Научная статья на тему 'МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ'

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ШКОЛА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Гордеев Кирилл Сергеевич

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе школы с целью обеспечения его стабильной работы. В настоящее время управление конфликтами в педагогическом коллективе школы представляет собой важнейшую функцию современного руководителя. В статье обозначаются цели управления педагогическим коллективом, характеризуется понятие «конфликт», уточняется степень изученности проблематики, анализируются возможные причины возникновения конфликтных ситуаций между педагогами. Авторы выделяют наиболее значимые аспекты процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе школы: умение работы с конфликтными личностями, знание структурных методов управления конфликтами, а также знание стилей поведения. Также в статье обозначена важность организации конструктивных переговоров между сторонами при разрешении конфликта, роль руководителя общеобразовательной организации в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Гордеев Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONFLICT MANAGEMENT IN THE PEDAGOGICAL STAFF OF THE SCHOOL

The relevance of this problem is due to the need to resolve conflict situations in the teaching staff of the school in order to ensure its stable operation. Currently, conflict management in the teaching staff of the school is the most important function of the modern leader. The article outlines the goals of managing the teaching staff, characterizes the concept of "conflict", clarifies the degree of study of the problem, analyzes the possible causes of conflict situations between teachers. The authors highlight the most significant aspects of the process of conflict management in the teaching staff of the school: the ability to work with conflict personalities, knowledge of structural methods of conflict management, as well as knowledge of behavior styles. The article also identifies the importance of organizing constructive negotiations between the parties in resolving the conflict, the role of the head of the general educational organization in this process

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ»

Литература:

1. Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение / Сёмин Н.В., Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Лукшин А.В., Муравьева А.А., Олейникова О.Н. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 208 с.

2. Батанина И.А. Многоуровневая система образования: особенности и перспективы / И.А. Батанина // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 7 - С. 107-108.

3. Иванова В.И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение. -2005. - №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/realizatsiya-bolonskih-idey-v-rossii-normativnye-protivorechiya (дата обращения: 23.02.2021).

4. Камынина Н.Р., Грудзинский А.О. Россия в Болонском процессе: цель - повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. - 2017. - №8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-bolonskom-protsesse-tsel-povyshenie-konkurentosposobnosti-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 04.01.2021).

5. Конципко Н.В. Сравнительный анализ российской и казахстанской многоуровневой системы образования / Н.В. Конципко // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №3(19). - С. 159-167.

6. Кочетков М.В. Внедрение модульно-рейтингового подхода в организацию процесса обучения при реализации компетентно-ориентированных образовательных стандартов качества // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2010. - №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vnedrenie-modulno-reitingovogo-podhoda-v-organizatsiyu-protsessa-obucheniya-pri-realizatsii-kompetentno-orientirovannyh (дата обращения: 23.02.2021).

7. Лебедева М.М. Международно-политические процессы интеграции образования // Интеграция образования. - 2017. -Т. 21, № 3. - С. 385-394. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.385-394.

8. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: Университетская книга, 2010. - 249 с.

9. Россия в Европейском пространстве высшего образования. Под редакцией: Артамоновой Ю.Д., Демчука А.Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А.А. - М.: Издательство Московского университета, 2015. - 64 с.

10. Сюпова М.С., Бондаренко Н.А., Уразова К.А. Современная структура высшего образования: преимущества и недостатки // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. - Том 5, № 2, - С. 297-301.

11. Успенская Г.А. Проблемы перехода к многоуровневому высшему образованию // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-perehoda-k-mnogourovnevomu-vysshemu-obrazovaniyu (дата обращения: 18.03.2021).

12. Чистякова Л.А., Эскиндаров М.А. Некоторые проблемы многоуровневого образования в России // Финансы: Теория и Практика. - 1997. - №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nekotorye-problemy-mnogourovnevogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 19.03.2021).

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гордеев Кирилл Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЫ

Аннотация. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе школы с целью обеспечения его стабильной работы. В настоящее время управление конфликтами в педагогическом коллективе школы представляет собой важнейшую функцию современного руководителя. В статье обозначаются цели управления педагогическим коллективом, характеризуется понятие «конфликт», уточняется степень изученности проблематики, анализируются возможные причины возникновения конфликтных ситуаций между педагогами. Авторы выделяют наиболее значимые аспекты процесса управления конфликтами в педагогическом коллективе школы: умение работы с конфликтными личностями, знание структурных методов управления конфликтами, а также знание стилей поведения. Также в статье обозначена важность организации конструктивных переговоров между сторонами при разрешении конфликта, роль руководителя общеобразовательной организации в данном процессе.

Ключевые слова: педагогический коллектив, управление коллективом, педагогическая деятельность, конфликтология, методы управления конфликтами, общеобразовательная организация, школа, система образования, коммуникация, взаимодействие.

Annotation. The relevance of this problem is due to the need to resolve conflict situations in the teaching staff of the school in order to ensure its stable operation. Currently, conflict management in the teaching staff of the school is the most important function of the modern leader. The article outlines the goals of managing the teaching staff, characterizes the concept of "conflict", clarifies the degree of study of the problem, analyzes the possible causes of conflict situations between teachers. The authors highlight the most significant aspects of the process of conflict management in the teaching staff of the school: the ability to work with conflict personalities, knowledge of structural methods of conflict management, as well as knowledge of behavior styles. The article also identifies the importance of organizing constructive negotiations between the parties in resolving the conflict, the role of the head of the general educational organization in this process.

Keywords: pedagogical team, team management, pedagogical activity, conflictology, methods of conflict management, general education organization, school, education system, communication, interaction.

Введение. В настоящее время в России происходит обновление содержания образования, изменение условий деятельности и усложнение функций образовательных организаций, что нашло отражение в новом Федеральном Законе РФ «Об образовании». Смена парадигмы образования и внедрение новых стандартов обучения и воспитания изменяет механизм управления, требует внедрения принципиально новых форм взаимодействия руководителя и педагогического коллектива. Важнейшим условием эффективного управления современной школой является необходимость учёта человеческого фактора. Максимальное использование профессиональных, личностных и психологических ресурсов педагогов, своевременное предупреждение конфликтов в педагогической среде - все это будет обеспечивать стабильность работы учреждения, способствовать повышению качества образовательного процесса [2].

Сегодня изучение проблемы конфликтов приобретает особую остроту в менеджменте образования, поскольку профессиональная деятельность педагога в значительной мере наполнена различными ситуациями, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования и нервного напряжения. Неизбежным явлением становятся конфликты, в которые могут быть вовлечены все участники образовательного процесса: обучающиеся, учителя, родители и администрация. Причины конфликтных ситуаций в педагогической среде могут быть разнообразны: межличностные и деловые отношения, организационные и методические трудности, неудовлетворенность условиями труда, неспособность педагогов реализовывать требования новых образовательных стандартов и внедрять инновации, недооценка личностных результатов и др. Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения, а ответственность за последствия часто несет администрация и лично руководитель. Для руководителя образовательной организации очень важно выстроить отношения в коллективе на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, с преобладанием одобрения и поддержки, с конструктивной критикой, с нормами справедливого и уважительного отношения ко всем его членам. Такая положительная атмосфера будет способствовать эмоциональному благополучию, стимулирует педагогов идти на работу с желанием, добавиться положительных результатов в своей работе, стремиться к внедрению нового и интересного в работу с детьми [4].

Изложение основного материала статьи. Проблема конфликтов, как неотъемлемая часть человеческих отношений, изначально широко разрабатывалась в психологии отечественными и зарубежными учеными (Э. Берн, Т.В. Драгунова, К. Левин, В.Н. Мясищев, Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская, Э. Фромм и др.). Сущность любого конфликта заключается в наличии разногласия, столкновения различных мнений, поэтому для его развития необходимо наличие накопившихся противоречий. Любое противостояние может иметь позитивные и негативные последствия, т.е. быть конструктивным и деструктивным. По мнению психологов, главным вопросом является понимание разрушительного характера конфликта, и умение видеть в нем стимулирующее начало.

Методы разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе школы рассматриваются в исследованиях А.С. Якушина, Г.Ю. Любимовой, С.Ю. Тёминой и А.А. Николаевой [13, 15, 18]. В свою очередь, С.В. Баныкина в своих работах раскрывает природу конфликтов в педагогических коллективах, проводит разработку способов их оптимального разрешения [1].

М.Г. Синякова и Э.Э. Сыманюк считают, что от умений и навыков руководителя в современной школе напрямую зависит психологической климат педагогического коллектива [14].

С.А. Титаренко отмечает, что процесс управления педагогическим коллективом школы направлен на достижение следующих целей:

- обеспечение удовлетворения профессиональных потребностей педагогов;

- формирование и развитие устойчивого психологического климата в педагогическом коллективе;

- создание комфортных условий для личностной и профессиональной самореализации педагогов;

- оптимальное применение возможностей всего педагогического состава и профессионального мастерства каждого педагога по отдельности [16].

Очевидно, что каждый учитель, который работает в общеобразовательной организации, представляет собой индивидуальную и уникальную личность. Поэтому при управлении педагогическим коллективом руководителю вряд ли можно надеяться на то, что какие-либо методы воздействия сработают на всех одинаково. Также необходимо понимать, что в характере каждого присутствует как разумное, так и эмоциональное зерно, следовательно, поступки человека определяются данными факторами в их взаимодействии. То есть человек поступает в рамках внешней обстановки, но в то же время в соответствии с внутренними решениями и психолого-физиологическими склонностями.

Е.В. Калиткина и Л.С. Петрунькина отмечают, что каждый человек действует в зависимости от следующих факторов:

- сложившиеся интересы, вкусы и взгляды;

- психологические особенности личности;

- мотивация осуществления какой-либо деятельности;

- возможности, детерминированные природой или приобретённые и развитые в процессе жизнедеятельности [11].

К современному педагогу предъявляется множество требований, как со стороны государства, так и со стороны родителей учащихся. В настоящее время учитель должен обладать высоким творческим потенциалом, владеть различными инновационными методиками и технологиями преподавания, быть инициативным и открытым. Высокая ответственность педагогической деятельности постепенно приводит к психологическому выгоранию, тревожности и усталости. Чаще всего именно вследствие вышесказанного внутри педагогического коллектива школы и возникают конфликтные ситуации.

Конфликты в педагогических коллективах по своей природе носят межличностный характер. Они связаны с нарушением взаимосвязей в процессе совместной педагогической деятельности. Это могут быть деловые связи между преподавателями, руководителями по поводу педагогической деятельности, а также «ролевые связи», которые возникают из необходимости соблюдения правил, норм в соответствии с профессиональной этикой. Возникновение конфликтных ситуаций может быть также связано с личностными взаимосвязями между педагогами в процессе совместной трудовой деятельности. Конфликтность в педагогическом коллективе является одним из ведущих факторов наступления «профессионального выгорания» [3].

Управление конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе школы подразумевает такие действия со стороны руководителя, как прогнозирование конфликтных ситуаций, их последующее регулирование, предупреждение, подавление и прекращение. Руководитель, зная о причинах возникновения конфликтов внутри педагогического коллективе, может гораздо лучше разобраться в них. Это также позволяет ему наиболее оптимально подбирать методы воздействия на подчинённых. Следует отметить, что значимую роль при подборе методов управления конфликтами в педагогическом коллективе школы играют умение работы с конфликтными личностями, знание структурных методов управления конфликтами, а также знание стилей поведения [6].

Исследователи О.У. Гогицаева, В.К. Кочисов и С.Д. Гуриева выделяют следующие черты конфликтной личности:

- излишняя раздражительность, агрессия, тревожность и упрямство;

- прямолинейность и принципиальность утверждений и высказываний;

- стремление побеждать и быть правым в абсолютно всех ситуациях и условиях;

- неадекватная оценка собственных способностей и возможностей (заниженная или завышенная самооценка);

- консерватизм убеждений, взглядов, мировоззрения и мышления [71.

Каким образом руководителю стоит воздействовать на конфликтную личность? Ответ кроется в понимании того, что каждый педагог является уже сформированной личностью, изменить которую на данном этапе уже невозможно. Поэтому ключевая цель руководителя состоит в том, чтобы найти что-то общее с каждым членом коллектива, наладить контакт, видеть в нём только лучшее. Руководитель, также должен знать стили поведения, чтобы уметь разрешать конфликтные ситуации, возникающие в педагогическом коллективе.

Например, стиль уклонения применяется в том случае, когда причина возникновения конфликтной ситуации не так значима для человека или у него отсутствует желание тратить время на отстаивание собственной позиции и правоты. Данный стиль поведения часто используется в ситуациях, когда одна из сторон конфликта занимает более властную позицию по отношению к другой.

Ключевая цель стиля сотрудничества состоит в обеспечении долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между сторонами конфликта. Данный стиль наиболее сложен для применения, так как от сторон конфликта требуются умения сдерживать свои чувства и эмоции, выслушивать позицию другого человека. В данном случае конфликт разрешается посредством того фактора, что обеим сторонам этот конфликт не выгоден в долгосрочной перспективе [91.

Стиль компромисса несколько похож на стиль сотрудничества тем, что стороны конфликта в каких-либо моментах пытаются идти на ступки. Каждый человек не может в силу определённых обстоятельств всегда получать то, что он хочет, поэтому важно попробовать прийти к компромиссу.

Применение стиля соперничества оптимально, когда руководитель обладает сильными личностными качествами, авторитетом перед сторонами конфликта, а также сильной волей и решимостью. Следует отметить, что авторитет руководителя представляет собой один из наиболее значимых факторов разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.

Стиль приспособления используется какой-либо из сторон в случае, если для неё не так важно отстаивать свою правоту, и она жертвует своими интересами в пользу иной стороны конфликта. Данный стиль предполагает совместные действия сторон конфликта для налаживания рабочей атмосферы.

При разрешении конфликтов в педагогическом коллективе школы руководителю важно также уметь организовывать и проводить переговоры между сторонами конфликта. Это необходимо в первую очередь для выявления чётких мотивов сторон, причин возникновения конфликта, сглаживания углов и поиска общих интересов и потребностей в рамках конфликтной ситуации. В некоторых случаях руководитель может выступать в роли посредника при проведении переговоров между конфликтующими сторонами. Для успешного разрешения конфликтной ситуации внутри педагогического коллектива важно применять способы и приёмы конструктивной критики, критериями которой являются открытость, адресность, доброжелательность, качественная аргументация, основанная на логических законах [11].

Выводы. Таким образом, управление конфликтами в педагогическом коллективе школы представляет собой одну из важнейших задач современного руководителя. Процесс управления педагогическим коллективом обладает высокой значимостью для достижения стратегических задач школы. Конфликты как явление берут свои корни глубоко в прошлом, а также пронизывают все сферы жизнедеятельности общества и государства. Конфликты в педагогической среде непосредственно влияют на настроение участников образовательного процесса, их эмоциональный настрой, ухудшают психологический климат коллектива. Оптимальное разрешение конфликтных ситуаций между педагогами необходимо в первую очередь для обеспечения положительного психологического климата, без которого невозможна продуктивная работа.

Для предотвращения конфликтов внутри педагогического коллектива школы руководителю необходимо:

- уметь работать с конфликтными личностями и знать психологические черты, которые им присущи. К таким чертам относят излишнюю раздражительность, агрессию, тревожность и упрямство, прямолинейность и принципиальность утверждений и высказываний, стремление побеждать и быть правым в абсолютно всех ситуациях и условиях, неадекватную оценку собственных способностей и возможностей (заниженная или завышенная самооценка), консерватизм убеждений, взглядов, мировоззрения и мышления;

- разумно применять системы поощрений к членам коллектива (стараться поощрять педагогов так, чтобы не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций), ставить общеорганизационные цели для сплочения коллектива, а также чётко объяснять каждому члену коллектива его профессиональные обязанности и планируемые результаты деятельности;

- ориентироваться в стилях поведения личности, применяемых в психологии.

Литература:

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. - М., 2001. - С. 373-394.

2. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 68-70.

3. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. -№ 5 (39). - С. 26-31.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Информационно-образовательная среда школы как инновационная управленческая задача // Наука и практика регионов. - 2019. - № 4 (17). - С. 90-93.

5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Профессиональная школа как объект управления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1 (35). - С. 6-10.

6. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Бушуева А.А. Управление психологическим климатом в дошкольном образовательном учреждении // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1 (35). - С. 10-16.

7. Гогицаева О.У, Кочисов В.К., Гуриева С.Д. Конфликты в педагогическом коллективе: теоретический аспект // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - 2018. - №4. - С. 35-39. https://doi.org/10.29025/1994-7720-2018-4-35-39

8. Григорян Н.М., Быстрова Н.В. Личностное развитие педагога в системе профессионального образования // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2018. -С. 35-38.

9. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Казначеев Д.А. К вопросу об управлении конфликтами в организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 6 (40). - С. 36-42.

10. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Казначеев Д.А. Современные тенденции формирования трудового коллектива // Наука Красноярья. - 2020. - Т. 9. № 3-2. - С. 45-51.

11. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Юдакова О.В. Методы воспитательной работы // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 157-160.

12. Калиткина Е.В., Петрунькина Л.С. Особенности педагогических конфликтов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). - Казань, 2018. - С. 24-27.

13. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. № 2 (31). - С. 1.

14. Любимова Г.Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 160 с.

15. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 9. - С. 170-176.

16. Тёмина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. - М., 2002. - 190 с.

17. Титаренко С.А. Профилактика и снижение негативных последствий конфликтов в педагогическом коллективе дошкольного учебного заведения // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2016. - №10-6 (18). -С. 178-183.

18. Федорченко С.В. Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе как один из методов формирования благоприятного социально-психологического климата в вузе // Молодой ученый. - 2016. - №2 (29). - С. 233-236.

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат филологических наук, доцент Веккессер Мария Викторовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются приемы анализа в школе грамматических (морфологических) окказионализмов, представляющие собой образования, в основе которых лежит отступление от грамматической нормы: возникает своего рода «конфликт» между внутренней стороной (семантикой) и внешним выражением (грамматической формой). Благодаря творчеству в авторском контексте становится возможным и стилистически оправданно игровое употребление словоформы. Такая работа важна на уроках развития речи, посвященных изучению грамматических (морфологических) норм и стилистических ресурсов русского языка: силистический анализ окказионализмов будет способствовать осознанию обучающимися уместности / неуместности отклонения от языковой нормы.

Ключевые слова: развитие речи, грамматическая норма, языковая игра, грамматическая неология, окказионализм, грамматический окказионализм, морфологический неологизм.

Annotation. The article deals with the methods of analysis in the school of grammatical (morphological) occasionalisms, which are formations based on a deviation from the grammatical norm: there is a kind of "conflict" between the inner side (semantics) and the outer expression (grammatical form). Thanks to creativity in the author's context, the game use of the word form becomes possible and stylistically justified. Such work is important in the language development lessons devoted to the norms of the Russian language: the stylistic analysis of occasional expressions will help students to understand the appropriateness / inappropriateness of deviations from the language norm.

Keywords: speech development, grammatical norm, language game, grammatical neology, occasionalism, grammatical occasionalism, morphological neologism.

Введение. Проблема грамматических окказионализмов в разное время рассматривалась В.В. Виноградовым, Г.О. Винокуром, А.Г. Горнфельдом, А.И. Смирницким, И.И. Срезневским и др. Наибольший всплеск интереса отечественных исследователей отмечается в конце XX века: выходят монографии, многочисленные статьи, освещающие это явление в аспекте словообразования, лексикологии, грамматики, нормы и стилистики (О.А. Александрова, М.А. Бакина, О.А. Габинский, Л.П. Крысин, В.В. Лопатин, Н.А. Янко-Триницкая, Э.И. Ханпир и др.). И настоящее время отмечено неослабевающим интересам к окказионализмам различного происхождения. Это явление стало приметой не только языка художественной литературы, но и средств массовой коммуникации (образовательный ЕГЭизм - о ЕГЭ; концептулёз - об излишнем увлечением понятием «концепт»; бегушка - о рекламной бегущей строке на ТВ; отксерачить - сделать копию; отфеячить - избить). В некоторых примерах имеет место результат влияния разговорной стихии на письменный разговорный язык, например: Когда в организм попадает слишком много работы, он начинает вырабатывать антитдела. Если точнее - антидела вырабатываются ленивой железой, которая играет роль в укреплении пофигенитетта и способствует выработке ленькоцитов. Этот текст иллюстрирует собой имитацию научно-популярного стиля с включением в него словообразовательных окказионализмов, один из которых имеет нелитературный характер (пофигенитетта). В этом случае имеет место языковая игра. Однако какова грань между намеренным отступлением от языковой нормы (зачастую оправданным и уместным) и нарушением нормы в результате ее незнания. Вот почему в школьном курсе русского языка значим и актуален анализ текстов художественной литературы, в которой окказиональные слова и формы стилистически обусловлены, являются маркером «изысканного» употребления. В речи разговорной подобные слова и формы, как правило, выступают как результат языковой игры, здесь встает проблема языкового вкуса и меры, так как чрезмерное употребление окказионализмов может привести к небрежению и «размыванию» языковой нормы.

Изложение основного материала статьи. В работах, посвященных исследованию окказионализмов, используются дублетные термины: художественные неологизмы, эфемерные инновации, писательские новообразования, слова-однодневки, индивидуальные неологизмы, слова-метеоры, слова-самоделки, слова индивидуального речетворчества, творческие неологизмы. Думается, такой терминологический ряд остается открытым. Мы отдаем предпочтение термину окказионализмы по ряду причин: он представляется нам наиболее содержательным, является самым распространенным в научной и методической литературе, соответствующий понятию окказиональное слово «не узуальное, не соответствующее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.