Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ЛЮДЕЙ'

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1354
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АНОНИМНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаисханова К.Ф.

Анотация: В статье рассматривается общение, как необходимый процесс для людей, как процесс совместной трудовой деятельности, так и поддержание межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMMUNICATION IN THE INTERACTION OF PEOPLE

The article deals with communication as a necessary process for the people, as the process of joint work, and maintaining interpersonal relationships, recreation, emotional discharge, intellectual and artistic creativity. In the process of communication is formed by the total program and the overall strategy of the joint venture. Through communication broadens the mind of man, it overcomes the limitations of individual experience.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ЛЮДЕЙ»

Использованные источники:

1.Авдулова Т.П. Психология менеджмента: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.

2.Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы. - Новокузнецк, 2004. - 102 с.

3.Бертон В. Принципы обучения и его организация. - М, 2006. - 317 с.

4.М.А.Гончаров Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008 - 480с.

УДК 159.9

Фаисханова К. Ф. студент

3 курс, факультет «Философии и социологии» Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа РОЛЬ ОБЩЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ЛЮДЕЙ Анотация: В статье рассматривается общение, как необходимый процесс для людей, как процесс совместной трудовой деятельности, так и поддержание межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта.

Ключевые слова Общение, восприятие, взаимодействие, формально - ролевое общение, анонимное общение

Faiskhanova K.F.

Student

3 course, faculty of "Philosophy and Sociology"

Bashkir State University Russia, Ufa

THE ROLE OF COMMUNICATION IN THE INTERACTION OF PEOPLE Annotation: The article deals with communication as a necessary process for the people, as the process of joint work, and maintaining interpersonal relationships, recreation, emotional discharge, intellectual and artistic creativity. In the process of communication is formed by the total program and the overall strategy of the joint venture. Through communication broadens the mind of man, it overcomes the limitations of individual experience.

Keywords. Communication, perception, interaction, formally - role-based communication, anonymous communication.

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение

необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

передаётся и усваивается социальный опыт;

происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.1

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Психологи рассматривают общение как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально -ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.2

Рассмотрим основные формы поподробнее:

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним

1 Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 2008. - С.250

2 Лабунская.В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. "Феникс". Ростов-на-Дону. 2007. - С.110

понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.п.

Имеется виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу. 3

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель - продавец, пассажир - проводник, официант - клиент, врач - больной и т.п.

Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое

3 Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М., 2009. - С.251

подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

Использованные источники:

1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Изд-во МГУ, 2007. - 288 с.

2.Батаршев А.В. Диагностика способности к общению - СПб: Питер, 2006. -176 с.

3.Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 2008 - 300 с. УДК 316

Фаисханова К. Ф. студент

3 курс, факультет «Философии и социологии» Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

ОБРАЗ УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ Анотация: В статье рассматривается образ успешного человека в представлениях молодежи, как исторический аспект. Как изменялся образ успешного человека со временем. Какие качества приписывают успешному человеку и как его видят в современном мире.

Ключевые слова: успешный человек, молодежь, ЗОЖ, лидерские качества, внешние данные.

Faiskhanova K.F.

Student

3 course, faculty of "Philosophy and Sociology"

Bashkir State University Russia, Ufa

IMAGE OF SUCCESSFUL PERSON IN THE REPRESENTATIONS OF

YOUTH

Annotation: The article deals with the image of a successful person in the youth performances, as a historical aspect. How to change the image of a successful person with time. What are the characteristics attributed to successful person and how it is seen in the world today.

Keywords: a successful person, young, healthy lifestyle, leadership, external data.

Какого человека мы можем считать успешным? Чем отличаются успешные люди от менее успешных в жизни?

Для начала, нужно разобраться в понятии «Успешный человек». Однако, нельзя составить полный портрет успешного человека, ведь у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.