Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виттенбек Виктор Константинович, Кочергина Светлана Григорьевна, Мельцаев Дмитрий Михайлович

Совершенствование начальной школы определяет ряд новых требований к качеству подготовки учителей начальной школы. Они должны обладать качественно новым педагогическим мышлением и владеть технологиями реализации исследовательской, инновационной деятельности. Использование современных педагогических технологий позволяет решить воспитательные задачи, формирует у детей готовность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Каждый урок должен способствовать развитию познавательной активности детей, реализации творческого потенциала, а, следовательно, повышению качества образования. В процессе подготовки будущих учителей начальной школы необходимо использовать педагогические технологии, которые в будущем можно применять в своей профессиональной деятельности. Такие педагогические технологии должны способствовать личностному развитию ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в процессе обучения. Это является ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. В рамках исследования было установлено, что наиболее востребованными педагогическими технологиями в рамках начальной школы являются здоровьезберегающие, личностно-ориентированные, проектные, информационно-коммуникативные, игровые технологии. Использование указанных технологий способствует повышению самостоятельности, интереса детей к познавательной деятельности, развитию внимания и памяти, а также творческого потенциала каждого школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виттенбек Виктор Константинович, Кочергина Светлана Григорьевна, Мельцаев Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TOOLS IN THE PREPARATION OF A TEACHER FOR A MODERN PRIMARY SCHOOL

The improvement of primary schools defines a number of new requirements for the quality of training of primary school teachers. They must have a qualitatively new pedagogical thinking and possess technologies for the implementation of research and innovation activities. The use of modern pedagogical technologies makes it possible to solve educational tasks, forms children's readiness for independent cognition of the surrounding reality. Each lesson should contribute to the development of children's cognitive activity, the realization of creative potential, and, consequently, to improving the quality of education. In the process of training future primary school teachers, it is necessary to use pedagogical technologies that can be applied in their professional activities in the future. Such pedagogical technologies should contribute to the personal development of the child by reducing the share of reproductive activity in the learning process. This is a key condition for improving the quality of education, reducing the workload of students, and more efficient use of study time. Within the framework of the study, it was found that the most popular pedagogical technologies within the primary school are health-saving, personality-oriented, project, information and communication, game technologies. The use of these technologies contributes to the increase of independence, children's interest in cognitive activity, the development of attention and memory, as well as the creative potential of each student.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой начального образования Виттенбек Виктор Константинович

Государственный университет просвещения (г. Москва); кандидат психологический наук, старший преподаватель кафедры начального образования Кочергина Светлана Григорьевна Государственный университет просвещения (г. Москва);

кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования Мельцаев Дмитрий Михайлович Государственный университет просвещения (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

Аннотация. Совершенствование начальной школы определяет ряд новых требований к качеству подготовки учителей начальной школы. Они должны обладать качественно новым педагогическим мышлением и владеть технологиями реализации исследовательской, инновационной деятельности. Использование современных педагогических технологий позволяет решить воспитательные задачи, формирует у детей готовность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Каждый урок должен способствовать развитию познавательной активности детей, реализации творческого потенциала, а, следовательно, повышению качества образования. В процессе подготовки будущих учителей начальной школы необходимо использовать педагогические технологии, которые в будущем можно применять в своей профессиональной деятельности. Такие педагогические технологии должны способствовать личностному развитию ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в процессе обучения. Это является ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. В рамках исследования было установлено, что наиболее востребованными педагогическими технологиями в рамках начальной школы являются здоровьезберегающие, личностно-ориентированные, проектные, информационно-коммуникативные, игровые технологии. Использование указанных технологий способствует повышению самостоятельности, интереса детей к познавательной деятельности, развитию внимания и памяти, а также творческого потенциала каждого школьника.

Ключевые слова: гуманизация, взаимодействие, инновационное развитие, педагогическое мышление, педагогические технологии.

Annotation. The improvement of primary schools defines a number of new requirements for the quality of training of primary school teachers. They must have a qualitatively new pedagogical thinking and possess technologies for the implementation of research and innovation activities. The use of modern pedagogical technologies makes it possible to solve educational tasks, forms children's readiness for independent cognition of the surrounding reality. Each lesson should contribute to the development of children's cognitive activity, the realization of creative potential, and, consequently, to improving the quality of education. In the process of training future primary school teachers, it is necessary to use pedagogical technologies that can be applied in their professional activities in the future. Such pedagogical technologies should contribute to the personal development of the child by reducing the share of reproductive activity in the learning process. This is a key condition for improving the quality of education, reducing the workload of students, and more efficient use of study time. Within the framework of the study, it was found that the most popular pedagogical technologies within the primary school are health-saving, personality-oriented, project, information and communication, game technologies. The use of these technologies contributes to the increase of independence, children's interest in cognitive activity, the development of attention and memory, as well as the creative potential of each student.

Key words: humanization, interaction, innovative development, pedagogical thinking, pedagogical technologies.

Введение. Новые вызовы времени определяют процессы модернизации образовательной системы. В последние годы наблюдаются изменения в начальном образовании России, которые связаны с осуществлением идей гуманизации образования [6]. Процессы, происходящие в начальном образовании, предполагают реализацию образовательных стратегий и технологий, направленных не только на развитие творческого потенциала обучающихся, но и на активизацию самостоятельной деятельности.

В системе начального образования наблюдаются некоторые направления инновационного развития, связанные с разработкой и внедрением нового содержания образования, цифровизацией образовательного процесса, ориентацией на культурное разнообразие, индивидуализацией обучения [3].

Совершенствование начальной школы определяет ряд новых требований к качеству подготовки учителей начальной школы. Они должны обладать качественно новым педагогическим мышлением и владеть технологиями реализации исследовательской, инновационной деятельности. Исходя из этого, важно уделять повышенное внимание к качеству подготовки педагогов, вырабатывать индивидуально-творческую систему обучения, ориентированную на стремление к педагогическому мастерству [10]. Процесс подготовки будущих педагогов должен включать в себя использование педагогических технологий, способствующих развитию личностных особенностей обучающихся [7].

В начальной школе дети приобретают необходимые для будущей жизнедеятельности навыки. Также они принимают активное участие в разнообразных формах организации совместной и индивидуальной деятельности. Благодаря применению педагогических технологий дети познают окружающую действительность. На современном этапе развития образования совершенно понятно, что невозможно обучить ребенка всему. Востребованностью обладают способность обучающихся самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать ее, находить решение и представлять результаты своей работы. Каждый урок должен способствовать развитию познавательной активности детей, реализации творческого потенциала, а, следовательно, повышению качества образования [4].

Изложение основного материала статьи. Вопросам подготовки будущих учителей начальной школы уделяется особое внимание в трудах современных педагогов и научных деятелей. Они рассматривают различные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса.

И.В. Шатохина, О.С. Татаренко утверждают, что подготовка будущих учителей системы начального образования предполагает использование педагогических технологий, направленных на развитие у студентов деятельностных, проектных, исследовательских компетенций, погружение обучающихся в различные виды педагогической деятельности через создание проблемных ситуаций. Авторы отмечают актуальность организации практик в формате образовательных проектов, способствующих повышению навыков группового взаимодействия, организации тьюторского сопровождения [8].

По мнению Е.В. Везетиу основу современного профессионального педагогического образования составляет компетентностный подход. По мнению автора, проектная компетентность является одной из ведущих в процессе развития способностей будущих учителей начальных классов. Одним из основных методов формирования проектной компетентности будущих учителей является метод педагогического проектирования. Также целесообразно применять элементы игровых технологий, круглые столы, моделирование педагогических ситуаций. Автор обращает внимание на то, что эффективность процесса формирования проектной компетентности зависит от ряда педагогических условий. В вузе должна быть создана проектно-развивающая среда, обеспечена система непрерывного формирования проектной компетентности, проведен мониторинг результативности вышеописанного процесса [1].

С позиции А.А. Маринюк, Ю.А. Серебренниковой подготовка педагогических кадров для системы начального образования должна обладать комплексным характером. Для реализации высокого качества подготовки необходимо научиться использовать педагогические технологии, а также оснастить образовательную организацию необходимым инструментарием. По мнению авторов, в подготовке будущих педагогов для современной начальной школы не хватает образовательных программ, направленных на развитие компетенций в области технического творчества. А.А. Маринюк, Ю.А. Серебренникова отдают предпочтение использованию STEM-технологий, способствующих организации современного процесса обучения [3].

Е.В. Яковлева отмечает, что для усиления практической направленности обучения будущих учителей начальной школы необходимо использовать сетевое взаимодействие высших учебных заведений и организаций начального общего образования. Сетевое взаимодействие предполагает реализацию совместной деятельности в системе «вуз - начальная школа», основанной на разработке и внедрении учебно-методических материалов, педагогических технологий на основе партнерства [9].

В рамках подготовки педагогических кадров для системы начального образования важно использовать технологии, использование которых возможно в будущей профессиональной деятельности.

В рамках исследования было проведено анкетирование студентов педагогических вузов, обучающихся на старших курсах. Числовая выборка составила 94 респондента. Все участники анкетирования проходили практику в начальной школе и имеют опыт преподавания в начальных классах. Цель состояла в определении педагогических технологий, используемых в подготовке педагога для современной начальной школы, определении основных форм их использования и результативности.

Первый вопрос был связан с выбором педагогических технологий, направленных на создание оптимальных условий всестороннего развития обучающихся. Респонденты выделили здоровьезберегающие технологии (64%), личностно-ориентированные технологии (72%), проектные технологии (78%), информационно-коммуникативные технологии (81%), игровые технологии (84%). Среди ответов встречались также технологии проблемного обучения, электронные технологии, практико-ориентированные технологии, которые набрали незначительное количество голосов.

Второй вопрос был направлен на определение возможностей использования педагогических технологий в рамках обучения будущих учителей начальной школы.

Здоровьесберегающие технологии обладают высоким потенциалом, поскольку задействуют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка. Выпускники отмечали, что используют здоровьезберегающие технологии в форме уроков здоровья, динамических пауз, дыхательных гимнастик.

Личностно-ориентированные технологии предполагают обеспечение комфортной образовательной среды для каждого ребенка, ставя его личность в центр всей образовательной системы. Процесс обучения строится на основе уважительного отношения к личности ребенка, учета его индивидуальных особенностей. Многие из респондентов отмечали, что акцент на их занятиях ставится именно на личностно-ориентированный подход в процессе общения с детьми. Использование указанных технологий осуществляется в форме заданий, направленных на выявление способностей критически мыслить. Целесообразно использовать учебный материал, различающийся по сложности и методам выполнения.

Проектные технологии используются для решения поисковых, исследовательских задач. Основу любого проекта составляет идея о направленности деятельности на конкретный результат, который достигается в рамках коллективного взаимодействия. Выпускники отмечали, что проектная деятельность должна сопровождаться постоянной поддержкой со стороны педагога. Особенность проектной технологии в рамках подготовки будущих учителей начальной школы состоит в том, чтобы научить педагога помогать детям в поиске проблемы, вызывать к ней интерес и вовлекать обучающихся в совместную деятельность. Проектные технологии можно использовать в форме краткосрочных, индивидуальных, групповых проектов.

Благодаря использованию информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения у обучающихся развивается информационная культура. Онлайн-сервисы способствуют подготовке интерактивных заданий. Дети совместно с педагогом могут участвовать в онлайн-конкурсах, использовать интерактивную доску, искать информацию в сети Интернет.

Игровые технологии включают в себя широкий спектр методов организации образовательной деятельности. Будущие педагоги начальной школы отмечают, что игры обладают огромным потенциалом в период адаптации детей в стенах образовательного учреждения. Игра является наиболее доступным видом деятельности в начальной школе. Респонденты также утверждают, что важно обеспечивать благоприятную и доброжелательную обстановку, поощрять инициативу обучающихся, осуществлять эмоциональную поддержку. Игры можно использовать на любом этапе занятия. Игровая деятельность осуществляется в форме деловых, сюжетных, имитационных игр.

Еще один вопрос был связан с результативностью и последствиями использования педагогических технологий на уроках в начальной школе.

В отношении здоровьесберегающих технологий респонденты отмечали положительную динамику в мотивации и активности детей на занятиях, улучшение общего эмоционального состояния и формирование здорового образа жизни. Личностно-ориентированные технологии способствуют повышению самостоятельности и формированию универсальных учебных действий. Благодаря использованию в процессе обучения проектных технологий обучающиеся становятся активными участниками научно-практических конференций, конкурсов. Могут самостоятельно находить необходимую информацию. Информационно-коммуникативные технологии также способствуют приобретению навыков самостоятельного поиска информации, работе с электронными носителями. Игровые технологии направлены на повышение интереса детей к познавательной деятельности, развитие внимания и памяти, а также творческого потенциала каждого школьника.

Выводы. Процесс подготовки педагогических кадров для системы начального образования должен осуществляться с учетом современных педагогических технологий. При обучении студентов целесообразно использовать технологии, направленные на развитие навыков работы с информацией, коллективного взаимодействия, а также способствующие

развитию творческого и исследовательского потенциала. Будущие специалисты смогут применять освоенные педагогические технологии в своей профессиональной деятельности.

В рамках исследования было установлено, какие технологии являются наиболее востребованными в процессе организации познавательной активности. Благодаря применению педагогического инструментария у детей возрастает интерес к познавательной активности, совершенствуется творческий потенциал. Педагогические технологии способствуют повышению результативности образовательного процесса, оптимизации образовательного процесса, повышению уровня заинтересованности детей в знаниях.

Литература:

1. Везетиу, Е.В. Формирование проектной компетентности будущих педагогов начального образования в контексте реализации их профессиональной подготовки в высшей школе / Е.В. Везетиу // Педагогический вестник. - 2020. - № 15. -С. 14-16. - EDN QMKEEF.

2. Гордиенко, В.П. Профессиональная подготовка будущих педагогов начальной школы к осуществлению коммуникативной деятельности / В.П. Гордиенко // Русский язык в поликультурном мире: Сборник научных статей VI Международного симпозиума. В 2-х томах, Ялта, 08-12 июня 2022 года / Редколлегия: И.П. Зайцева, Е.М. Маркова, Т.С. Чабаненко, Е.М. Шахова [и др.]. Том II. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - С. 88-91. - EDN KMDICS.

3. Маринюк, А.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к использованию ресурсов stem-образования / А.А. Маринюк, Ю.А. Серебренникова. - 2018. - № 1. - С. 11-14. - EDN YVBFKR.

4. Мельников, Т.Н. Музейная педагогика как инновационная технология организации экологического образования детей дошкольного возраста / Т.Н. Мельников, А.С. Москвина, А.Л. Третьяков // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2019. - № 3(55). - С. 23-29. - EDN VQDNIR.

5. Савина, Н.В. Тайм-менеджмент в подготовке будущего педагога начальной школы / Н.В. Савина, Т.С. Котлярова // Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 110-летию Иркутского педагогического института, Иркутск, 30 октября 2019 года. - Иркутск: Издательство «Типография «Иркут», 2019. - С. 40-45. - EDN SOYPIQ.

6. Сущенко, О.Г. Развитие критического мышления у будущих педагогов начальной школы в процессе профессиональной подготовки / О.Г. Сущенко // Образование XXI века в ситуации неопределенности: традиционализм, инноватика, многовекторность развития: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Липецк, 20 октября 2020 года. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. - С. 211-216. - EDN QZEPLO.

7. Хужина, Н.В. Подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности в начальной школе / Н.В. Хужина // Технологии образования. - 2022. - № 1(15). - С. 107-110. - EDN UVSQBC.

8. Шатохина, И.В. Модернизация процесса университетской подготовки учителя начальной школы в контексте профессионального стандарта педагога / И.В. Шатохина, О.С. Татаренко // Педагогические чтения-2016: актуальные проблемы начального образования: Материалы региональной научно-практической конференции, Новошахтинск, 30 марта 2016 года / Под общей редакцией С.Н. Фрондзей. - Новошахтинск: Южный федеральный университет, 2016. - С. 11-19. -EDN XVXGKV.

9. Яковлева, Е. В. Подготовка педагогов начального образования на основе сетевого взаимодействия в системе "вуз-школа" / Е.В. Яковлева // Гносеологические аспекты образования : международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову, Елец, 13-14 октября 2016 года / Ответственные редакторы А.Ж. Овчинникова, Л.З. Цветанова-Чурукова. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2016. - С. 55-58. - EDN XGOTAR.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Владимирова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный агротехнологический университет» (г. Киров)

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье с позиции системно-деятельностного подхода, являющегося ведущим в современных ФГОС, автор определяет содержательно-структурный компонент методики обучения иноязычному аудированию в общеобразовательной школе. В соответствии с требованиями образовательного стандарта в процессе изучения отдельных дисциплин обучающимися должны быть достигнуты образовательные результаты в составе: личностных, метапредметных и предметных. В нашем случае в статье определены личностные, метапредметные и предметные результаты, которые необходимо достичь школьникам на занятиях по иностранному языку в процессе обучения иноязычному аудированию на всех его этапах (формирование и совершенствование навыков аудирования, развитие умений этого вида речевой деятельности и функционирование общения). Названные образовательные результаты достигаются путем усвоения части социально-личностного опыта, необходимого для функционирования иноязычного аудирования как средства устного общения. Социально-личностный опыт представлен следующими составляющими: опыт познавательной деятельности, опыт репродуктивной и творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Последние наполнены специально отобранными предметными умениями аудирования и сопряженными с ними личностными и универсальными умениями, необходимыми обучающимся для их усвоения с целью эффективного восприятия, осмысления и понимания иноязычных аудиотекстов разной степени интеллектуального затруднения как достижение ими совокупности образовательных результатов на разных ступенях и этапах обучения иностранному языку в целом и аудированию в частности.

Ключевые слова: Стандарт, содержательно-структурный компонент, личностные и метапредметные действия, иностранный язык, иноязычное аудирование, аудитивно-мыслительные действия, социально-личностный опыт.

Annotation. In the article, from the position of the system-activity approach, which is the leading one the modern Federal State Education Standard (FSES), the author defines the content-structural component of the methodology of teaching foreign language listening comprehension in a secondary school. In accordance with the requirements of the educational standard, in the process of studying individual disciplines, students should achieve educational results consisting of: personal, meta-subject and subject results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.