Научная статья на тему 'Управленческие компетенции преподавателя как фактор успеха в реализации педагогического менеджмента в вузе'

Управленческие компетенции преподавателя как фактор успеха в реализации педагогического менеджмента в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический менеджмент / управленческие компетенции преподавателя / качество образования / факторы успеха / pedagogical management / managerial competence of a teacher / quality of education / success factors

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морохова Ольга Александровна

Цель статьи – проанализировать, каким образом концепция педагогического менеджмента и управленческие компетенции преподавателя могут быть востребованы в образовательном процессе. Автор статьи доказывает, что педагогический менеджмент является современным концептом, который отвечает запросам современного общества и позволяет реализовать режим развития и внедрения инноваций в сфере образования. Новизна статьи состоит в выявлении положительного влияния на образовательный процесс концепции педагогического менеджмента и практических рекомендаций по формированию технологических, коммуникативных, организационных, содержательных аспектов управленческих компетенций преподавателя вуза. Результаты исследования показали, что концепция педагогического менеджмента применима к разным уровням сферы образования и коррелирует с положительными изменениями, а управленческие компетенции преподавателя вуза служат фактором успеха в создании инновационной среды в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGERIAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A SUCCESS FACTOR IN THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The purpose of the article is to analyze how the concept of pedagogical management and the managerial competencies of a teacher can be in demand in the educational process. The author of the article proves that pedagogical management is a modern concept that meets the needs of modern society and allows you to implement the mode of development and implementation of innovations in the field of education. The novelty of the article consists in identifying the positive impact on the educational process of the concept of pedagogical management and practical recommendations for the formation of technological, communicative, organizational, substantive aspects of the managerial competencies of a university teacher. The results of the study showed that the concept of pedagogical management is applicable to different levels of education and correlates with positive changes, and the managerial competencies of a university teacher serve as a success factor in creating an innovative environment in an educational organization.

Текст научной работы на тему «Управленческие компетенции преподавателя как фактор успеха в реализации педагогического менеджмента в вузе»

Управленческие компетенции преподавателя как фактор успеха в реализации педагогического менеджмента в вузе

Морохова Ольга Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой профессиональной языковой подготовки, ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» E-mail: olgamorokhova@gmail.com

Цель статьи - проанализировать, каким образом концепция педагогического менеджмента и управленческие компетенции преподавателя могут быть востребованы в образовательном процессе. Автор статьи доказывает, что педагогический менеджмент является современным концептом, который отвечает запросам современного общества и позволяет реализовать режим развития и внедрения инноваций в сфере образования. Новизна статьи состоит в выявлении положительного влияния на образовательный процесс концепции педагогического менеджмента и практических рекомендаций по формированию технологических, коммуникативных, организационных, содержательных аспектов управленческих компетенций преподавателя вуза. Результаты исследования показали, что концепция педагогического менеджмента применима к разным уровням сферы образования и коррелирует с положительными изменениями, а управленческие компетенции преподавателя вуза служат фактором успеха в создании инновационной среды в образовательной организации.

Ключевые слова: педагогический менеджмент, управленческие компетенции преподавателя, качество образования, факторы успеха.

Применение методов управления в образовании отвечает запросам образовательного процесса и потребностям определенной личности, способствует формированию конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Данный тип управления активно развивается в контексте педагогического менеджмента.

В научной литературе накоплен достаточный опыт, показывающий необходимость применения концепции педагогического менеджмента в сфере образования, однако практические аспекты по внедрению в образовательный процесс управленческих компетенций преподавателя разработаны недостаточно. В качестве ресурса, способствующего обеспечению качества образования и его инновационному развитию, предлагается использовать такой элемент педагогического менеджмента как управленческие компетенции преподавателя.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: во-первых, раскрыть особенности педагогического менеджмента и управленческих компетенций преподавателя и потенциал их применения в сфере образования, во-вторых, раскрыть технологические, коммуникативные, организационные, содержательные аспекты управленческих компетенций преподавателя вуза, которые являются факторами успеха в обеспечении качества образования в вузе.

Особенности и характерные признаки концепции педагогического менеджмента выявляются на основе содержательного и сопоставительного анализа отечественных и зарубежных научных источников. Исследование управленческих компетенций преподавателя вуза проведено на основе метода функционального анализа.

Теоретической базой исследования послужили отечественные исследования Б.А. Жетписбае-вой, С.А. Михеевой, О.А. Косиновой, О.А. Сазы-киной, В.А. Симоновой, В.А Ситарова, Г.Т. Смагу-ловой, С.Д. Резника, Ф.Л. Ратнер, Н.В. Тихонова, И.Ф. Фильченковой, Г.Б Фомина, Р.Р. Шакиро-ва, В.А. Шевченко и работы зарубежных авторов С. Зайн, Р. Дж. Марзано, Я.С. Марзано, Э. Дж. Са-борни. Э.Т. Эммер по теоретическим и практическим вопросам реализации педагогического менеджмента в образовательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении характеристик управленческих компетенций преподавателя вуза, которые служат фактором успеха при обеспечении качества образования в вузе, и могут быть рекомендованы для формирования в курсах дополнительного профессионального образования.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Компетенции преподавателя признаются решающим фактором в обеспечении качества образования [1]. В связи с этим необходимо сформулировать основные критерии педагогического менеджмента и управленческих компетенций преподавателя, которые будут способствовать повышению качества образования.

Термин «менеджмент» используется для обозначения набора действий или процедур, которые будут способствовать реализации какого-либо вида деятельности или проекта. «Менеджмент рассматривает объекты исследования как саморазвивающиеся системы, которые могут с определенной степенью гибкости реагировать на изменения внешней среды, адекватно изменять свою стратегию, цели, формальные структуры, организационную культуру и поведение персонала» [2, с. 4].

Как отмечает С.А. Михеева, термин «педагогический менеджмент» не является устоявшимся в отечественной педагогике, но он востребован педагогическим сообществом [3]. По определению В.А. Шевченко педагогический менеджмент -это «совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества» [4, с. 5]. В.А Ситаров, раскрывая сущность педагогической деятельности, указывает, что она «приобретает активный социальный статус и целенаправленно реализует задачи повышения образовательного уровня управленцев и руководителей, направленные на совершенствование результативности работы муниципальных и государственных служащих» [5, с. 18].

В.А. Симонова к педагогическому менеджменту относит «совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей» [6, с. 18]. О.А. Косинова отмечает, что педагогический менеджмент в нашей стране, аккумулируя зарубежные теории, развивается как оригинальная концепция [7]. Педагогический менеджмент позволяет реализовать режим постоянного, непрерывного развития в образовательной деятельности, внедрить инновации в образовательный процесс, применять гибкие технологии управления образовательным процессом [8]. Деятельность менеджеров образовательных организаций направлена на обеспечение реализации процессов, отвечающих новым экономическим, социальным и культурным потребностям, которые в результате смогут обеспечить благосостояние нашей страны [9].

Педагогический менеджмент востребован на разных уровнях образования: от организации дополнительного образования до вопросов управления учебной аудиторией. Например, на основе идей педагогического менеджмента в вузах Колумбии были созданы языковые институты, ко-5 торые предлагают студентам университетов ком-5 плексное качественное образование, включаю-S щее изучение второго языка, особенно английско° го. В исследовании С. Зайн показано, что приме-5в нение методов управления в учебной аудитории

создает основу для оптимального обучения [10]. Исследование Р. Дж. Марзано и Я.С. Марзано наглядно демонстрирует важность эффективного управления классом. В исследовании показано, что действия учителей в классах имеют вдвое большее влияние на успеваемость учащихся, чем учебные программы. Применение методов управления классом положительно коррелирует с более высокой посещаемостью учащихся, большей удовлетворенностью обучением, предотвращением отсева и снижением деструктивного поведения, а даже оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся [11]. Педагогический менеджмент в управлении обучающимися состоит в создании учителями и поддержании такой среды, которая будет способствовать их интеллектуальному, психическому и физическому развитию [12].

Исследования показывают, что в управленческие компетенции могут включаться различные виды деятельности преподавателя. [13]. Исследователи Э.Т. Эммер и Э. Дж. Саборни доказывают, что применение методов управления в учебной аудитории касается способности преподавателей устанавливать и поддерживать порядок в классе, способствовать социальному взаимодействию и эмоциональному росту учащихся, а также изучению их поведение [14]. Авторы показывают, что организационный аспект управления учебной группой включает в себя такие виды деятельности преподавателя, как группирование и рассадка, регулирование распорядка в классе, определение времени занятий, постановку и упорядочение задач, предоставление инструкций, обеспечение обратной связи и наблюдение за обучающимися. Поведенческий аспект управления включает в себя такие действия, как предотвращение, исправление и перенаправление ненадлежащего поведения обучающихся, развитие саморегуляции обучающихся, создание мотивации для стиля поведения. Р.Р. Шакиров, раскрывая особенности педагогического менеджмента США, важным элементом такой среды называет формирование дисциплинированности, самодисциплины и ответственности у обучающихся [15].

Важной задачей педагогического менеджмента является внедрение инноваций в образовательный процесс. Инновационные процессы - это внедрение в образовательный процесс нового содержания и методов, связанных с изменением смысловых точек. Выделяют такие инновационные педагогические процессы как внедрение оригинальных концепций и новых моделей образовательных организаций; переход на вариативные программы подготовки, методы обучения и воспитания; реализация программ развития образования с учетом социальных, экономических, культурных и этнических факторов; изменение содержания образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; совершенствование организационных форм и методов обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного

и личностно-ориентированного подходов; управление качеством образования на диагностической основе; осуществление непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов [16].

Обзор научной литературы показал, что педагогический менеджмент - это комплексная деятельность, направленная на реализацию определенных задач, достижение поставленных целей, обеспечение необходимыми ресурсами в области совершенствования педагогического и дидактического процесса. Педагогический менеджмент в сфере образования включает в себя разработку учебных программ и своевременное обновление учебных планов, разработку и внедрение методик преподавания, направленных на подготовку современных конкурентоспособных специалистов. Основные задачи педагогического менеджмента включают постановку целей, планирование, контроль и координацию процессов, предоставление ресурсов, обеспечение высокой мотивации, продвижение инноваций и анализ результатов. Педагогический менеджмент в преподавании - это комплексная деятельность преподавателя по управлению образовательным процессом как на стадии разработки сценария учебного занятия и использования технологий обучения, так и непосредственно в образовательном процессе при управлении деятельностью обучающихся, организации обратной связи с ними.

Факторы успеха в педагогическом менеджменте - это элементы, которые позволяют менеджеру достичь поставленных целей и выделяют учебное заведение среди других, делая его уникальным. Направления деятельности включают внедрение технологических нововведений, разработку новых учебных планов и соответствующее обучение новым программам, внедрение инноваций как в методологии преподавания, так и в методологии обучения. Полагаем, что к таким направлениям деятельности относится и развитие управленческих компетенций преподавателя.

Практические аспекты исследования связаны с разработкой рекомендаций по развитию управленческих компетенций преподавателя. Практические рекомендации по развитию управленческих компетенций преподавателя выявляются на основе функционального анализа видов деятельности преподавателя вуза.

От сформированности управленческих компетенций преподавателя зависит не только умение управлять собой и своим временем, т.е. владение навыками самоуправления и тайм-менеджмента, но и умение управлять командой учащихся, возможность участвовать в управлении образовательной организацией, умение использовать принципы и методы управления для воздействия на группу коллег или социально-психологические особенности коллектива [17]. Данного определения оказывается недостаточно для понимания

управленческих компетенций преподавателя вуза. Осмысленное использование принципов педагогического менеджмента в преподавательской деятельности можно охарактеризовать как владение преподавателем управленческими компетенциями, которые служат факторами успеха в обеспечении качества образования в вузе.

Управленческие компетенции преподавателя подразумевают готовность преподавателя к инновационной деятельности и владению умениями, направленными на реализацию технологических, коммуникативных, организационных, содержательных аспектов в образовательном процессе для обеспечения качества образования. Технологический аспект связан с владением преподавателем информационно-коммуникационными технологиями и их применением в образовательном процессе. К таким технологиям можно отнести технологии дистанционного обучения, электронного обучения и интерактивной связи с обучающимися посредством электронной информационно-образовательной среды вуза, мессенджеров, форумов, чатов. Коммуникативный аспект связан с проявлением преподавателем в образовательном процессе лидерских качеств, которые можно назвать ключевым фактором успеха в педагогической деятельности. Проявление лидерских качеств в работе с обучающимися поможет преподавателю в создании мотивации к обучению и созданию в учебной аудитории атмосферы творческого поиска и сотрудничества, определению и выбору перспективных образовательных технологий, выработке индивидуального инновационного стиля преподавания. Организационный аспект управленческих компетенций связан с планированием, организацией, управлением, мониторингом учебной деятельности обучающихся. Оценка деятельности обучающихся складывается из ряда составляющих, к которым относятся как учебные достижения, так и достижения внеучебные, связанные с научно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Содержательный аспект управленческих компетенций помогает более гибко подходить к решению учебных задач и позволяет преподавателю находить новые подходы к содержанию обучения. В таким подходам можно отнести продуктивно-ориентированный подход и проектный метод обучения. Продукто-ориентированный подход ориентирует обучающихся на разработку и подготовку индивидуального продукта в форме эссе, научного исследования, статьи на основе анализа и синтеза общественно значимых и профессионально значимых тем. Проектный метод обучения позволяет преподавателю гибко подходить к отбору общественно значимых и профессионально значимых тем с учетом достижений науки и практики и интересов обучающихся. Содержательный аспект основан на концепции управления знаниями. Деятельность преподавателя по управлению знаниями состоит в использовании процедур, связанных с приобретением знаний, их усвоением, хранением, передачей и применением.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см л

Таким образом, концепция педагогического менеджмента и управленческие компетенции преподавателя вуза направлены на обеспечение качества образования и его инновационное развитие. Педагогический менеджмент является современным концептом, который отвечает запросам современного общества и позволяет реализовать режим постоянного, непрерывного развития и внедрения инноваций в сфере образования. Применение принципов педагогического менеджмента позволяет генерировать в образовательных организациях необходимые изменения, которые гарантируют качество образования и обеспечивают возможности для его получения. Владение преподавателями управленческими компетенциями является одним из факторов успеха в образовательной деятельности. Управленческие компетенции охватывают технологические, коммуникативные, организационные, содержательные аспекты. Реализация данных аспектов необходима для обеспечения качества образования. Перспективы дальнейшего исследования связаны с рассмотрением таких концептов сферы образования как образовательные технологии, воспитательная и внеучебная деятельность в контексте факторов успеха при реализации педагогического менеджмента в сфере образования для обеспечения качества образования.

Литература

1. Ратнер Ф. Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. 2019. № 12. С. 87-96.

2. Современные проблемы менеджмента: монография / под общ. ред В.Д. Резника. М.: Ин-фра-М, 2018. 243 с.

3. Михеева С.А. Управление образованием и педагогический менеджмент: терминологический аспект // Управление образованием: теория и практика. 2018. № 2 (30). с. 54-58.

4. Шевченко В.А. Педагогический менеджмент в процессе обучения. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. 2003. Ростов-на-Дону. 25 с.

5. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления педагогическим процессом // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. с. 18-24.

6. Симонова В.А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании: монография. М.: Инфра-М. 2019. 134 с.

7. Косинова О.А. Педагогический менеджмент: историографический обзор // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 205-213.

8. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. № 4 (29). С. 3-9.

9. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высших учебных заведе-

ний России: оценка, опыт, перспективы: монография. М.: Инфра-М, 2018. 288 с.

10. Zein S. Classroom management for teaching English to young learners. // Routledge handbook of teaching English to young learners Publisher: Routledge. 2018. P. 154-168.

11. Marzano R. J., Marzano J.S. The key to classroom management // Educational Leadership: journal of the Department of Supervision and Curriculum Development, N.E.A. № 61 (1). 2003. P. 6-13.

12. Сергеева М.Г. Функции педагогического менеджмента в повышении качества процесса подготовки менеджеров образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. C. 269-272.

13. Шамси А. Управление знаниями и управленческие компетенции: роль творческого мышления // Форсайт. 2017. № 4. C. 44-151.

14. Emmer E. T., and Sabornie E.J. Handbook of Classroom Management, 2nd ed. New York -2014. 616 p.

15. Шакиров Р.Р. Особенности педагогического менеджмента США // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2009. -№ 8. - С. 58-61.

16. Zhetpisbayeva B.A., Smagulova G.T. Principles of innovative pedagogical process in the sphere of polylingual education // Bulletin of the Karaganda University - 2015 - C. 215-218.

17. What is Managerial Competencies of a Teacher [Электронный ресурс] URL: https://www.igi-global.com/dictionary/managerial-competencies-of-a-teacher/51444 (дата обращения 15.03.2021).

MANAGERIAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A SUCCESS FACTOR IN THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Morokhova O.A.

Vladimir Law Institute of the Federal Penal Service

The purpose of the article is to analyze how the concept of pedagogical management and the managerial competencies of a teacher can be in demand in the educational process. The author of the article proves that pedagogical management is a modern concept that meets the needs of modern society and allows you to implement the mode of development and implementation of innovations in the field of education. The novelty of the article consists in identifying the positive impact on the educational process of the concept of pedagogical management and practical recommendations for the formation of technological, communicative, organizational, substantive aspects of the managerial competencies of a university teacher. The results of the study showed that the concept of pedagogical management is applicable to different levels of education and correlates with positive changes, and the managerial competencies of a university teacher serve as a success factor in creating an innovative environment in an educational organization.

Keywords: pedagogical management, managerial competence of a teacher, quality of education, success factors.

References

1. Ratner F.L., Tikhonova N.V. Quality of education: pedagogical aspect // Higher education in Russia. 2019. № 12. P. 87-96.

2. Modern problems of management: monograph / Ed. by V.D. Reznik. M., Infra-M, 2018. 243 p.

3. Mikheeva S.A. Education management and pedagogical management: terminological aspect // Education management: theory and practice. 2018. № 2 (30). P. 54-58.

4. Shevchenko V.A. Pedagogical management in the learning process. / Abstract of the dissertation for the degree of candidate of sciences. 2003. Rostov-on-Don. 25 p.

5. Sitarov V.A. Pedagogical management as theory and practice of pedagogical process management // Knowledge. Understanding. Skill. 2014. № 3. P. 18-24.

6. Simonova V.A. Innovation-oriented preparation for pedagogical management in continuing professional education: monograph. M., Infra-M. 2019 134 p.

7. Kosinova O.A. Pedagogical management: a historiographic review // Knowledge. Understanding. Skill. 2016. № 4. P. 205213.

8. Filchenkova I.F. Educational management of the innovative activity of teachers as an object of pedagogical research // Bulletin of the Minin University. 2019. № 4 (29). P. 3-9.

9. Reznik S.D., Sazykina O.A., Fomin G.B. Management potential of higher educational institutions of Russia: assessment, experience, prospects: monograph. M., Infra-M. 2018. 288 p.

10. Zein S. Classroom management for teaching English to young learners. // Routledge handbook of teaching English to young learners. Publisher: Routledge. - 2018. P. 154-168.

11. Marzano R. J., Marzano J.S. The key to classroom management // Educational Leadership: journal of the Department of Supervision and Curriculum Development, N.E.A. № 61 (1). 2003. P. 6-13.

12. Sergeeva M.G. Functions of pedagogical management in improving the quality of the process of training education managers // Problems of modern pedagogical education. 2019. № 64 3. P. 269-272.

13. Shamsi A. Knowledge management and managerial competencies: the role of creative thinking // Foresight. 2017. № 4. P. 44151.

14. Emmer E. T., and Sabornie E.J. Handbook of Classroom Management, 2nd ed. New York 2014. 616 p.

15. Shakirov R.R. Features of pedagogical management in the United States // Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. 2009.№ 8. P. 58-61.

16. Zhetpisbayeva B.A., Smagulova G.T. Principles of innovative pedagogical process in the sphere of polylingual education // Bulletin of the Karaganda University - 2015 - C. 215-218.

17. What is Managerial Competencies of a Teacher [Electronic resource] URL: https://www.igi-global.com/dictionary/managerial-competencies-of-a-teacher/51444 (date of the application 15.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.