Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетентностей студентов педагогического института посредством методовдеятельностногообучения'

Развитие профессиональных компетентностей студентов педагогического института посредством методовдеятельностногообучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTE / ACTIVITY / METHODS OF ACTIVITY LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Ершова Нина Васильевна

Статья посвящена поиску эффективных методов обучения, формирующих и развивающих профессиональные компетентности студентов педагогического института. Авторы определяют таковыми методы деятельностного обучения, а также дают описание новых деятельностных методов профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Михаил Айуолович, Ершова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTE BY MYODBCUTILFREEDATASOURCE

The article is devoted to the search for effective teaching methods that form and develop professional competencies of students of the pedagogical institute. The authors define the methods of activity-based training with these, as well as provide a description of the new activity methods of vocational education.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетентностей студентов педагогического института посредством методовдеятельностногообучения»

V - пунктуационная ошибка.

Ф - фактическая ошибка.

Z - красная строка (нет отступа).

Г - нарушение границы предложения (Девочка села. И спросила о погоде).

V - пропуск слова, предложения.

Главное не только научить видеть ошибки, но и способствовать тому, чтобы такие ошибки обучающиеся могли объяснить, а в дальнейшем не допускать в письменной или устной речи.

Метод «кольца». Рассматриваемый метод целесообразно использовать в начале и в конце урока. В начале урока ребятам дается видеоматериал, афоризм, картина, пословица и т.д., которые готовят обучающихся к восприятию нового материала. А по завершении урока ученикам предстоит написать эссе по афоризму, раскрыть понимание видеоматериала и т.д.

Например, в начале урока дается задание: ознакомьтесь со стихотворением, определите какие части речи выделены в стихотворении В. Жуковского.

Там небеса и воды ясны!

Там песни птичек сладкогласны!

0. Родина, все дни твои прекрасны!

Где б ни был я, но все с тобой

Душой.

Обучающиеся вступают в диалоговое общение с учителем и между собой, учатся формулировать четко мысль, объяснять свой выбор.

Далее на основе стихотворения учитель подводит класс к определению тема урока «Прилагательные краткие и полные», следующий шаг - разбор запланированных правил и упражнений.

В конце урока дается следующая работа: ответьте письменно на вопрос «Что изменится в стихотворении В. Жуковского, если краткие прилагательные заменить на полные?».

Метод «кольца» дает возможность использовать на уроке не отдельные элементы интерактивности, а построить занятие интерактивной форме.

Выводы. Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач. Во-первых, интерактивные методы основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, то есть реальностью. Во-вторых, в интерактивном обучении личный опыт учащегося служит не просто вспомогательным материалом и иллюстрацией к основному содержанию образования, а центральным источником учебного познания, что активизирует процессы самоактуализации. В-третьих, в интерактивном обучении активность педагога уступает место активности школьника.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Баранов А.М. Учимся делать вместе. Материалы для тренинга учителей. М.: Интуит.ру., 2007.

3. Образовательные технологии в вузе: опыт Национального исследования Саратовского государственного университета / под ред Е.Г. Елиной, Е.И. Балакиревой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993

Педагогика

УДК:378.147

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна

Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных методов обучения, формирующих и развивающих профессиональные компетентности студентов педагогического института. Авторы определяют таковыми методы деятельностного обучения, а также дают описание новых деятельностных методов профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты педагогического института, деятельность, методы деятельностного обучения.

Annotation.The article is devoted to the search for effective teaching methods that form and develop professional competencies of students of the pedagogical institute. The authors define the methods of activity-based training with these, as well as provide a description of the new activity methods of vocational education.

Keywords: professional competence, professional competence, students of the pedagogical institute, activity, methods of activity learning.

Введение. Динамический характер нашей жизни, когда появляются новые и исчезают еще вчера востребованные профессии и специальности, делает особенно актуальным формирование не столько профессиональных умений, знаний стандартов, сколько развитие профессиональных компетентностей студентов. Вместе с этим Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее ФГОС ВО) ставят новые требования к результатам профессионального образования, определяя их в виде компетенций.В этих условиях необходим поиск средств, механизмов, технологий их формирования и

развития.Остается открытым основной вопрос: «Какие технологиии и методы обучения необходимо применять для формирования профессиональной компетентности студентов?».

Проблема поиска эффективных механизмов формирования и развития профессиональных компетентностей студентов педагогического высшего учебного заведения привела нас к исследованию возможностей технологий деятельностного обучения в данной области, а также поиску новых деятельностных методов профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к рассмотрению технологий и методов деятельностного обучения, необходимо определиться с понятием «компетентность». Компетентность специалисты понимают как «способность осуществлять тот или иной вид деятельности», а под компетенцией - «интегративную характеристику возможностей субъекта осуществлять деятельность в той или иной сфере» [9].

Взаимосвязь компетентностей и компетенций мы вслед за Ефремовой Н.Ф. характеризуем следующим образом: компетенции проявляются в действиях человека, его мыслях и поступках, понимании и анализе проблемы, в построении деятельности, а компетентность - это потенциал человека [4]. Основываясь на этих определениях, под профессиональной компетенцией мы будем понимать совокупность личностныхи деловых качеств человека, отражающую определенные профессиональные знания, навыки, опыт, умения применять имеющиеся знания в изменяющихся условиях, такие личностные качества, как адекватная самооценка, стремление к самосовершенствованию в профессии, позволяющие успешно осуществлять деятельность в той или иной области. А под профессиональной компетентностью - потенциал специалиста, обладающего компетенциями, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Для более подробного определения структуры профессиональной компетенции и актуализации влияния методов деятельностного обучения на формирование компетентностей нам необходимо также рассмотреть концепции, раскрывающие понятие «деятельность». Возникшая в 20-30-е годы двадцатого столетия теория деятельности, опирающаяся на труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и развитая в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др., постепенно превратилась в хорошо обоснованную теорию учения, признанную в мире.

Изучение трудов А.Н. Леонтьева помогло нам сделать следующие выводы: если в качестве индивида человек представляет собой природно-обусловленные признаки, то его преобразование в личность происходит в процессе деятельности [6]. Д.А. Леонтьев подчеркивает, что личность - это человек, выступающий как автономный носитель и субъект конкретных исторически сложившихся человеческих форм деятельностного отношения к труду [7].

Результатом деятельности является система субъектности, что в свою очередь, является основной составляющей профессиональной компетенции. Субъект имеет собственные цели, умеет планировать деятельность по ее достижению.

Таким образом, основными составляющими профессиональной компетенции будут являться знания и умения в области профессионального взаимодействия, подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение действовать в изменяющихся условиях, умение самостоятельно планировать свою деятельность на основе оценивания результатов своего труда, а также внутренняя мотивация к постоянному профессиональному развитию и адекватная профессиональная самооценка.

В основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования лежит идея о том, что студент становится субъектом учебной деятельности, у которого имеется своя цель, достигая которую он решает творческие, поисковые, проблемные задачи. Студент становится инициатором деятельности, а преподаватель создает условия, организует их.

Основным принципом деятельностных методик является то, что обучающийся не получает знания в готовом виде а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает ее систему и структуру.

К педагогическим технологиям, построенным на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, Г.К. Селевко относит:

- Игровые технологии. Структура игры как деятельности включает в себя следующие элементы: целеполагание, планирование, достижение цели, а также анализ результатов, в которых играющие имеют возможность реализовать себя в качестве субъекта. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В профессиональном педагогическом образовании важную роль играют деловые игры, модификацией которых являются ролевые игры.

- Проблемное обучение. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

- Метод проектов. Метод проектов дает возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Технология учебного проектирования (метод проектов) предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [10].

В своей деятельности преподаватели Педагогического института Северо-Восточного федерального университета применяют приведенные выше уже ставшими традиционными деятельностные методы, а также, руководствуясь профессиональными и личностными задачами, становятся организаторами и авторами следующих методов и форм обучения, которые мы попытаемся определить как деятельностные.

1. Педагогический отряд.

2. Методическая олимпиада.

3. Конкурс «Ай,уол (Твори, юноша)!».

Педагогический отряд «ДАР» создан с целью подготовки будущих педагогов института к работе с детским коллективом, а также формирования организаторских умений, правовой культуры и педагогической компетентности. Учредителем отряда является член - корреспондент РАО, д.п.н. профессор Д.А. Данилов.

Основными видами деятельности отряда являются: участие в благотворительных акциях, работа в детских лагерях, помощь в организации региональных, муниципальных и школьных мероприятий, а также помощь в организации досуга обучающихся, работа вожатыми-организаторами в школах, участие в профориентационной работе института, работа вожатыми на детских площадках в летнее время и другое.Члены отряда уже в студенческие годы вовлечены в педагогическую деятельность, непосредственно решая возникающие проблемы в реальных ситуациях, планируя и претворяя свои планы в изменяющихся условиях. Такая деятельность является необходимым условием формирования профессиональных компетентностей студентов.

Методическая олимпиада проводится в целях развития профессиональных компетентностей студентов и магистрантов. Основной задачей ее проведения являются содействие повышению качества подготовки выпускников педагогического института, подготовке их к введению и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Методическая олимпиада проводится в два тура: первый тур представляет собой тестирование профессиональных знаний студентов 3-4 курсов, магистрантов (задания на знание педагогики, законов в области образования, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и др., решение педагогических задач); во втором туре олимпиады участники демонстрируют владение образовательной технологией (или его фрагмента) в ходе занятия с фокус-группой студентов 1 и 2 курсов.

Основными критериями оценки заданий второго тура являются:

• Отражение в занятии современных задач образования.

• Адекватность выбранной технологии целям и содержанию учебного материала.

• Технологическая последовательность этапов. Алгоритмичность.

• Результативность. Усвоение учебного материала студентами.

• Умение вызвать и поддержать интерес к дисциплине.

Таким образом, методическая олимпиада направлена на формирование и развитие таких компонентов профессиональной компетентности, как знания и умения в области профессионального взаимодействия, подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, внутренняя мотивация к постоянному профессиональному развитию.

Конкурс творческих продуктов «Ай, уол!» носит профориентационный характер, проводится с целью выявления и поддержки учреждением высшего профессионального образования творческих и способных юношей 6-11классов школ республики. Основными задачами конкурса являются содействие формированию высокой самооценки и становления юношей, их самостоятельности, инициативы и активности, профессионального определения, создание банка данных потенциальных первокурсников университета. Конкурс проводится по следующим номинациям:

1) Техника (транспорт, электротехника, связь, энергетика);

2) Строительство (архитектура, ремонт, мебель);

3) Ремесла (столярное, кузнечное, слесарное, ювелирное);

4) ИКТ и ТВ технологии;

5) Предпринимательство и бизнес;

6) Охота, рыбалка, туризм;

7) Сельское хозяйство.

Юноши в ходе конкурса демонстрируют созданный продукт творческой деятельности: усовершенствованные механизмы, машины или проекты в виде чертежей, муляжей; изготовленные изделия, описание способов деятельности и др. Также предоставляется ролик, демонстрирующий технологию изготовления продукта с комментариями школьника-участника конкурса. Экспертная оценка проводится по следующим критериям: инновационность, практическая ценность,социальная ориентированность, экономический эффект.

Старшеклассники в процессе изготовления своего конкурсного изделия проходят все этапы деятельности, формируется и развивается внутренняя мотивация осознанного выбора послешкольного вектора развития.Студенты индустриально-педагогического отделения Педагогического института в ходе конкурса выступают организаторами, экспертами конкурса, осуществляя анализ и оценку, как готового изделия, так и процесса его изготовления.

Итак, студенты в ходе участия в педагогическом отряде, методической олимпиаде, конкурсе творческих продуктов юношей занимаются профессиональной деятельностью, решая рабочие проблемы, ставя цели, строя и проверяя гипотезы, планируя, анализируя и оценивая деятельность, в том числе и свою. Таким образом, предложенные (созданные) нами методы могут быть отнесены к методам деятельностного обучения, формирующим и развивающим профессиональные компетентности студентов.

Мы предлагаем возможную дифференциацию деятельностных методов обучения, в основе которой лежит целевая установка - формирование определенных компонентов профессиональных компетентностей студентов (табл. 1).

Таблица 1

№ Основные компоненты профессиональных компетенций Методы деятельностного обучения

1. Знания и умения в области профессионального взаимодействия. Игровые технологии, проблемное обучение, метод проектов, методическая олимпиада, участие в педагогическом отряде, в конкурсе творческих продуктов.

2. Подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности. Игровые технологии, участие в педагогическом отряде, методической олимпиаде, в конкурсе творческих продуктов.

3. Умение решать не только типовые профессиональные задачи, но и действовать в изменяющихся условиях. Проблемное обучение, метод проектов, участие в педагогическом отряде, методической олимпиаде.

4. Умение самостоятельно планировать свою деятельность на основе оценивания результатов своего труда Проблемное обучение, метод проектов, методическая олимпиада, участие в педагогическом отряде, в конкурсе творческих продуктов.

5. Адекватная профессиональная самооценка. Метод проектов, методическая олимпиада, участие в педагогическом отряде, в конкурсе творческих продуктов. Участие в педагогическом отряде.

6. Внутренняя мотивация к постоянному профессиональному развитию, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Метод проектов, методическая олимпиада, участие в педагогическом отряде, в конкурсе творческих продуктов.

Выводы. По итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Профессиональные компетенции состоят из следующих основных компонентов:

1) знания и умения в области профессионального взаимодействия;

2) опыт в решении типовых профессиональных задач;

3) умение самостоятельно планировать свою деятельность на основе оценивания результатов своего труда;

4) способность эффективно действовать в изменяющихся условиях;

5) адекватная профессиональная самооценка;

6) внутренняя мотивация к постоянному профессиональному развитию.

Методы и технологии способствуют формированию и развитию профессиональных компетентностей студентов, если имеют деятельностный характер.

Такие методы и формы профессионального образования как участие в методических олимпиадах, педагогических отрядах, конкурсах на творчество могут быть отнесены к деятельностным.

Деятельностные методы обучения можно дифференцировать и применять исходя из формируемых компонентов профессиональных компетентностей студентов.

Литература:

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011.

2. Данилов Д.А., Борисова З.Н. Модульно - компетентностная технология в исследовательском саморазвитии студентов: научно-методическое пособие / Д.А. Данилов, З.Н. Борисова. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2011. - 103 с.

3. Ильченко Сергей Викторович. Формирование компетентностей учителя сельской школы к реализации профильного обучения Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Сургут, 2007. - 27 с.

4. Компетенции в образовании: формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. - Москва, Издательство «Национальное образование», 2012. - 416 с.

5. Красавина Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов-будущих бакалавров профессионального обучения на основе метода междисциплинарных электронных проектов: Автореферат на соисканиедиссертации кандидата педагогических наук. - Казань, 2017. - 24 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

7. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. - 43 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мордовская А.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе: учебное пособие / А.В. Мордовская. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - 106 с.

9. Никифорова Т.А. Технологии деятельностного подхода как средство предотвращения «угасания компетенций» // Инновационная наука - №5-2, 2018. - с. 101-103.

10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий . Т. 1 / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 2 / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ивановская Ольга Геннадиевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮШИМИ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Аннотация. Феномен речевой активности, рассмотренный с точки зрения воспитательного потенциала логопедических занятий, служит для учителя-логопеда индикатором возникновения чувства взрослости у подростков, обуславливает внимание к форме и содержанию логопедического воздействия.

Ключевые слова: речевая активность, новообразования подросткового возраста, организационные формы, технологии и приемы логопедического воздействия.

Annotation. The speech activeness phenomenon, considered from the point of view of the educational potential of speech therapy classes, serves as an indicator of the sense of adulthood emergence in adolescents, causes attention to the form and content of speech therapy impact.

Keywords: speech activeness, neoplasms of adolescence, organizational forms, technologies and particular techniques of speech therapy impact.

Введение. Современный человек должен быть развит всесторонне. В частности, невнимание к неправильному произношению звуков речи у учеников средней и старшей школы не может быть оправдано отсутствием времени на их исправление, упущениями начальной школы и т.п. [2, 7, 14, 15, 16, 17, 20, 21].

Основоположник отечественной логопедии М.Е. Хватцев замечал: «Каждый, имеющий дефект произношения, переживает его по-своему. Одни избегают произносить дефектный звук (они или стараются молчать, или подбирают слова, в которых этот звук отсутствует), другие произносят его и во время разговора чувствуют себя неловко. Но есть и такие, которые видят в дефекте звукопроизношения серьёзную помеху для выбора специальностей: преподавательской, сценической, требующих правильного, чёткого произношения. Наконец, встречаются истинные ценители родного языка, считающие, что им следует владеть в совершенстве. И они правы» [18, с. 3].

На современном уроке учитель говорит гораздо больше ученика. Большой объем содержательного материла, сжатые сроки изучения отдельных тем приводят к гипервербализации обучения при изложении учителем школьного курса.

Подсчитано, что на устные высказывания учеников на уроке приходится примерно по 30 секунд на каждого [13, с. 89-90]. Молчание ученика узаконено, особенно в момент объяснения нового материала. Однако объяснение очень часто не обозначает «делание чего-либо ясным», а превращается в разложение целого на части, лишая урок, таким образом, целостного видения его предмета. «Объяснить - значит расчленить» [19, с. 504].

Учащиеся-подростки часто пассивно, по привычке ждут объяснений учителя, относятся к ним некритично, что отчасти объясняется тенденцией к «поверхностному» освоению мира в современную информационную эпоху, а отчасти - нежеланием подростков, и не только имеющих дефекты произношения, высказываться по теме урока.

Таким образом, проблема низкой речевой активности подростков с нарушениями звукопроизношения на уроке, актуальна, требует обсуждения и поиска способов разрешения.

Изложение основного материала статьи. Согласно «Закону об образовании» Российской Федерации «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Можно рассуждать об обучении и воспитании как о «лице» и «осанке» применительно к современной системе образования [12].

Обучение и воспитание, прежде чем стать двумя сторонами единого педагогического процесса, в исторической ретроспективе стояли долгое время «по разные стороны баррикад»: рыцарь был воспитан, но не учён (часто - неграмотен), а нувориш в своих последующих поколениях стал хорошо обученным, но от этого не становился воспитанным.

«Осанка», а не что-либо другое, провела границу между воспитанием и общим образованием: насколько «осанка» необходима в воспитании, настолько часто о ней забывают в общем образовании. Если брать по большому счёту, то воспитания без «осанки» вообще не бывает. И там, где образовательные доктрины игнорируют «осанку», там воспитание не доходит до реальности. Формируя личность через многознание, многоумие, «развитие способностей», педагоги получают в результате «личность-без-осанки». Это -специфическое достижение современной системы образования «массового общества», «массовой культуры» и «массовой школы».

«Лицо» человека, не прошедшего опыта созерцания, остается «рожей». Ведь смысл прочитанного, познанного должен облачиться проговорённым словом, слово дополниться жестом. То есть Мысль должна стать Голосом, Артикуляцией, Поступком, Осанкой. Есть анекдот: «Учитель делится впечатлениями с коллегой: «Ну как Вам наши ученики?» - «Ужасно! Глядя на их рожи, я не заметил ни одного заинтересованного лица!» [12].

Взаимные ожидания учителя и ученика на современном уроке саркастически выразил Я. Козловский:

Раку Гусь твердил ОДНО:

«Ты ударь клешнёй О ДНО

И на берег ИЗ РЕКИ

Вылезь, мудрость ИЗРЕКИ.

Хоть про АтланТИДУ, РАК ...»

Рак ответил: «ТЫ - ДУРАК!» [Цит. по: 5, с. 130].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.