а
«о
•О
SJ
а ж а
Si о
а" ж
S
£ §
£
Si hq
Научная статья УДК 378.2 : 42/48 (07) ББК 74.480.268 : 81.2-9 DOI 10.25588/CSPU.2023.174.2.008
Е. Ю. Никитина1, О. Ю. Афанасьева
1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-9289-1573 Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация
Введение. В системе подготовки будущего учителя иностранного языка особое место отводится выполнению и защите выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации, которая позволяет оценить уровень развития всего комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Настоящая статья посвящена исследованию магистерской диссертации, сочетающей лингвистический и педагогический аспекты с исследовательской деятельностью как в области науки о языке, так и методического осмысления языковых фактов и закономерностей и их применения в педагогической
© Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., 2023
практике в образовательном процессе.
Материалы и методы. Основными методами исследова-
»
г и о
ния, используемыми в данной статье, являются анализ и обобще- О
§
д и
о
о р
научно-исследовательской и проектировочной компетенций сту- |
»К §
§
№ §
ние теоретической психолого-педагогической литературы по проблемам организации обучения на уровне магистратуры, развития
дентов-магистрантов. Кроме того, применяется педагогическая рефлексия и анализ собственного педагогического опыта авторов
в качестве преподавателей высшей школы и руководителей про- е
Й
грамм подготовки магистров педагогического образования. Материалы исследования представлены федеральными нормативными
8 Й
I
о
документами, касающимися сферы образования; локальными ж
ж
нормативными документами университета; текстами магистер- I
0
ских диссертаций по профилю подготовки «Языковое образова- е
о
о и о
ж §
о*
ж о
Й
1 о
д
г о
ние (английский язык)».
Результаты. В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее перспективным в плане профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка является тип
магистерской диссертации, включающий два аспекта: §
и
лингвистическое исследование актуальной направленно- у
У
сти, представляющее интерес с точки зрения изучения языковых е
о
явлений (лексические, грамматические, стилистические, лингво- V культурологические) в образовательном процессе в школе, учреждениях дополнительного образования или в вузе;
- разработку методической системы, направленной на
обучения иностранному языку.
р ж
овладение соответствующими языковыми явлениями в процессе жо
§
Обсуждежие. В процессе научно-исследовательской деятельности по подготовке выпускной квалификационной работы комбинированного типа происходит развитие всех групп компетенций: универсальных, общепрофессиональных, профессиональных. При этом ведущей является профессиональная компетенции ПК-2: способен осуществлять фундаментальное и (или) прикладное исследование в сфере образования и науки. Иными словами, реализация исследования как в области лингвистики, так и в области методики обучения иностранному языку обеспечивает исследовательскую направленность магистратуры.
Заключежие. Оптимальная профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка, ориентированного на научно-исследовательскую деятельность, в рамках магистратуры по программе «Языковое образование (английский язык)» возможна в том случае, если выпускная квалификационная работа будет опираться на исследовательский процесс в двух научных областях: лингвистики и лингводидактики.
Ключевые слова: магистерская диссертация; магистерская диссертация исследовательского типа; магистратура; профессиональная подготовка учителя иностранного языка; высшая
а
§ школа; научно-исследовательская деятельность.
о
§ Основные положения:
^ - наиболее эффективной в плане профессиональной подго-
§ о
ки тающая лингвистический и методический аспекты;
ки
товки будущего учителя иностранного языка в магистратуре яв-
жа ляется магистерская диссертация комбинированного типа, соче-
- в процессе подготовки магистерской диссертации комби-ьЗ нированного типа, в числе прочих, развивается такая необходимая
профессиональная компетенция будущего учителя, как способ- ^
Ц
ность осуществлять фундаментальное и (или) прикладное иссле- | дование в сфере образования и науки; ^
- данная компетенция обеспечивает овладение научными ^ знаниями и исследовательскими умениями и навыками в равно- 8
значно важных для будущего учителя сферах: предметной (иностранный язык) и профессионально-педагогической.
а -к
I
ка к
в а
1 Введение (Introduction)
е
Одна из ведущих задач современного высшего педагогиче- g
s g
ского образования — это придание образовательному процессу о творческого характера, формирование личности педагога, способ- |
не
ной к исследовательской деятельности, поиску новых способов нт решения проблем современной науки и образования, применению инновационных методов научного анализа, критическому мышлению. Такой педагог должен быть максимально открыт новым идеям в области науки, педагогической и социокультурной практики.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся в магистратуре ведет к осознанию собственного интеллектуального потенциала, развитию способности видеть вариативность средств
уд
решения профессиональных задач и самостоятельно выбирать g
ег
наиболее оптимальные из них, творческой трансформации имею- У
чи
щихся ресурсов и опыта в процессе достижения научной истины [1]. т
Подготовка магистерской диссертации как итог научно-исследовательской работы магистрантов выполняет следующие
ра
функции: н
ог
- обеспечивает автономное проектирование отдельного о вида деятельности студентов — научно-исследовательской; а
р о е с с и о н
аль
о* н
о п о д г о т о
вки и
К н
о с
- поддерживает стремление к разработке и применению индивидуальных стратегий обучения и научного поиска;
- стимулирует инновационный характер образовательного и научно-исследовательского процесса;
- создает условия для продуктивного взаимодействия всех участников образовательного и научно-исследовательского процессов;
- способствует развитию когнитивных умений магистрантов. Таким образом, решается одна из профессиональных задач
подготовки магистра педагогического образования, а именно: проведение научного исследования в сфере образования и науки с использованием современных научных методов. В итоге формируется важнейшая профессиональная компетенция — способность осуществлять фундаментальное и (или) прикладное исследование в сфере образования и науки, подразумевающая знание методологии научно-исследовательской деятельности; умения применять эмпирические и теоретические методы исследования; владение опытом реализации результатов научного исследования в педагогическом процессе.
2 Материалы и методы (Materials and Methods)
а
§ В распоряжении ученых и педагогов-практиков имеется
о
| богатый научный материал, касающийся сущности и организа-^ ции всех составляющих образовательного процесса в высшей пе-
si
о
а ж s
дагогической школе на уровне бакалавриата. В значительно мень-жа шей степени исследованы проблемы подготовки магистров | педагогического образования. Несмотря на недостаток научных
работ в данном направлении, мы постарались проанализировать
Ю
ьЗ актуальную психолого-педагогическую литературу по специфике
подготовки студентов на уровне магистратуры в целом и организации научно-исследовательской деятельности магистрантов в
При подготовке статьи мы широко опирались на собствен-
а
г
и с
частности [2-10]. с
о к
§
д
ис
ный опыт преподавателей высшей школы и результаты своей де- се
р
ятельности в качестве руководителей образовательных программ магистратуры в рамках направления подготовки «Педагогическое образование». Основу материалов исследования составили выпускные квалификационные работы (в форме магистерских диссерта- § ций), подготовленные и защищенные выпускниками магистерских программ, рецензии на них, выполненные квалифицированными
а
специалистами и учеными, отчеты государственных экзаменаци- §
ж
онных комиссий о результатах проведения государственной ито- |
о
говой аттестации. ^
о о
о
ж §
о* ж
о Й ж
о о
3 Результаты (Results)
При разработке концепции выпускной квалификационной работы как части профессиональной педагогической подготовки по программе магистратуры «Языковое образование (английский язык)» предложено два типа магистерской диссертации:
- традиционная научно-исследовательская работа в области педагогики или методики обучения иностранным языкам, е
го
требования к которой в общих чертах совпадают с требованиями уч к диссертациям на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (например, проектирование педагогической модели, разработка дидактических условий ее эффективной реализации, р
ан
проведение педагогического эксперимента и т. д.); о
го
- комбинированная выпускная квалификационная работа, которая содержит как собственно лингвистическое, так и методи- а
о
вки и
д
ду
ческое исследование, и позволяет в большей степени продемонстрировать весь репертуар исследовательских умений магистранта.
Примерами формулировок тем магистерских диссертаций второго типа являются следующие: «Отражежие кожце1та «бла-госостояжие» в ажглийской фразеологии», «Лижгвистическое ис-следоважие цежжостей в америкажском медиадискурсе об образо-важии», «Кожце1т «кожтроль» в юлитическом и экологическом медийжом дискурсе», «Ажекдот как отражежие этжо- и социо-культуржых стереотиюв», «С1ецифика коммужикативжого юве-дежия человека в ситуациях сюра», «Лижгвистическое исследова-жие социальжых медиа в ажглоязычжом ижтержет-дискурсе», «Ре1резежтация кожце1та «знания» во фразеологических фождах ажглийского и русского языков», «Особежжости 1едагогического дискурса (жа материале ажглийских ижтержет-блогов)» и т. д.
Таким образом, формат выпускных квалификационных работ второго типа подразумевает, в первую очередь, проведение классических лингвистических исследований, тематика которых отражает современные проблемы когнитивной лингвистики, ме-диалингвистики, дискурсологии, лексикологии, социолингвистики и т. д. Такие диссертации выполняются на актуальном языковом
а
ев материале с применением современных методов лингвистического
ц
жа исследования, содержат элементы научной новизны, имеют тео-
Ю О
ки дования в практической деятельности учителя в ходе иноязычного
ки
ретическую и практическую значимостью.
Вторая глава подобной диссертации представляет собой
§ разработку идеи применения результатов лингвистического иссле-
образовательного процесса в школе, вузе, системе СПО, а также в ьЗ учреждениях дополнительного образования. Опираясь на требова-
ния образовательного стандарта, концепцию обучения иностранному языку, отраженную в используемом УМК, и учебный план,
а г ж
о §
магистрант должен разработать систему упражнений, комплекс О
§
уроков, технологические карты и т. п., в которых следует представить деятельность педагога и обучающихся по овладению знани-
ские средства. К невербальным — специфические просодические средства, а также мимика, жесты и прочие культурно обусловленные элементы невербалики. Далее, на основе имеющихся методических знаний и умений студент разрабатывает систему лингводи-
ж о
о § р
ями и развитию умений и навыков в рамках того или иного вида а
ж
речевой деятельности в процессе иноязычного образования. *
а
Так, например, при выполнении выпускной квалификаци- * онной работы на тему «Специфиаа аоммужиаативжого поведежия § человеаа в ситуациях спора» студент изучает вербальные (и невербальные) средства, используемые участниками общения в ука-
о
занной иноязычной коммуникативной ситуации. К вербальным е
ж
средствам относятся лексические единицы, лексические клише, П
о
релевантные морфологические и синтаксические грамматиче- е
с с
и о
ж
§
о* ж
о
Й
п о
д
г о
дактических и методических задач и заданий, направленную на а
и
развитие соответствующих коммуникативных умений и навыков у
У
у обучающихся. При этом экспериментальная часть исследования е
г
о
реализуется в процессе прохождения магистрантами производ- ч
и
ственных практик: педагогической и проектно-технологической. Таким образом, научно-исследовательская работа ведется
одновременно в двух значимых для будущего учителя иностран- р
ж
ного языка научных сферах — лингвистики и лингводидактики. о
го
Знания, умения и навыки, сформированные в ходе лингвистического исследования, обеспечивают расширение лингвистического а
8 ж
о
с
кругозора будущего учителя; развитие его способности к анализу отдельных языковых фактов и общих лингвистических тенденций и закономерностей; готовят его к руководству проектной деятельностью обучающихся, проведению внеучебных мероприятий по иностранному языку и т. п. Часть научного исследования, выполняемая в рамках лингводидактики и методики обучения иностранному языку, решает задачу формирования профессиональной компетенции, связанной со способностью реализовывать образовательный процесс в системе общего, профессионального и дополнительного образования, а также развивает проектировочные умения и навыки будущего учителя.
Важно отметить, что самостоятельной исследовательской деятельности магистранта предшествует теоретическое обучение в обеих научных сферах. Педагогические исследовательские и проектировочные знания, умения и навыки студенты осваивают в ходе изучения дисциплин обязательной части учебного плана: «Методология и методы психолого-педагогичесаого исследова-жия», «Теоретичесаие осжовы педагогичесаого проеатироважия», «Проеатироважие образовательжых программ», «Проеатироважие вжеурочжой деятельжости обучающихся». С современными линг-§ вистическими теориями и методами исследования магистранты
о
§ знакомятся при изучении дисциплин части учебного плана, форми-^ руемой участниками образовательных отношений: «Методы лижг-
вистического исследования», «Современные научные парадигмы в лингвистике», «Актуальные проблемы лингводидактики». | 4 Обсуждение (Discussion)
_ В процессе научно-исследовательской деятельности и под-
hq готовки выпускной квалификационной работы комплексного харак-
тера происходит развитие всех групп компетенций, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте выс-
»
г s о S
шего образования. При этом в фокусе внимания находится профес- О
«
§ д
s с
с §
р т
а ц
§ § «
№ §
сиональная компетенция, сформулированная следующим образом: способен осуществлять фундаментальное и (или) прикладное исследование в сфере образования и науки. Иными словами, выполняя предложенный нами тип выпускной квалификационной работы, студент изучает методологию научно-исследовательской
деятельности, умеет применять эмпирические и теоретические §
Kl
s
методы исследования и получает опыт реализации научного ис- K следования как в области лингвистики, так и в сфере педагогиче- |
а
ской деятельности. §
ж
Подобный характер магистерской диссертации, по нашему |
р
о
мнению, является признаком магистратуры исследовательского §§ типа. Именно исследовательская направленность педагогической магистратуры является действенным фактором подготовки будущего учителя, ориентированного на постоянный творческий профессиональный поиск, способного к адаптации к меняющимся условиям образовательного процесса и к модификации целей и задач образования, а также готового к руководству креативной деятельностью обучающихся. §
о
5 Заключение (Conclusion) ч
Проведенное нами исследование, опирающееся на обобщение многолетнего опыта работы в качестве научных руководителей магистерских диссертаций, подтвердило тезис о том, что
л о
о
s о
ж §
о* ж
о K
ж о
д
г о
т о
s
s
il У
р ж
комплексная выпускная квалификационная работа по направле- жо
нию подготовки «Педагогическое образование», профиль «Языковое образование (английский язык)» должна обеспечить
§
научно-исследовательскую деятельность будущего учителя одновременно в двух областях — лингвистике и лингводидактике.
Такой синтез собственно лингвистических и лингводи-дактических аспектов изучаемой проблемы, использование методов исследования из различных областей гуманитарного знания, перенос результатов лингвистического исследования в практическую плоскость их применения в образовательном процессе приводят к совершенствованию научно-исследовательских умений и навыков магистрантов как в лингвистической сфере, так и в образовательной деятельности.
Библиографический список
1. Афанасьева О. Ю., Смирнова М. В., Федотова М. Г. Методика педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности магистранта // Россия сегодня: глобальные вызовы и национальные интересы : материалы 36-й международной научно-практической конференции, 25 марта -12 апреля 2019 года, г. Челябинск. Москва : Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2019. С. 15-19.
2. Антонова Н. Л. Магистратура как институциональное образование: социологическое образование в России и Индии // Социодинамика. 2020. N° 4. С. 35-42. Б01 10.25136/2409-7144.2020.4.31106.
3. Гурская С. П. Особенности обучения в магистратуре в учреждениях высшего образования // Кооперативное образование XXI века: традиции и инновации : сборник научных статей международной научно-методической ин-
§ тернет-конференции, посвященной 55-летию университета, 24 апреля 2019 5 года / под науч. ред. Е. П. Багрянцевой. Гомель : Белорусский торгово-эконо-§ мический университет потребительской кооперации, 2019. С. 77-81. ^ 4. Хлебович Д. И. Образовательные программы магистратуры: ключе-
вые вопросы развития // Известия Байкальского государственного универси-<3 тета. 2020. № 4. С. 532-540. Б01 10.17150/2500-2759.2020.30(4).532-540.
5. Богданова С. Ю., Шукурова Д. С. Реализация педагогического эксперимента в рамках магистерской диссертации по профилю «Языковое образова-| ние» // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022. № 8. С. 169-177. ^ 6. Стойкович Г. В., Стойкович Л. Ю. Актуальные вопросы обучения
Ю студентов-магистрантов направления «Лингвистика» методам научного ис-^ следования // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 278-283.
DOI 10.24411/2309-4370-2020-11311.
7. Дворяткина С. Н., Дякина А. А., Щербатых С. В. Научно-исследовательская работа магистрантов в условиях цифровизированного диалога культур // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 108-125. DOI 10.32744Zpse.2022.3J.
8. Сафина Г. Г., Закирова В. Г. Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11 (113). С. 113-119. DOI 10.23670ZIRJ.2021.113.11.095. ^
9. Колодезникова С. И., Глухарева М. Р. Из опыта организации § научно-исследовательской работы магистрантов // Перспективы науки. 2019. § № 4 (115). С. 216-218. ^
10. Соколов М. В., Жданова Н. С. Магистерская диссертация
как звено
непрерывного профессионального образования человека // Архитектура. § Строительство. Образование. 2022. № 1 (18). С. 40-48. а
Ye. Yu. Nikitina1, O. Yu. Afanasjeva
South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
Head of the Department of English Philology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
FOREIGN LANGUAGE TEACHER Abstract
Introduction. In the system of training a future foreign language teacher special attention is paid to the graduation qualification paper in the form of a master's thesis, which allows one to
2 ^
2 o
-s
&
s
'ORCID No. 0000-0001-9550-4700 o
Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, ^
Professor at the Department of Russian Language, §
Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, 0
§
E-mail: [email protected] S
SS
2ORCID No. 0000-0001-9289-1573 g
n
Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, l
a
s
E-mail: [email protected] o
^
MASTER'S THESIS AS AN IMPORTANT COMPONENT >
r
OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE 3
r n
H
a n
a
e
ee
a
c e
r
assess the level of development of the entire complex of universal, general professional and special professional competencies. This article is devoted to the study of the type of a master's thesis, which combines linguistic and pedagogical aspects with research activities both in the field of linguistics and education.
Materials and Methods. The main research methods used in this article are the analysis and generalization of theoretical psychological and pedagogical literature on the problems of organizing masters' training and the development of research and design competencies of undergraduate students. In addition, pedagogical reflection and analysis of the authors' pedagogical experience as teachers of higher school and managers of training programs for masters of education are used. The research materials are presented by federal regulations relating to the field of education; local normative documents of the university; texts of graduation qualification papers on the masters' program "Language education (English)".
Results. It was revealed that in terms of professional training of a future foreign language teacher the most promising type of master's thesis is the one, combining two aspects:
- relevant linguistic research, which is of interest from the point of view of studying linguistic phenomena (lexical, gram-
^ matical, stylistic, linguoculturological) in the educational process at school, institutions of additional education or at a university; ° - development of an appropriate methodological system
aimed at mastering these linguistic phenomena in the process of
=s learning a foreign language.
^ Discussion. In the process of research activities for the pre-
paration of the graduation qualification paper of the combined type, all groups of competencies develop: universal, general professional, professional. At the same time, the emphasis is on the leading professional competence: the ability to carry out fundamental and (or) applied research in the field of education and science. In other words, conducting research both in the field of linguistics and in the sphere of methods of teaching a foreign language ensures the research focus of the master's program.
Conclusion. The optimal professional training, focused on research, within the framework of the master's program "Language Education (English)" is possible if the graduation 3 qualification paper is based on the research process in two scientific fields: linguistics and linguodidactics / methods of teach-
i
ing a foreign language. №
n
№ P
3
Keywords: Master's thesis; Master's thesis of a research type; Masters' training program; Professional training of a foreign language teacher; Higher school; Research activity. Ss Highlights: |
The most effective graduation qualification paper in the |
S
master's program of training a future foreign language teacher g' is the combined type of master's thesis, covering linguistic and methodological aspects;
In the process of preparing a master's thesis, the much-
needed professional competence of a future teacher, consisting
. . . . | in the ability to carry out fundamental and (or) applied research J
in the field of education and science, is developed;
This competence ensures the mastery of scientific knowledge and research skills in the areas equally important for the
|
№
s 1'
I
№
№ |
c №
future teacher: a foreign language and foreign language teaching.
a
t S
s £
O
a .g
£
£
References
1. Afanas'yeva O.Yu., Smirnova M.V., Fedotova M.G. (2019), Metodika pe-dagogicheskogo soprovozhdeniya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti ma-gistranta [Methodology of pedagogical support of research activities of a master student], Materialy 36-oy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Rossiya segodnya: global'nyye vyzovy i natsional'nyye interesy ", 25 marta - 12 aprelya 2019 goda, Chelyabinsk [Proceedings of the 36th International Scientific and Practical Conference "Russia Today: Global Challenges and National Interests"], Obrazovatel'noye uchrezhdeniye profsoyuzov vysshego obrazovaniya "Akademiya truda i sotsial'nykh otnosheniy", Moscow, March 25 - April 12, 2019, Chelyabinsk, pp. 15-19. (In Russian).
2. Antonova N. L. (2020), Magistratura kak institutsional'noye obrazovaniye: sotsiologicheskoye obrazovaniye v Rossii i Indii [Magistracy as an institutional education: sociological education in Russia and India], Sotsiodinamika, 4, 35-42. DOI 10.25136/2409-7144.2020.4.31106. (In Russian).
3. Gurskaya S.P. & Scientific Edr. Bagryantseva Ye.P. (2019), Oso-bennosti obucheniya v magistrature v uchrezhde-niyakh vysshego obra-zovaniya [Peculiarities of teaching in the magistracy in institutions of higher education], Sbornik nauchnykh statey mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy internet-konferentsii, posvyashchennoy 55-letiyu universiteta "Kooperativnoye obrazovaniye XXI veka: traditsii i innovatsii ", 24 aprelya 2019 goda [Collection of scientific articles of the international scientific and methodological Internet conference dedicated to the 55th anniversary of the university "Cooperative education of the XXI century: traditions and innovations"], Belorusskiy torgovo-ekonomicheskiy universitet po-trebitel'skoy kooperatsii, Gomel', 24th April 2019, pp. 77-81. (In Russian).
4. Khlebovich D.I. (2020), Obrazovatel'nyye programmy magistra-tury: klyu-chevyye voprosy razvitiya [Educational Master's Programs: Key Issues of Development. Bulletin of the Baikal State University], Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 4, 532-540. DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(4).532-540. (In Russian).
5. Bogdanova S.Yu. & Shukurova D.S. (2022), Realizatsiya peda-gogicheskogo eksperimenta v ramkakh magisterskoy dissertatsii po profilyu "Yazykovoye obrazovaniye " [Implementation of a pedagogical experiment within the framework of a master's thesis on the profile "Language education"], Pedagogicheskiy eksperiment: podkhody i problemy, 8, 169-177. (In Russian).
6. Stoykovich G.V. & Stoykovich L.Yu. (2020), Aktual'nyye vo-prosy obuche-niya studentov-magistrantov napravleniya "Lingvistika" metodam nauchnogo issledovaniya [Topical issues of teaching undergraduate students of the direction "Linguistics" methods of scientific research ], Samarskiy nauchnyy vestnik, 9, 1 (30), 278-283. DOI 10.24411/23094370-2020-11311. (In Russian).
7. Dvoryatkina S.N., Dyakina A.A. & Shcherbatykh S.V. (2022), Nauchno-issledovatel'skaya rabota magistrantov v usloviyakh tsifroviziro-vannogo dialoga kul'tur [Research work of undergraduates in a digitalized ^ dialogue of cultures], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 3 (57), 108-125. t DOI 10.32744/pse.2022.3.7. (In Russian). |
8. Safina G.G. & Zakirova V.G. (2021), Razvitiye motivatsionno- e tsennostnogo otnosheniya magistrantov k samostoyatel'noy issledovatel'- s skoy deyatel'nosti [Development of the motivational and value attitude of s undergraduates to independent research activity], Mezhdunarodnyy I nauchno-issledovatel'skiy zhurnal, 11 (113), 113-119. DOI p 10.23670/IRJ.2021.113.11.095. (In Russian). a
9. Kolodeznikova S.I. & Glukhareva M.R. (2019), Iz opyta organi- t zatsii nauchno-issledovatel'skoy raboty magistrantov [From the experience | of organizing the research work of undergraduates], Perspektivy nauki, 4 o (115), 216-218. (In Russian). n
10. Sokolov M.V. & Zhdanova N.S. (2022), Magisterskaya disser- ° tatsiya kak zveno nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya cheloveka [Master's thesis as a link in continuous professional education of a person], p
0
Arkhitektura. Stroitel'stvo. Obrazovaniye, 1 (18), 40-48. (In Russian). e
1 o
n a
Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 29.03.2023; принята к публикации 13.04.2023.
a
The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing gg 29.03.2023; accepted for publication 13.04.2023. ^
it e
r
1'
L
a
n
a
e
ee a
c e
r