Научная статья на тему 'ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ'

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

934
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чат-бот / лингводидактика / электронное обучение / гибридное обучение / смешанное обучение / chatbot / language education / e-learning / hybrid learning / blended learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.А. Шилова, А.А. Крючкова

В статье рассматривается использование чат-ботов для обучения иностранному языку. Приведены определение «чат-бота», функциональные возможности ботов, а также описан их лингводидактический потенциал как образовательных инструментов. Также проанализированы наиболее используемые чат-боты для изучения английского языка, выявлены их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.А. Шилова, А.А. Крючкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF CHATBOTS

The article considers the usage of chatbots in teaching foreign languages. The article provides the definition of the “chatbot”, the functional capabilities of chatbots. It also describes the linguodidactic potential of chatbots as educational instruments. The most frequently used chatbots for learning English have also been analyzed, and their advantages and disadvantages have been identified.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ»

международной научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. Вып. 8. М.: Экшэн, 2006. С. 68-69.

2. Путистина О.В. Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку через использование интерактивных форм работы: дисс...канд. пед.наук. Петрозаводск, 2008. 206 с.

3. Сергеева О.А. Психолого-педагогические условия развития автономной личности в процессе подготовки студентов-психологов: автореф. дисс.канд. психол. наук. Астрахань, 25 с.

4. Аппак Е. А., Никитина Г.А. Автономная учебная деятельность как фактор повышения продуктивности иноязычного образования // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов IX Международной конференции, Саратов, 21-22 февраля 2017 года. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. С. 191-197.

С.А. Шилова, А.А. Крючкова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 378.147

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧАТ-БОТОВ

Аннотация. В статье рассматривается использование чат-ботов для обучения иностранному языку. Приведены определение «чат-бота», функциональные возможности ботов, а также описан их лингводидактический потенциал как образовательных инструментов. Также проанализированы наиболее используемые чат-боты для изучения английского языка, выявлены их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: чат-бот, лингводидактика, электронное обучение, гибридное обучение, смешанное обучение.

LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF CHATBOTS

Abstract. The article considers the usage of chatbots in teaching foreign languages. The article provides the definition of the "chatbot", the functional capabilities of chatbots. It also describes the linguodidactic potential of chatbots as educational instruments. The most frequently used chatbots for learning English have also been analyzed, and their advantages and disadvantages have been identified.

Keywords: chatbot, language education, e-learning, hybrid learning, blended learning.

В настоящее время наблюдается тенденция использования чат-ботов на разных ступенях образования в качестве виртуального преподавателя, взаимодействие с которым происходит мгновенно за счет использования чат-ботом шаблонов ответов. Современные технологии при этом позволяют достичь уровня общения, почти не уступающего живому общению с преподавателем. При обилии действующих онлайн-сервисов в сфере электронного обучения, чат-боты обладают монументальным дидактическим потенциалом, поскольку могут сопровождать каждого студента индивидуально, в со-

ответствии с его уровнем и выбранным темпом освоения материала, делая обучение доступным практически для любого человека, имеющего возможность выхода в Интернет.

Одной из областей образования, где чат-боты начинают активно использоваться, является изучение иностранного языка. По сравнению с традиционным программным обеспечением для обучения языку, чат-боты представляют собой гораздо более гибкий и адаптируемый инструмент. Они реагируют по-разному в зависимости от ответа, который дает пользователь, учитывая различные варианты, что позволяет выстроить общение, максимально приближенное к реальным диалогам.

Первый прототип современного чат-бота появился в 1960-е годы, однако термин для программ, имитирующих разговор, был введен Майклом Молдином гораздо позже, в 1994 году. Программный комплекс, имитирующий межличностную коммуникацию с помощью аудиовизуальных средств, называют чат-ботом. Бот автоматически обрабатывает и отвечает пользователю на его запросы в соответствии с заложенным в него алгоритмом [1]. Современные информационные технологии позволяют создавать чат-боты с разнообразными функциональными возможностями: от односложных ответов на вопросы пользователя до формирования релевантных голосовых сообщений и проведения сложных транзакций со сторонними сервисами [2].

Наиболее ценным типом чат-бота, с точки зрения лингводидактики, является гибрид, составленный из таких видов как бот-информатор, тран-закционный бот и бот-ассистент. Сочетание данных типов дает многофункциональный образовательный инструмент, наделенный разнообразным функционалом для решения широкого спектра задач. Бот-гибрид предоставляет возможность автоматической работы со сторонними ресурсами, например: онлайн-словарями, электронными журналами и др. Рассматриваемый тип чат-бота способен отвечать пользователю в нескольких режимах (односложный ответ, многосложный текстовый, «голосовой» ответ) в зависимости от действий пользователя. Также данный гибрид поддерживает текстовые или голосовые запросы пользователя. Стоит отметить, что для выполнения вышеуказанных требований бот-гибрид должен поддерживать технологии распознавания и синтезирования голосовых ответов, ввиду этого создание бота-гибрида требует высокого уровня компьютерной грамотности от преподавателя иностранного языка.

Подобный образовательный инструмент позволяет реализовать концепции адаптивного компьютерного тестирования, индивидуализируя тест в реальном времени без дополнительных вычислительных ресурсов. Несомненным преимуществом чат-ботов являются их кроссплатформенность (поддержка на различных устройствах: смартфоны, планшеты, персональные компьютеры) и низкие требования к используемому устройству. Пользователю достаточно иметь стабильное Интернет соединение и электронное устройство. Также стоит отметить, что диалоговая форма взаимодействия с ботом создает у обучающихся впечатление о боте, как о виртуальном преподавателе, что, безусловно, способствует созданию учебной обстановки.

390

Процесс изучения иностранного язык посредством чат-бота являет из себя интерактивную работу обучающегося с материалами, предоставляемыми ботом в соответствии с заложенным преподавателем алгоритмом [3]. Использование чат-бота экономит время не только учащегося, но и преподавателя, давая первому возможность получить необходимую информацию мгновенно и в любое время суток, а второму эффективнее использовать время на разработку учебных материалов и углубленную работу со студентами.

Зачастую чат-боты используют для формирования лексических навыков обучающегося, поскольку такая образовательная платформа обеспечивает создание банка различных типов заданий (закрытого и открытого типа) для отработки новой лексики. Боты могут «общаться» со студентом с установленным интервалом времени на определенную тему, а также проводить тест знаний в указанный преподавателем период времени, собирать статистику усвоения материала и автоматически оповещать преподавателя о прогрессе обучающихся. Такие чат-боты принято называть лексическими тренажерами. Кроме форматных заданий лексические тренажеры могут поддерживать игровой режим по содержанию учебного методического комплекса [4, с. 289]. Однако такой тип лексических тренажеров сложен в реализации, поскольку для его построения необходимо использовать навыки программирования.

Рассмотрим три наиболее используемых чат-бота для изучения английского языка. Чат-бот «Andy - Английский Чат Робот» используют более 1 млн. обучающихся. «Andy» можно скачать на устройство из онлайн-маркетов бесплатно. «Andy» фокусируется на практике разговорного английского, в связи с чем бот предлагает студенту набор повседневных тем таких как: погода, хобби, работа и т. д. Кроме того, разработчики бота включили также модули для изучения грамматики и новых слов. Виртуальный преподаватель «Andy» предоставляет ежедневные уроки по грамматике с пояснениями и тест на усвоение материала. Если же студенту непонятен смысл слова, он может спросить у «Andy» его определение, на что бот предоставит определение, пример использования слова и вспомогательные аудиовизуальные материалы. «Andy» также использует элементы геймифи-кации в процессе изложения грамматических правил. Стоит отметить, что Andy предоставляет инструменты для самостоятельной отработки произношения слов с помощью аудиосообщений. Из недостатков данного бота стоит отметить ограниченность выбора изучаемых тем, нет возможности составления индивидуального плана обучения [6].

Бот «Вася - виртуальный учитель английского языка» также распространяется через онлайн-маркеты мобильных приложений. Услугами «Васи» пользуются более 100 тыс. пользователей. Создатели «Васи» наделили чат-бот поддержкой технологиями распознавания речи, что позволяет студентам активно разговаривать с ним вживую, тем самым оттачивая навыки говорения. Учебный процесс с «Васей» построен в виде беседы с обучающимся, в которой «Вася» объясняет базовые грамматические правила и вво-

391

дит новые фразы. Кроме того, «Вася» использует интервальную методику Германа Эббингауза для более эффективной работы с лексическим массивом. Несомненным преимуществом данного чат-бота перед Andy является геймифицированный модуль «Стенка», предназначенный для тренировки навыков аудирования у обучающегося. Однако данный виртуальный преподаватель работает со студентами только десять первых уровней бесплатно, далее необходимо приобрести подписку [7].

Чат-бот @english4you_bot реализован на платформе бесплатного мес-сенджера Telegram, который имеет более 500 млн. скачиваний. Для использования необходимо установить вышеуказанный программный продукт и найти его по названию в базе виртуальных помощников с помощью поискового запроса. Бот @english4you_bot предоставляет возможность выбора режима обучения: «слова и идиомы», «английский на слух» и «тест на знание слов, идиом и чисел». Данный бот не обладает техническим функционалом для поддержки живого диалога. Чат-бот @english4you_bot работает в режиме «вопрос-ответ», т. е. обучающийся на сообщение бота выбирает один ответ из предложенных ботом вариантов. Бот не отслеживает динамику усвоения материалов обучающимся. «EnglisMyou» не обладает достаточным массивом образовательного материала, по этой причине его следует использовать исключительно как дополнительный ресурс изучения языка [8].

Сравнительный анализ дидактических возможностей описанных чат-ботов представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ лингводидактических возможностей чат-ботов

№ Критерий Andy - Английский Чат Робот Вася - виртуальный учитель английского языка @english4you_bot

1 Наличие платного контента — + —

2 Поддержка функций лексического тренажера + + +

3 Поддержка функций аудио тренажера + + +

4 Поддержка функций разговорного тренаже- + +

ра

5 Поддержка функций грамматического тренажера + +

6 Автоматическая сборка статистики + +

7 Использование геймификации + + —

8 Тестирование обучающегося + + +

Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым отметить, что использование таких электронных ресурсов, как чат-боты может положительным образом сказаться на повышении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и скорости усвоения нового материала, так как чат-боты являются современным многофункциональным образовательным инструментом, обладающими большим лингводидактическим потенциалом.

Список использованной литературы

1. Матвеева Н. Ю., Золотарюк А. В. Технологии создания и применения чат-ботов // Научные записки молодых исследователей. 2018. №. 1.

2. Параскевов А. В., Каденцева А. А., Мороз С. И. Перспективы и особенности разработки чат-ботов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №. 130.

3. Шилова С.А., Алексеева Д.А. Организация междисциплинарной проектной деятельности студентов неязыковых направлений // Гуманитарные и экономические стратегии общероссийского и регионального развития. Саратов, 2018. С. 31-36.

4. Кващук М. Е., Шилова С. А. Из опыта создания и использования лексического тренажёра "Hangbot" в рамках преподавания иностранного языка в вузе // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. 2018. С. 288292.

5. Аристова А. С. и др. Использование чат-ботов в образовательном процессе // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования. Екатеринбург, 2020. Том 2. №. 2. С. 95-99.

6. Приложение «Andy - Английский Чат Робот». [Электронный ресурс]. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.pyankoff.andy&showAllReviews=true (дата обращения: 06.03.2021).

7. Приложение «Вася — виртуальный учитель английского языка». [Электронный ресурс]. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com. bipolarsolutions.vasya. (дата обращения: 06.03.2021).

8. Telegram bot «English4you». [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/english4you_bot. (дата обращения: 06.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.