7. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. № 2 (19). -С. 103-105.
8. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С. 3.
9. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. -2019. - Т. 7, №3. - С. 2-4
10. Нечаева Л.А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. -№2 (6).
11. Романова Л.Л. Электронное обучение как форма профессиональной переподготовки социальных работников // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. № 2 (19). - С. 176-178.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Жидков Алексей Андреевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность педагогического менеджмента и управленческой деятельности в школе. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и аспектов осуществления управленческой деятельности в образовательном учреждении. Авторами статьи были проанализированы исследования посвященные сущности и определению педагогического менеджмента в школе. Определены понятия «менеджмент», «управление образовательной организацией» их сущность и роль в образовательной организации. Раскрыты компоненты педагогического менеджмента, такие как: управление ресурсами образовательной организации, управление процессом образования в школе, управление педагогическим составом образовательной организации. Управленческая деятельность способствует достижению поставленных целей обучения, повышению качества предоставляемых образовательных услуг образовательной организацией, и формировать необходимые базовые знания и умения с целью продолжения обучения в профессиональных учебно-образовательных учреждениях среднего и высшего образования.
Ключевые слова: педагогический менеджмент, управленческая деятельность, школа, ресурсы, педагогический состав, цели, образовательная организация.
Annotation. This article examines the essence of pedagogical management and management activities in the school. The purpose of the article is to reveal the possibilities and aspects of the implementation of management activities in an educational institution. The authors of the article analyzed the research devoted to the essence and definition of pedagogical management in school. The concepts of "management", "management of an educational organization", their essence and role in an educational organization are defined. The components of pedagogical management are disclosed, such as: management of the resources of an educational organization, management of the educational process at school, management of the teaching staff of an educational organization. It was found that the management activities carried out by teachers in an educational institution of primary and secondary education are included in the list of the main duties of teachers. This contributes to the achievement of the set learning goals, improving the quality of the educational services provided.
Keywords: pedagogical management, management activity, school, resources, teaching staff, goals, educational organization.
Введение. В условиях изменения законодательства в области образования и появления инновационных структур несколько меняются подходы к пониманию и оценке содержания качества школьного образования. Обеспечить качество в образовании возможно с помощью отлаженной системы управления, способствующей удовлетворению внутренних и внешних потребителей, а именно: обучающихся и их родителей, работодателей, сотрудников и государства [1, 3].
Управление образовательной организацией - это специфическая деятельность по организации, контролю, поддержанию, планированию и обеспечению организованной совместной учебно-образовательной деятельности обучающихся, педагогической деятельности и деятельности иного персонала учебного заведения. Она нацелена на выполнение, возложенных на них, задач для выполнения комплексной миссии школы, получение качественного образования обучающимися и развитие образовательной организации [6].
Изложение основного материала статьи. Различные аспекты управления, в частности психолого-педагогический, на основе деятельностного подхода в образовании рассмотрены в научных трудах таких отечественных авторов, как: С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и других.
В научных работах Т.И. Шамовой, Ю.В. Васильева, П.И. Третьякова, Т.М. Давыденко, М.М. Поташникова, Ю.А. Конаржевского рассмотрены основы подготовки специалистов в области управления образованием и формирования у них навыков и умений управленческой деятельности. Определены параметры готовности специалиста выполнять управленческую деятельность в образовательной
организации, а также методические и практические рекомендации по вопросам формирования и проведения управленческой деятельности в школе.
По мнению В.Ю. Кричевского управление представляет собой субъект-субъекные отношения, то есть воздействие субъекта педагогического управления на его объект, взаимодействие различных педагогических подсистем управляющей и управляемой, формирование между руководством и подчинением на основе взаимодействия и согласования общих целей, задач, методов, средств и действий. И.Ф. Исаев характеризует педагогическую деятельность по управлению как выработку решений, контроль, наблюдение и регулирование объекта управления, на основе заданных целей и задач, проведение сбора информации, составление анализа и подведение итогов. П.И. Третьяков считает, что управление - это определенная ориентированная деятельность определенной группы субъектов управления различных уровней по обеспечению качественного функционирования и оптимальной работы управляемой группы, то есть субъекта, применение доступных методов, приемов и средств управления для достижения поставленных образовательных целей и задач, повышение уровня функционирования управляемой системы.
Понятие «менеджмент» в свою очередь исследователи связывают с творческой деятельностью субъекта управления по достижению поставленных задач по воспитанию и обучению. В.П. Симонов определяет понятие «педагогический менеджмент», как определенную совокупность управленческих начал, установок, методов и средств управления педагогическими системами, сконцентрированных и применяемых с целью повышения качества и эффективности управления образовательными системами.
В.А. Ситаров трактует педагогический менеджмент как «новое социальное явления как организацию воспитания, развития, обучения и формирования управленческой компетенции представителей власти в системе государственного и муниципального управления» [7, с. 19].
«Своеобразие сферы педагогического менеджмента обусловлено характером и природой образовательной деятельности. Обучением и воспитанием создается весьма своеобразный продукт, не похожий на продукты других производств и сфер деятельности. Продукт школы - человек, потому «педагогическое производство» отличается многими особенностями, а менеджмент в педагогических системах имеет определенную специфику» [7, с. 22]. Среди этих особенностей можно выделить следующее: сильная зависимость образовательной организации от поведения потребителей, невозможность формирования запасов, необходимость поиска методов обучения, направленных на индивидуализацию образовательной услуги, сложность определения эффективности работы персонала.
Менеджмент в сфере образования или педагогический менеджмент представляет собой комплекс действий, предпринимаемых в рамках управления образовательным учреждением. Педагогический менеджмент принято рассматривать в единстве таких компонентов, как:
- управление ресурсами образовательной организации. Заключается в планировании, ведении учета и распределении материальных и финансовых ресурсов школы для обеспечения оптимального функционирования образовательной организации. Данная деятельность осуществляется в совокупности и взаимодействии с управлением педагогическим коллективом и процессом образования в школе и является одной из основных деятельностей по управлению образовательной системой;
- управление процессом образования в школе. Данная деятельность осуществляется с целью достижения дидактических, учебных, воспитательных, образовательных целей, развития личности каждого обучающегося посредством проведения учебно-образовательного, учебно-воспитательного процесса и иной просветительской деятельности, осуществляемой образовательной организации в соответствии с государственным образовательным стандартом [2];
- управление педагогическим составом образовательной организации.
Коллектив педагогов, рассматриваемый как объект управления, представляет собой группу педагогов, имеющих собственные интересы в образовании, высокие нравственные ценности, идеалы, данная группа отличается требованием максимально возможного учета и удовлетворения всех потребностей в образовательном процессе и его организации и выполнения их интересов со стороны управляющего субъекта [4].
В.А. Ситаров выделяет следующие компоненты педагогического менеджмента: образовательный, мотивационный, когнитивный, деятельностный, творческий, информационный, интегративный. Другие авторы полагают, что его компонентами выступают формирование мотивации, выбор определенной цели (целей) для управления процессами в школе, установление субъектно-субъектных отношений, контроль за формированием знаний, умений и навыков обучающихся (Гордашников В.А., Осин А.Я.).
Исходя из перечисленных компонентов, педагогический менеджмент раскрывает свою сущность как:
- совокупность приемов, методов, технологий и средств управления образовательным процессом и педагогическим и ученическим составом школы, то есть осуществление комплексного управления общим процессом реализации образовательной и просветительской деятельности образовательной организации, осуществляемый активными субъектами управления педагогического процесса, а именно директором школы, его заместителями, учителя;
- совокупность необходимых компетенций руководителя по управлению образовательной организацией, его умение использовать собственный труд, интеллект, педагогический и управленческий опыт для достижения поставленных целей образовательной организации, которые выступают как взаимодействие и объединение двух искусств, управления людьми и управление различными социальными процессами в школе.
В структуре педагогического менеджмента условно выделяются следующие уровни (рис.1).
Рисунок 1. Уровни педагогического менеджмента [7]
Педагогическим процессам характерен системный характер управления, как по вертикали, так и по горизонтали. Рассматривая вертикаль, выделяются следующие уровни управления:
- уровень государственного менеджмента (система образования в целом);
- уровень регионального менеджмента (региональные образовательные и воспитательные системы);
- региональный уровень менеджмента (сеть различных образовательных и воспитательных учреждений);
- уровень менеджмента учебных заведений;
- уровень менеджмента подразделений учебных заведений.
По горизонтали выделяются следующие уровни: профессиональные качества педагога, учебные занятия, самостоятельная внеаудиторная работа и т.д.
Кроме того, на уровне школы также можно выделить такой уровень как управление педагогическими проектами, так как они являются достаточно самостоятельными направлениями, которые реализуются с определенной целью. В качестве проектов могут выступать учебные занятия с применением активных (интерактивных) форм обучения, воспитательные и развлекательные мероприятия и т.п.
Управленческая деятельность в образовательной организации зависит от способностей, целей, задач и потребностей и условий педагогической ситуации педагога, ее осуществляющего [5]. Многие исследователи полагают, что управленческая деятельность в школе может быть оптимизирована и эффективна при достижении следующих условий и принципов, лежащих в основе проводимой профессионально-педагогической управленческой деятельности:
- нравственное и финансовое поощрение педагогической инициативы;
- признание за объектом управления его личностных качеств, важности прав на свободу, творчество и выражения собственной позиции по рассматриваемому вопросу в рамках образовательной организации;
- решения принимаются на основе всеобщего согласия и одобрения, создание коллектива с едиными принципами и идеями;
- развитие педагогического и ученического коллектива как одна из основных направленностей деятельности образовательной организации;
- управление направленное снизу вверх;
- гибкость в управлении, возможность перехода, от централизованного типа управления образовательной деятельностью к децентрализованному в случае сложившихся обстоятельств или проблемных ситуаций в образовательной организации.
Так цели управленческой деятельности на разных уровнях стоят разные. Управление на первом уровне осуществляется с целью обеспечения эффективной педагогической деятельности педагогов школы посредством реализации ими творческого профессионального и дидактического потенциала на учебных занятиях. На втором уровне целью является достижения продуктивного и эффективного управления учебно-образовательным процессом, формировании личностных качеств у обучающихся, посредством реализации ими своих способностей и творческого потенциала.
Руководитель образовательной организации (школы) играет ведущую роль и от того, какой стиль работы он выбирает, зависит успех школы. Таким образом, директор школы должен обладать лидерскими качествами. Выделяются следующие типы лидерства руководителя образовательной организации (директора школы).
Рисунок 2. Типы лидерства руководителя образовательной организации (директора школы) [7]
Руководитель, применяющий в работе элементы технического лидерства достаточно успешен, грамотно организует и координирует образовательный процесс, владеет определенными знаниями в составлении бюджета школы.
Руководитель, предпочитающий применять элементы человеческого лидерства, уделяет особое внимание формированию нравственных ценностей среди педагогов и обучающихся.
Руководитель, использующий элементы образовательного лидерства, в первую очередь обращает свое внимание на проблемы школы и учителей (участвует в составлении учебного плана, структурирует программу обучения в соответствии с запросами общества).
Руководитель, относящийся к типу символического лидерства, является символом школы. Очень часто люди знают школу не по названию или номеру школы, а по фамилии директора. Такой директор интересуется, как преподаватели проводят учебные занятия и делает обходы школы.
Руководитель, использующий элементы культурного лидерства, является главным носителем культуры школы, который сохраняет ее традиции и передает их молодым и новым сотрудникам школы. Педагоги считают себя членами образовательной организации с сильной культурой.
Выводы. Таким образом, в педагогических научных трудах присутствуют множество понятий «педагогического менеджмента» и «управленческой деятельности» в образовательной организации, но имеется различная трактовка у разных авторов. Данный факт связан с происходящими преобразованиями в образовательной сфере, развитием и модернизацией содержания образования и ведения образовательного процесса, появление новых функций управления образовательными организациями и т.д. Что и определяет актуальность и необходимость исследования сущности и процесса педагогического менеджмента и управленческой деятельности в образовательной организации.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 68-70.
2. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 5 (39). - С. 26-31.
3. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Информационно-образовательная среда школы как инновационная управленческая задача // Наука и практика регионов. - 2019. - № 4 (17). - С. 90-93.
4. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2018. - С. 35-38.
5. Маркова С.М., Котенко Е.Ф., Уракова Е.А. Проектирование процесса управления учебным заведением интегративного типа // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 37-39.
6. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. - 2016. - № 4. - С. 138-144.
7. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - №3. URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/pedagogicheskiy-menedzhment-kak-teoriya-i-praktika-upravleniya-obrazovatelnym-protsessom (дата обращения: 16.05.2021).
Педагогика
УДК 372.881.111.1
старший преподаватель Герасименко Татьяна Леонидовна
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); старший преподаватель Ермолаева Марина Евгеньевна
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва)
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛЯЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. В статье актуализируется проблематика совершенствования процесса обучения профессионально-ориентированному иностранному языку (английскому) студентов неязыковых специальностей. Авторы подходят к решению данной проблемы путем обоснования значимости образовательного потенциала социально-эмоциональных аспектов регуляции эффективности процесса обучения языку специализации. В статье уделяется внимание требованиям к владению профессионально-ориентированным иностранным языком в рамках взаимодействия профессионального сообщества, что предполагает необходимость разработки путей повышения качества освоения языка специализации. Выявлены цели и задачи обучения профессионально-ориентированному иностранному языку будущих специалистов. Также в статье рассмотрены мотивационные основы аспектов эмоциональности и социальности в процессе освоения языка специализации. Авторы приводят примеры ситуаций, направленных на учет социально-эмоционального аспекта преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка. Успешное обучение профессионально-ориентированному иностранному языку гораздо успешнее идет при реализации в образовательном процессе социально-эмоциональных аспектов, которые позволяют обучающимся осознать значимость изучения языка специализации в осуществлении эмотивно-грамотной коммуникации в профессиональной среде.
Ключевые слова: студенты неязыковых специальностей, профессионально-ориентированный иностранный (английский), социально-эмоциональные аспекты, познавательный интерес, активность.
Annоtation. The article actualizes the problem of improving the process of teaching a professionally oriented foreign language (English) to students of non-linguistic specialties. The authors approach the solution of this problem by substantiating the importance of the educational potential of the social and emotional aspects of regulating the effectiveness of the process of teaching the language of specialization. The article pays attention to the requirements for proficiency in a professionally oriented foreign language in the framework of the interaction of the professional community, which implies the need to develop ways to improve the efficiency of the process of teaching the language of specialization. The goals and objectives of teaching a professionally oriented foreign language for future specialists have been identified. The article also discusses the motivational foundations of aspects of emotionality and