14. Павлова О.В. Модель формирования профессионально-этической культуры студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 3. С. 287-292.
15. Шимчук Д.В.,Горбунова Е.Н. Применение интерактивных систем управления учебными ресурсами в рамках преподавания иностранных языков студентам неязыковых направлений // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н.Г.Чернышевского. 2020. С. 346-351.
16. Алексеева Д.А. Роль преподавателя в подготовке студентов к участию в конкурсных программах по иностранному языку // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019. Рязань, 2019. Т. 9. С. 97-100.
17. Alexeeva D.A. How to Present Your Master Thesis to an English-Speaking Audience When Your Language Proficiency is A2 // Проблемы оптической физики и биофото-ники. SFM-2019: материалы Международного симпозиума и Международной молодежной научной школы Saratov Fall Meeting 2019. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. С. 99101.
И.М. Хижняк
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 81'1
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Аннотация. В статье рассматриваются способы организации самостоятельной работы студентов как необходимости для формирования высокопрофессионального специалиста. Приводится определение понятия «автономия студента», формулируются педагогические и психологические условия развития студенческой автономии. Акцент делается на необходимости усиления степени самостоятельности обучающихся, даются ссылки на Интернет-ресурсы, которые можно рекомендовать как источники, способствующие повышению мотивации к изучению английского языка и содействующие организации СРС.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, автономия студентов, учебная деятельность, инновационные технологии, подкасты.
WAYS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF STUDENTS, LEARNING THE ENGLISH LANGUAGE
Abstract. The article discusses the ways of organizing independent work of students as a necessity for the formation of a highly professional specialist. The definition of the concept of "student's autonomy" is given, the pedagogical and psychological conditions for the development of student autonomy are formulated. The article emphasizes the need to strengthen the degree of independence of students, provides links to Internet resources that can be recommended as sources to help increase motivation to learn English and promote the organization of independent work of students.
Keywords: independent work of students, students' autonomy, educational activities, innovative technologies, podcasts.
Современное Российское общество выдвигает новые требования к обучению иноязычному общению. Приоритет отдается специалистам, способным самостоятельно решать сложные проблемы, профессионально значимые задачи. Из этого следует, что самостоятельность - это свойство личности, которому, в настоящее время, отдается предпочтение при определении качества подготовки будущего специалиста.
Изучение вопроса, связанного с самостоятельностью студента, велось по разным направлениям: определялось содержание обучения, которое подлежало самостоятельному усвоению, анализировались методы, формы организации самостоятельной работы студентов (СРС), средства обучения, способствующие развитию самостоятельности при овладении иностранным языком. На данном этапе образовательный процесс ориентируется на увеличение количества часов для СРС, развитие новых форм обучения иностранному языку, включая дистанционную, что, несомненно, активизирует СРС. В связи с этим возникла необходимость изучить вопросы, связанные с оптимизацией СРС.
Для исследователей интерес представляет понятие «автономность». Схожесть понятий «автономия» и «самостоятельность» не вызывает сомнений: они предназначены для того, чтобы охарактеризовать активную, ответственную деятельность студентов от момента планирования деятельности до ее реализации, самоконтроля, самооценки и самокоррекции в процессе изучения иностранного языка.
Понятие «автономия» рассматривается исследователями в разных аспектах. Е.В. Стрелкова понимает «автономность» как способность студента осуществлять свою учебную деятельность, управлять ею, осуществлять рефлексию, принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность. Автономия студента может быть определена деятельностными (владение стратегиями и приемами учебной деятельности) и личностными (способность критически мыслить, принимать решения, проявлять гибкость в различных учебных ситуациях) параметрами [1, с. 68-69].
О.В. Путистина рассматривает коммуникативно-когнитивную автономию в процессе изучения иностранного языка через использование интерактивных форм работы [2]. Интерес представляет мнение О.А. Сергеевой, которая считает, что автономия студентов развивается при наличии благоприятных педагогических (создание атмосферы сотрудничества, свободы выбора), психологических (стремление к индивидуальности, готовности к принятию самостоятельного решения) условий [3]. Е.А. Аппак и Г.А. Никитина подчеркивают, что автономная учебная деятельность студентов способствует росту продуктивности образовательного процесса [4].
Выделяются следующие виды автономности:
- автономность личности;
- моральная автономия (студент делает выбор и принимает решение согласно его моральным устоям);
- рациональная автономия (студент действует, исходя из весомых для него причин);
- коммуникативно-когнитивная автономия;
- профессиональная автономия;
- учебная автономия.
О.А. Сергеева отмечает, что понятие «автономия» в отношении студента как будущего специалиста можно рассматривать с трех позиций: студент в качестве учащегося - «автономия учащегося»; студент как будущий профессионал - «профессиональная автономия»; студент как личность -«автономия личности» [3].
В современной педагогической литературе давно поднимается вопрос об усилении степени автономии студентов вузов. Сразу после школы студенты не всегда справляются с учебными задачами и показывают невысокие результаты в первую экзаменационную сессию. Основная причина в том, что они привыкли быть под «патронажем» учителя, а в вузе им приходится принимать самостоятельные решения, планировать свою учебную жизнь, справляться с огромным объемом новой для них информации, анализировать ее, выбирать для себя самое главное. Итак, учебная автономия - это личностная характеристика учащегося, которая является основой профессионального становления студента. В связи с этим в образовательный процесс следует внедрять технологии, имеющие целью развитие автономии обучающихся, являющейся приоритетной задачей в процессе овладения иностранным языком.
Рассмотрим некоторые формы и приемы по формированию учебной автономии:
- преподаватель совместно со студентами планирует учебный процесс: выбирает темы для обсуждения в аудитории и для СРС, материалы, формы и методы контроля, объем заданий и сроки их выполнения;
- студентам предлагаются всевозможные способы изучения материала самостоятельно и независимо (предлагается список учебников и сайтов);
- предоставляются ресурсы Интернета;
- задействуются мобильные устройства студентов;
- формируются учебные стратегии учащихся;
- формируются группы для самообучения (студенты встречаются и общаются на английском языке, выполняют совместно задания);
- периодически коллективно обсуждаются результаты СРС, вносятся коррективы в учебный план группы, студенты привлекаются к постоянной рефлексии.
Самостоятельная работа студентов носит деятельностный характер, поэтому в ее структуре выделяются следующие компоненты:
1) мотивированность учебного задания;
2) четкая постановка задачи;
3) алгоритм выполнения работы;
4) четкое определение преподавателем форм отчетности;
5) определение видов консультационной помощи;
6) критерии оценивания;
7) виды и формы контроля.
Из всего вышесказанного следует, что эффективность СРС возможна только при соблюдении всех требований к планированию заданий для самостоятельной работы. Следует учитывать тот факт, что студенты при выполнении самостоятельной работы отдают предпочтение ресурсам Интернет. В последнее время большую популярность получило использование подкастов для изучения английского языка. Подкаст - это программы, сериалы, блоги, которые можно скачивать из Интернета и слушать в любое удобное время. Преимущества использования подкастов в изучении английского языка заключаются в возможности избавления от акцентов, привыкания к английской разговорной речи, усвоения грамматики и новых сленговых выражений, изучения разговорных сокращений.
Для работы с подкастами от преподавателя требуется составление мини-комплекса заданий и вопросов для проверки понимания прослушанного студентами текста с последующим обсуждением поднимаемых в подкасте проблем.
Для освоения Британской версии английского языка можно рекомендовать следующие подкасты:
- 6 Minute English - диалог между двумя ведущими. На протяжении 6 минут они обсуждают какую-либо социальную проблему. Наполнение под-каста позволяет не только расширить словарный запас, но и научить применять в жизни специфические и сленговые выражения; дискуссия ведется так, что можно услышать самые популярные и полярные мнения на заданную тему;
- Easy Stories in English - способ увеличить словарный запас, слушая интересные истории на протяжении 30 минут. Существуют разные уровни сложности, включая Advanced (носители языка). Диктор адаптирует текст так, чтобы на слух можно было выучить новые слова, грамматику, произношение;
- Learning English News Review - подкасты BBC. Аудио длится 10-15 минут. Данный подкаст представляет собой расширенный сюжет новостей. Диктор озвучивает тезис и начинает вести диалог с гостем в студии. Обсуждается проблема, приводится статистика, высказываются популярные мнения. Подобные подкасты позволяют воспринимать быструю английскую речь, пополнять словарный запас. Указанные подкасты доступны на YouTube, Spotify, официальном сайте.
Приведенные примеры составляют лишь малую часть существующих в сети подкастов для совершенствования навыков владения английским языком. Их можно использовать в учебном процессе для организации самостоятельной работы студентов и повышения мотивации к изучению английского языка.
Список использованной литературы
1. Стрелкова Е.В. Реализация концепции автономии студентов в учебной деятельности как способ повышения продуктивности образовательного процесса // Альманах «Продуктивное образование»: индивидуальные образовательные траектории: Мат-лы
международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. Вып. 8. М.: Экшэн, 2006. С. 68-69.
2. Путистина О.В. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку через использование интерактивных форм работы: дисс...канд. пед.наук. Петрозаводск, 2008. 206 с.
3. Сергеева О.А. Психолого-педагогические условия развития автономной личности в процессе подготовки студентов-психологов: автореф. дисс.канд. психол. наук. Астрахань, 25 с.
4. Аппак Е. А., Никитина Г.А. Автономная учебная деятельность как фактор повышения продуктивности иноязычного образования // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов IX Международной конференции, Саратов, 21-22 февраля 2017 года. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. С. 191-197.
С.А. Шилова, А.А. Крючкова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 378.147
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ
Аннотация. В статье рассматривается использование чат-ботов для обучения иностранному языку. Приведены определение «чат-бота», функциональные возможности ботов, а также описан их лингводидактический потенциал как образовательных инструментов. Также проанализированы наиболее используемые чат-боты для изучения английского языка, выявлены их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: чат-бот, лингводидактика, электронное обучение, гибридное обучение, смешанное обучение.
LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF CHATBOTS
Abstract. The article considers the usage of chatbots in teaching foreign languages. The article provides the definition of the "chatbot", the functional capabilities of chatbots. It also describes the linguodidactic potential of chatbots as educational instruments. The most frequently used chatbots for learning English have also been analyzed, and their advantages and disadvantages have been identified.
Keywords: chatbot, language education, e-learning, hybrid learning, blended learning.
В настоящее время наблюдается тенденция использования чат-ботов на разных ступенях образования в качестве виртуального преподавателя, взаимодействие с которым происходит мгновенно за счет использования чат-ботом шаблонов ответов. Современные технологии при этом позволяют достичь уровня общения, почти не уступающего живому общению с преподавателем. При обилии действующих онлайн-сервисов в сфере электронного обучения, чат-боты обладают монументальным дидактическим потенциалом, поскольку могут сопровождать каждого студента индивидуально, в со-