И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
общения, а с другой — к уяснению условий и факторов, благоприятствующих, оптимизирующих общение. Эффективность тренинга обусловлена тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки слушателей к конкретной практической деятельности.
Метод анализа конкретной ситуации — одна из форм проведения занятий, используемых во взрослой аудитории. Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности студентов. Конкретная ситуация (или кейс) — это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Кейс должен давать студентам возможность смоделировать
практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем, сбору дополнительной информации, уточнению гипотез и проектированию конкретных шагов по разрешению проблем.
Учебный процесс не может быть эффективным, если каждое занятие не будет давать существенного прироста в знаниях и умениях. Образованию взрослых принадлежит важная роль в повышении социального статуса личности в воспроизводстве и развитии социально-профессиональной структуры общества. Образование взрослых выступает фактором социализации зрелых людей.
Литература
1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
2. Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз / под ред. С.Г. Вершловского. СПб., 1998.
СОСТОЯНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. ВИНОГРАДОВА, Г.В. КАЗАКОВ
Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: VinMarVlad@yandex.ru Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор О.И. Коломок
Аннотация. Анализируется состояние подготовки менеджеров в отечественной системе образования. Хотя официальное признание науки управления в нашей стране произошло в 1960-е гг., российский менеджмент — это комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики.
Ключевые слова: российский менеджмент, управленческое образование, финансово-экономическая подготовка менеджеров.
CONDITION AND MODERN LINES OF PREPARATION OF MANAGERS IN A DOMESTIC EDUCATION SYSTEM
M. V. VINOGRADOVA;
G. V. KAZAKOV
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
Annotation. In article the condition of preparation of managers in a domestic education system is analyzed. It is marked, that though the official recognition of management science in our country has occured in 60th years, the Russian management is a complex innovative science which only arises at the same time with formation of market economy. Keywords: the Russian management, administrative formation, financial and economic preparation of managers.
В начале 1920-х гг. в нашей стране была создана оригинальная концепция научной организации труда, которая благодаря усилиям ее авторов — А.К. Гастева, И.М. Керженцева, И.М. Бурдянского превратилась в массовое движение по рационализации организации труда и эффективному использованию рабочего времени.
До 1990-х гг. в отечественной системе подготовки управленцев проявлялась технократическая тенденция. Серьезную роль в подготовке высших управленческих кадров играли высшие партийные и другие аналогичные образовательные учреждения.
В 1990-е гг. развитие системы управленческого образования носило бурный, неравномерный, во многом новаторский характер: появилось множество новых специализированных, в том числе негосударственных, образовательных учреждений в области бизнеса и менеджмента. В 1996 г. из 548 государственных вузов 356 уже проводили обучение по таким специальностям, как «Экономика и управление предприятий», «Менеджмент», «Маркетинг», «Международный бизнес». Такое обучение, пользующееся наиболее платежеспособным спросом в наше время, стали проводить многие технические и другие вузы, которые раньше этим не занимались. Из 180 вновь созданных негосударственных учреждений высшего образования это было характерно для 76, что составило 42%. В результате в середине 1990-х гг. прием студентов в вузы по управленческим и экономическим специальностям возрос на 35%, а на дневных отделениях — на 72%. Количество выпускников этого профиля в 1996 г. составило 145 тыс. человек. Несмотря на такие масштабы, система подготовки менеджеров, по оценке специалистов, пока не соответствует задачам обеспечения управленческими кадрами экономики страны в условиях рынка [1, 2]. К тому же увеличение количества выпускников не всегда сопровождалось адекватным ростом качества их образования с точки зрения реальных потребностей экономики.
В настоящее время в результате принятия Федеральных законов «О высшем и послевузовском про-
фессиональном образовании» и «Об образовании», утверждения государственных образовательных стандартов по гуманитарным и социально-экономическим наукам система профессионального образования стала многоуровневой. В рамках высшего профессионального образования устанавливаются две ступени: базовое высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации «бакалавр», и высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации «магистр» или «дипломированный специалист».
Послевузовское профессиональное образование позволяет на базе высшего профессионального образования повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации и получить ученую степень кандидата или доктора наук. Высшее и послевузовское профессиональное образование граждане России могут получить в университетах, академиях, институтах.
В отечественных вузах при подготовке менеджеров в большей мере уделяется внимание прикладному направлению, тем самым обеспечивается лишь узкая специализация. Теоретическим экономическим дисциплинам уделяется мало времени. При наличии большого информационного массива и совершенной методики обработки данных, которые дают отечественные вузы, нет глубокого обобщения и увязки конкретных процессов на предприятии с общей экономической ситуацией в стране.
Потребность в перестройке системы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров менеджеров в России имеет объективный характер и предопределяется особенностями общеэкономической и политической ситуации в нашей стране, состоянием финансов в государстве, бурным развитием финансового сектора, усилением конкуренции на формирующемся рынке; резким повышением доли риска во всех сферах экономики, наличием серьезных региональных особенностей и проблем.
Финансово-экономическая подготовка менеджеров в техническом вузе опирается на следующие базовые предпосылки:
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
• ориентация на сложившиеся на российском рынке условия;
• обязательная компетенция в финансово-экономической проблематике как непременное условие продвижения по службе;
• обучение быть руководителем, выработка необходимых социальных навыков;
• готовность к постоянному и последовательному самообразованию в течение всей жизни;
• развитие способности работать не только эффективно, но и коллективно;
• постоянное проявление инициативы.
Применительно к отечественным образовательным
учреждениям, обеспечивающим подготовку менеджеров в целях их более успешного функционирования, необходимо обеспечение следующих условий: наличие современной материальной базы; привлечение преподавателей не только с высокой научной, но и практической квалификацией; разработка спектра методических материалов и учебных программ.
Трудно выделить основные тенденции отечественной системы подготовки управленческих кадров:
• межфункциональность и интегративность в построении учебных планов и программ курсов;
• гибкость в их составлении и выборе;
• переход от усвоения теоретических знаний к его практической направленности;
• переход от пассивных лекционных методов и форм обучения к активным;
• использование методов проектов, анализ кон-
кретных ситуаций, усиление роли внеаудиторной проектной деятельности и др.;
• изменения в требованиях к профессиональной квалификации преподавателей;
• расширение форм и возможностей получения профессии менеджера, диверсификацией сети образовательных учреждений.
При подготовке менеджеров в развитых странах нет стандартов учебного плана. Учебные программы разнообразны. В состав основных предметов входят курсы по экономике для управляющих, организационному поведению, анализу политики и внешней среды бизнеса, количественным методам анализа и т.д.
Практически все вузы развитых стран при подготовке менеджеров уделяют большое внимание производственной практике. Широко применяются активные методы обучения: метод обсуждения проблемы в группах, или метод конференций, методы разыгрывания ролей, анализа конкретных ситуаций и др. Получают признание новые формы управленческого образования, такие как обучение без отрыва от производства и непрерывное образование.
Литература
1. Асиньяров Г.З. Восхождение в предмет биологии через задание научной позиции // Современное состояние и перспективы развивающего обучения: сб. / под ред. A.M. Аронова, Б.И. Хасана. Красноярск, 1990.
2. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
2-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. К.К. Гасанова, Д.Д. Шалягина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 479 с.
В учебнике в кратком и систематизированном виде излагаются основные темы курса «Международное право», в том числе: понятие, источники, основные принципы и субъекты международного права; концепция господства права в современном международном праве; история создания и деятельность международных организаций и конференций; право международных договоров и внешних сношений; ответственность в международном праве. Особое внимание уделяется отдельным отраслям международного права — морскому, воздушному, космическому, уголовному, гуманитарному, экологическому, экономическому и таможенному праву.
Для студентов (слушателей, курсантов) и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.