Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / коммуникационные процессы / коммуникативные умения / младшие школьники / образовательная активность / педагог. / communication / communication / communicative skills / junior schoolchildren / educational activity / teacher

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Жураева М.К.

Статья затрагивает вопросы психологии и педагогики, связанные с особенностями формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, а также проблематику развития данных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Жураева М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MECHANISM FOR DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article discusses the psychological and pedagogical aspects of the development of communication skills in primary school children, the problem of developing communicative skills.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Жураева М.К. доцент

кафедра узбекского языка и литературы

НамИСИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья затрагивает вопросы психологии и педагогики, связанные с особенностями формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, а также проблематику развития данных навыков.

Ключевые слова: взаимодействие, коммуникационные процессы, коммуникативные умения, младшие школьники, образовательная активность, педагог.

Juraeva M. K. professor

Department of Uzbek Language and Literature

NamISI

PEDAGOGICAL MECHANISM FOR DEVELOPING COMMUNICATION SKILLS IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Annotation. The article discusses the psychological and pedagogical aspects of the development of communication skills in primary school children, the problem of developing communicative skills.

Key words: communication, communication, communicative skills, junior schoolchildren, educational activity, teacher.

Введение

С момента своего появления на свет, каждый ребенок становится частью общества, где он окружен людьми, активно общающимися и взаимодействующими друг с другом. В преддверии школьного обучения, в дошкольный период, происходит формирование основ коммуникативных умений, которые помогают ребенку осмыслить окружающий мир и научиться взаимодействовать с людьми в процессе общения. При переходе в школу, каждый ученик приходит уже с некоторым набором коммуникативных навыков, однако этих навыков не всегда достаточно для успешной адаптации в коллективе сверстников и начала полноценного общения с ними.

Важно отметить, что процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста требует особого подхода со стороны педагогов, учитывающего психологические и педагогические особенности этого возрастного периода. Это включает в себя использование специальных методик и техник, направленных на развитие коммуникативных умений и способностей учащихся, а также создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных навыков у детей.

В контексте узбекской системы образования, важность этого вопроса не может быть недооценена, поскольку успешное общение является ключевым фактором в образовательном процессе и важным элементом личностного развития каждого ученика. Поэтому, важно продолжать исследования в этой области и разрабатывать новые методики и подходы, которые помогут учащимся успешно овладеть навыками общения и взаимодействия с окружающими.

Методология и обсуждения

В современном обществе наблюдается постоянное изменение потребностей, что ведет к расширению возможностей для общения и увеличивает значимость коммуникативных навыков в контексте школьного образования. Это усиливает необходимость применения разнообразных форм обучения, способствующих формированию у учащихся способности к совместной работе. Современная школьная образовательная среда требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничество, взаимодействие с педагогами и сверстниками в процессе освоения нового учебного материала.

В младшем школьном возрасте навыки межличностного общения часто недостаточно развиты, что может привести к возникновению множества трудностей. В результате ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноким или использовать неэффективные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно могут возникать коммуникативные трудности в отношениях с педагогами, родителями, сверстниками, которые впоследствии могут проявляться у ребенка в виде агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки. Недовольство ребенка своим положением в коллективе может также негативно сказаться на его нравственном развитии.

Благоприятные межличностные отношения как внутри классного коллектива, так и за пределами школы, оказывают положительное влияние на психическое состояние ребенка, его познавательный интерес, успеваемость, стремление к контакту с окружающими людьми.

Общение у детей во многом определяется педагогом через организацию учебного процесса. Учебная деятельность способствует созданию и сплочению коллективов, которые имеют общие цели и

интересы. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений является сложным и неоднозначным. Младшие школьники отличаются друг от друга интересами, взглядами, умениями и навыками. Поэтому каждый из них входит в систему коллективных отношений по-разному.

Н. Панферов подчеркивает, что «любая деятельность немыслима без общения». Он также акцентирует внимание на том, что общение является неотъемлемой частью успешного процесса деятельности в контексте взаимодействия людей.

Процесс общения играет центральную роль в приобретении коммуникативных навыков. Именно через общение человек учится находить решения в различных конфликтных ситуациях, устанавливать контакты с окружающими его людьми, адекватно интерпретировать их поведение и спокойно реагировать на различные проявления эмоций, воспринимать критику и учиться корректно выражать свое несогласие, недовольство и другие чувства отторжения, умение начинать и вести диалог, поддерживать интерес собеседника в общении.

В условиях нормы, формирование личности младшего школьника, как отмечает педагог И. П. Подласый, происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. Именно в этом возрасте у ребенка формируются элементы социальных чувств, и вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за собственные поступки, товарищество, взаимопомощь и др.).

Изменения социальной ситуации развития в связи с поступлением в школу являются главным фактором, который в наиболее существенной степени обуславливает развитие младшего школьника. Начиная обучение, младший школьник сталкивается с работой в коллективе, которая будет оценена окружающими социально значимой оценкой.

Когда ребенок вступает в начальную школу, он не только расширяет свой социальный круг, но и принимает на себя новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. Взрослые, окружающие ребенка, начинают взаимодействовать с ним как с индивидуумом, который несет ответственность за свое обучение и свои действия. Общество начинает предъявлять к школьнику новые требования, на которые он ранее не сталкивался. В ответ на эти требования ребенок начинает формировать стратегии поведения.

Эмоциональная сфера ребенка также претерпевает изменения, однако сохраняется высокая чувствительность к отдельным событиям и ситуациям, которые их задевают. Дети младшего школьного возраста очень чувствительны к воздействию окружающей среды и эмоционально реагируют на нее. Они в первую очередь воспринимают те объекты или явления, которые вызывают у них эмоциональный отклик и формируют соответствующее отношение. С другой стороны, переход в школу вызывает

новые эмоциональные переживания, поскольку свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

На первом году обучения успешная адаптация младшего школьника во многом зависит от помощи учителя. Именно учитель демонстрирует пример правильного общения и отношений между людьми, пример уважения друг к другу. С помощью учителя у ребенка есть возможность наладить отношения с одноклассниками, понять их особенности и недостатки, отметить как хорошие качества, так и плохие.

В младшем школьном возрасте дети очень восприимчивы к критике и резким высказываниям. Поэтому очень важно, чтобы учитель умел правильно объяснить или указать на ошибки, особенно если это делается в присутствии одноклассников, так как эти замечания могут повлиять на общее мнение класса о каком-либо ученике. В дальнейшем все это может сильно сказаться на самом ребенке. Ведь именно в этом возрасте происходит осознание отношений между окружающими людьми, мотивы их поведения, значимость конфликтных ситуаций, т. е. вступление в сознательную фазу формирования личности.

В последующие годы обучения роль учителя становится менее значимой. Младшие школьники начинают проявлять больше интереса к своим сверстникам, принимают участие в общих заданиях, групповых делах, различных конкурсах и соревнованиях, без помощи учителя подмечают различные особенности друг друга и определяют, как при этом выстраивать между собой общение. Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.

Выводы

Таким образом, начальный школьный возраст является благоприятным периодом для формирования межличностных отношений. В этот период, общение с взрослыми и сверстниками в контексте учебной и внешкольной деятельности способствует формированию характера взаимодействия младшего школьника с окружающими его людьми. Общение становится более осознанным и многоаспектным. Дети учатся устанавливать дружественные связи и приобретают различные навыки взаимодействия друг с другом. В связи с этим возникает необходимость контроля за формированием и недостаточностью коммуникативных навыков, которые способствуют успешной реализации учебно-познавательного процесса и способности учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные способы действий при решении коммуникативных задач.

Использованные источники: 1. АсмолоПанфёров, В.Н., Бодалев, А.А., Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995.

2. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый.

— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. — 464 с.

3. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман.

— М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.

4. Камалова К.Х. "Инновационные технологии и основные тенденции развития современной системы образования". 2024. Elibrary.Ru. https://elibrary.ru/item.asp?id=26714997.

5. Жураева М. «Обзор методичек и пособий по преподаванию языкознания и литературы до 2000» //Boshlang 'ich sinf o 'quvchilarida universal ta'lim faoliyatini shakllantirish, rivojlantirish va takomillashtirish nazariyasi va amaliyoti Xalqaro onlayn ilmiy-amaliy konferensiya. - 2023. - С. 331-333.

6. Саттаров Б.К., Журазода М.И. «Проблемы современного образования и универсальные учебные действия» Boshlang 'ich sinf o 'quvchilarida universal ta'lim faoliyatini shakllantirish, rivojlantirish va takomillashtirish nazariyasi va amaliyoti Xalqaro onlayn ilmiy-amaliy konferensiya 2023/3/31 Страницы 8-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.