Научная статья на тему 'Инновационный образовательный процесс в системе менеджмента качества медицинского вуза'

Инновационный образовательный процесс в системе менеджмента качества медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов Иван Павлович, Никулина Светлана Юрьевна, Тимошенко Виктор Николаевич

Рассматривается инновационный образовательный процесс, как один из ключевых процессов системы менеджмента качества современного медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхов Иван Павлович, Никулина Светлана Юрьевна, Тимошенко Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative educational process in system of quality management at medical university

Innovative educational process is described as one of the key processes of quality management system at contemporary medical university.

Текст научной работы на тему «Инновационный образовательный процесс в системе менеджмента качества медицинского вуза»

лейных мероприятий ИГМУ Большой интерес вызвала лекция Майкла Дэвида, доктора медицины, профессора кафедры инфекционных болезней, Университета Чикаго, (США) «Борьба с туберкулезом в России. Прошлое и современность». Были представлены результаты многолетней, очень кропотливой работы профессора Дэвида в московских и других архивах по изучению организации противотуберкулезной службы и показателям заболеваемости и смертности от туберкулеза. От научного анализа не скрылись никакие коллизии этих явлений от начала двадцатого века до наших дней. А в лекции профессора Хельмута Хана (Форум Кох-Мечников, Берлин, Германия) «Туберкулез и история человечества» на примерах произведений литературы и искусства, биографий отдельных личностей было прослежено сосуществование микобактерии туберкулеза и человека от глубокой древности до современности.

В июне 2007 г. была подписана декларация о вступлении ИГМУ в «Евразийско-Тихоокеанскую Ассоциацию Университетов» — «EURASIA-PACIFIC UNInEt». Ассоциация организована профессором Б. Винкленнер при поддержке Австрийского Министерства образования, науки и культуры, Министерства иностранных дел и Министерства экономики Австрии. В настоящее время в состав Ассоциации входят более 50 вузов Китая, Монголии, Австрии, России, Кореи и других стран. Сотрудничество предполагает поддержку научных, экономических и культурных связей между Австрией и целевыми странами; создание и поддержку научноисследовательских проектов, представляющих взаимный интерес для членов Ассоциации; поддержку обмена студентами, преподавателями и исследователями.

В последние годы активно развиваются партнерские отношения ИГМУ с Китаем. Подписан договор о со-

трудничестве с Научно-исследовательским институтом травматологии Манчжурии, с Медицинскими универ-ситами г. Далянь и г. Харбин. Ежегодно специалисты ИГМУ принимают участие в выставках, посвященных высоким технологиям в здравоохранении, проводимых в Манчжурии и Шеньяне.

Российско-японское сотрудничество проявилось участием наших профессоров в симпозиумах, проводимых в рамках побратимских отношений городов Иркутска и Канадзавы.

Очень важным направлением международной деятельности является выполнение грантов. С 2002 г. нашими сотрудниками выполнялись следующие гранты: «СПИД, особенности ухода за ВИЧ-инфицированными больными» (США); «Молекулярная эпидемиология бешенства в России», (Королевское общество Великобритании); грант ISTS «Разработка пероральной вакцины против бешенства» (США); грант Президента РФ для государственной поддержки молодых ученых; INTAS-BELGIUM, академическая мобильность (Австралия); World Federation of Neurology (WFN); AaN — American Academy of Neurology (США); TEMPUS/ TACIS, грант академической мобильности, права граждан в биомедицинских исследованиях (Франция) и др. Имеющиеся контакты позволяют ожидать получения новых грантов на совместную научную и лечебную деятельность.

Следовательно, международное сотрудничество является неотъемлемой частью образовательной, воспитательной, научной и лечебной деятельности Иркутского государственного медицинского университета, вносящей существенной вклад в обеспечение качества доди-пломной подготовки выпускников и последипломного обучения специалистов.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, тел.: (3952) 24-36-61, факс: (3592) 20-08-41; Малов Игорь Владимирович — ректор ИГМУ, д.м.н., профессор;

Крупская Тамара Семеновна — руководитель международного отдела ИГМУ к.м.н., доцент,

Зобнин Юрий Васильевич — доцент, к.м.н., доцент

© АРТЮХОВ И.П., НИКУЛИНА С.Ю., ТИМОШЕНКО В.Н. — 2010

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

И.П. Артюхов, С.Ю. Никулина, В.Н. Тимошенко (Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия)

Резюме. Рассматривается инновационный образовательный процесс, как один из ключевых процессов системы менеджмента качества современного медицинского вуза.

Ключевые слова: инновация, система менеджмента качества, образовательная технология.

INNOVATIVE EDUCATIONAL PROCESS IN SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT AT MEDICAL UNIVERSITY

Ivan P. Artukhov, Svetlana Yu. Nikulina, Viktor N. Timoshenko (Krasnoyarsk State Medical University named after V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia)

Summary. Innovative educational process is described as one of the key processes of quality management system at contemporary medical university.

Key words: innovation, quality management system, educational technology.

Основные модели управления качеством подготовки специалистов, используемые в последние годы в вузах России, опираются на зарубежные подходы (Болонский процесс) и стандарты [1].

Центральным идеологическим документом системы менеджмента качества (СМК), ориентирующим всех сотрудников на кооперативное достижение единых целей в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров, является миссия и политика в области качества. Все процессы СМК вуза (рисунок 1) соответственно требованиям 180 9001:2008 документируются и актуализируются [3].

Инновационный процесс, как один из основных процессов в высшем профессиональном образовании, включает методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании [2]. Они направлены на повышение качества подготовки специалистов [4] путём развития творческих способностей и самостоятельности у обучающихся (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся).

Достижение высокого уровня подготовки специалистов в ГОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (далее — КрасГМУ) обеспечивается на следующей качественной основе:

— внедрение и непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК) в образовательной деятельности вуза;

— развития образовательных программ модульного обучения соответственно современным требованиям к выпускникам;

— рейтинговой системы оценки качества знаний обучающихся по результатам изучения каждого модуля;

— внедрение и актуализация инновационных и информационно-коммуникационных образовательных технологий;

— развитие инфраструктуры вуза;

— интеграции образовательного процесса и научных исследований;

— укрепления творческих связей с образовательными, научными и лечебно-профилактическими учреждениями;

— совершенствования организации самостоятельной работы обучающихся;

— изучения и прогнозирования потребностей рынка труда в сфере здравоохранения.

Внедрение новых методов преподавания и обучения в медицинском вузе (методы индивидуального обучения, обучения в группе и освоение практических навыков на рабочем месте) с использованием модульного обучения способствует формированию врача-специалиста, обладающего высокой компетентностью и способного полноценно работать в учреждениях практического здравоохранения. Модульная технология обучения в

Рис. 1. Карта процессов системы менеджмента качества в КрасГМУ

системе послевузовского профессионального образования является андрагогическим (развивающим) подходом в обучении взрослых людей, которые уже обладают опытом самостоятельной работы по специальности.

Общими андрагогическими принципами обучения являются приоритет самостоятельного обучения (индивидуализация), системность и элективность обучения, осознанность обучения (самообразование, самооценка и компетентность), актуализация результатов обучения, развитие образовательных потребностей обучающихся.

В КрасГМУ применяется модульно-рейтинговая система обучения, развивается андрагогический подход в системе послевузовского профессионального образования; используется познавательная (проблемная) модель и методы активного социально-психологического обучения (тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры); реализуется инновационная политика в образовательном процессе с использованием инновационных образовательных технологий (ИОТ) при выполнении образовательных программ, включая дистанционное образование, электронные учебно-методические комплексы дисциплин и иные материалы для телекоммуникационной связи, внедрена сертифицированная СМК в образовательной и научной деятельности соответственно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (180 9001:2008).

Формирование инновационной направленности в деятельности вуза зависит от:

— систематического изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; внедрения в работу профессорско-преподавательского состава достижений педагогической науки и повышения эффективности учебно-методической работы;

— обеспечения разнообразных форм стимулирования самообразования и творческого поиска преподавателей университета;

— активного участия профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов в непрерывном совершенствовании образовательного процесса;

— повышения личной ответственности каждого участника образовательного процесса за качество выполняемой работы.

Использование ИОТ в медицинском вузе призвано обеспечить:

— современный научный уровень подготовки специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения в зависимости от формы обучения;

— логически выдержанное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания различных дисциплин;

— внедрение в образовательный процесс новейших достижений науки, передовых информационных технологий, полезного опыта образовательной деятельности российских и зарубежных университетов.

Образовательный процесс с использованием ИОТ осуществляется в КрасГМУ по очной и заочной формам обучения.

Целью применения ИОТ является оказание научной поддержки инновационным процессам и обеспечение их координации. Для достижения указанной цели в КрасГМУ решаются следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

— разработка долгосрочной программы развития инновационных образовательных процессов в вузе;

— организация постоянно действующего научнометодического семинара по ИОТ и осуществление экспертизы на центральном координационном методическом совете (ЦКМС) учебно-методических материалов по ИОТ, разработанных в вузе;

— представление инновационного опыта вуза на краевых, региональных и всероссийских научнопрактических конференциях;

— разработка системы стимулирования сотрудников КрасГМУ, участвующих в разработке и внедрении ИОТ.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса с применением ИОТ в КрасГМУ включает:

1. Функционирование комплексной системы обеспечения образовательного процесса, реализуемого с использованием ИОТ, учебными и учебно-методическими материалами по программам высшего профессионального и дополнительного образования, а также факультета довузовского образования.

2. Использование, наряду с традиционными информационными ресурсами, приобретенных и (или) подготовленных и тиражируемых в КрасГМУ средства обучения: электронные учебно-методические комплексы (УМК) по дисциплине (электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты и др.); курсы дистанционного обучения (ДО); учебные видеофильмы, аудиозаписи; иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

3. Информационные ресурсы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ): разработанные курсы ДО; электронная база учебно-методической литературы; автоматизированная система библиотечного обеспечения; система поддержки ДО; веб-страницы институтов, деканатов и кафедр на сервере КрасГМУ.

Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры вуза включает:

1. Закупку компьютерной и оргтехники, расширенный доступ студентов к электронным ресурсам университета, подключение университета к Интернету с использование канала с высокой пропускной способностью, обеспечение всех студентов и сотрудников университета реальным и равным доступом к сети Интернет.

2. Организацию комплексной открытой инновационной инфраструктуры.

3. Создание достаточного потенциала для внедрения образовательных стандартов третьего поколения, перехода на кредитно-модульную систему обучения, применения компетентностного подхода в обучении, реализации междисциплинарных образовательных программ, участия партнеров-работодателей в разработке и реализации образовательных программ, использования технологий дистанционного обучения, расширения международного образовательного партнерства, внедрения системы менеджмента качества образования и высокотехнологичных процедур контроля качества обучения, электронного контроля элементов учебного процесса, развития системы корпоративного обучения.

Внедрение и непрерывное развитие сертифицированной СМК образовательного процесса и разнообразных форм ИОТ при комплексной оценке деятельности вуза по критериям Всероссийского конкурса Рособрнадзора 2008 г. «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» позволило КрасГМУ стать лауреатом этого престижного конкурса, а в 2009 г. университет был включён в реестр «100 лучших вузов России».

Таким образом, высокая оценка деятельности КрасГМУ является следствием непрерывного совершенствования всех сфер деятельности соответственно требованиям к современному инновационному высшему образовательному учреждению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдакова И.И. Организующая роль международных Н Иннотации в °браз°вании. — 2009. — № 8. — С 24-29. стандартов качества ИСО 9001-2001 в высшем образовании 2 Ватолкина Н-Ш. Упрамение инн°ваци°нными °браз°-

вательными технологиями в системе менеджмента качества вуза // Университетское управление: практика и анализ. — 2009. — № 2. — С. 23-28.

3. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента каче-

ства. Требования. — М.: Стандартинформ, 2008. — 65 с.

4. Сёмкин Б.В., Свит Т.Ф., Щербаков Н.П. Система менеджмента качества образования и управление подготовкой специалистов // Высш. образование в России. — 2009. — № 4. — С. 58-64.

Информация об авторах: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, тел. (3912) 2201395, е-тай: геЙ:огКСМи@гатЫег.ги_профессор, тел. (3912) 2200914, е-тай: [email protected],

тел. (3912) 2280867, е-тай: [email protected] Артюхов Иван Павлович — ректор, д.м.н., профессор;

Никулина Светлана Юрьевна — проректор по учебной работе, д.м.н.;

Тимошенко Виктор Николаевич — к.м.н., доцент, начальник отдела управления качеством подготовки специалистов.

© ОЮУНГОО Б., ЦЭРЭНДАГВА Д., СОЛОНГО Б., СУМБЭРЗУЛ Н., ЛХАГВАСУРЭН Ц. — 2010

ФОРМАТИВНАЯ ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В OSCE

Б. Оюунгоо, Д. Цэрэндагва, Б. Солонго, Н. Сумбэрзул, Ц. Лхагвасурэн (Монгольский государственный медицинский университет)

Резюме. Целью исследования является изучение некоторых факторов, которые способствуют результатам экзаменов по проверке клинических навыков. В данном исследовании был использован мгновенный дискриптивный метод. Надежность экзаменов OSCE составляет (КР 20=0,45) степень трудности выше D=87,4, что дает возможность оценить уровень знаний и умений студентов. Оценки по клиническим навыкам студентов V курса медицинского факультета (надежность, дифференциальный индекс и степень трудности) были (p<0,05) по нашему мнению, удовлетворены требованиям, предъявляемым к студентам.

Ключевые слова: формативные оценки, Кудер Ричардсон-20, дифференциальный индекс, степень трудности, метод Хофстеена.

FORMATIVE ASSESSMENT OF OSCE

B. Oyungoo, D. Tserendagva, B. Solongo, N. Sumberzul, Ts. Lkhagvasuren (Health Sciences University of Mongolia)

Summary. Purpose of the study: To study some factors which influence to the OSCE quality and design of the study: Cross — sectional descriptive study. Some clinical cases of OSCE are could not assess virtually (Dl=0), difficulty factor was easy (D=91.67-100), 80% of clinical cases which was given at the examination meets the requirement and reliability of OSCE is KR=0,45-0,48, tasks of the stations are discriminate student’s clinical competence well (DI=0,37). Reliability of OSCE examination is KR20=0,45, difficulty factor is D=87.4 and level of clinical competence of all the students of the 5th course of the medical students are sufficient.

Key words: Formative assessment, Kuder-Richardson-20, Discrimination index, Difficulty factor, Hoffsten method.

Одним из больших успехов в области медицинского образования является внедрение клинических экзаменов, проверяюших навыки студентов. Эта форма проверки была внедрена в учебную практику Харденом, Глейсоном (Harden, Gleeson1975), что имеет преимущество перед другими формами оценок[4]. Монгольский государственный медицинский университет проводит проверку навыков студентов клиническим экзаменом с запланированной целью (OSCE) [1]. Данный экзамен (OSCE) осуществляется путем проверки клинических навыков студентов. До настоящего времени не было формативных оценок в экзаменах OSCE, которые дает возможность многосторонне оценить педагогическую деятельность преподавателей, учебную деятельность студентов, и возможность использования обратной связи[6]. Исходя из этого мы пришли к выводу, что необходимо перепроверять результаты экзаменов OSCE. Целью нашего исследования является изучение некоторых факторов, которые влияют на результаты экзаменов по проверке клинических навыков.

Задачи исследовательской работы:

1.Определение надежности экзаменов OSCE

2. Определение степени трудности и дифференциальных индексов экзаменов OSCE

3.Определение надежности клинических случаев которые даются на экзаменах OSCE, степень их трудности.

Материалы и методы

В данном исследовании использовался мгновенный дискриптивный метод. При обработке данных при-

менены метод Кудера-Ричардсона 20 для определения надежности экзаменов OSCE, определены дифференциальные индексы и степени трудности, пороговые баллы установлены методом Хофстеена[2]. Данные исследования мы обработали с помощью программного комплекса Microsoft Office-2007 и статистической программы SPSS-11,0, Значимы различия при р<0,05.

Таблица 1

Надежность экзаменов OSCE и каждого этапа экзамена

Пороговые Баллы (PO) Надежности экзамена Этап сбора анамнеза Этап объективного обследования Этап рекомендации и к и т с о н лз и д п а т Э Этап оказания акушерской и гинекологической помощи Этап хирургического вмешательства и неотложной помощи

60 0,45 0,4 0,35*+ 0,43 0,41 0,4 0,32*+

65 0,53 0,39* 0,35** * 0 0,44* 0,35** 0,33**

70 0,48 0,44 0,39* 0,42 0,49 0,41 0,35*

Примечание: *(р<0,05), **-р<0,01) -надежность экзамена сравнена с надежностью каждого этапа экзамена, + (р<0,05) — надежность из каждого этапа экзамена при Р0=60 была сравнена с Р0=65 и 70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.