Научная статья на тему 'Формирование психологических аспектов обучения в истории сольфеджио'

Формирование психологических аспектов обучения в истории сольфеджио Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
751
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Наталия Владимировна

Рассматривается развитие сольфеджио как учебной дисциплины в плане формирования тенденции к выявлению психологических закономерностей воспитания музыкального слуха, что позволяет трактовать сольфеджио как отрасль когнитивного музыкознания и открывает новые возможности совершенствования методики его преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the development of Solfeggio as an educational discipline, considering the forming of psychological laws of ear training revelation tendency. This allows treating Solfeggio as a part of cognitive musicology and reveals new possibilities of educational methods improvement.

Текст научной работы на тему «Формирование психологических аспектов обучения в истории сольфеджио»

УДК 78

Н.В. Иванова

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ

В ИСТОРИИ СОЛЬФЕДЖИО

Рассматривается развитие сольфеджио как учебной дисциплины в плане формирования тенденции к выявлению психологических закономерностей воспитания музыкального слуха, что позволяет трактовать сольфеджио как отрасль когнитивного музыкознания и открывает новые возможности совершенствования методики его преподавания.

N.V. Ivanova

PSYCHOLOGICAL TEACHING ASPECTS FORMING IN THE HISTORY OF SOLFEGGIO

The article describes the development of Solfeggio as an educational discipline, considering the forming of psychological laws of ear training revelation tendency. This allows treating Solfeggio as a part of cognitive musicology and reveals new possibilities of educational methods improvement.

Развитие теории и практики сольфеджио относится к числу актуальных проблем современного музыкознания. Наибольший интерес представляет анализ психологических особенностей формирования и совершенствования музыкального слуха. В этой области сосредоточено внимание многих учёных, активно разрабатывающих теоретическую базу сольфеджио. Среди них Е. Назайкинский, Л. Маслёнкова, М. Карасёва, Л. Логинова, З. Глядешкина, Б. Незванов. Благодаря их исследованиям современное сольфеджио, продолжая оставаться практической прикладной дисциплиной, перестаёт играть вспомогательную роль, сводящуюся к озвучиванию содержания собственно теоретических дисциплин (гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений), и превращается в отрасль когнитивного музыкознания, интерес к которому в настоящее время очень велик.

Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных направлений работы: воспитание слуха, выработка навыков пения, освоение теории музыки и основных музыкально-языковых средств, развитие музыкального мышления. Каждое из них в разные периоды исторической эволюции формировало предмет сольфеджио. Так, в ХУП-ХУШ веках сольфеджио представляет собой систему вокальных упражнений, применявшихся в придворных и церковных певческих капеллах для развития голоса певчих. С течением времени основой сольфеджио становится сольмизация, вводится интонирование звукорядов, интервалов, мелодико-ритмических фигур, что выдвигает на первый план задачу воспитания слуха. Эта тенденция характерна для всех европейских стран. В русских сборниках сольфеджио

Х1Х века она развивается Г. Ломакиным, А. Рожновым, Н. Брянским, К. Альбрехтом, А. Пузыревским, Н. Ладухиным и другими педагогами, которые разрабатывают систему

интонационных упражнений, предваряющих пение по нотам и нацеленных на освоение отдельных элементов лада, интервалов и аккордов в обобщённом виде. На рубеже XIX и

ХХ веков в курс сольфеджио вводятся ритмические упражнения, слуховой анализ и музыкальный диктант, чтение мелодий в ключах «до», продолжается развитие отечественных и зарубежных методик интервального интонирования, тесно связанных на практике с ощущением ступеней лада. В сборниках сольфеджио используются, в основном, инструктивные музыкальные примеры, а материал из художественной литературы применяется ограниченно. Образцами учебной литературы этого периода могут служить учебники М. Баттке, А. Оланье, А. Карасёва, Н. Ладухина, К. Альбрехта, А. Рубца.

Важное значение для развития российского сольфеджио в начале ХХ века имела книга С. Майкапара [3], в которой, опираясь на исследования Г. Гельмгольца и на собственную многолетнюю педагогическую практику, он анализирует природу музыкального слуха и методы его развития. Многие положения, высказанные С. Майкапаром, а также сам подход к проблеме, предполагающий попытку теоретического обоснования методики развития слуха с помощью интерпретации данных из области физиологии и психологии, имели важное значение для дальнейшего развития сольфеджио в России. Наиболее ценными и поныне остаются идея о благоприятном воздействии на слух «художественно законченной со всех сторон музыки» [3, с.71], интерес к проблемам внимания, интонации, ритма, разнообразия звуковых красок, анализу сущности тонального чувства и даже к тому, что сегодня мы называем полимодальностью музыкального восприятия. Чрезвычайно важна и прозорлива высказанная им мысль о том, что изучение особенностей восприятия звуков «было бы под силу учёным с весьма обширными познаниями в области физики, физиологии всех чувств, а также и психологии» [3, с.107].

Большое влияние на формирование теоретической базы сольфеджио оказал труд Б. Теплова, посвящённый психологии музыкальных способностей [9]. Обобщив достижения психологии Х1Х - начала ХХ веков в области изучения музыкального слуха, автор всесторонне исследует понятие музыкальности, даёт определение основных музыкальных способностей, раскрывает их психологические особенности. Работа Б. Теплова положила начало серьёзному изучению психологических проблем сольфеджио, интерес к которым станет особенно заметным в конце ХХ века. Труды Б. Асафьева, Б. Яворского, Л. Выготского также послужили основой для понимания процессов формирования и развития музыкального слуха как инструмента художественного познания и для дальнейшего совершенствования всей системы слухового воспитания.

Размышления о профессиональной музыкальной культуре слуха и методах её целенаправленного воспитания, о соотношении слышания и слушания, осознание необходимости гармоничного взаимодействия абсолютного и относительного слуха легли в основу асафьевской теории интонации. Учёный анализирует особенности слуха выдающихся музыкантов (М. Глинки, Н. Римского- Корсакова), рассказывает о собственном опыте «воспитания в себе» активности слухового внимания, «интонационнотембрового слышания» [1, с.124]. Именно поэтому исследования Б. Асафьева послужили заметной вехой в развитии интереса к психологическим проблемам развития музыкального слуха.

Во второй половине ХХ века в нашей стране начинается новый этап в становлении сольфеджио. Изучению этой дисциплины уделяется большое внимание во всех звеньях музыкального образования (школа - училище - вуз). Она бурно развивается. Методика преподавания сольфеджио разрабатывается такими выдающимися педагогами, как А. Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм, Е. Давыдова, Н. Ладухин, Т. Мюллер, А. Островский, Б. Незванов, И. Способин, и представляет собой мощную, развитую, скоординированную с параллельным изучением гармонии, полифонии и анализа музыкальных произведений, систему детально разработанных приёмов освоения языка классической музыки. В 50-60-е годы издаются различные сборники диктантов, примеров для слухового анализа,

интонационных и ритмических упражнений как на инструктивном, так и на художественном музыкальном материале, в которых заметно характерное для того времени усиление роли народно-ладовой песенной мелодики разной национальной принадлежности. Основное внимание уделяется гармоническому сольфеджио и ладовому воспитанию музыкального слуха. Интерес к психологическим проблемам временно уходит на второй план.

В этот период, сначала за рубежом, а потом и в СССР, возникает современное сольфеджио как методика слухового освоения хроматической мелодики, нетерцовой аккордики, необычных ладовых и функциональных соотношений, сложной ритмики, характерных для музыки ХХ века. Важную роль в становлении современного сольфеджио сыграла методическая деятельность А. Островского, выдвинувшего и активно развивавшего концепцию преодоления ладовой инерции при восприятии и интонировании музыки ХХ века [8]. В 70-е годы усиливается интерес к стилевому разнообразию изучаемой музыки. Создаются учебники сольфеджио, хрестоматии А. Юсфина, А. Островского, С. Соловьёва и В. Шокина; В. Кирилловой и В. Попова; Г. Виноградова, классифицирующие примеры из современной музыки на основе общности типов ладотональной организации, которые значительно расширяют круг изучаемых в сольфеджио произведений и музыкальных стилей.

Однако, именно в это время становится очевидным, что традиционная методика преподавания сольфеджио, обеспечивая усвоение гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, в то же время, сдерживала развитие сольфеджио как самостоятельной дисциплины. Поскольку в центре внимания постоянно находилась достаточно трудоёмкая работа по развитию навыков слухового гармонического анализа (ограниченная рамками классической гармонии и абсолютизирующая её закономерности в музыкальном восприятии обучаемых), остальные разделы сольфеджио, так или иначе, подчинялись ей, а значит и в диктанте, и в ладоинтонационной сфере, и в ансамблевом пении, и в чтении с листа прочно господствовала классическая традиция. Такая система явилась выражением «генеральной романтико-реалистической установки» [8, с.23] в музыкальном образовании и не могла способствовать серьёзному изучению современной музыки, т. к. уделяла ей слишком мало внимания и не обладала развитой теоретической базой для её освоения. Уже к последней трети XX века всё более очевидной становится ограниченность сформировавшейся системы обучения, её оторванность от современной музыкальной практики. Освоение сложного языка современной музыки требовало новых, более интенсивных методов обучения, ориентированных на развитие гибкости музыкального восприятия, способности переключения с одного музыкального стиля на другой.

Необходимость коренной перестройки курсов сольфеджио, как в смысле содержания, так и в смысле методики преподавания, стала ощущаться необыкновенно остро. В трудах Е. Назайкинского, В. Медушевского, Ю. Холопова, Л. Маслёнковой, Н. Качалиной и других авторов высказываются оригинальные идеи, ведущие к обновлению представлений о преподавании сольфеджио. Особенно пристальное внимание уделяется психологическим закономерностям музыкального восприятия, памяти и развития слуха, на базе которых ведутся поиски новых возможностей совершенствования методики преподавания. Формируется осознание многофункциональности музыкального слышания, в связи с чем Д. Блюм различает четыре формы исполнительского слуха: слух-память, слух-воображение, слух-контролёр, слух-интерпретатор. В проекте нового сольфеджио, столь же привлекательном, сколь и фантастичном, Е. Назайкинский [7] предлагает идею развития психотехники музыканта, управляющей исполнительским процессом.

Интерес к изучению психологических вопросов развития музыкального слуха возник в отечественном музыкознании в связи с большим вниманием к вопросам музыкального восприятия, которое заметно в трудах Ю. Рагса, М. Арановского, Е. Назайкинского, В. Медушевского, Е. Ручьевской, А. Милки, М. Старчеус, Д. Кирнарской, М. Карасёвой, Л.

Логиновой, Л. Маслёнковой и других авторов, а также в связи с поисками путей оптимизации процесса обучения в ходе освоения современной музыки. К началу ХХ1 века зарождается понимание сольфеджио как практической части психологии музыкального восприятия. Это способствует развитию научной базы дисциплины, серьёзному переосмыслению её содержания и совершенствованию методики преподавания. Большое внимание уделяется изучению механизмов музыкального восприятия и памяти, выработке научно обоснованных методов формирования прочных навыков и умений, широкому использованию в учебном процессе высокохудожественных образцов музыки разных эпох и стилей, максимальному заострению внимания на музыке XX века. В монографиях Л. Логиновой, М. Карасёвой, Л. Маслёнковой исследуются история, теория, методика, практика и перспективы дальнейшего развития сольфеджио, его место в системе музыкального образования. Сольфеджио рассматривается как «психотехника развития музыкального слуха» [2], а музыкальный слух - как инструмент познания [4].

Поискам нового подхода к преподаванию сольфеджио посвящена и наша попытка изучения некоторых его психологических проблем в свете теории установки. Обращение к данной области психологии и использование ее научного аппарата для исследования закономерностей развития музыкального слуха представляется нам весьма перспективным.

В числе других психологических категорий, таких как адекватность и константность восприятия, апперцепция, гештальт, опережающее отражение, интерференция навыков, когнитивный процесс и других, понятие установки прочно укоренилось в научном аппарате музыкознания. Ведь кроме того, что установка руководит деятельностью человека в любой жизненной сфере, координируя восприятие, переработку, хранение и дальнейшее использование полученной информации для выработки и осуществления определённой линии поведения, она имеет особенное значение именно для музыкальной деятельности благодаря своему сущностному родству с столь необходимым в музыке понятием «настройки». Упоминания об установке музыкального восприятия в том или ином контексте встречаются у разных авторов достаточно часто. Наиболее глубоко и полно действие установки на уровне восприятия языка и формы музыкальных произведений раскрыто в трудах Е. Назайкинского [6] и В. Медушевского [5].

Изучение установочных процессов в сфере сольфеджио позволяет проанализировать характер объективной и субъективной мотивации и её влияние на результат обучения; классифицировать основные виды психологических установок, руководящих изучением сольфеджио как видом деятельности; выявить основные формы эмоционально-слуховой активности музыканта во время восприятия и исполнения музыки; дать описание особенностей звуковысотной организации музыки через призму психологических особенностей их восприятия; охарактеризовать музыкальнопсихологический феномен ладового чувства как особого рода установку и явление модуляции как процесс смены установок; выявить возможности совершенствования методики преподавания сольфеджио с опорой на понимание установочных процессов восприятия и деятельности. Это поможет дальнейшему развитию методики преподавания важнейшей дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. Л.: Музыка, 1971. 162

с.

2. Карасёва М. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха / М. Карасёва. М.: Композитор, 1999. 371 с.

3. Майкапар С. Музыкальный слух, его значение, особенности и метод правильного развития / С. Майкапар. Петроград, 1915. 168 с.

4. Маслёнкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов / Л. Маслёнкова. СПб.: Союз художников, 2003. 174 с.

5. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. 254 с.

6. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. 383 с.

7. Назайкинский Е. Настройка и настроение в музыке / Е. Назайкинский // Воспитание музыкального слуха. М.: Музыка, 1985. С. 6-40.

8. Островский А. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки / А. Островский // Вопросы методики воспитания слуха. М.: Музыка, 1967. С. 5-27.

9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей / Б. Теплов. М.-Л.: АПН РСФСР. 1947. 330 с.

Иванова Наталия Владимировна -

и. о. доцента кафедры «Теория музыки и композиции»

Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.