Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ТРАВМАТИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еремин Роман Владимирович

В данной статье рассматриваются меры безопасности для курсантов во время занятий физической подготовкой, в частности причины и профилактика травматизма на занятиях физической подготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еремин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONTROL AND PREVENTION OF INJURIES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

This article discusses safety measures for cadets during physical training, in particular, the causes and prevention of injuries in physical training.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

PEDAGOGICAL CONTROL AND PREVENTION OF INJURIES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES

Еремин Роман Владимирович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

Орел, Россия Eremin Roman Vladimirivich

lecturer

department of physical training and sports O^l Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье рассматриваются меры безопасности для курсантов во время занятий физической подготовкой, в частности причины и профилактика травматизма на занятиях физической подготовкой.

Abstract. This article discusses safety measures for cadets during physical training, in particular, the causes and prevention of injuries in physical training.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая подготовка, сотрудник полиции, травматизм, профилактика травматизма.

Keywords: professional training, physical training, police officer, injuries, injury prevention.

На занятиях по физической подготовке, несмотря на тщательное соблюдение мер предосторожности, возможно получение тех или иных трав. В профилактике травматизма в большей степени участвует преподаватель, которому необходимо знать особенности, основные причины и условия, способствующие появлению различных травм, меры оказания первой доврачебной помощи. Наиболее частыми травмами на занятиях по физической подготовке являются ушибы, незначительные растяжения, вывихи, переломы, черепно-мозговые травмы и т.д.

Предупреждению значительного числа травм и возможность избежать тяжелые повреждения можно с помощью рационального построения системы физических занятий. Недостаточная физическая подготовленность курсантов к нагрузке, нежелание работать над собой, изменение морально-волевых качеств, непосещение занятий, недисциплинированность на занятиях по физической подготовке и другие факторы, имеющие не менее важное значение.

Во время занятий спортом в целом, а также выполнением определенных физических упражнений, достаточно высок риск получения различного рода травм.

Травматизм - это совокупность травм, возникающих в определенной группе населения за ограниченный период времени.

Спортивная травма — это повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздей-

ствия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани, в процессе занятий физическими упражнениями и спортом [1].

В основном причины травм формируются у курсантов неосознанно в процессе учебно-тренировочных занятий, в большинстве случаев на ранней стадии физического становления. Желание курсанта за короткое время достичь моментальных спортивных результатов оказывает значительный ущерб базовой и общефизической подготовке и, конечно же, здоровью обучающегося. В данном случае опорно-двигательный аппарат не прорабатывается, а из-за этого нарушается гармония развития мышц, возникает диспропорция силы. Разносторонняя физическая подготовка курсантов, гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата влияет на устранение у курсантов слабых звеньев и является основной профилактикой спортивного травматизма. Для более подробного изучения данного вопроса рассмотрим основные причины, наиболее часто встречающие во время занятий физической подготовкой.

Причинами, которые влияют на повышение риска получения травм на занятиях физической подготовкой являются:

- недостатки в организации и проведении учебно-тренировочных занятий (плохая разминка без учета подготовленности; невнимательность тренера/преподавателя и прочее.);

- нарушение методики обучения и тренировки (несоблюдение педагогических принципов постепенности, систематичности, последовательности.);

- недостаточная воспитательная работа с занимающимися, приводящая к их недисциплинированности;

- несоответствие материально-техническим требованиям (плохое оборудование зала и содержание покрытия. Расхождение матов, рваная или плохо натянутая покрышка могут быть причиной повреждения ног и рук (растяжение голеностопного сустава, вывихи локтевого и плечевого суставов, а также повреждение других частей тела).

Еще одной не менее важной причиной получения травматизма может быть работа с неисправным инвентарем. Ржавые, имеющие брак-литье в виде заусенец, гири могут быть причиной ссадин и ран. Выполнение упражнений с порванными набивными мечами и манекенами могут послужить причиной повреждения рук, грудной клетки и других частей тела. Упражнение со снарядами несоответствующему росту и силе курсантов могут привести к неправильному выполнению упражнения и оказать воздействие на появление травм.

- несоответствие должному уровню санитарно-гигиенических требований (Неблагоприятные внешние условия занятий могут служить причиной появления травм. Если в зале пониженная температура, то это может быть причиной растяжений и разрывов связок, мышц, вывихов и так далее. А если в зале будет повышенная температура и большая относительная влажность - может быть причиной обморока, теплового удара, повышения потоотделения, что может послужить к понижению быстроты реакции).

Повышение в зале содержания углекислоты в воздухе (выше 0,1%) может привести к преждевременной усталости курсантов, ухудшению реакции, координа-

ции и быстроты движения, вследствие чего будет неправильное и неточное выполнение упражнений и приемов, что может так же сказаться на появлении травматизма.

Травмы могут быть получены на занятия по физической подготовке из-за столкновения курсантов, если группа занимающихся большая, а зал и покрытие малы. На каждого занимающегося человека должно быть не менее четырех квадратных метров площади ковра.

- наличия несоответствия у курсантов физической или психической подготовленности;

- нарушения различных медицинских требований [2].

Данные причины в особенности можно отнести к применению боевых приемов борьбы и отработки навыков их применения. Это можно объяснить тем, что во время выполнения приемов борьбы происходит активное взаимодействие двух занимающихся, воспроизводящих сложные координационные действия.

После рассмотрения данных условий становится очевидным, что профилактика травматизма во время занятий физической подготовкой является важным условием для совершенствования профессиональной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

Для того, чтобы предупредить травматизм преподаватель и сам курсант (в особенности во время самостоятельных занятий физической подготовкой) обязаны знать и выполнять определенные меры безопасности.

Так, первым и одним из наиболее важных шагов для предупреждения травматизма является-инструктаж. Инструктаж должен проводиться перед каждым занятием физической подготовкой. Курсанты и слушатели не допускаются до учебных занятий до тех пор, пока они не пройдут вводный инструктаж. Вводный инструктаж с курсантами и слушателями, приступающими к изучению курса дисциплины «Физическая подготовка», проводят, как правило, ведущие преподаватели, имеющие большой стаж педагогической работы [4].

Основной задачей вводного инструктажа является ознакомление курсантов с общими положениями и правилами техники безопасности. Вводный инструктаж должен рассматривать в обязательном порядке такие вопросы как:

1) правила внутреннего распорядка занятий; обязанности обучающихся по выполнению правил и норм техники безопасности и санитарии;

2) общие правила безопасности при проведении занятий по физической подготовке;

3) основные причины травматизма;

4) оказание первой помощи при травмах.

Инструктаж проводится с курсантами и слушателями преподавателями кафедры физической подготовки на первом занятии по изучаемой дисциплине. Инструктаж непосредственно на рабочем месте также имеет место быть, он является продолжением вводного инструктажа.

Во время данного инструктажа происходит:

1) -ознакомление с тренировочным процессом, организационными вопросами;

2) -информирование о требованиях, предъявляемых перед использованием

спортивного инвентаря;

3) -объяснение работы тренажеров и других устройств, которые будут использовать курсанты и слушатели в учебно-тренировочном процессе.

Перед тем, как начать занятие преподаватель должен проверять спортивный инвентарь, тренажеры, с которыми предстоит работа, проверить укладку матов, макеты оружия и специальных средств. Они должны быть исправны и выполнять функциональное назначение, не иметь травмирующих выступов. Узнать у занимающегося о самочувствии и его готовности к занятию. Во время занятий преподаватель должен следить за тем, чтобы обучающиеся не отвлекались при выполнении приемов борьбы, применяли правильную технику движений, при выполнении силовых упражнений, следить за тем, чтобы курсанты соблюдали технику выполнения тех или иных упражнений, не отвлекались и не мешали друг другу заниматься. Преподаватель, показывая определенное упражнение курсанту, обязан показать и разъяснить, какое положение должен принять обучающийся, а невыполнение данного требования может привести к нарушению и получению травмы. Также, необходимо иметь в спортивном зале аптечку для оказания первой доврачебной помощи. Не менее важное значение имеет и самостоятельная ответственность курсантов за свое здоровье. Поэтому курсанты на занятиях по физической подготовке должны:

- осуществлять контроль самочувствия, физического и психического состояния (в случае плохого самочувствия, недомогания, болях в мышцах сообщить об этом преподавателю).

Не менее важным фактором является воспитание у курсантов определенных принципов: сознательности, наглядности, активности, систематичности, доступности.

Выработка сознательного, активного отношения к занятиям по физической подготовке вырабатывается терпеливым разъяснением и строгим контролем со стороны преподавателя.

Обобщим все выше сказанное и выделим наиболее важные мероприятия по профилактике:

1) контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований. Важна страховка и помощь на занятиях;

2) технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий, спортивного инвентаря, снаряжения;

3) защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т.д.);

4) медицинский контроль. Медицинские осмотры, в случае травм и плохого самочувствия обращение в медицинскую часть;

5) воспитание у курсантов дисциплины, взаимовыручки, взаимопомощи, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности.

Литература

1. Карпмана В. Л. Спортивная медицина : учеб. для ин-тов физ. культ. Москва : Физкультура и спорт. 1987. 304 с.

2. Евсеев Ю. И. Физическая культура : учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 384 с.

3. Клименко С. В. Меры безопасности и предупреждения травматизма при прове-дениии занятий по физической подготовке : учебно-методическое пособие. Москва : Московский университет МВД России, 2004. 59 с.

4. Магин В. А., Вучева В. В., Мещерякова О. Н. Медико-биологические и психолого-педагогические особенности спортивной деятельности : учебное пособие. Ставрополь : АГРУС, 2010. 204 с.

References

1. Karpmana V. L. Sportivnaya meditsina [Sports medicine]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1987, 304 p.

2. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2004, 384 p.

3. Klimenko S. V. Mery bezopasnosti i preduprezhdeniya travmatizma pri prove-deniii zanyatiy po fizicheskoy podgotovke [Safety Measures and prevention of injuries when conducting physical training classes]. Moscow, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia Publ., 2004, 59 p.

4. Magin V. A., Vucheva V. V., Meshcheryakova O. N. Mediko-biologicheskie i psikhologo-pedagogicheskie osobennosti sportivnoy deyatel'nosti [Medico-biological and psychopedagogical features of sports activity]. Stavropol, AGRUS Publ., 2010, 204 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.