации, представитель Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации, руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» АНО «Россия -страна возможностей», представители всероссийских и региональных центров образования и профориентации, участники трудовых отрядов подростков МООО «РСО», а также руководители организаций отдыха детей и их оздоровления регионального и всероссийского уровней.
Участники круглого стола обсудили вопросы развития системы профориентации школьников, рассмотрели сложности законодательного регулирования процедуры найма несовершеннолетних на работу, подняли вопрос об утверждении статуса
«вожатый-стажер» для несовершеннолетних с целью их трудоустройства в организации педагогической направленности с возможностью включения периода работы в трудовой стаж.
Участникам форума был представлен опыт молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» на тему адаптации школьников к современному рынку труда с помощью механизма создания трудовых отрядов подростков. В рамках обсуждений участники мероприятия пришли к выводу, что для организации эффективного процесса трудового воспитания школьников и студентов профессиональных образовательных организаций, подросткам необходимо наряду с получением теоретических знаний о профессиях реализовать себя в первичной трудовой деятельности, получив опыт работы и возможность самостоятельного заработка. Однако, в такой ситуации возникает ряд сложностей, связанных с подготовкой и сбором документов для приема на работу.
Эксперты высказались о важности получения опыта первичной трудовой деятельности несовершеннолетних, отметили возможность повышения финансовой грамотности и организации системы наставничества, реализуемой в рамках обучения периодами от младших школьников к обучающимся старших классов и студентов профессиональных образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность по программам среднего профессионального образования.
Проведение Форума позволило установить участникам из различных регионов, работодателям, образовательным и некоммерческим организациям новые контакты для развития совместной деятельности, трудоустройства молодежи, временной занятости подростков, привлечения новых участников студенческих педагогических отрядов и т.д.
На закрытии VII Всероссийского форума студенческих педагогических отрядов были подведены итоги конкурса «Лучший СПО» и «Лучший вожатый».
Проведение VII Всероссийского форума студенческих педагогических отрядов будет способствовать развитию студенческих педагогических отрядов Российской Федерации, повышению квалификации специалистов разного уровня, задействованных в сфере детского отдыха и оздоровления, а также нахождению новых и нестандартных путей решения актуальных проблем воспитания детей.
Всероссийский форум студенческих педагогических отрядов является эффективным мероприятием по повышению компетенций педагогических кадров.
По итогам работы форума участники получили знания и обменялись идеями в определении и продвижении деятельности трудовых отрядов подростков.
Проведение форума позволило его участникам из различных регионов страны установить связи с работодателями, образовательными и некоммерческими организациями для развития совместной деятельности по трудоустройству молодежи, временной занятости подростков, привлечению новых участников студенческих педагогических отрядов.
Проведение форума способствовало популяризации студенческих педагогических отрядов и профессии «вожатый» в подростковых и молодежных средах, информированию о возможностях профессиональной самореализации в студенческих педагогических отрядах и трудовых отрядах подростков.
Выводы.
Результаты реализации проекта «Организационно-техническое сопровождение VII Всероссийского форума студенческих педагогических отрядов» будут использованы для развития деятельности движения студенческих педагогических отрядов в Российской Федерации, а также развития кадрового потенциала организаций отдыха детей и их оздоровления.
В целом реализация проекта «Организационно-техническое сопровождение VII Всероссийского форума студенческих педагогических отрядов» способствовала
решению ряда наиболее актуальных задач в сфере детского отдыха и оздоровления, среди которых:
- решение вопросов кадрового обеспечения организации отдыха и оздоровления детей;
- повышение конкурентоспособности студенческих педагогических отрядов при трудоустройстве в организации отдыха и оздоровления детей;
- разработка, апробация и внедрение новых технологий в деятельности педагогического направления в субъектах Российской Федерации;
- создание условий для популяризации студенческих педагогических отрядов и профессии «вожатый» в подростковых и молодежных средах;
- информирование студенческой молодежи о возможностях профессиональной самореализации в студенческих педагогических отрядах;
- демонстрация образовательных возможностей Всероссийских детских центров в вопросах подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере организованного отдыха и оздоровления детей, государственной молодежной политики.
Список литературы
1. Приказ Минобразования России от 05 сентября 2002г. № 3216 «Об утверждении примерного положения о студенческом отряде».
2. Расчетина С.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Расчетина [и др.]; отв. ред. С. А. Расчетина, 3.И. Лавреньтьева. М.: Издательство Юрайт, 2017. 414 с. Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-9916-9311-0.
3. Афанасьев Л.И., Макаренко Т.А. Педагогические отряды как средство развития будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 32. С. 338-340. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771096.htm/ (дата обращения: 13.04.2021).
4. Харланова Е.М.Развитие социальной активности будущих специалистов в условиях студенческого педагогического отряда: монография / Е. М. Харланова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. 194 с.
5. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2005. 256 с.