DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-235-239 Петрова Марина Георгиевна, ст. МП
ГБОУ ВО ВШМ РС(Я) (институт) им. В.А. Босикова
v.a. тт&^я
Кириллина Зоя Иннокентьевна
доцент КИТМ ГБОУ ВО ВШМ РС(Я) (институт) им. В.А. Босикова
тштш, тт№тт(шщ)ттштшш(щш)ы v.a. тт&^я
шш-штшт-штшшштшт
Педагогический опыт Веры Ивановны Берестовой
Аннотация. В статье раскрыт опыт замечательного педагога Высшей школы музыки РС(Я) Берестовой Веры Ивановны, оставив большой след в истории музыкального образования Якутии и внесла значительный вклад в методику воспитания юных музыкантов. По крупицам накапливая свой опыт, обучаясь у маститых коллег, какой является Мария Алексеевна Котляревская - Крафт, Вера Ивановна создала свой почерк в работе с детьми, свою методику и свой стиль.
Ключевые слова: педагог, мастер, методика, сольфеджио, методическое пособие, песни народов Якутии.
Abstract. The article reveals the experience of the remarkable teacher of the Higher School of Music of the Sakha Republic (Yakutia), Vera Ivanovna Berestova, who left a big mark on the history of music education in Yakutia and made a significant contribution to the methods of educating young musicians. Accumulating her experience bit by bit, learning from venerable colleagues such as Maria Alekseevna Kotlyarevskaya - Craft, Vera Ivanovna created her own style in working with children, her own methodology and her own style.
Key words: teacher, master, methodology, solfeggio, methodological manual, songs of the peoples of Yakutia.
Вера Ивановна Берестова (27.02.1947-11.10.2013 г.) - преподаватель сольфеджио, отличник культуры РС(Я), награждена знаком «Гражданская доблесть» (25). Вера Ивановна реализовалась и состоялась как специалист, как прекрасный соль-феджист, равному которому не было в Якутии. Окончив музыкальное училище как хормейстер, она посвятила жизнь смежной профессии - профессии теоретика. Вера Ивановна начала работать в Республиканской музыкальной школе и как опытнейший педагог продолжила творческий путь в новом учебном заведении - Высшей школе музыки РС (Я). Таким образом, творческая биография Веры Ивановны была связана с двумя ведущими учебными заведениями регион. На формирование творческой биографии В.И.Берестовой повлияла и её личная жизнь. Будучи женой выдающегося якутского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ, Николая Савельевича Берестова, она была верной соратницей, единомышленницей автора известных произведений, матерью троих детей.
Вера Ивановна рано ушла из жизни, но, несомненно, оставила большой след в истории музыкального образования Якутии и внесла значительный вклад в методику воспитания юных музыкантов. По крупицам накапливая свой опыт, обучаясь у маститых коллег, какой, например, является Мария Алексеевна Котляревская - Крафт, Вера Ивановна создала свой почерк в работе с детьми, свою методику и свой стиль.
Педагоги, которым приходилось брать учеников после обучения в классе Веры Ивановны все, как один, отмечают, что работать с ними было легко, настолько они были хорошо подготовлены.
В своей книге «Промолчать не смогу» М.А. Котляревская - Крафт писала о том, что народная мудрость приобреталась не в школах, не в институтах, она передавалась в труде рядом со взрослым и, по наследству, генетически. Она выражена в стремлении жить в согласии с законами мироздания. Народная мудрость давно очеловечила природу, через нее научились не осуждать индивидуальность, не переделывая личностное начало. Личностное рост ребенка можно рассматривать как цель и результат воспитания. Усвоение социально значимых знаний поможет растущему человеку лучше ориентировать в основных нормах и традициях окружающего его общества, понимать, по каким правилам устроена жизнь этого общества, что в нем считается нужным, верным и правильным, что в нем осуждается и табуируется, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения.
Предмет сольфеджио, как неотъемлемая и важная дисциплина музыкального образования, переживает постоянное обновление и эволюцию.
Как известно, перестройка системы музыкального образования началась в период с 1919 по 1930 годы, ведутся интенсивные поиски новых форм музыкального образования, новых методов обучения, движение в сторону демократизации искусства, доступности музыкального образования, развития музыкальных способностей масс, приобщения их к искусству. Важным подходом к процессу обучения музыки является принцип гуманизма.
Новый этап в становлении российского сольфеджио начался во второй половине XX века. Методика преподавания разрабатывается такими выдающимися педагогами, как А. Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм, Е. Давыдова, Т. Мюллер, А. Островский, Б. Незванов, И. Способин, и представляет собой мощную, развитую систему детально разработанных приёмов освоения языка классической музыки. В 60-е годы традиционное сольфеджио развивается по линии накопления материала и усиления дидактической базы. Создаются новые учебники, хрестоматии по слуховому гармоническому анализу, сборники диктантов. В русле гуманистических взглядов и подходов, в частности Ш. Амонашкили строилась методика М.А. Котляревской-Крафт и В.И. Берестовй.
Начало XXI века открывает новые горизонты в преподавании этой важнейшей дисциплины. Применяются различные системы и методы преподавания сольфеджио. Методические принципы авторов этих систем отражаются в новых учебниках и сборниках сольфеджио.
Некоторые авторы ставят своей задачей всестороннее развитие музыкального слуха, другие - развитие какого-либо одного навыка, третьи - решение одной из частной задач, например, развитию только гармонического слуха.
К началу 80-х годов стала ощущаться необыкновенно остро необходимость коренной перестройки методики сольфеджио с целью сокращения разрыва между уровнем подготовки музыкантов и требованиями современной музыкальной практики.
А. Островский выдвигает концепцию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании музыки XX века. В цикле из четырёх учебников сольфеджио он воплощает идею стилевого воспитания музыкального слуха. Стилевое сольфеджио становится важнейшим направлением современного курса обучения. Оно включает три аспекта: сольфеджио на эстрадно-джазорвом материале; сольфеджио на фольклорной основе; сольфеджио на основе музыки современных жанров. Например, заметным явлением стали сборники диктантов Н.Ф. Тифтикиди на материале музыки С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича.
В XX-XXI веках продолжает развиваться ладовое сольфеджио, которое помогает подготовить слух к освоению стилей и направлений современной музыки. Вслед
за «Ладовым сольфеджио» В. Блока появляются «Детское музыкальное творчество на русской народной основе» Б. Шеломова, «Японское сольфеджио» М. Карасевой и др. пособия.
Труд Б.М. Теплова, посвященный исследованию психологии музыкальных способностей положил начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным к концу XX века. В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой, Ю.Рагса, Е.В. Назайкинско-го, А.Милки, Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание именно психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха.
Рождаются неожиданные оригинальные идеи, позволяющие изменить само отношение к предмету. Так появляется проект нового сольфеджио Е. Назайкинского, который открывает невиданные горизонты. В нём сольфеджио трактуется как психотехника музыканта, управляющая исполнительским процессом. В связи с этим определяются четыре формы исполнительского слуха:
- слух-память;
- слух-воображение;
- слух-контролёр;
- слух-интерпретатор.
Крупнейшим исследованием в этой области явилась монография М.Карасёвой «Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха». В ней автор сравнивает работу педагога - сольфеджиста с работой педагога-исполнителя. Последний обычно решает с учеником проблемы:
а) кинестетические (связанные с постановкой рук, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.);
б) метакинестетические, то есть проблемы «ретрансляции» эмоций (индивидуального улавливания их в музыкальном произведении и донесения до слушателя).
Таким образом, в начале XXI века из вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории музыки, сольфеджио превращается в практическую часть психологии музыкального восприятия. Сутью сольфеджио теперь является многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной записи или мысленном представлении.
Ещё одно новое направление в преподавании сольфпеджио - смена обычных школьных учебников на электронные книги и обучающие приложения, которые могут превратить планшет в электронную ученическую доску и рабочую тетрадь. Этот электронный ресурс не заменит учителя и учебники, но в то же время создаст принципиально новые возможности для усвоения и закрепления пройденного учебного материала.
Сегодня практически у всех учеников есть мобильные устройства, их можно эффективно использовать в своей практике, делая процесс образования более продуктивным и интересным. Грамотное использование мобильных приложений поможет поднять на высокий уровень интерес к предмету «Сольфеджио», что сделает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчая восприятие учебного материала, закрепляя его на практике.
Введение современных игр-тренажеров и упражнений на уроках теоретического, поможет учащимся на практике получить и закрепить знания.
Мобильное приложение Perfect Piano имеет полную клавиатуру клавиш фортепиано, несколько режимов использования. Оно используется для игры и пения гамм, интервалов, интоннационных упражнений, сольфеджирования песен и номеров, подбора по слуху знакомых песен, игры прослушанных музыкальных фрагментов (устные диктанты).
SolfaRead. Тренажер, который помогает легко и просто запомнить ноты, развивает скорость чтения нот в скрипичном и басовом ключах.
Музыкальные истории. Это обучающая игра для маленьких детей, помогающая изучить основы нотной грамоты и развить музыкальные таланты у ребенка. Игра состоит из нескольких историй - уроков. Каждая история помогает изучить определенную область из теории музыки и выполнить упражнения. Таким образом, преподавание сольфеджио не стоит на месте, а движется, опираясь при этом, всё-таки на гуманистический подход к обучению.
В настоящее время преподавание сольфеджио на стилевой основе становится одним из важнейших направлений в современной музыкальной педагогике. В рамках этого направления О. Хромушин стал автором первого в России «Джазового сольфеджио», а также «Учебника джазовой импровизации для ДМШ». Педагог - новатор внес большой вклад в дело расширения педагогического репертуара детских музыкальных школ за счет классического и современного джаза.
В этой связи сборник В.И. Берестовой «Сольфеджио» (Методическое пособие на материале песен народов Якутии) становится примером стилевого сольфеджио на фольклорной основе. Мультимедийное учебное пособие «Этносольфеджио» по-стороено на материале музыкального фольклора народов Арктики: учебное пособие для преподавателей и обучающихся высших и средних учебных заведений, детских музыкальных школ и детских школ искусств» Ю.И. Шейкина, О.Э. Добжанской, Т.И. Игнатьевой.
Вера Ивановна Берестова активно занималась методической работой. Она является автором практически первого в республике учебника «Сольфеджио» на материале песен народов Якутии. Это методическое пособие, расчитанное на начальный период обучения, включает в себя народные образцы, мелодии самодеятельных авторов, композиторские мелодии. Этот учебник с успехом используется и для обучения учащихся любых специальностей, особенно не имеющих начальной подготовки.
«Сольфеджио» построено по принципу традиционных начальных пособий, изучаются тональности до двух знаков в ключе, простые размеры. Помимо интонационных этюдов в учебнике много ритмических партитур. Но есть отличия. Упражнения сборника построены на интонационном материале народных песен с учётом ладовых особенностей - двух и и трёхопорных напевов, иногда с «субквартой». Подобные напевы характерны для якутских народных песен. В основном использованы напевы стиля «дэгэрэн». В учебнике использованы композиторские образцы, песни мелодистов, созданные в духе народных напевов. Ещё одно новшество - введение пения интервалов, практически с самого начала. Это пособие является шагом к реализации стилевого сольфеджио, которое, как известно, содержит эстрадно-джазовые, фольклорные примеры и примеры на основе современной музыки академических жанров.
Вторым учебным пособием Веры Ивановны стали методические рекомендации «Комплексное освоение лада на начальном этапе обучения». Основу этих рекомендаций составляет изучение логически скомпонованного комплекса «ступени - интервалы - аккорды» на разных этапах усвоения на примере ладоинтонационных и интонационно-слуховых упражнений. В этом учебном пособии изложен опыт В.И. Берестовой по эффективному и ускоренному прохождению сложных тем. И здесь уже мы имеем дело с системами сольфеджио, изучающими связи звуков: сту-пеневые, ладовые, гармонические. Такие системы дают возможность развить слух на образцах из музыкальной литературы, воспитать способность понимать содержание музыкального произведения, осмысливать связи между элементами музыкального языка. Вера Ивановна на практике старалась развить интонационно-слуховой комплекс восприятия, ускоряя процесс изучения всех элементов. Кроме того В.И. Берестова разработала программу по сольфеджио для 1-8 классов.
Вера Ивановна использовала, вышедшие к тому времени, учебники М.А. Котляревской-Крафт для подготовительного и первого класса. Необычным было то, что эти учебники включали в себя сборник домашних заданий. В то время, в 80-90-е годы это было новинкой. Это позже появились рабочие тетради по сольфеджио Г. Калининой, Ю. Фроловой, Т. Первозванской. Е. Золиной.
Чтение нот входило в обязательный план урока. Читаяпо нотам, дети учились не только правильно петь ноты, но и дирижировать, благодаря чему, усвоили навык легко определять размер диктантов. Диктанты были как простые, так и сложные, Вера Ивановна определяла умения и навыки более подготовленных детей, но тем не менее, на уроках никогда не было такого, чтоб ы ребенок, который отстает, чувствовал себя таковым. Также, более успешным детям, или детям, которые умели быстро писать диктанты, она давала несложные творческие задания. Эта форма работы щедро поощрялась, поэтому дети выполняли с удовольствием все задания учителя на уроках. Между сложными формами работы Вера Ивановна пользовалась игровыми «шутками-минутками» или «спорт-минутками», она чувствовала, что ребенок очень устает от однотипной работы и это может повлиять на процесс обучения и снизить активность обучающегося.
Если опираться на воспоминания учащихся, то они помнят, как делали разминку для пальцев, играли мячом. В слуховом анализе она пользовалась ассоциациями интервалов с животными, что не могло не развивать фантазию и воображение детей. В ее классе было очень много мячиков разных размеров обручей, шумовых инструментов (бубны, маракасы, колокольчики, трещотки, тамбурины, кастаньеты), упражнениями с ними заполнялись развлекательные моменты и решались ритмические задачи.
Домашнее задание всегда давалось на основе работы на уроке. Например, выучить наизусть уже написанный диктант или сочинить пару тактов к этому диктанту. Также давалось задание пропеть с дирижированием несколько этюдов.
Подведём итоги деятельности Веры Ивановны Берестовой и особенности её методики:
- живое нетрадиционное ведение урока сольфеджио;
- огромное количество форм урока, в том числе игровых;
- личносто-ориентированное отношение к ученикам;
- учебное пособие на материале народов Якутии;
- комплексный подход к изучению лада.
В результате творческого подхода к каждому уроку, активного и многопланового участия во всех видах работы, у учащихся формировались слуховой и интонационный опыт, положительная мотивация и желание продолжать познавательный процесс.
Ссылки на источники
1. Карасёва М.В. Примерная программа по дисциплине «Методика преподавания сольфеджио». М., Учебно-методическое объединение по музыкальному образованию, 2000.25 с.
2. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. - М.: Издательский дом «Классика - XXI век», 2006. - 224 с.
3. Кирнарская, 2003. - Д. Кирнарская и др. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М., Изд-во «Таланты - XXI век», 2003. -368 с.
4. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. -М.: «Таланты - XXI век», 2004. - 493 с.
5. Кириллина З.И. - «О Вере Ивановне Берестовой» - воспоминание Кириллиной З.И.