ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
23.
Black's Law Online Dictionary. URL: https://alegaldictionary.com (in English).
24.
Oxford
Advanced
Learner's
Dictionary.
URL:
https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english (in English).
25.
Legal Definitions Dictionary. URL: https://www.lawinsider.com/dictionary
(in English).
26.
Soboleva, A.K. (2015). Legal Terminology from the Rhetorical Perspective:
Legal Genres Approach. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki [Law. Journal of the Higher
School of Economics], 3, 168-180 (in Russian).
27.
Webster Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary
(in English).
ЛИНГВОДИДАКТИКА (LINGUISTIC DIDACTICS)
УДК 37.022
ББК 74.484
DOI: 10.24412/2658-5138-2022-7-99-106
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СОЗДАНИЮ
КОМПОНЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Левицкая Анна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры русского
и латинского языков, Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского, [email protected]
Статья посвящена описанию постановочного педагогического эксперимента,
призванного создать компоненты дистанционной поддержки обучения иностранных
студентов-медиков русскому языку как иностранному в разделах грамматики научного
стиля речи. Пробное обучение включало в себя два этапа: констатирующий
и формирующий. На констатирующем проведена первичная диагностическая проверка
уровня сформированности лексико-грамматических навыков, а также анкетирование
студентов на тему дистанционного обучения и дистанционных образовательных
технологий, которые они фрагментарно использовали в предыдущем семестре.
Анкетирование помогло определить образовательные веб-сервисы, с помощью которых
впоследствии осуществлялась дистанционная поддержка самостоятельной внеаудиторной
работы студентов. На формирующем этапе использованы различные образовательные
99
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)
ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
веб-ресурсы (GoogleClassroom, H5P, Quizizz, Barabook), применение которых было
направлено на автоматизацию определенных лексико-грамматических навыков. Важным
этапом стало создание системы компонентов дистанционной поддержки самостоятельной
внеаудиторной работы студентов. Необходимо было определить содержание обучения,
тип упражнений и веб-сервис/мобильное приложение, которые будут применяться для
отработки того или иного лексического или грамматического навыка.
В результате предложены эффективные методические приемы повышения
мотивации обучения и, как результат, повышен уровень сформированности лексикограмматических навыков, предусмотренных программой курса «Иностранный язык
(русский язык как иностранный)».
Ключевые слова: русский язык как иностранный, педагогический эксперимент,
дистанционные технологии, самостоятельная работа.
PEDAGOGICAL EXPERIMENT IN CREATION
OF DISTANCE LEARNING SUPPORT COMPONENTS FOR TEACHING
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO INTERNATIONAL
MEDICAL STUDENTS
Anna D. Levitskaya, ORCID ID: 0000-0002-5713-9981, Saratov State Medical
University named after V.I. Razumovsky, 112, str. Bolshaya Kazachya, Russia,
The article describes a staged pedagogical experiment aimed at creating components
of distance learning support for international medical students studying Russian as a foreign
language in sections of academic style grammar. The pilot teaching included two stages:
ascertaining and formative. At the ascertaining stage, there was conducted a primary diagnostic
check of lexical-grammatical skills formation level as well as a survey of students on the subject
of distance learning and distance learning technologies, which they used fragmentarily during
the previous semester. The survey helped to identify educational web services that were
subsequently used to support students' independent extracurricular work in the distance-learning
format. At the formative stage, various educational web resources (Google Classroom, H5P,
Quizizz, Barabook) were used to drill up to automating of certain lexical-grammatical skills.
An important step was to create a system of components of remote support for students'
independent extracurricular work. It was necessary to determine learning content, exercises
types, and web services/mobile applications to be used for training a particular lexical
or grammatical skill.
As a result, effective methodological techniques to increase learning motivation are
introduced which consequently led to an increase of level of formation of lexical and
grammatical skills required by the "Foreign language (Russian as a foreign language)" course
syllabus.
100
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)
ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
Keywords: Russian as a foreign language, pedagogical experiment, distance technologies,
independent work.
Процесс обучения русскому языку иностранных студентов
медицинских вузов имеет прагматическую направленность: язык изучается,
прежде всего, как средство учебно-познавательной деятельности. Основная
цель обучения языку специальности в медицинском вузе состоит в том,
чтобы обеспечить участие студентов в учебном процессе вуза. В связи
с этим уже на втором курсе иностранные студенты, обучающиеся на языкепосреднике (английском) начинают изучать элементарные конструкции
русского научного стиля речи [2]. По окончании второго курса студенты
должны знать основные конструкции и базовую лексику научного
медицинского дискурса в рамках изученных тем: классификация предмета
с помощью конструкций что делится на что, в чём различают что;
структура предмета с помощью конструкций что состоит из чего, что
образует что; количественный и качественный состав предмета
посредством конструкций что входит в состав чего, что содержит что,
что составляет сколько процентов чего; функции предмета посредством
конструкций что выполняет какую функцию, что обеспечивает что.
На начальном этапе язык специальности изучается на простых
адаптированных учебных текстах медицинской тематики, что позволяет
постепенно
формировать
навыки
конструирования
элементарных
предложений, типичных для научного стиля русского языка. При изучении
грамматики необходимо минимизировать материал, учитывая принципы
коммуникативной ценности, изучать грамматические явления, как наиболее
частотные в сфере медицинского общения, так и те, без знания которых
не могут быть сконструированы элементарные предложения и поняты
медицинские тексты.
К базовым грамматическим категориям научного медицинского
дискурса, используемым на начальном этапе профессионально
ориентированного обучения, можно отнести род и число существительных
и прилагательных; падежную систему существительных и прилагательных
(родительный падеж самый частотный!); глагольную систему: настоящее
время глагола, несовершенный вид глагола, страдательный залог; синтаксис:
согласование подлежащего и сказуемого
101
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)
ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
При работе с лексикой акцент делается на изучение общенаучной
лексики и медицинской терминологии по следующим темам: «Строение
организма»,
«Скелет
человека»,
«Сердечно-сосудистая
система»,
«Заболевания сердечно-сосудистой системы», «Дыхательная система»,
«Заболевания дыхательной системы». Кроме тематического критерия при
отборе лексики учитывается критерий частотности и функциональности
лексических единиц. Актуальной остается выработка наиболее эффективных
методов и приемов подачи материала научного стиля речи студентам,
обучающимся на языке-посреднике (английском). Для ответа на вопрос,
какие технологии могут позволить в короткое время повысить качество
обучения [1], разработана серия экспериментов, в ходе которых изучались
ресурсы разнообразных онлайн приложений, которые возможно
использовать в ходе организации учебных занятий и самостоятельной
дистанционной работы по предмету. По результатам исследования
выработаны методические рекомендации по введению интерактивных
компьютерных технологий в процесс преподавания русского языка как
иностранного в медицинском вузе.
Педагогический эксперимент: содержание и результаты
Эксперимент продолжался в течение трех месяцев в процессе изучения
тем по рабочей программе дисциплины «Иностранный язык (русский язык
как иностранный)». После изучения подтемы раздела научного стиля речи
«Строение организма» проведено первичное диагностическое исследование
сформированности уровня лексико-грамматических навыков, которое
включало контрольную работу с трансформационными упражнениями
на употребление падежных форм, конструирование предложений,
использование
синонимичных
конструкций,
а
также
условнокоммуникативное упражнение на создание текста по предложенной схеме.
Оценивание результатов показало, что максимальный балл «5» получил
1 студент (11% от всей группы); оценку «4» – 3 студента (33,5%), оценку «3»
– 5 (55,5%) и оценку «2» не получил никто. Таким образом, уровень
сформированности лексико-грамматических навыков был оценен как
низкий. После анализа работ стало очевидно, что студентам данной группы
необходим корректировочный лексико-грамматический курс, включающий
повторение основных правил грамматики русского языка и отработку
изучаемых лексических единиц. Учитывая небольшое количество
102
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)
ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
аудиторных часов, выделенных на изучение дисциплины, было принято
решение разработать дистанционный курс для самостоятельной
внеаудиторной работы студентов.
Вторым этапом исследования стало проведение анкетирования, целью
которого было узнать мнение студентов о дистанционном обучении,
проходившем в период с марта по июнь 2020 года. Результаты
анкетирования показали, что студенты имеют небольшой опыт
дистанционного обучения: лишь 30% учились дистанционно до марта 2020 г.
Отметим, что в исследованиях с российскими студентами были отмечены
сходные результаты [4]. Только половина студентов имеют ноутбуки, другая
половина студентов могут использовать для обучения мобильные телефоны.
90% студентов сказали, что любят использовать современные цифровые
технологии в своей учёбе. Самыми популярными образовательными
платформами среди опрашиваемых оказались Google Classroom и Quizizz.
Данные платформы студенты хотели бы использовать в качестве
дистанционной поддержки очного обучения. Наконец, самыми полезными
веб-сервисами были признаны Video conferencing tools, Learning management
systems, Quizzing tools.
Анализ результатов анкетирования помог определиться с набором вебсервисов, которые будут использоваться для создания компонентов
дистанционной поддержки обучения студентов. Выбор инструментов
зависел от нескольких факторов: 1) интуитивно простой и понятный
интерфейс; 2) невысокие системные требования к электронным устройствам,
так как многие студенты не имеют компьютеров и вынуждены использовать
для обучения смартфоны; 3) современный привлекательный дизайн;
4) возможность применения элементов геймификации; 5) возможность
интеграции с GoogleClassroom, которая была выбрана в качестве системы
управления обучением. Отметим, что исследования [Prokofyeva 2020]
подтверждают валидность наших данных.
Следующий этап эмпирического исследования заключался в создании
компонентов системы дистанционной поддержки самостоятельной
внеаудиторной работы студентов. Необходимо было определить содержание
обучения, тип упражнений и веб-сервис/мобильное приложение, которые
будут применяться для отработки того или иного лексического или
грамматического навыка.
103
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)
ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
Был
выбран
веб-сервис
Barabook
(отечественный
аналог
образовательного ресурса Quizlet), имеющий мобильное приложение.
Barabook. Данный ресурс имеет три вида заданий:классические карточки:
на одной стороне слово на английском языке, на другой стороне перевод
на русский язык;упражнения: задание на соотнесение английского слова
и его русского аналога, задание на множественный выбор, задание
на отработку
написания
слова,
задание
на
конструирование
предложений;игры: головоломка «Найди слово среди букв», командная
онлайн-игра.
Многообразие заданий, наличие игрового компонента, несомненно,
способствует более быстрому и эффективному запоминанию слов,
а имеющееся мобильное приложение позволяет обеспечить непрерывность
обучения, то есть студенты могут тренировать лексику в любое удобное для
них время и в любом месте.
Формирующий этап пробного обучения проходил в течение 3 недель во
время изучения темы «Скелет человека». Каждую неделю студенты
выполняли небольшие самостоятельные работы в начале урока, целью
которых была самопроверка и самооценка достигнутого прогресса. После
анализа ошибок самостоятельных работ преподаватель выбирал самые
частотные ошибки и на следующем уроке предлагал студентам задание
на поиск и исправление грамматических ошибок с последующим
их анализом.
Важным аспектом работы, кроме грамматики, была лексическая работа.
После начала эксперимента было замечено, что часть студентов
не использует приложение Barabook для работы с лексикой. Как известно,
студентам медицинского университета приходится запоминать много
информации по основным предметам курса, поэтому на русский язык часто
не остается сил и времени. Для вовлечения студентов в процесс обучения
была использована игровая технология. Мобильное приложение Barabook
предлагает пользователям поучаствовать в командной онлайн-игре.
Проведение онлайн игр на занятии вызвало живой интерес студентов.
Студентам понравился игровой формат обучения, и они с большим
энтузиазмом отнеслись к возможности тренировать лексические навыки
в игровой форме.
104
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)
ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
По окончании эксперимента было проведено итоговое исследование
сформированности лексико-грамматических навыков, которое показало
существенное повышение уровня (см.Рис.1).
Рис. 1. Динамика сформированностилексико-грамматических навыков
у студентов контрольной группы
Заключение
Анализируя динамику сформированности лексико-грамматических
навыков, важно говорить не только о количественном аспекте,
но и проследить за динамикой каждого конкретного студента. В ходе
обсуждения результатов вводного тестирования выяснилось, что студенты
не очень удовлетворены своими результатами и хотели бы их улучшить при
выполнении
следующей
контрольной
работы.
Перед
началом
формирующего этапа пробного обучения преподавателем совместно
со студентами были сформулированы цели корректировочного лексикограмматического курса: путем выполнения комплекса дополнительных
тренировочных упражнений добиться автоматизации и определенной
степени устойчивости навыка употребления именительного, винительного
и родительного падежей, согласования подлежащего и сказуемого.
Сопоставление результатов эксперимента показало, что 50% группы
смогли значительно улучшить свои учебные результаты, чтосвидетельствует
об эффективности использования компонентов дистанционной поддержки
обучения русскому языку иностранныхстудентов-медиков. Внедрение
и использование новых современных технологий обучения, например,
цифровых в сочетании с современными педагогическими методиками,
105
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)
ISSN 2658-5138
Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 2 (7)
должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Цифровые
технологии позволяют молодым людям стать более активными участниками
образовательного процесса, а педагогам создавать новые подходы, методы
и модели обучения [3].
Список литературы
1. Аникушина Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы
обучения: метод. пособие. Томск: В-Спектр, 2010.
2. Беляева А.Ю. Основы научного стиля речи для иностранных студентов-медиков
II-IV курсов. English media: учеб. пособие. Саратов: Издательство Саратовского
медицинского университета, 2007.
3. Канатова С.Ш., Иванова И.А. Модель интеграции очных и дистанционных форм
обучения иностранному языку // Вестник Челябинского государственного
педагогического университета. 2009. № 10-2. С. 91-102.
4. Prokofyeva L.P., Vyushkina E.G., Khizhnyak S.P., Isaeva N.A. A survey of students'
readiness to distance learning during the pandemic lockdown: the materials of the 15th
International Technology, Education and Development Conference (08–09 March, 2021,
Valencia). Valencia: IATED, 2021. P. 1261-1265.
References
1. Anikushina, E.A. et al. (2010). Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii i aktivnye
metody obucheniya: metod. posobie [Innovative educational technologies and active methods of
teaching: teaching manual]. Tomsk: V-Spektr (in Russian).
2. Belyaeva, A.U. (2007). Osnovy nauchnogo stilya rechi dlya inostrannykh studentovmedikov II-IV kursov. English media [The foundations of academic speaking style of foreign
medical second-forth year students. English media]. Saratov: Izdatel’stvo Saratovskogo
meditsinskogo universiteta (in Russian).
3. Kanatova, S.S., Ivanova, I.A. (2009). Model' integratsii ochnykh i distantsionnykh form
obucheniya inostrannomu yazyku [Integration Model of Classroom Interaction and Distant
Forms of Foreign Language Teaching]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo
pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University], 10-2,
91-102 (in Russian).
4. Prokofyeva, L.P., Vyushkina E.G., Khizhnyak S.P., Isaeva N.A. (2021). A survey of
students' readiness to distance learning during the pandemic lockdown: the materials of the 15th
International Technology, Education and Development Conference (08–09 March, 2021,
Valencia). Valencia: IATED, 1261-1265 (in English).
106
ISSN 2658-5138
Language of Science and Professional Communication. 2022. № 2 (7)