ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6)
ЛИНГВОДИДАКТИКА (LINGUISTIC DIDACTICS)
УДК 81.111:378.147
DOI: 10.24412/2658-5138-2022-6-137-145
ББК 81.2 Англ.-923
ЭЛЕКТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z»
В РАМКАХ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Вьюшкина Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия, [email protected]
Внедрение индивидуальной образовательной траектории в учебный процесс вузов ставит
перед преподавателями новые задачи по модернизации существующих дисциплин и
разработке элективных. ИКТ занимают важное место в организации самостоятельной
работы студентов, причем количество Интернет-ресурсов, доступных для использования, неуклонно растет. Опрос студентов показал, что большинство из них используют ресурсы
сети для развития иноязычных навыков, но, не смотря на высокий уровень цифровой
грамотности, студенты хотели бы иметь дополнительную информацию о существующих
возможностях совершенствования знаний английского языка. В статье анализируются
результаты опроса студентов и предлагается примерное содержание элективной
дисциплины «Английский для поколения Z», направленной на формирование
информационной компетенции студентов в области использования Интернет-ресурсов
для самостоятельных занятий английским языком.
Ключевые слова: элективная дисциплина, ИКТ, потребности студентов, английский
язык как иностранный, самостоятельная работа студентов.
AN ELECTIVE “ENGLISH FOR GENERATION Z”
IN THE FRAMEWORK OF PROFESSIONAL COMMUNICATION DEVELOPMENT
Elena G. Vyushkina, ORCID ID 0000-0002-0004-1262, Saratov State Law Academy, 1, Volskaya Str., Saratov, 410056, Russia, [email protected] Individual learning trajectory implementation into university education makes teachers think of new tasks in upgrading existing courses and creating elective ones. ICT plays an important role 137
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) in arranging students’ self-study, a number of available Internet resources constantly growing.
A students’ survey indicated that most of them did use the Internet for mastering English language skills but, in spite of their high level of digital literacy, the students would like to learn more about online opportunities for improving English language knowledge. The article analyses the students’ survey results and offers a possible content of an elective “English for generation Z” aimed at developing students’ information competence in implementing Internet-resources into self-study of English.
Key words: an elective, ICT, students’ needs, EFL, students’ self-study.
Введение
Последние несколько лет российский вузы активно внедряют
индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) в учебные планы на
всех уровнях (бакалавриат, специалитет, магистратура). «Активное развитие
индивидуальных подходов к обучению через выстраивание индивидуальных
образовательных траекторий» [1: 8] названо в докладе Правительства РФ
Федеральному Собранию одним из основных результатов выполнения
стратегических планов в сфере образования. ИОТ стала важной составной
частью учебного процесса вуза [2], но организация обучения по ИОТ
различается как по охвату обучающихся, так и по количеству предлагаемых
элективных дисциплин (ЭД).
Количество и содержание ЭД становится важным фактором работы
кафедры иностранных языков, так как в последние годы, к сожалению, существенно уменьшается трудоемкость дисциплины «Иностранный
(английский) язык» (АЯ), что, с одной стороны, ведет к сокращению
нагрузки по кафедре, а с другой, к возрастанию значения организации
самостоятельной работы студентов (СРС). Таким образом, необходимо
ответить на вопросы, как организовать продуктивную СРС, какие ЭД, связанные с изучением АЯ, могут быть интересны студентам, и можно ли
совместить решение данных задач.
1. ИКТ в преподавании английского языка
Сегодня для организации СРС широко используются информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ). Появившийся в 80-е годы ХХ века
термин CALL [3] играет важную роль в современной методике преподавания
ИЯ, достаточно быстро пройдя путь от автоматизированного контроля до
автономии обучающихся [4], но сегодня термин CALL практически замещен
термином ИКТ.
138
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) Расширение спектра применения ИКТ в обучении АЯ вообще и для
организации СРС, в частности, подробно отражено в научных публикациях, полный обзор которых сложно уместить в рамках одной статьи, и имеет
смысл привести лишь некоторые примеры. На рубеже веков преобладали
теоретические исследования и разработка методических основ внедрения
компьютера в обучение АЯ [5]. Затем появились отчеты об использовании
готового программного обеспечения, например, изданий компании «Новый
диск» [6] или комплекса Reward [7]. С развитием Web2.0 для организации
СРС начинают применять блоги и форумы [8], а распространение в вузах
обучающей среды Moodle позволило более продуктивно реализовать
СРС [9].
ИКТ используют для индивидуализации обучения и отработки
грамматики АЯ [10], обучения новой лексике [11], увеличения доли СРС [12]
и т.п. Пандемия COVID- 19 сделала использование ИКТ не возможностью, а
необходимостью, и в научной литературе появляются примеры обучения
переводу с использованием облачных сервисов [13] и применения массовых
открытых онлайн курсов (МООКов) для изучения специальной лексики [14].
Сегодняшние студенты принадлежат к цифровому поколению, и они
живут в двух параллельных мирах, а не используют интернет. Поэтому
прежде чем разрабатывать новые способы интенсификации СРС необходимо
изучить и проанализировать что и как используют наши студенты для
развития англоязычных навыков.
2. Методы и материалы
Было
проведено
эмпирическое
исследование
способов
самостоятельного развития англоязычных навыков студентами с
использованием ресурсов сети Интернет. В рамках исследования был
проведен опрос студентов ФГБОУ ВО «СГЮА», охвативший 109 студентов.
Выборка респондентов, с одной стороны, является «удобной» выборкой
[15], так как ссылка на анкету была разослана студентам, обучающимся у
автора. С другой стороны, можно говорить о выборке типичных случаев, так
как большинство респондентов являются студентами первого (46 человек) и
второго (44 человека) курсов, изучающими английский язык как
иностранный в рамках учебного плана. В опросе также приняли участие
13 студентов третьего курса, 4 – четвертого курса, 2 – пятого курса.
Студенты
старших курсов являются слушателями
программы
139
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной
коммуникации» третьего и четвертого года обучения.
Был проведен стандартизированный дистанционный опрос с помощью
GoogleForms, ссылка на который была распространена среди студентов через
социальную сеть ВКонтакте.
В анкету вошли закрытые дихотомические вопросы, закрытые вопросы
множественного выбора с возможностью отметить один ответ, закрытые
вопросы множественного выбора с возможностью отметить несколько
ответов. Анализ ответов позволил выявить наиболее распространённые
способы использования ресурсов сети интернет и разработать рекомендации
для студентов и преподавателей.
3. Результаты
Отвечая на вопрос «Используете ли Вы интернет ресурсы для
самостоятельных занятий английским языком?», 86% студентов ответили
утвердительно, что неудивительно, так как сегодняшние студенты
принадлежат к цифровому поколению и проводят достаточно много времени
онлайн, готовясь к занятиям, просматривая различные видеоматериалы и
публикации в социальных сетях [16].
При ответе на вопрос «Я использую…» студенты могли выбрать
несколько ответов. Вариант «смотрю видео в оригинале» выбрали 60%
респондентов, а «смотрю новости в оригинале» – 10%. Одной из причин
популярности просмотра именно видеоматериалов является тот факт, что для
большая часть современного поколения студентов обладает клиповым
мышлением [17], и восприятие материала, поддержанного видеорядом, существенно упрощает его понимание. Более того, возможность включения
субтитров, даже сгенерированных автоматически, способствует развитию
навыков аудирования и пополнению вокабуляра.
Только 12% студентов читают новости и другие материалы на
английском языке. Четверть опрошенных используют веб-ресурсы для
отработки грамматических правил, и чуть меньше (23%) обращаются к
материалам, специально созданным для развития навыков чтения и/или
понимания со слуха. Почти треть (32%) респондентов прибегают к помощи
образовательных платформ, созданных по принципу дидактических карточек, для изучения и усвоения специальной лексики.
140
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) На вопрос «Я бы хотел(а) больше узнать о ресурсах сети Интернет для
совершенствования знаний, умений и навыков по дисциплине “английский
язык”» 89% опрошенных ответили «да». Такой ответ обусловлен, на наш
взгляд, огромным количеством сайтов, предлагающих научить любого
желающего иностранному языку. С одной стороны, доступность
широкополосного интернета и наличие простых в использовании
конструкторов
веб-страниц
предоставляют
практически
любому
пользователю возможность создавать и выкладывать материалы по
разнообразным темам. С другой стороны, содержание предлагаемых
обучающих материалов различно, и, к сожалению, популярность ресурса
(большое количество просмотров) не всегда гарантирует его высокое
качество. Таким образом, для осуществления осознанного выбора студентам
необходимы консультация и рекомендации преподавателя.
Заключение
Как показал опрос, большинство студентов используют ресурсы сети
Интернет для развития и совершенствования иноязычных навыков, но
существует необходимость в содействии студентам в осуществлении
осознанного выбора учебных материалов в соответствии с их потребностями
и в комбинировании этих ресурсов с требованиями программы, если это
необходимо.
Данную проблему можно решить комплексно: созданием учебного
пособия по использованию ИКТ для изучения английского языка и/или
разработкой ЭД, направленной на формирование универсальной
информационной компетенции студентов в области использования ресурсов
сети Интернет для самообразования. Разделы учебного пособия совпадают с
темами рабочей программы ЭД.
Хорошо известно, что такие организации как Британский Совет и Офис
английского языка Госдепартамента США планомерно ведут работу по
популяризации АЯ, предлагая курсы повышения квалификации для
преподавателей АЯ и разрабатывая материалы для изучающих АЯ. Ведущие
англоязычные СМИ, например, BBC, VOA и другие, так же поддерживают
онлайн ресурсы для обучения АЯ. В рамках первой темы ЭД (первого
раздела пособия) необходимо сделать обзор данных ресурсов, знакомя
141
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) студентов с предлагаемыми полными курсами, а также материалами для
развития и совершенствования различных видов речевой деятельности.
Данный обзор нужно дополнить онлайн-ресурсами, подготовленными
языковыми школами, университетами, преподавателями АЯ, но после
тщательного изучения качества предлагаемых материалов.
Следующей темой для изучения могут стать образовательные
платформы, построенные по принципы дидактических карточек ( Anki, Quizlet, memrise и др. ), которые обеспечивают студентов инструментарием
для изучения и усвоения лексики. Наряду с некоторыми отличиями
(использование принципа интервального повторения, например) они
обладают одной важной общей характеристикой – они делают монотонный
процесс изучения и запоминания новой, в том числе и специальной, лексики
проще и интереснее.
Отдельного рассмотрения заслуживают массовые открытые онлайн
курсы (МООКи). Широко известные международные платформы Coursera, edX, FutureLearn и др., наряду с отечественными Stepik, Открытое
образование содержат разнообразные курсы ведущих мировых и российских
университетов. С одной стороны, предлагаются языковые МООКи, разработанные для разных уровней иноязычной компетенции и/или для
обучения отдельным аспектам речевой деятельности. С другой, курсы, связанные с направлением подготовки студентов, которые, при поддержке
преподавателя, могут использоваться как для совершенствования языковых
навыков, так и для получения знаний по базовым дисциплинам.
Необходимо учитывать, что постоянное развитие сети Интернет и
появление новых ресурсов потребует частого обновления учебного пособия, поэтому разработка ЭД кажется более целесообразной, так как внесения
изменений и дополнений не потребует привлечения дополненных средств на
переиздание пособия.
Таким образом, создание ЭД «Английский для поколения Z», направленной на развитие информационной компетенции студентов в
области использования онлайн-ресурсов для развития навыков АЯ, является
необходимым и отвечает потребностям студентов.
142
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) Список литературы
1. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования.
2021. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ GYRyAxoqmjgp Axer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf
2. Никифорова Ю.О., Королева В.А. Индивидуальная образовательная траектория
как обязательный элемент деятельности вуза // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2.
С. 85-88.
3. Higgins J. Computer assisted language learning // Language Teaching. 1983. 16 (2). Р.
102–114.
4. Kern R. Twenty-five years of digital literacies in CALL // Language Learning & Technology. 2021. 25(3). P. 132-150. [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/
10125/73453
5. Климентьев Д.Д. Методические основы автономного компьютерного обучения
взрослых чтению на английском языке (начальный этап): дис. … канд. пед. наук. Курск, 1999.
6. Котвицкая К. Б. Я иду на урок с новым диском // Компьютер в школе. 2000. № 5.
С. 37-38.
7. Полякова Т.Л. Самостоятельная работа студентов с использованием
инновационных методов обучения английскому языку // Вестник Харьковского
национального автомобильно-дорожного университета. 2007. № 36. С. 22-23.
8. Воронова Е.Н. Формы организации самостоятельной работы студентов, изучающих английский язык, с использованием информационно-коммуникационных
технологий // Культура и образование. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2675.
9. Попова С.Н. Организация самостоятельной работы студентов инженерного вуза в
электронной обучающей среде Moodle // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 (47).
С. 140-143.
10. Босова Л.М. ИКТ как средство реализации принципа индивидуализации в
обучении иностранному языку // Ученые записки национального общества прикладной
лингвистики. 2017. № 3 (19). С. 9-13.
11. Чистякова А.Н., Хоцкина О.В. Использование онлайн-платформ для обучения
новой лексике студентов старших курсов // Профессиональное образование в
современном мире. 2020. Т. 10. № 2. С. 3804-3814.
12. Гринченко Н.А. Потенциал Интернет-ресурсов в иноязычном образовании //
Развитие образования. 2020. № 1 (7). С. 8-15.
13. Matveev M., Yershov D. Cloud Services in Teaching Translation in Times of COVID
// INTED 2021 Proceedings. 2021. P. 388-393.
143
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) 14. Gerashchenko A.М. Using MOOCs for EFL/ESP Teaching in a Distance Mode: a Case of a Russian Technological University during Covid-19 Pandemic // INTED 2021 Proceedings.
2021. P. 1810-1814.
15. Saunders M., Lewis P., Thornhill A. Research Methods for Business Students [6th ed.].
Harlow: Pearson Education Ltd., 2012.
16. Galanek J.D., Gierdowski D.C., Brooks D. Ch. ECAR Study of Undergraduate Students and Information Technology. Research report. Louisville, CO: ECAR, 2018.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.educause.edu/ecar/research-publications/ecar-study-of-undergraduate-students-and-information-technology/2018/a-day-in-the-online-life-of-a-student
17. Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен
современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3 (14). С. 66-71.
References
1. Doklad Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii o realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere obrazova-niia [RF Government Report to RF
Federal Assembly on Implementation of Governmental Policy in the Sphere of Eduaction]
(2021). [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgp Axer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (in Russian)
2. Nikiforova, Iu.O., Koroleva, V.A. (2020). Individual'naia obrazovatel'naia traektoriia kak obiazatel'nyi element deiatel'nosti vuza [Individual Educational Trajectory as a Compulsory Element of Universities’ Activity]. Voprosy pedagogiki [Issues of Pedagoy], 8-2, 85-88
(in Russian).
3. Higgins, J. (1983). Computer assisted language learning. Language Teaching, 16 (2), 102–114 (in English).
4. Kern, R. (2021). Twenty-five years of digital literacies in CALL. Language Learning & Technology, 25(3), 132–150 (in English).
5. Klimentev, D.D. (1999). Metodicheskie osnovy avtonomnogo komp'yuternogo obucheniya vzroslykh chteniyu na angliyskom yazyke (nachal'nyy etap) [Methodological basis for autonomous learning of adults reading in English]: dis. …kand. ped. nauk. Kursk (in Russian).
6. Kotvitskaya, K.B. (2000). Ya idu na urok s novym diskom [I take a new disk to my lesson]. Komp'yuter v shkole [A compuer at school], 5, 37-38 (in Russian).
7. Polyakova, T.L. (2007). Samostoyatel'naya rabota studentov s ispol'zovaniem innovatsionnykh metodov obucheniya angliyskomu yazyku [Application of Innovative English-Teaching Methods as a Part of StudentsÌndividual Work]. Vestnik Khar'kovskogo natsional'nogo avtomobil'no-dorozhnogo universiteta [ Bulletin of Kharkov National Road-Transport University], 36, 22-23 (in Russian).
144
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)
ISSN 2658-5138 Язык науки и профессиональная коммуникация. 2022. № 1 (6) 8. Voronova, E.N. (2014). Formy organizatsii samostoyatel'noy raboty studentov, izuchayushchikh angliyskiy yazyk, s ispol'zovaniem informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [Forms of Organization of Independent Work of Students Studying English with the Use of Information and Communication Technologies]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education], 12 [Elektronnyj resurs]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2675 (in Russian).
9. Popova, S.N. (2015). Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studentov inzhenernogo vuza v elektronnoy obuchayushchey srede Moodle [Organization of Independent Learning of Engineering Students in E-Learning Environment Moodle]. Privolzhskiy nauchnyy vestnik
[Volga Academic Bulletin], 7 (47), 140-143 (in Russian).
10. Bosova, L.M. (2017). IKT kak sredstvo realizatsii printsipa individualizatsii v obuchenii inostrannomu yazyku [ICT as Means of Implementing the Principle of Individualization in Teaching a Foreign Language]. Uchenye zapiski natsional'nogo obshchestva
prikladnoy
lingvistiki
[National
Association
of
Applied
Linguistics
Transactions], 3 (19), 9-13 (in Russian).
11. Chistyakova, A.N. Hotskina, O.V. (2020). Ispol'zovanie onlayn-platform dlya obucheniya novoy leksike studentov starshikh kursov [Using Online Platforms for New Lexice Students]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional Education in the Modern World], 10, 2, 3804-3814 (in Russian).
12. Grinchenko, N.A. (2020). Potentsial Internet-resursov v inoyazychnom obrazovanii
[A Potential of Internet Resources in Foreign Language Education]. Razvitie obrazovaniya
[Education Development], 1 (7), 8-15 (in Russian).
13. Matveev, M., Yershov, D. (2021). Cloud Services in Teaching Translation in Times of COVID. INTED 2021 Proceedings, 388-393 (in English).
14. Gerashchenko, A.M. (2021). Using MOOCs for EFL/ESP Teaching in a Distance Mode: a Case of a Russian Technological University during Covid-19 Pandemic. INTED2021
Proceedings, 1810-1814 (in English).
15. Saunders, M., Lewis, P., Thornhill, A. (2012). Research Methods for Business Students [6th ed.]. Harlow: Pearson Education Ltd. (in English).
16. Galanek, J.D., Gierdowski, D.C., Brooks, D. Ch. (2018 ). ECAR Study of Undergraduate Students and Information Technology. Research report. Louisville, CO: ECAR.
URL:
https://www.educause.edu/ecar/research-publications/ecar-study-of-undergraduate-students-and-information-technology/2018/a-day-in-the-online-life-of-a-student 17. Kupchinskaia, M.A., Iudalevich, N.V. (2019). Klipovoe myshlenie kak fenomen sovremennogo obchshestva [Clip thinking as a phenomenon of modern society]. Biznes-obrazovanie v economike znanii [Business-education in Knowledge Economy], 3 (14), 66-71 (in Russian).
145
ISSN 2658-5138 Language of Science and Professional Communication. 2022. № 1 (6)