УДК 371.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА СВОБОДНОГО ВЫБОРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дроздов Никита Анатольевич1,
e-mail: [email protected],
Сенникова Эльвира Александровна2,
e-mail: [email protected], 1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Россия 2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия
В статье исследуется методологическая проблема организации пространства свободного выбора для обучающихся на примере общеобразовательной школы. Излагается многолетний опыт педагогического коллектива в построении образовательного процесса на основе подхода свободного выбора. Излагаются принципы реализации индивидуального подхода к каждому обучающемуся, которые включают свободу выбора темпа обучения, свободу выбора преподавателя, свободу выбора уровня изучения предмета, свободу перемещения по аудитории. Рассматривается апробированный на практике активный метод обучения «коллективный способ взаимного обучения». Изложена разработанная и апробированная коллективом школы педагогическая методика обучения родителей в области творческого взаимодействия в отношениях с детьми. Представлена применяемая в школе нового формата унифицированная структура учебно-методического комплекса «Учить учиться». Показано, что данный учебно-методический комплекс реализует основные постулаты творческого обучения и инвариантного отношения к изучаемым дисциплинам. Изложенный в статье многолетний педагогический опыт общеобразовательной школы в построении образовательного процесса на основе подхода свободного выбора может трансформироваться для образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: педагогический опыт, образовательный процесс, пространство свободного выбора, активные методы обучения
PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF ORGANIZING A SPACE OF FREE CHOICE FOR STUDENTS
Drozdov N.A.1,
e-mail: [email protected],
Sennikova E.A.2,
e-mail: [email protected], 1The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia 2Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia
The article describes the methodological problem of organizing a space offree choice for students on the example of a general academic school. The long-term experience of the teaching staff in creating the educational process based on the free choice approach is presented. The principles of implementing an individual approach to each student are outlined, which include the freedom to choose the pace of learning, the freedom to choose a teacher, the freedom to choose the level of study of the subject, the freedom to move around the classroom. The active method of training tested in practice "collective way of mutual learning" is considered. The pedagogical method of teaching parents in the field of creative interaction in relations with children, developed and tested by the school staff, is outlined. The unified structure of the educational and methodological complex "Teach to learn" used in the school of the new format is presented. It is shown that this educational and methodological
complex implements the basic postulates of creative learning and an invariant attitude to the disciplines being studied. The long-term pedagogical experience of a general education school outlined in the article in building an educational process based on a free choice approach can be transformed for educational organizations of secondary and higher professional education.
Keywords: pedagogical experience, educational process, free choice space, active teaching methods
DOI 10.21777/2500-2112-2022-2-7-14
Введение
Достаточно часто, в том числе в педагогической среде, можно слышать обвинения в адрес молодого поколения в инфантилизме, в нежелании брать на себя ответственность за совершенные поступки (или проступки), в бездействии, в уходе от действительности. В чем суть этой грандиозной проблемы?
Примем как аксиому положение - всё идет из детства. Если человек не хочет быть взрослым, значит, его не научили этому в раннем возрасте. Чтобы ребенок мог делать выбор со всей ответственностью за результат, в первую очередь, этот выбор у него должен быть. Эту задачу, так или иначе, стараются решать во многих образовательных учреждениях. В данной статье излагается опыт организации образовательного процесса в школе, которая уже 33 года функционирует и развивается под девизом «Свобода выбора». Рассматривается опыт частного общеобразовательного учреждения «Школа "Обучение в диалоге"». В школе реализуется несколько форм обучения, применяются особая методика преподавания и защищенный авторским правом способ организации учебного процесса и управления, также разработаны и применяются специальные приемы повышения квалификации учителей. Сейчас эту школу по праву можно назвать «Территорией радости познания».
Школа была создана в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда в массовой школе принципы свободы выбора не проектировались и не применялись - стандартный механизм был давно заведён и нормально функционировал. Но все же был человек, который с юных лет, со своей школьной скамьи, ощущал, что не всё в школе безоблачно, ему уже тогда хотелось многое изменить. Став взрослым, окончив философский факультет, он пришел в педагогику, много работал - и в самих школах, и в управленческих организациях - но убеждение его только росло: школа должна быть другой. И поэтому, как только закон в 1988 году разрешил организовывать в Советской стране частные образовательные учреждения - мечта воплотилась в жизнь. Владимир Иванович Андреев открыл свою школу. Он создал эту школу, в первую очередь, для того, чтобы дать детям и их родителям возможность выбирать. Ниже излагается опыт внедрения инновационных педагогических технологий в общеобразовательном учреждении «Школа "Обучение в диалоге"».
1. Проблема мотивации к обучению
У каждого из нас были такие одноклассники - и умные, и смышленые, и неленивые, но учились плохо, иногда совсем плохо. И причины у всех были, конечно, свои, но, как правило, если разобраться, всё сводилось к одной из следующих проблем [1]: либо существовал конфликт со сверстниками, либо конфликт с учителем, либо возможности восприятия учащегося не соответствовали темпу обучения, либо не было возможности реализовывать свои способности. И решить эти конфликты в массовой школе было практически невозможно: поменять педагога нельзя, поменять одноклассников нельзя, материал даётся в соответствии с учебным планом для всех школьников одновременно, уровень изучаемого материала для всех одинаков. Такие выводы Владимир Иванович сделал из своего многолетнего педагогического опыта и поставил во главу угла новой школы четыре основных принципа: свобода выбора темпа обучения; свобода выбора преподавателя; свобода выбора уровня изучения предмета; свобода перемещения по аудитории.
«Ученье - свет, неученье - тьма», - гласит народная мудрость, но только в сочетании с личной свободой учение может принести настоящую радость и быть по-настоящему полезным. Поэтому краеугольным камнем системы обучения в новой школе стал принцип свободы выбора.
2. Метод активного обучения
Осуществить выбранный принцип «Свобода выбора» традиционная форма обучения (учитель излагает материал - ученики усваивают) не позволяла. В.И. Андреев давно изучал другой, не пассивный, а активный метод обучения - «коллективный способ взаимного обучения». Хотя этот метод имеет глубокие исторические корни, которые отправляют нас к Европе конца ХУШ века, к просветительной деятельности декабристов в царское время, к великолепным результатам работы А.Г. Ривина [2] по ликвидации всеобщей безграмотности в молодой социалистической России 1920-1930-х годов, он так и оставался революционным и не применялся в государственном масштабе. Но всё же продолжал жить в Сибири, в отдельной школе под руководством В.К. Дьяченко [3].
Переработав теорию и практику этого метода, В.И. Андреев взял его за основу работы своей школы. Методика «Обучение в диалоге» - это удачное соединение индивидуальных занятий с учителем и коллективной работы: ребёнок общается непосредственно с учителем, но при этом находится в коллективе, имея возможность полноценного общения со сверстниками, получения навыков работы в команде. Эта методика преподавания позволяет сократить время стандартного учебного процесса, дает возможность каждому ребенку учиться в собственном темпе и даже посещать школу не каждый день.
Собрав коллектив энтузиастов, тех, кому интересно все новое и неизведанное, Владимир Иванович начал воплощать новые принципы организации образовательного процесса на практике.
3. Проблемы внедрения метода «Обучение в диалоге»
Создать школу и организовать образовательный процесс на основе принципов свободы выбора было полдела. Нужда в школе была - ученики потянулись. Интерес к школе возник, в первую очередь, среди родителей тех учеников, у которых были сложности в обучении, а также среди детей, которые уже выбрали для себя путь развития (спортсмены, музыканты), поскольку все основное время они отдавали творчеству и на обучение могли тратить лишь время, оставшееся после тренировок, сборов, репетиций, концертов и соревнований. В традиционной школе со свободным посещением были определенные сложности, в частном общеобразовательном учреждении «Школа "Обучение в диалоге"» расписание согласуется с каждым учеником.
В школе образовательный процесс был отлажен, дети учились и развивались. Но «подводные камни» всплывали, и трудности постоянно приходилось преодолевать. Это и нападки методистов, внеплановые проверки городских структур и т.п. Например, уже после 10 лет работы школы одна проверяющая организация выявила несоответствие методики «Обучение в диалоге» существующим санитарно-эпидемиологическим нормам: в документах записано, что в классе должен находиться один учитель, а здесь их несколько. Однако на этом и построена методика: ученик должен иметь право выбора [4]. В результате всё шло к закрытию школы. Никакие доводы и объяснения не решали вопроса, нужен был документ. Тогда решили провести официальное исследование школы на пригодность ее к учебному процессу. Более чем полгода специалисты Медицинской академии им. И.И. Мечникова тщательно изучали работу школы, проводили различные замеры и исследования и, в конце концов, дали официальное экспертное положительное заключение и санитарно-гигиеническим условиям обучения, и динамике работоспособности обучающихся. Таким образом, была не только решена проблема с санитарно-эпидемиологической проверкой, но получено официальное подтверждение эффективности и полезности метода «Обучение в диалоге» и с точки зрения физиологии.
4. Модель самообучающейся организации
Школа изначально была ориентирована на реализацию индивидуального подхода к каждому ребёнку и по настоящее время эффективно справляется с этой задачей. За 33 года работы из частной школы с нестандартным подходом в обучении вызрел и развился работоспособный, творческий коллектив, характеризующийся главным педагогическим и общечеловеческим принципом: «Человек в своей
основе - добрый!». Именно эта жизненная философия движет всем, что происходит в школе. Именно с этой позиции отбираются педагогические новации для внедрения в работу школы.
С каждым годом в общеобразовательном учреждении «Школа "Обучение в диалоге"» свобода выбора расширяется. Теперь ученик может выбрать любую из четырех форм обучения, которую посчитает самой удобной и приемлемой для себя, оптимальной для получения качественного образования, для своего развития и самореализации. В школе осуществляются формы обучения: классно-урочная, экстернат, диалог, дистанционное обучение. При любой форме обучения реализуется проектная деятельность, развиваются и совершенствуются ораторские навыки, способность к анализу и критическое оценивание результатов своего труда, воспитывается любовь к своей стране, к нашей истории и искусству, интерес к родному языку, к книге в целом.
Большое внимание уделяется развитию общеучебных умений и навыков. В связи с этим разработан и активно применяется учебно-методический комплекс «Учить учиться», состоящий из семи над-предметных программ: «Алфавит», «Устный счет», «Работа со словарем», «Вдумчивое чтение по абзацам», «Устная речь», «Письменная речь», «Учебно-проектная деятельность». Курс разработан творческим коллективом школы под руководством директора В.И. Андреева и применяется при работе по любому учебному предмету. Даже по названиям программ видно, что подчеркнуто трепетное отношение к слову, свойственное школе: здесь оборудована замечательная библиотека с читальным залом, которая сейчас насчитывает более 10 000 томов учебной, методической, научно-популярной и художественной литературы, имеет множество различных словарей.
Умению читать и понимать прочитанное, любить книгу способствует и коммуникативный семинар «Пилоты разума», основанный на методе поабзацного чтения в парах. Для работы используются тексты, сложные для усвоения и понимания при индивидуальном прочтении. Это не только еще один путь к познанию, главная цель семинара - сделать человека свободным в общении, свободным в формулировании своих мыслей. Здесь учатся слушать, слышать и понимать, говорить и быть понятыми. Эти умения надо воспитывать и постоянно тренировать, поддерживать навыки, поэтому тренинги проводятся регулярно в течение всего учебного года.
Тому же самому - искусству общения постоянно обучаются и педагоги школы. Подобный семинар обязательно посещают все учителя, и это рассматривается как повышение квалификации. Главной чертой учителя можно назвать толерантность к чужому мнению, к чужому способу мышления, а участники семинара постоянно тренируют лояльность к точке зрения собеседника, к его манере говорить, да и к собеседнику вообще. В этих условиях паре необходимо прийти к согласию в обсуждаемой теме, что наилучшим образом может научить цивилизованному общению. При этом школу можно называть самообучающейся организацией, что соответствует современным требованиям [5; 6]. В настоящее время каждая организация старается повышать уровень знаний и умений своих сотрудников, в общеобразовательном учреждении «Школа "Обучение в диалоге"» модель самообучающейся организации реализуется более 22 лет.
5. Методика проведения семинара «Пилоты разума»
Тренинг «Пилоты разума» - это площадка для тренировки образовательных умений [7]. Используется методика коллективного чтения в парах сменного состава. Для организации тренинга необходимо подготовить раздаточный материал. Каждому участнику потребуются следующие подручные материалы:
- маршрутный лист;
- книга для совместного чтения;
- тетрадь с конспектом.
Для прояснения слов в работе используется словарь.
Последовательность проведения семинара:
1. Выберите пару.
2. Заполните все столбцы в маршрутном листе партнера.
Пример заполнения в табличной форме:
Дата № абзаца ФИО партнера Время работы пары
06.04.22 4 Иванов И.И. 16.45-17.00
06.04.22 5 Дроздов Н.А. 17.00-17.15
В столбце «Время работы пары» укажите время начала и окончания работы.
3. Партнер спрашивает, все ли слова вам понятны в прочитанном тексте. Непонятные слова проясните с помощью словаря.
4. Перескажите партнеру прочитанное ранее. Спросите, все ли ему понятно в изложенном.
5. Прочитайте новый абзац или более короткую часть текста (в зависимости от его сложности).
6. Выявите все непонятные слова и проясните их с помощью словаря.
7. Обсудите, о чем говорится в данном абзаце.
8. Найдите ключевые слова либо словосочетания, предложения.
9. Сформулируйте главную мысль абзаца.
10. Скажите, как главная мысль данного абзаца связана с предыдущим абзацем.
11. Вместе озаглавьте абзац. Партнер записывает название или основную мысль в ваш конспект под номером абзаца.
12. Поменяйтесь ролями.
13. По завершении работы выберите новых партнеров.
В процессе работы по данной методике возникает атмосфера лёгкости и непринуждённости. Однако при этом выполняется глубокая творческая интеллектуальная работа.
При завершении чтения главы или законченной части текста делается доклад, который записывается на видео. В школе собрана видеотека устных докладов, которыми могут пользоваться все сотрудники школы. Существует возможность не только посмотреть своё выступление, но и сравнить его с выступлением коллег. Все доклады обсуждаются и оцениваются в соответствии с системой критериального оценивания, которая используется в работе с учащимися. Таким образом, тренинг даёт возможность учителю реализовать свои интеллектуальные цели и использовать знания и умения, полученные на тренинге, для работы с учащимися.
6. Практическая значимость педагогических разработок
Исследование результативности курса «Учить учиться» проводилось методом анкетирования, аудитория - учителя школы (28 человек). В ответах на заданные 4 вопроса более 20 учителей отметили положительные качества курса. Приведем некоторые фрагменты из анкет.
Вопрос 1. Опишите курс «Учить учиться» с точки зрения родителя, зачем он ему нужен и какие его проблемы решает?
«Родители смогут помогать ребенку решить проблемы в обучении независимо от условий обучения».
«Умения самостоятельно учиться: выделять главное, любить словарь».
«Знать, как тренировать умения учиться и лучше понимать своих детей».
«Жить в согласии со своими детьми по главному для детей - учебе».
Вопрос 2. Напишите, если бы в школе не было курса «Учить учиться», что бы потеряли учащиеся?
«Курс "Учить учиться" усиливает мотивацию к обучению».
«Качественное повышение самостоятельности обучения».
«Реальный новый опыт получения образования».
«Не было бы инструмента для изучения всех школьных предметов».
«Не было бы всестороннего общения с детьми».
Вопрос 3. Напишите, чем курс «Учить учиться» отличается от других курсов?
«Подходит и взрослым, и ребенку».
«Это единый курс с постоянной тренировкой учителей, учеников и родителей».
«Неформальное отношение к делу».
«Помогает учиться, внушает, что надо трудиться, и тогда обязательно придет успех».
«Позволяет осваивать любые знания в любое время».
«Это способ качественного освоения знаний».
«Помогает учить каждого».
«Универсальность независимо от предмета».
«Курс - это фундамент обучения, помогает высокой концентрации».
Таким образом, мы видим положительную оценку курса «Учить учиться» со стороны учителей школы и их рекомендации для применения курса в семьях.
В другой анкете, посвященной совместному чтению для семьи, учителя указывали на проблемы, которые сейчас существуют в семьях, в том числе:
- дети редко общаются с родителями;
- родители редко читают книги с детьми;
- отсутствие положительного примера для подрастающего поколения, на примере героев художественных произведений внеклассной школьной программы;
- родители потеряли возможность помогать своим детям в учебе, общаться с ними и наладить лучшее взаимопонимание.
В результате контент-анализа нами были выделены 5 факторов, способствующих появлению и развитию вышеперечисленных проблем:
1. Отсутствие взаимопонимания в семье (между детьми и родителями).
2. Недостаток общения (контакта).
3. Нет общих тем для разговора и обсуждения.
4. Отсутствие общего семейного досуга дома.
5. Родители не знают, как привить детям любовь к чтению, а также к учебе.
В самих же ответах учителя можно найти решение в устранении указанных факторов, провоцирующих появление и развитие проблем. Ниже приводятся примеры ответов.
1-й фактор:
«Совместное чтение помогает наладить общение со своими близкими, особенно с подростками, лучше понять близких».
«Помогает узнать интересы друг друга, ценности, привычки, вникнуть в суть прочитанного».
«Развивает умение слушать и слышать, увидеть своего ребенка-читателя».
«Благодаря совместному чтению происходит сближение и налаживаются доверительные отношения».
«Создает замечательные воспоминания о детстве - подарок своему ребенку во время чтения».
2-й и 3-й факторы:
«Совместное чтение отличается от других форм общения тем, что здесь в любом случае будет общая тема и поле для общения - читаемые тексты».
«Для родителя совместное чтение нужно, чтобы наладить или улучшить контакт и взаимоотношение со своим ребенком».
4-й фактор:
«Совместное чтение идеально подходит для семейного досуга, достаточно уделять ему 1-2 раза в неделю, и вы увидите, как оно приносит свои результаты».
«Это увлекательное и в то же время полезное занятие».
«Совместное чтение сплачивает семью, сближает детей и родителей».
5-й фактор:
«Прививает интерес к чтению».
«Помогает лучше понимать ребенка и помогает развиваться».
«Дает возможность пообщаться и учиться одновременно».
«Помогает развить память и эрудицию».
К участию в тренинге «Пилоты разума» были привлечены родители учащихся. С 2022 года они тренируются раз в неделю на площадках для тренинга «Пилоты разума», чтобы самостоятельно организовать это занятие в семье. Нами был создан и подготовлен комплект для семьи «Совместное чтение в школе и дома». Он включает в себя книги для чтения, памятки вдумчивого чтения и работы со
словарём, специально разработанные бланки. Это небольшая база для того, чтобы начать читать дома, и один из первых шагов к возрождению культуры семейного чтения. Главная задача - научить родителей глубокому, правильному пониманию текста. Для этого необходимо развить навыки вдумчивого, не поверхностного чтения. Тренинг «Пилоты разума» показал свою эффективность в решении данной проблемы. Он может быть организован в любой местности, в школах, клубах, домах культуры и пр. Достаточно иметь столы, учебные материалы, книги для чтения, словари.
Следует отметить, что в школе также была запущена программа «Снова в школу», где каждый взрослый может пройти учебную программу с 5-го класса, в своем темпе и по собственному расписанию [8].
Программа «Учебно-проектная деятельность» подводит итог полного освоения курса «Учить учиться». С 2014 по 2022 год учащимися школы подготовлены свыше 400 проектов, все эти самостоятельные исследовательские работы были защищены перед аудиторией.
Важная роль в общеобразовательном учреждении «Школа "Обучение в диалоге"» отводится вне-учебной деятельности. Педагогическим коллективом в 1995 году была разработана спортивная программа «Юный яхтсмен». В арсенале школы имеется круизно-спортивная яхта «Унция», и на базе центрального яхт-клуба проходила программа «Юный яхтсмен» в течение 10 лет. Данная программа способствовала усилению воспитательного потенциала школы, что подтверждается многочисленными положительными отзывами обучающихся и выпускников. С 2022 года реализуется новая спортивная программа, и открывается новая школьная страница морских традиций.
Историческая справка о школе и основателе
За время существования школа меняла свое название и юридическое обоснование в связи с изменениями законодательства в сфере образования и предпринимательской деятельности:
«Школа "Экстернов "», 1988 г., кооператив;
«Школа "Обучение в диалоге"», 1996 г., Негосударственное образовательное учреждение;
«Школа "Обучение в диалоге", 2003 г., Частное общеобразовательное учреждение.
Директором и идейным вдохновителем школы был и остается ее основатель - Владимир Иванович Андреев\ Почетный работник общего образования РФ, автор защищенной авторским правом методики «Способ оценки эффективности работы преподавателя в школе» (1996), автор ряда книг, в том числе: «Итоги работы» (2000), «Управление персоналом» (2001), «Комментарии к Притчам Соломона» (2003), «Священник» (2004), «Педагогическая биография» (2011), «Обучение в диалоге. Свобода+обучение=радость» (2012), «Обучение в диалоге - учить учиться» (2012), «Талгенизм: таланты и гении» (2012), «Притчи Соломона и комментарии к ним» с приложением «Основные идеи Притч Соломона» (2013).
За многолетний творческий труд в системе образования В.И. Андреев награжден правительственными грамотами и медалями.
В.И. Андреев считает, что ложь ведет к глупости, и стремится к тому, чтобы в школе все относились к своему делу с высоким уровнем ответственности.
Заключение
Авторами статьи обобщен и систематизирован многолетний педагогический опыт в построении образовательного процесса на основе подхода свободного выбора, накопленный в общеобразовательной школе. Показаны слабые и сильные стороны инновационных методик обучения. Проведено исследование результативности курсов и тренингов. Выделены факторы, способствующие появлению и развитию проблем взаимоотношения родителей и детей, на основе анкетирования учителей школы показаны способы устранения этих факторов. Выделена практическая значимость педагогических разработок, которые могут трансформироваться для образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования.
1 Страница директора [Электронный ресурс]. - URL: https://shod.ru/director/ (дата обращения: 20.05.2022).
Список литературы
1. Ларионов О.И. Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста: дис. ... канд. психол. наук: 13.00.01. - Саратов, 2004. - 245 с.
2. Савинова С.А. Использование обратной методики Ривина для написания изложений // Коллективный способ обучения. - 2003. - № 7. - С. 55-58.
3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
4. Дроздов Н.А. Организация альтернативной формы обучения («Диалог») // Педагогические технологии. - 2021. - № 2. - С. 2-8.
5. Ильясов Д.Ф., Кудинов В.В., Зарипов А.Х. Школа как самообучающаяся организация // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 1 (6). - С. 37-42.
6. Каргина Н.Н. Самообучающаяся организация как модель проектирования инновационной модели образовательной организации [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. -2017. - № 3 (33). - URL: https://www.cyberleninka.ru/article/v/samoobuchayuschayasya-organizatsiya-kak-kontseptualnaya-model-proektirovaniya-innovatsionnoy-modeli-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 27.05.2022).
7. Андреев В.И. Тренинг «Пилоты разума» как инструмент управления организацией. - СПб.: Свое издательство, 2020. - 78 с.
8. Андреев В.И. Педагогическая интернатура «Снова в школу». - СПб.: Свое издательство, 2020. - 124 с.
References
1. Larionov O.I. Razvitie motivacii uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov podrostkovogo vozrasta: dis. ... kand. psihol. nauk: 13.00.01. - Saratov, 2004. - 245 s.
2. Savinova S.A. Ispol'zovanie obratnoj metodiki Rivina dlya napisaniya izlozhenij // Kollektivnyj sposob obucheniya. - 2003. - № 7. - S. 55-58.
3. D'yachenko V.K. Sotrudnichestvo v obuchenii: O kollektivnom sposobe uchebnoj raboty. - M.: Prosvesh-chenie, 1991. - 192 s.
4. Drozdov N.A. Organizaciya al'ternativnoj formy obucheniya («Dialog») // Pedagogicheskie tekhnologii. -2021. - № 2. - S. 2-8.
5. Il'yasov D.F., Kudinov V.V., Zaripov A.H. Shkola kak samoobuchayushchayasya organizaciya // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2011. - № 1 (6). - S. 37-42.
6. Kargina N.N. Samoobuchayushchayasya organizaciya kak model' proektirovaniya innovacionnoj mod-eli obrazovatel'noj organizacii [Elektronnyj resurs] // Universum: psihologiya i obrazovanie. - 2017. -№ 3 (33). - URL: https://www.cyberleninka.ru/article/v/samoobuchayuschayasya-organizatsiya-kak-kont-septualnaya-model-proektirovaniya-innovatsionnoy-modeli-obrazovatelnoy-organizatsii (data obrashcheniya: 27.05.2022).
7. Andreev VI. Trening «Piloty razuma» kak instrument upravleniya organizaciei. - SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2020. - 78 s.
8. Andreev VI. Pedagogicheskaya internatura «Snova v shkolu». - SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2020. - 124 s.