Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ТЕОРИИ СМЫСЛОВ И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ТЕОРИИ СМЫСЛОВ И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
СМЫСЛ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гнедаш Евгений Сергеевич

Оной из центральных ценностей современного образования полагается личностная ценность знания, трактуемая как его внутреннее принятие, преобразование в установки мышления и поведения. В практике образования актуализация смысловой сферы учащихся реализуется через установление ими связи между целью учебной деятельности, а также содержанием образования, способами действия и мотивами. В данной статье рассматривается педагогический аспект в теории смыслов и смыслообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гнедаш Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONTEXT IN THE THEORY OF MEANINGS AND MEANING FORMATION

One of the central values of modern education is the personal value of knowledge, interpreted as its internal acceptance, transformation into attitudes of thinking and behavior. In the practice of education, the actualization of the semantic sphere of students is realized through the establishment by them of a connection between the purpose of educational activity, as well as the content of education, methods of action and motives. This article discusses the pedagogical aspect in the theory of meanings and meaning formation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ТЕОРИИ СМЫСЛОВ И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья Original article УДК 37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ТЕОРИИ СМЫСЛОВ И

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

PEDAGOGICAL CONTEXT IN THE THEORY OF MEANINGS AND

MEANING FORMATION

ЁЯ

Гнедаш Евгений Сергеевич, аспирант ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт

Gnedash Evgeny Sergeevich, postgraduate student of the Stavropol State Pedagogical Institute

Аннотация. Оной из центральных ценностей современного образования полагается личностная ценность знания, трактуемая как его внутреннее принятие, преобразование в установки мышления и поведения. В практике образования актуализация смысловой сферы учащихся реализуется через установление ими связи между целью учебной деятельности, а также содержанием образования, способами действия и мотивами. В данной статье рассматривается педагогический аспект в теории смыслов и смыслообразования.

Abstract. One of the central values of modern education is the personal value of knowledge, interpreted as its internal acceptance, transformation into attitudes of thinking and behavior. In the practice of education, the actualization of the semantic sphere of students is realized through the establishment by them of a connection between the purpose of educational activity, as well as the content of education,

7491

methods of action and motives. This article discusses the pedagogical aspect in the theory of meanings and meaning formation.

Ключевые слова: смысл, смыслообразование, педагогический процесс, образование, мотив, педагогический контекст.

Keywords: meaning, meaning formation, pedagogical process, education, motive, pedagogical context.

В современных условиях развития обществ образовательный процесс претерпевает значительные изменения. Происходит трансформация традиционного подхода к знанию в направлении педагогики осмысленного знания, что позволяет человек осознавать и принимать предметный социальный мир, себя как важного субъекта общества на основе культурного опыта. В таких условиях доминирующими становятся такие ценности, которые определяют основную роль обучающегося как осмысленного субъекта образовательного процесса. Одной из главных ценностей современного педагогического процесса является личностная ценность знания, которая является элементов внутреннего принятия, преобразования и установки стиля мышления и поведения. Образовательная деятельность должна быть направлена на достижение осмысленного, ценного знания, которое выступает как средство решения жизненно важных задач. Под осмысленным знанием понимается особая работа над процессом понимания, в ходе которого субъект познания вычленяет из знаний личностный опыт, компетенции, которые, в дальнейшем, становятся продуктом его самостоятельной активности и деятельности.

Осмысление учебного процесса на уровне личностно-смысловой ориентации ставит перед педагогикой и психологией целый ряд проблем практической направленности. При этом, отметим, что возникает необходимость пересмотра и переориентации основных целей обучения с информационных на развивающие, при которой происходит отказ от

7492

знаниево-отчужденного уровня познания и переход к личностно-ценностному, формы обучения становятся вариативными. Возникают также проблемы с подходами к процессу обучения, которые сопровождаются переосмыслением мотивационных компонентов обучения и уже существующих методов и технологий обучения [4]. Весь этот процесс преобразований и решение существующих проблем позволит сделать обучение полем кристаллизации, наполненным смыслообразованием и смыслоосмыленим знания, что, в итоге, получит «новую жизнь», «новый импульс».

Ориентация образовательного процесса на личностно-смысловую парадигма в конечном итоге приведет к созданию таких условий, при которых будет осуществлена реализация учебного процесса как смыслообразующего контекста. В педагогической психологии под пониманием «контекста» предполагается тесная взаимосвязь и соотношение смысловой сферы и значения, при котором у обучающихся возникает необходимость субъективных представлений, касающихся изучаемых явлений [2]. В процессе взаимодействия между индивидами, наблюдается некоторый смысл в их речи, то есть, определенное значение их слов - и только поэтому происходит взаимное понимание друг друга.

Смыслообразующий компонент образовательного процесса понимается как система трансляции и передачи некоторого смысла, с помощью которого педагог инициирует смыслообразование обучающихся, результатом чего становится формирование смысловой сферы. Таким образом педагог создает логическую цепь для обучающихся, которые в дальнейшем без труда могут связать новую информацию и исторический контекст, объединив их общим смыслом.

Различные жизненные ситуации требуют от человека принятие определенных действий, которые тесно сопряжено с мыслительной деятельностью человека и пониманием ответственности за эти действия. Этот

7493

момент касается всех сфер деятельности человека. В образовательном процессе, педагог, который стимулирует обучающихся к самовыражению, создает необходимые условия, которые активизируют смысловую сферу [1].

Принятие решений в определенных ситуациях всецело зависит от понимания того, что было сделано в той или иной ситуации. При этом, важная роль отводится смысловой ориентации. В учебном процессе важным становятся не просто получаемые знания, а возможность их использования в определенной области, что определяет отношение человека к окружающей действительности. Смысловая ориентация позволяет предотвратить возникновение личностно-значимых проблем, связать их решение с ценностно-смысловым основанием человека. ценностно-смысловая ориентация студентов на занятиях определена предметно-познавательным освоением учебной дисциплины, что, в конечном итоге, должно определить смысл учебной деятельности. При этом, основная задача педагога заключается не столько в информационном обмене между субъектами образовательного процесса, сколько в создании атмосферы заинтересованного взаимодействия друг с другом.

Признание смыслообразования в качестве основного предмета педагогического проектирования означает ориентация на достижение особого качества современного образования, при котором освоение культуры в составе содержание образовательного процесса является основой развития личности. Организация образовательного процесса и ориентация на смысловую направленность позволяет создать все необходимые условия для становления внутренней культуры личности, развития его сознания и мышления, что позволяет обеспечить формирование творческой самореализующейся личности [3].

Подводя итог, отметим, что педагог, находящий в постоянном взаимодействии с обучающимися, способными к проявлению своей индивидуальности, к порождению смыслов, должен иметь профессиональную

7494

позицию, отвечающую требованиям гуманности; владеть способами взаимодействия на уровне смысловых ценностей; обладать высоким уровнем профессионально-личностной рефлексии. Наполненность образовательного процесса смыслообразующими компонентами является важной составляющей педагогической компетентности в условиях смыслоориентированного образования

Список литературы

1. 1.Акиньшина Е. А., Суртаева Н. Н., Маркова Т. Е. и др. Педагогический кластер в основе формирования «самообразующейся» личности школьника: метод. рекомендации. Часть 1. - СПб.: Экспресс, 2012. - 160 с.

2. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии, 1979, №4.

3. Евдокимова Е. Г. Педагогический контекст смыслообразования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика №. 4-1, 2014, С. 95-99.

4. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования [Текст]: монография / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. - 162 с.

References

1. Akinshina E. A., Surtayeva N. N., Markova T. E. et al. Pedagogical cluster at the heart of the formation of a "self-forming" student's personality: method. recommendations. Part 1. - St. Petersburg: Express, 2012. - 160 p.

2. Asmolov A.G., Bratus B.S., Zeigarnik B.V., Petrovsky V.A. About some perspectives of the study of semantic formations of personality. // Questions of Psychology, 1979, No.4.

7495

3. Evdokimova E. G. Pedagogical context of meaning formation // News of Saratov University. A new series. Philosophy series. Psychology. Pedagogy No. 4-1, 2014, pp. 95-99.

4. Tulkibayeva, N.N. Pedagogy: interrelation of science and practice in the conditions of modernization of education [Text]: monograph / N.N. Tulkibayeva, Z.M. Bolshakova. - Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University. un-ta, 2008. - 162 p.

© Гнедаш Е.С. 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022

Для цитирования: Гнедаш Е.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ТЕОРИИ СМЫСЛОВ И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №7/2022.

7496

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.