Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / РАБОТА С КАДРАМИ / ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ / ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ И ОПТИМАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаисханова К.Ф.

Анотация: В статье рассматривается педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система, которая обладает своей структурой и системообразующими факторами. К ним относятся: функции, принципы, задачи, методы, сущность и результат деятельности субъектов менеджмента. Характер взаимоотношений по вертикали и горизонтали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT

The article examines the pedagogical management as dejatelnostnaja (primarily) and summative system that has its own structure and backbone factors. These include: functions, principles, goals, methods, the nature and the result of stakeholder management. The nature of the relationship both vertically and horizontally.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

УДК 37.02

Фаисханова К.Ф. студент

3 курс, факультет «Философии и социологии» Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Анотация: В статье рассматривается педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система, которая обладает своей структурой и системообразующими факторами. К ним относятся: функции, принципы, задачи, методы, сущность и результат деятельности субъектов менеджмента. Характер взаимоотношений по вертикали и горизонтали.

Ключевые слова. Менеджмент, цели и задачи педагогического менеджмента, работа с кадрами, функция планирования и мотивации, принцип гуманизации и оптимальности.

Faiskhanova K.F.

Student

3 course, faculty of "Philosophy and Sociology"

Bashkir State University Russia, Ufa

PEDAGOGICAL MANAGEMENT Annotation: The article examines the pedagogical management as dejatelnostnaja (primarily) and summative system that has its own structure and backbone factors. These include: functions, principles, goals, methods, the nature and the result of stakeholder management. The nature of the relationship both vertically and horizontally.

Keywords. Management, goals and objectives of pedagogical management, work with the personnel, planning and motivation function, humanization and the principle of optimality.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления: первый - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй - культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий - это рынок, рыночные (т. е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества

определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.1

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми. В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

- процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

- управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

- специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

- умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

- область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

В настоящее время система менеджмент-образования в России включает, как государственные образовательные учреждения, так и негосударственные. 2В её составе существуют учреждения и организации вузовского образования и послевузовской подготовки специалистов. Развивается сеть учреждений довузовской профессионально ориентированной на управление подготовки (спецшколы, лицеи и пр.). В системе менеджмент-образования в настоящее время ведется подготовка бакалавров, магистров, специалистов первого и второго вузовского образования, а также специалистов послевузовской подготовки по системе повышения квалификации или переподготовки. Важную при этом роль играет Государственный стандарт специальностей, по которым осуществляется менеджмент-образование, хотя его действие распространяется только на систему вузовской подготовки специалистов, а для послевузовской подготовки такого стандарта пока не существует.

Оптимизация образовательного процесса в системе педагогического менеджмента предполагает осознанный выбор из ряда возможных вариантов учебного процесса того варианта, который в данных условиях обеспечит возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития студентов при рациональных затратах времени и усилий педагога и студентов. Идея оптимизации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования легла в основу разработки

1 Авдулова Т.П. Психология менеджмента: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

2 Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. - Новокузнецк, 2004. - 102 с.

структурно-функциональной модели педагогического менеджмента. Организация образовательного процесса в рамках разработанной и реализованной структурно-функциональной модели педагогического менеджмента соответствует выделенным нами критериям оптимальности обучения:3

• достижение каждым студентом оптимального уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, т.е. соответствующего его реальным возможностям, за счет повышения профессионального интереса, осознанной потребности в профессиональной подготовке;

• соблюдение студентами и педагогом установленных норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу, а также сокращение неэффективных потерь времени за счет применения научно-методических разработок с профессиональной направленностью и организации разнообразной учебно-познавательной деятельности студентов на основе принципов управления.

Педагогические условия эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента включают:

- деятельность педагога, осуществляемую на основе принципов, методов, функций управления;

- учебно-познавательную деятельность студентов, учитывающую их потребности, интересы и мотивы, моделирующую современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;

- содержание учебных дисциплин, направленное на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.

Курс «Педагогический менеджмент» является интеграцией («сплавом») двух наук - педагогики и менеджмента. Он связан с такими дисциплинами как введение в педагогическую специальность, педагогические технологии, общая и профессиональная педагогика, общая и профессиональная психология, организация методической работы, организация воспитательной работы, менеджмент, экономическая теория и другие.4

Реализация на практике принципов управления требует четких методологических подходов. В качестве определяющих используются системный, синергетический, структурно-функциональный,

коммуникационно-диалогический, культурологический и личностно-ориентационный подходы. Сущность их состоит в следующем.

3 Бертон В. Принципы обучения и его организация. - М, 2006. - 317 с.

4 М.А.Гончаров Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС,

2008 - 480с.

Использованные источники:

1.Авдулова Т.П. Психология менеджмента: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

2.Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. - Новокузнецк, 2004. - 102 с.

3.Бертон В. Принципы обучения и его организация. - М, 2006. - 317 с.

4.М.А.Гончаров Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008 - 480с.

УДК 159.9

Фаисханова К. Ф. студент

3 курс, факультет «Философии и социологии» Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа РОЛЬ ОБЩЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ЛЮДЕЙ Анотация: В статье рассматривается общение, как необходимый процесс для людей, как процесс совместной трудовой деятельности, так и поддержание межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта.

Ключевые слова Общение, восприятие, взаимодействие, формально - ролевое общение, анонимное общение

Faiskhanova K.F.

Student

3 course, faculty of "Philosophy and Sociology"

Bashkir State University Russia, Ufa

THE ROLE OF COMMUNICATION IN THE INTERACTION OF PEOPLE Annotation: The article deals with communication as a necessary process for the people, as the process of joint work, and maintaining interpersonal relationships, recreation, emotional discharge, intellectual and artistic creativity. In the process of communication is formed by the total program and the overall strategy of the joint venture. Through communication broadens the mind of man, it overcomes the limitations of individual experience.

Keywords. Communication, perception, interaction, formally - role-based communication, anonymous communication.

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.