Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ'

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СИСТЕМА / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК / МАГИСТРАТУРА / АМПЛИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О. Ю., Скоробренко И. А., Федотова М. Г.

Введение. В настоящее время практическая подготовка студентов находится в центре внимания высшей педагогической школы. В обучении магистров педагогического образования практическая подготовка обеспечивает становление конкурентоспособного учителя путем углубления его знаний и развития умений и навыков в квазипрофессиональной деятельности в процессе прохождения практик. Таким образом, цель статьи состоит в изучении потенциала системы производственных педагогических практик в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки магистрантов. Материалы и методы. В статье используется контент-анализ теоретической литературы по основным вопросам исследования: организации учебных и производственных практик на всех ступенях подготовки учителя иностранного языка в педагогическом вузе, путей повышения эффективности профессиональной подготовки учителя иностранного языка, системному характеру педагогического процесса. Авторы также проводят обобщение своего профессионального опыта как преподавателей, реализующих основную профессиональную образовательную программу магистратуры. Ведущим методом изучения организации педагогических практик в магистратуре является системный анализ, позволяющий сформировать целостное представление о совокупности педагогических практик как ведущем средстве амплификации профессиональной подготовки будущих магистров педагогического образования. Результаты. Выявлен системный характер педагогических практик, организуемых в ходе профессиональной подготовки будущих магистров-учителей иностранного языка, который прослеживается на макро-, мезо- и микроуровнях их организации. Системность практической подготовки студентов подразумевает осуществление управления этим процессом и реализацию следующих управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Управляемая система педагогических практик выступает средством амплификации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, понимаемой как использование потенциала педагогических практик на каждом этапе их реализации с целью совершенствования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов, развития у них профессионально-критического мышления и способности к адаптации к специфике профессионально-педагогической среды. Обсуждение. Реализация педагогических практик как системы позволяет с максимальной точностью моделировать все составляющие профессиональной деятельности учителя иностранного языка и тем самым осуществить амплификацию его профес-сиональной подготовки, которая проявляется как в развитии профессионально-познавательной активности студента, так и в его яркой потребности в саморазвитии, самореализации, освоении всех видов педагогической деятельности, в способности к всесторонней адаптации к профессиональной среде образовательного учреждения. Авторы предполагают, что такое качественное развитие профессионального самосознания возможно только при условии системной организации деятельности всех участников практической подготовки будущего учителя на партисипативной основе. Заключение. Таким образом, система педагогических практик играет ведущую роль в профессиональном становлении будущих учителей иностранных языков. В ее рамках на каждом новом этапе практической подготовки происходит развитие педагогического мышления студента и рост уровня его профессионализма. Следовательно, мы можем с уверенностью говорить об осуществлении амплификации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, заключающейся в его разностороннем развитии как личности и профессионала. Основные положения: - педагогическая практика в рамках основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров педагогического образования должна носить системный характер, проявляющийся на уровне всего блока педагогических практик, в пределах каждой отдельной практики и в рамках ее структурных компонентов (иными словами, на макро-, мезо- и микроуровнях); - системный характер педагогических практик обеспечивает амплификацию профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка на уровне магистратуры; - амплификация профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка представляет собой реализацию производственных педагогических практик как управляемой системы с целью совершенствования комплекса компетенций, заданных программами практик, освоения всех видов профессиональной деятельности, развития мотивации к самореализации и саморазвитию, а также способности к максимально эффективной адаптации в профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева О. Ю., Скоробренко И. А., Федотова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF SCHOOL PRACTICES AS A MEANS OF AMPLIFICATION OF MASTER STUDENTS’ PROFESSIONAL TRAINING

Introduction. At present, the practical training of students is in the focus of attention of the higher pedagogical school. In the training of masters of pedagogical education, school practice ensures the formation of a competitive teacher by deepening his knowledge and developing skills in quasi-professional activities. Thus, the purpose of the article is to study the potential of the system of student practices in improving the professional training of undergraduates. Materials and methods . The article makes use of content analysis of theoretical literature on the main research issues: the organization of student practices at all levels of training a teacher of a foreign language in a pedagogical university, ways to increase the effectiveness of professional training of a foreign language teacher, the systemic nature of the pedagogical process. The authors also summarize their professional experience as teachers realizing the professional master's degree program. The leading method for studying the organization of student practices in the magistracy is a system analysis that allows one to form a holistic view of the totality of student practices as the most powerful means of amplifying the professional training of future masters of pedagogical education. Results. The systemic nature of student practices in the course of professional training of future teachers of a foreign language, which can be traced at the macro-, meso- and microlevels of their organization, is revealed. The systematic practical training of students implies the management of this process and the implementation of the following management functions: planning, organization, motivation and control. A controlled system of student practices acts as a means of amplifying the professional training of a future teacher of a foreign language, understood as using the potential of studentl practices at each stage of their implementation in order to improve the universal, general professional and professional competencies of undergraduates, develop their professional critical thinking and the ability to adapt to the specifics of a professional environment. Discussion . The implementation of student practices as a system allows modeling with maximum accuracy all the components of the professional activity of a foreign language teacher and thereby amplifying his professional training, which manifests itself both in the development of the student’s professional and cognitive activity, and in his insistent need for self-development, self-realization, mastering all types of pedagogical activity, in the ability to comprehensively adapt to the professional environment of an educational institution. The authors suggest that such qualitative development of professional self-awareness is possible only if the activities of all participants in the practical training of the future teacher are systematically organized on a participatory basis. Conclusion. Thus, the system of student practices plays a leading role in the professional development of future teachers of a foreign language. Within its framework, the development of the student's pedagogical thinking and the growth of the level of his professionalism at each new stage of practical training take place. Therefore, we can confidently speak about the amplification of the professional training of a future teacher of a foreign language, which consists in his all-round harmonious development as a personality and a professional. Highlights: Student practice within the framework of the main professional educational program for the training of masters of peda-gogical education should have a systemic character, manifested at the level of the entire block of student practices, within each individual practice and within its structural components (in other words, at the macro-, meso- and micro level); The systemic nature of student practice ensures the amplification of the professional training of a future teacher of a foreign language at the master's level; Amplification of the professional training of a future teacher of a foreign language is the implementation of a block of student pedagogical practices as a controlled system in order to improve competencies set by the practice programs, master all types of professional activities, develop motivation for self-realization and self-development, as well as the ability to most effectively adapt to professional environment.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ»

Научная статья УДК 378.937 ББК 74.480.26

DOI 10.25588/CSPU.2023.173.1.002

Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: fedotovamg@cspu. ru

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК КАК СРЕДСТВО АМПЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ

Аннотация

Введение. В настоящее время практическая подготовка студентов находится в центре внимания высшей педагогической

О. Ю. Афанасьева1, И. А. Скоробренко2, М. Г. Федотова3

1ORCID № 0000-0001-9289-1573 е

л д

а г о

и

английской филологии, Южно-Уральский государственный е

0

1

E-mail: afanasevaou@cspu.ru 3

I

2ORCID № 0000-0001 -6644-4091 |

§

*

кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, е

д

о

№ о

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru §

ии

3ORCID № 0000-0003-2033-1096 §

а

и

и 3 о е

о

о

и

о

н §

о* н

о

Й

а о

д

г о

о

в

и

а

г и

о I 3

а н

I

о в

© Афанасьева О. Ю., Скоробренко И. А., Федотова М. Г., 2023

а

«о

о §

о в

41

о б

а

50 50 •О О

а ж

школы. В обучении магистров педагогического образования практическая подготовка обеспечивает становление конкурентоспособного учителя путем углубления его знаний и развития умений и навыков в квазипрофессиональной деятельности в процессе прохождения практик. Таким образом, цель статьи состоит в изучении потенциала системы производственных педагогических практик в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки магистрантов.

Материалы и методы. В статье используется контент-анализ теоретической литературы по основным вопросам исследования: организации учебных и производственных практик на всех ступенях подготовки учителя иностранного языка в педагогическом вузе, путей повышения эффективности профессиональной подготовки учителя иностранного языка, системному характеру педагогического процесса. Авторы также проводят обобщение своего профессионального опыта как преподавателей, реализующих основную профессиональную образовательную программу магистратуры. Ведущим методом изучения организации педагогических практик в магистратуре является системный анализ, позволяющий сформировать целостное представление о совокуп-

§ ж

Iе ности педагогических практик как ведущем средстве амплифика-

ции профессиональной подготовки будущих магистров педагогического образования.

Результаты. Выявлен системный характер педагогических практик, организуемых в ходе профессиональной подго-

^ товки будущих магистров-учителей иностранного языка, который прослеживается на макро-, мезо- и микроуровнях их организации. Системность практической подготовки студентов подразумевает

О

осуществление управления этим процессом и реализацию следующих управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Управляемая система педагогических практик выступает средством амплификации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, понимаемой как использование потенциала педагогических практик на каждом этапе их реализации с целью совершенствования универсальных, обще- еда профессиональных и профессиональных компетенций магистрантов, развития у них профессионально-критического мышле-

педагогической среды.

Обсуждение. Реализация педагогических практик как си-

ставляющие профессиональной деятельности учителя иностранного языка и тем самым осуществить амплификацию его профес-

а

а

г

о г и ч е с |

ния и способности к адаптации к специфике профессионально- р

а

кти и

к

ка к

стемы позволяет с максимальной точностью моделировать все со- ре

д

с

№ о

л

сиональной подготовки, которая проявляется как в развитии про- ^

и

ка

-к и

и п р о

фессионально-познавательной активности студента, так и в его яркой потребности в саморазвитии, самореализации, освоении всех видов педагогической деятельности, в способности к всесторон- е ней адаптации к профессиональной среде образовательного учреждения. Авторы предполагают, что такое качественное развитие профессионального самосознания возможно только при условии системной организации деятельности всех участников практической подготовки будущего учителя на партисипативной основе.

Заключение. Таким образом, система педагогических практик играет ведущую роль в профессиональном становлении будущих

р

а

учителей иностранных языков. В ее рамках на каждом новом этапе |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ов

практической подготовки происходит развитие педагогического №

а

в

0

1

д е

о

vo

о

о3о

a

мышления студента и рост уровня его профессионализма. Следовательно, мы можем с уверенностью говорить об осуществлении амплификации профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, заключающейся в его разностороннем развитии как личности и профессионала.

Ключевые слова: педагогическая практика; система; система педагогических практик; магистратура; амплификация профессиональной подготовки; будущий учитель иностранного языка; профессиональная подготовка; педагогический вуз.

Основные положения:

- педагогическая практика в рамках основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров педагогического образования должна носить системный характер, проявляющийся на уровне всего блока педагогических практик, в пределах каждой отдельной практики и в рамках ее структурных компонентов (иными словами, на макро-, мезо- и микроуровнях);

- системный характер педагогических практик обеспечивает амплификацию профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка на уровне магистратуры;

- амплификация профессионально-педагогической подго-

§ ж

^ товки будущего учителя иностранного языка представляет собой

реализацию производственных педагогических практик как

^ управляемой системы с целью совершенствования комплекса компетенций, заданных программами практик, освоения всех ви-

дов профессиональной деятельности, развития мотивации к са-

^ мореализации и саморазвитию, а также способности к максимально эффективной адаптации в профессиональной среде.

о

1 Введение (Introduction)

В настоящее время в высшей педагогической школе пристальное внимание уделяется проблеме практической подготовки будущего выпускника, которая позволяет сформировать у него целостное представление о профессионально-педагогической деятельности. В современной педагогике высшей школы практическую подготовку принято рассматривать как систему, которая тесно связана со всеми компонентами основной профессиональ- еда ной образовательной программы и обеспечивает удовлетворение потребности государства и общества в высококвалифицированных

а

а

г

о г и ч е с |

педагогических кадрах [1]. И педагоги, и организаторы образования р

а

к

делают акцент на важности изменений, принимаемых на уровне законодательства, которые констатируют усиление значимости практической составляющей в подготовке будущих выпускников ре [2]. В обучении магистров педагогического образования практическая подготовка занимает большое место и играет особо важную роль, поскольку позволяет обучающимся закрепить и совершен-

л и

ик

ствовать знания, умения и навыки, полученные в процессе теоре- §

ии

тического курса, что свидетельствует о единстве теоретического п

ро

и практического обучения, обеспечивающем подготовку конку- е

рентоспособного учителя для современной системы образования.

Особенность организации образовательного процесса в магистратуре заключается в значительной доле программ заочной подготовки магистров, что предполагает небольшой объем контактной работы преподавателей со студентами преимущественно во время сессий и в режиме индивидуального консультирования, сопровождающего самостоятельную работу будущих учителей

ра

иностранного языка. В связи с этим оптимизация образователь- нт

ов

ного процесса состоит не в интенсификации их профессионально- №

л с

с и о н

аль

о* н

о п о д г о т о в

ки

а

г

и с

а

«о

о £ о

-"О в

педагогической подготовки, а в ее амплификации, направленной на углубление, обогащение и совершенствование знаний, умений, навыков, полученных обучающимися в ходе теоретического обучения и самостоятельной работы.

Амплификация представляет собой многозначный термин, используемый в терминологических системах различных отраслей научного знания. В языкознании под амплификацией понимают средства усиления поэтической выразительности речи (С. С. Аве-ринцев). В психологии этот термин используется для обозначения концепции детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода (А. В. Запорожец), как способ интеллектуального развития в условиях цифровой среды (Э. К. Соренсен), в профессиональном образовании — как широкое развертывание и максимальное обогащение содержания практической деятельности (Е. Г. Гришенкова, Г. А. Гущина) и т. д. В контексте профессионально-педагогического образования мы считаем возможным экстраполировать понятие амплификации на процесс профессиональной подготовки магистров педагогического образования, а систему педагогиче-

§ ж

^ ских практик считать средством ее осуществления.

Амплификация профессиональной подготовки магистров педагогического образования представляет собой реализацию производственных педагогических практик как управляемой си-

41

о

а

а

50 50

§ стемы с целью совершенствования комплекса компетенций, загс

^ данных программами практик, освоения всех видов профессиональной деятельности, развития мотивации к самореализации и ^ саморазвитию, а также способности к максимально эффективной

адаптации к профессиональной среде.

Достижение указанных выше образовательных результатов представляется возможным при условии существования системы педагогических практик, понимаемой как совокупность всех практик в рамках одной профессиональной образовательной

е

программы, которая характеризуется взаимосвязанностью всех ее ма

пе

составляющих, целостностью и преемственностью и позволяет да

г

о г и ч е с

I

стью, повышение мотивации к профессиональным саморазвитию и самореализации, а также придание личностного смысла всему процессу обучения. При этом наряду с системным характером практик важную роль в амплификации профессиональной подго-

Р

о

формировать у будущих магистров профессиональное самосознание и готовность к профессиональной деятельности в условиях образовательных организаций различных типов. пр

Амплификация также предполагает ориентацию процесса практической подготовки на личность обучающегося и развитие

а

3

к

§

его познавательной активности через увлеченность деятельно-

д

о

№ О

л и и

ка

к ии

товки магистрантов играют партисипативные отношения всех п

ро

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участников практического образовательного процесса, проектно- е

технологическая направленность практической подготовки и приоритетность творческого характера процесса практической подготовки и ее гибкости перед шаблонностью, свойственной традиционному педагогическому мышлению.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В рамках подготовки статьи проведены рефлексия и обобщение собственного педагогического опыта работы авторов по ре-

§

ализации основной профессиональной образовательной программы |

о

подготовки магистров по направлению подготовки «Педагогическое №

л о

о 3

О

ж §

о* ж

О Й ж

О

д

г О

т О

о

3

а

г 3

о

а

в о т о д е

о

vo

о

оро

a

в е ь

SJ

а

н

образование» (44.04.01), профильная направленность «Языковое образование (английский язык)». Теоретические основы исследования сформулированы в результате контент-анализа научной литературы по проблемам профессионально-педагогической подготовки студентов на всех ступенях высшего образования, организации практической подготовки магистров педагогического образования, повышения эффективности иноязычного образования в высшей школе. Авторами изучены источники, посвященные системному характеру педагогического процесса, специфике организации производственных педагогических практик в педагогическом вузе, перспективам формирования у магистрантов целостного представления о практической подготовке в вузе и педагогической деятельности вообще. Центральным звеном методологического аппарата исследования является системный анализ, позволяющий конструировать, реализовывать и изучать производственные практики магистрантов как педагогическую систему, обеспечивающую амплификацию профессионально-педагогической подготовки будущего учителя иностранного языка.

3 Результаты (Results)

Основная профессиональная образовательная программа

§ ж

^ подготовки магистров по направлению «Педагогическое образова-

ние» (44.04.01), профильная направленность «Языковое образование (английский язык)» подразумевает прохождение трех производственных педагогических практик: Производственная практика (педагогическая) на первом курсе, Производственная практика

^ (технологическая) (проектно-технологическая) и Производствен-gj ная практика (педагогическая) на втором курсе. Целью педагоги-

о

ческих практик в магистратуре является освоение магистрантами

необходимого набора теоретических знаний и приобретение практических навыков профессионально-педагогической деятельности, формирование у них универсальных (общекультурных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Мы считаем целесообразным наряду с двумя педагогиче-

е

скими практиками включить в систему педагогических практик |

а

также проектно-технологическую практику, поскольку она прохо- |

й

о й к

Л

е

0

1

о

о

дит в образовательных организациях и обладает всеми признаками педагогической практики, но в то же время является более высокой ступенью в профессиональном саморазвитии студентов, р так как позволяет им конструировать и реализовывать в образовательном процессе самостоятельные проекты и современные технологии обучения иностранному языку. Отличительной особен- е ностью проектно-технологической практики является то, что студенты не просто знакомятся с требованиями ФГОС к современному уроку иностранного языка, овладевают набором педаго-

§

к ж

гических технологий, но и применяют полученные знания в про- §

к к

о

цессе самостоятельного проектирования образовательного процесса и образовательных технологий. ее

Комплекс педагогических практик представляет собой систему, реализуемую на макро-, мезо- и микроуровне. В этой системе практик мы прослеживаем их преемственность при одновременном усложнении содержания и структуры, выдвижение новых, более сложных и актуальных по своим сущностным характеристикам компетенций, которые должны быть сформированы у магистрантов в итоге практической подготовки и обеспе-

|

чить качественную подготовку выпускника магистратуры. |

о

а в о т о д е

о

Система педагогических практик, как и любая другая педагогическая система, предполагает управление ею, которое подразумевает реализацию следующих управленческих функций: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Указанные функции управления можно проследить на каждом из уровней существования системы.

На макроуровне целостная система практической подготовки представлена единством вышеуказанных производственных педагогических практик, которое обеспечивается такими неотъемлемыми характеристиками, как целостность, преемственность, гибкость, динамичность, связь теории с практикой, инте-гративность и т. д. Целостность проявляется в неразрывности воспитательных, обучающих и развивающих воздействий на будущих магистров педагогического образования, которые позволяют эффективно подготовить их к дальнейшей профессиональной деятельности в сфере языкового образования. В системном процессе практической подготовки происходит критическое осмысление теоретических знаний и их трансформация в собственные убеждения студента; совершенствуются и усложняются умения и навыки, приобретенные ранее в ходе лабораторных и

ко н

ер практических занятий; приобретаются новые компетенции, необ-

ходимость которых осознается будущими учителями только в

41

о

оро

а

^ практической педагогической деятельности.

По мнению Л. В. Козиловой, практики должны способство-

§

есь вать формированию у студентов способности и готовности эффек-

на

^ тивно действовать в условиях неопределенности и риска, адаптации к постоянным изменениям посредством обучения их основам це-

О

леполагания, развития их творческих способностей и деятельност-

ного потенциала [3]. Особенность системы педагогических практик в рамках программы подготовки магистров «Языковое образование (английский язык)» состоит в том, что они направлены не только на формирование общепрофессиональных компетенций будущих магистров педагогического образования, но и охватывают

е

ряд предметных (языковых) компетенций, непосредственно свя- |

занных с развитием у них иноязычной коммуникативной компе- д|

й

о

й к

ч

е

с

I

с с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тенции, которая обеспечивает эффективность иноязычного педагогического общения с различными субъектами образования.

На мезоуровне системность прослеживается в рамках са- р мой педпрактики как педагогического феномена. При этом на этапе планирования имеет место постановка целей и задач прак-

а

к

к

к к| к

тики, в том числе индивидуальных заданий, непосредственно свя- е

д

с

занных с темой научно-исследовательского проекта студента. Кроме того, осуществляется разработка совместных планов-графиков педагогических практик и определение этапов практик, составление перечня формируемых у обучающихся компетенций и формулирование ожидаемых результатов практик. Целеполагание и планирование являются фундаментом практической подготовки ее обучающихся, поскольку определяют векторы их деятельности в процессе практической подготовки, наполняя ее личностными и профессиональными смыслами.

Организация проявляется в определении баз практик, спи-

§ к ^ к к|

к к

к р о

сок которых в связи с появлением и развитием сети учреждений К

к

а й

к

с

дополнительного образования мы предлагаем расширить, предоставляя студентам возможность проходить практику в языковых

1

школах и центрах. Прохождение магистрантами педагогической |

о

практики в учреждениях дополнительного образования будет №

а в

о

т

о

-"О

е

о

41

о

а

,а в е

л

с а н

способствовать развитию их профессиональной мобильности, обмену опытом с ведущими преподавателями этих учреждений в области использования современных образовательных технологий и инновационных учебно-методических комплексов. Расширение перечня баз практики предполагает также допуск магистрантов, совмещающих обучение в магистратуре с работой в колледже или вузе, а также особо отличившихся в учебе и ходатайствующих о предоставлении места практики в учреждениях высшего или среднего образования, к прохождению практики в колледжах, техникумах и вузах.

Функция контроля заключается в рефлексии деятельности магистрантов, которая проводится посредством самооценки сформированности у них компетенций и профессионально важных умений и навыков, полученных в процессе прохождения практики. Это способствует развитию профессионального самосознания будущего учителя, осмыслению им своего уровня профессионального развития, что может послужить мотивом к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Кроме того, функции контроля предполагает подготовку студентами различных форм отчетности, таких как отчет студента о практике и при-

§

н

ер ложение к нему, характеристика магистранта с места прохожде-

ния практики, самоанализ деятельности практиканта и лист экспертной оценки, что позволяет более результативно аккумулировать полученный опыт и структурировать его документально.

Функция мотивации проявляется в стимулировании у ма-

^ гистрантов готовности к профессиональной деятельности через личностный рост и развитие профессионального самосознания,

О

поскольку именно практика в педагогической магистратуре

предоставляет студенту широкие возможности для самоопределения, самоактуализации и для построения широкой сети профессиональных и личных контактов [4]. Это достигается посредством осуществления обратной связи между магистрантами и руководителем практики, проведения совместной рефлексии деятельности студента во время практики и поощрении наиболее активных студентов, благодаря чему они осознают важность и цен- ед| ность педагогической профессии.

В амплификации профессиональной подготовки магистрантов значительную роль играет именно мотивационный компонент, р предполагающий направленность студента на освоение профессиональной действительности, осознание собственных места и роли в педагогической профессии и проявляющийся через мотивиро- е ванную активность субъекта практической деятельности [5].

Микроуровень подразумевает рассмотрение каждого этапа

а

§

практики как ее структурной единицы, имеющей свои конкрет- ^

к

к|

к к

к 5 р о

ные цели и также связанной с функциями управления. Каждый этап практики характеризуется особым, специфичным для него содержанием, работа с которым предполагает отбор и использо- е вание адекватных средств и методов [6], требует формирования конкретных компетенций и управляется самим магистрантом и руководителями практики. Хотя каждый этап практики носит в той или иной степени дискретный характер и связан с реализацией конкретных практических профессиональных задач, в то же время он неотделим от других этапов практики и видов деятельности (образовательная, воспитательная, проектно-технологиче-

|

ская, коммуникативная и т. д.), которые дополняют друг друга и |

о

могут быть осуществлены только в системе. №

а

«о

о S о

в

4 Обсуждение (Discussion)

Изучение образовательного процесса в магистратуре выявило системный характер производственных педагогических практик, позволяющий осуществлять амплификацию профессиональной подготовки, которую мы рассматриваем как углубление и поэтапное усложнение содержания практической подготовки магистрантов, осознание ими ценности профессии педагога, интери-оризацию опыта и знаний студентов, полученных ранее, а также мотивационную базу для формирования готовности к самореализации выпускника в качестве преподавателя иностранного языка.

Амплификация профессиональной подготовки студента делает максимально точным процесс моделирования всех составляющих педагогической деятельности будущего магистра (учебную, воспитательную, методическую, проектно-технологическую, исследовательскую, коммуникативную и межкультурную составляющие). В результате выпускник сможет эффективно адаптироваться к профессиональной среде образовательной организации, постоянно развивая свое педагогическое мышление посредством решения насущных педагогических задач, возникающих в повседнев-

§ ной деятельности учителя и предполагающих активизацию

нк

^ теоретических знаний и развитие практических навыков [7].

о

оро

а

,а в е ь с а н

^ усложнение практик по принципу «от простого к сложному». Иначе говоря, студент постепенно становится агентом и движу-

Амплификация профессиональной подготовки магистрантов в рамках системы педагогических практик позволяет формировать у магистрантов перспективное видение собственного профессионального роста и готовность к его моделированию через

О

щей силой амплификации, инициируя и поддерживая этот процесс

посредством работы над собой в профессиональном и личностном планах для достижения образовательных целей [8].

Педагогическое наблюдение и анализ педагогического опыта приводят к мысли о том, что амплификация профессиональ-

Современный процесс подготовки магистров педагогического образования невозможно представить без построения системы производственных педагогических практик. Такая система практик, реализуемых в рамках основной профессиональной об-

странтов посредством: 1) формирования целостного педагогического мировоззрения будущего учителя, который осознает ценности и смыслы профессии педагога, а также более глубоко осознает гуманистическую миссию педагога в обществе; 2) поэтапного

О

ной подготовки магистранта через систему педагогических прак- с

тик возможна только при условии организации партисипативного §

взаимодействия всех участников образовательного процесса, так &

О

как задачи педагогической практики могут быть полностью реали- §

че

зованы благодаря эффективному взаимодействию студента-прак- £

тиканта, руководителей практики, педагогического коллектива об- 5р

а

разовательного учреждения и обучающихся, объединенных § системой общих целей, личностных смыслов и ценностей. §

№ О

§ § § §

к §§

разовательной программы магистратуры, позволяет осуществлять 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

амплификацию процесса профессиональной подготовки маги- е

л о

о §

О

ж §

о* ж

О

Й 5

О

д

й О

овладения компетенциями, развитие которых предусмотрено про- а

§

а

г §

о

граммами практик, сопровождающегося углублением знаний и

совершенствованием умений и навыков; 3) развития критиче-

§

ского мышления, умений саморефлексии, готовности к творче- |

о

ству. Следствием амплификации профессиональной подготовки №

магистров педагогического образования является разностороннее профессиональное развитие личности педагога, ведущее к оптимизации процесса обучения и воспитания личности обучающихся, которым вскоре предстоит определять культурный и производственный потенциал социума.

Библиографический список

1. Землянская Е. Н., Безбородова М. А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 1. С. 123-128.

2. Шарипова Э. Р. Практическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4 (61). С. 505-509.

3. Козилова Л. В. Педагогическая практика как условие совершенствования профессионально-ориентирующей функции педагогического образования // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. 2019. № 3. DOI 10Л7513Лфш.28958.

4. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Теоретическое обоснование модели сопровождения личностного самоопределения студентов магистратуры в ходе педагогической практики // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 9. С. 11-36.

§ 5. Старостина Н. Н., Лукьянова М. И. Амплификация профессиональ-

„о ной субъектности студентов-лингвистов в процессе обучения // Современные

со

проблемы науки и образования : сетевое издание. 2020. № 2. DOI ° 10Л7513Лфш.29695.

6. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Педагогическая практика как

к

^ компонент профессиональной подготовки учителя иностранного языка // "о

^ Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

2014. № 2. С. 51-61.

7. Коростелева С. Г. Развитие педагогического мышления в профессиональной подготовке будущего учителя // Наука и школа. 2020. № 4. С. 73-82. 5 8. Егурнова А. А. Амплификация познавательной активности студентов-

£

О

экономистов // Среднее профессиональное образование. 2021. № 6 (310). С. 3-8. O. Yu. Afanasjeva1, I. A. Skorobrenko2, M. G. Fedotova3

1ORCID No. 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: afanasevaou@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-6644-4091 Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, Lecturer of the Department of German Language and German Language S

Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, SS

ee

Chelyabinsk, Russia. m

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the Department of English and Methods of Teaching English, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

THE SYSTEM OF SCHOOL PRACTICES AS A MEANS OF AMPLIFICATION OF MASTER STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING

I

3ORCID No. 0000-0003-2033-1096 §

P

¡2 c

i e

C6

E-mail: fed§t§vamg@cspu. ru §

s s

f A

i

0 ö

1

S' s

Abstract i

R> s

Introduction. At present, the practical training of students is in the focus of attention of the higher pedagogical school. In the training of masters of pedagogical education, school practice ensures the formation of a competitive teacher by deepening his knowledge and developing skills in quasi-professional activities. Thus, the purpose of the article is to study the potential of ^ the system of student practices in improving the professional i training of undergraduates.

s s

S

ss

Co

i S

s ö

a

a

'S? a

R

O

Materials and methods. The article makes use of content analysis of theoretical literature on the main research issues: the organization of student practices at all levels of training a teacher of a foreign language in a pedagogical university, ways to increase the effectiveness of professional training of a foreign language teacher, the systemic nature of the pedagogical process. The authors also summarize their professional experience as teachers realizing the professional master's degree program. The leading method for studying the organization of student practices in the magistracy is a system analysis that allows one to form a holistic view of the totality of student practices as the most powerful means of amplifying the professional training of future masters of pedagogical education.

Results. The systemic nature of student practices in the course of professional training of future teachers of a foreign language, which can be traced at the macro-, meso- and mi-crolevels of their organization, is revealed. The systematic practical training of students implies the management of this process

^ and the implementation of the following management functions:

planning, organization, motivation and control. A controlled system of student practices acts as a means of amplifying the

50

-§ professional training of a future teacher of a foreign language,

Js

kS understood as using the potential of studentl practices at each stage of their implementation in order to improve the universal, general professional and professional competencies of undergraduates, develop their professional critical thinking and the ¡s ability to adapt to the specifics of a professional environment.

Discussion. The implementation of student practices as a

system allows modeling with maximum accuracy all the components of the professional activity of a foreign language teacher and thereby amplifying his professional training, which manifests itself both in the development of the student's professional and cognitive activity, and in his insistent need for self-development, self-realization, mastering all types of pedagogical activity, in the ability to comprehensively adapt to the professional environment of an educational institution. The authors suggest S that such qualitative development of professional self-aware- H

e

s

ness is possible only if the activities of all participants in the ,0

c

practical training of the future teacher are systematically orga- O

nized on a participatory basis. p

¡2

Conclusion. Thus, the system of student practices plays a C

s

leading role in the professional development of future teachers »

a

of a foreign language. Within its framework, the development of the student's pedagogical thinking and the growth of the level of his professionalism at each new stage of practical training take ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kS

place. Therefore, we can confidently speak about the amplifica- i tion of the professional training of a future teacher of a foreign language, which consists in his all-round harmonious develop- ^ ment as a personality and a professional.

Keywords: Student practice; System; System of student practices; Master's degree programs; Amplification of profes- | sional training; Future teacher of a foreign language; Profes- S sional training; Pedagogical university. Highlights:

Student practice within the framework of the main professional educational program for the training of masters of peda-

C6

a

n

s

0

is i

S' n a

-

i §'

n

g

gogical education should have a systemic character, manifested at the level of the entire block of student practices, within each individual practice and within its structural components (in other words, at the macro-, meso- and micro level);

The systemic nature of student practice ensures the amplification of the professional training of a future teacher of a foreign language at the master's level;

Amplification of the professional training of a future teacher of a foreign language is the implementation of a block of student pedagogical practices as a controlled system in order to improve competencies set by the practice programs, master all types of professional activities, develop motivation for self-realization and self-development, as well as the ability to most effectively adapt to professional environment.

References

1. Zemlyanskaya E.N. & Bezborodova M.A. (2021), Modelirovanie prakticheskoj podgotovki studentov-pedagogov v usloviyah shkol'no-uni-versitetskogo partnerstva [Modelling Practical Training of Pedagogical Students against Backdrop of School-University Partnership], Pedagogika.

Ü Voprosy teorii i praktiki, 6, 1, 123-128. (In Russian).

2. Sharipova E.R. (2022), Prakticheskaya podgotovka budushchih § pedagogov professional'nogo obucheniya [Practical training for future "g teachers of vocational training], Biznes. Obrazovanie. Pravo, 4 (61), 505-| 509. (In Russian).

^ 3. Kozilova L.V. (2019), Pedagogicheskaya praktika kak uslovie

Sf sovershenstvovaniya professional'no-orientiruyushchej funkcii pedagog-icheskogo obrazovaniya [Pedagogical Practice as a Condition for Improv-

50

a

R

^ ing the Professional Orienting Function of Pedagogical Education], Sov

¡¿5 remennye problemy nauki i obrazovaniya, 3. DOI 10.17513/spno.28958. (In Russian).

O

цензирования 02.02.2023; принята к публикации 06.02.2023.

The article was submitted 27.01.2023; approved after reviewing 02.02.2023; accepted for publication 06.02.2023.

s1

л £

4. Neumoeva-Kolchedanceva E.V. (2020), Teoreticheskoe obosno-vanie modeli soprovozhdeniya lichnostnogo samoopredeleniya studentov magistratury v hode pedagogicheskoj praktiki [Theoretical substantiation of the support model for master's degree students' self-determination during teaching practice], Obrazovanie i nauka, 22, 9, 11-36. (In Russian).

5. Starostina N.N. & Luk'yanova M.I. (2020), Amplifikaciya pro-fessional'noj sub 'ektnosti studentov-lingvistov v processe obucheniya [Amplification of student-linguists' professional subjectivity in the learning process], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2. DOI t 10.17513/spno.29695. (In Russian).

6. Afanas'eva O.Yu. & Fedotova M.G. (2014), Pedagogicheskaya e praktika kak komponent professional'noj podgotovki uchitelya inostran- f

c

nogo yazyka [Teaching practice as a component of a foreign language o

teacher professional training], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo p

r

pedagogicheskogo universiteta, 2, 51-61. (In Russian). c

7. Korosteleva S.G. (2020), Razvitie pedagogicheskogo myshleniya g v professional'noj podgotovke budushchego uchitelya [Development of a

pedagogical thinking in the professional training of a future teacher], e

n

Nauka i shkola, 4, 73-82. (In Russian).

P

8. Egurnova A.A. (2021), Amplifikaciya poznavatel'noj aktivnosti x studentov-ekonomistov [Amplification of cognitive activity of students-

economists], Sredneeprofessional'noe obrazovanie, 6 (310), 3-8. (In Russian). §

о' a

Статья поступила в редакцию 27.01.2023; одобрена после ре- ^

а

s

X

e

a

0

ss

Со

1

S' a a

Ö

i a

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.