Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ADDIE / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барсукова Анна Дмитриевна

Педагогический дизайн - систематизация знаний об эффективной учебной работе в рамках проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов; область научной и практической деятельности, основанной на положениях педагогики, психологии и эргономики, с целью рационализации, эффективизации, модернизации образовательного процесса. Распространенной моделью педагогического дизайна является ADDIE, подразумевающая поэтапное применение новых педагогических технологий. Современный подход к педагогическому дизайну в инженерном образовании сосредоточен на смещении акцентов с традиционной естественно-научной картины мира и техносферы на принципы постнеклассической науки, на синкретичность естественно-научного и технического знания со знанием социально-гуманитарным. Подобный подход к переосмыслению структуры компетенций инженера назван метакомпетентностным. Метакомпетентностность в образовании инженера подразумевает широту, системность и интегративность междисциплинарных знаний. Концепция педагогического дизайна инженерного образования в большинстве случаев касается вопросов гуманитаризации инженерного образования, которая основана на трех типах умений и навыков - целеполагание, рефлексия и творчество. Среди векторов педагогического дизайна в инженерном образовании - развитие информационной и межкультурной компетенций. Инженер должен обладать способностью систематизировать информацию, подвергать ее проверке, критической оценке и анализу, и в дальнейшем использовать ее в инновационном ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUCTIONAL DESIGN IN ENGINEERING EDUCATION: ANALYSIS AND PERSPECTIVE FIELDS

Instructional design is the systematization of knowledge about effective educational efforts in the design, development, evaluation and use of educational materials, the area of scientific and practical activities based on the provisions of pedagogy, psychology and ergonomics, aimed at rationalizing, effectivization, modernization of educational processes. A common model of instructional design is ADDIE, which implies the phased application of new pedagogical technologies. The modern approach to instructional design in engineering education is focused on shifting the emphasis from the traditional natural science picture of the world and the technical sphere to the principles of post-non-classical science, the syncretism of natural science and technical knowledge with social and humanitarian knowledge. A similar approach to rethinking the structure of an engineer’s competencies is called meta-competence. Meta-competence in the education of an engineer implies the breadth, consistency and integration of interdisciplinary knowledge. The concept of instructional design of engineering education in most cases concerns the issues of humanization of engineering education, which is based on three types of skills and abilities - goal-setting, reflection and creativity. Among the vectors of instructional design in engineering education is the development of information and intercultural competencies. An engineer must be able to systematize information, verify it, perform critical evaluation and analysis, and then use it in an innovative way.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Педагогический дизайн в инженерном образовании: анализ и перспективы

Барсукова Анна Дмитриевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальных, психологических и правовых коммуникаций, ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" E-mail: BarsukovaAD@mgsu.ru

Педагогический дизайн - систематизация знаний об эффективной учебной работе в рамках проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов; область научной и практической деятельности, основанной на положениях педагогики, психологии и эргономики, с целью рационализации, эффективизации, модернизации образовательного процесса. Распространенной моделью педагогического дизайна является ADDIE, подразумевающая поэтапное применение новых педагогических технологий. Современный подход к педагогическому дизайну в инженерном образовании сосредоточен на смещении акцентов с традиционной естественно-научной картины мира и техносферы на принципы постнеклассической науки, на синкретичность естественно-научного и технического знания со знанием социально-гуманитарным. Подобный подход к переосмыслению структуры компетенций инженера назван метакомпетентностным. Метакомпетентностность в образовании инженера подразумевает широту, системность и ин-тегративность междисциплинарных знаний. Концепция педагогического дизайна инженерного образования в большинстве случаев касается вопросов гуманитаризации инженерного образования, которая основана на трех типах умений и навыков - целеполагание, рефлексия и творчество. Среди векторов педагогического дизайна в инженерном образовании - развитие информационной и межкультурной компетенций. Инженер должен обладать способностью систематизировать информацию, подвергать ее проверке, критической оценке и анализу, и в дальнейшем использовать ее в инновационном ключе.

Ключевые слова: инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность, педагогический дизайн, ADDIE, гуманитаризация, информационная компетенция.

Педагоги-теоретики, которые стояли у истоков разработки современной категории «инженерный дизайн», исходили из того факта, что информация сама по себе не является обучением. Информация выступает исключительно в качестве основы, наполнения для овладения различными типами знаний, умений и навыков. Соответственно, налицо необходимость особых стратегий и условий для получения информации [8, с. 13]. Усвоенный информационный массив должен трансформироваться в требуемое обучающемуся знание, встроенное в систему полученных ранее знаний, а также выступить основой для развития умения или навыка.

В русскоязычной науке подходы к определению сущности термина «педагогический дизайн» достаточно противоречивы; существуют точки зрения, согласно которым педагогический дизайн определяется как педагогика практической направленности, категория дидактики, способ проектирования учебных материалов, творчество, направленное на организацию коммуникативной образовательной среды и т.п. Отсутствие единой формулировки в русскоязычной науке обусловлено, прежде всего, тем, что само понятие педагогического дизайна введено в научный оборот относительно недавно. Первые предпосылки к разработке теории педагогического дизайна были предприняты в 1980-1990-х гг., когда исследователи начали вводить в научные работы термин «проектирование» применительно в педагогической науке; но, тем не менее, тогда термин «педагогический дизайн» еще не был зафиксирован в монографических и диссертационных исследованиях.

Термин «педагогический дизайн» был употреблен А.Ю. Уваровым в работах 2003 г.; этот факт позволяет теоретикам считать исследователя основоположником данного направления в русскоязычной педагогике. А.Ю. Уваров следующим образом определил педагогический дизайн: систематическое, упорядоченное использование знаний об эффективной учебной работе в рамках проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов [10, с. 3]. Чуть позднее более полную дефиницию представил К.Г. Кречетников: педагогический дизайн понимался им как область научной и практической деятельности, основанных на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, целью которой является разработка учебных материалов, в том числе, на основе информационных технологий, которые

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

приведут к рационализации, эффективизации образовательного процесса, наряду с повышением уровня его комфортности [7].

В западной педагогической науке педагогический дизайн, безусловно, является более проработанной категорией (по мнению некоторых исследователей [2; 4; 11 и др.], оно функционирует в дидактических изысканиях уже с середины ХХ в.). Понятие instructional design западными педагогами интерпретируется как разработка системы способов передачи знаний как целостный процесс анализа потребностей и целей обучения, как целенаправленный процесс построения педагогических систем, педагогический инструмент, применение которого обучение становится более результативным и привлекательным для обучающихся. Категория педагогического дизайна включает в себя ряд подкатегорий: instructional design (разработка учебных материалов), learning design (проектирование учебного процесса), Urning environment design (проектирование учебной среды), learning activities design (разработка способов учебной деятельности) [4, с. 63].

В качестве критериев, которым должен соответствовать педагогический дизайн, как правило, называют критерии, разработанные К.Л. Гу-стафсоном, Р.М. Бранчем [13] и Д.М. Мериллом [14]. В этих двух публикациях представлены и обоснованы характеристики, которыми должна обладать модель педагогического дизайна в любой предметной сфере обучения:

- личностная ориентированность;

- целенаправленность;

- ориентация на реальную профессиональную деятельность;

- результативность;

- эмпирический базис;

- командная работа обучающихся.

В публикациях И.А. Агеевой представлено мнение о неразрывности категории «педагогический дизайн» и информацизации обучения. Моделирование педагогического процесса представляется целесообразным только при включении в обучение информационных технологий, что, в свою очередь, связано с модификацией общественного запроса и общей динамикой общественной жизни. Следовательно, педагогический дизайн - это концепция, которая реализуется в рамках цифрового пространства. В качестве доказательств исследователь приводит распространенные сегодня модели обучения: ADDIE (Analyze, Design, Develop, Implement, and Evaluate), ALD (Agile Learning Design), ASSURE (Analyze Learners, State Standards and Objectives, Select Strategies, Technology, Media, and Materials, Utilize Technology, Media, and Materials, Require Learner Participation, Evaluate and Revise), ICARE (Introduction, Connect, Apply, 5 Reflect and Extend), SAM (Successive Approxima-o tion Model), SMART (Specific, Measurable, Attaina-Й ble, Relevant, Time-bound) [1, c. 15-16]. Наиболее S распространенной и в англоязычной, и в русской ^ дидактике является модель ADDIE, включающая

в свою структуру следующие взаимозависимые фазы:

1) Analysis - анализ возможных целей и задач обучения, выяснение уровня и профиля обучаемых;

2) Design - постановка цели и задач обучения, выбор формата занятий в рамках установленной стратегии обучения;

3) Development - разработка методики и учебных материалов;

4) Implementation - практическая имплемента-ция разработанных учебных материалов;

5) Evaluation - оценка результатов обучения. Этап оценки, несмотря на его указание как конечной фазы модели, актуален на всех этапах ее реализации [12].

По причине своей новизны и относительно слабой эмпирической базы, накопленной в русскоязычной науке, концепция педагогического дизайна связана с рядом проблем как в ее общем понимании и интерпретации, так и в практической реализации. Несмотря на точечный положительный опыт ряда вузов по применению и изучению педагогического дизайна среди обучающихся технических специализаций - инженеров, архитекторов, программистов и проч., систематический подход к применению постулатов педагогического дизайна еще не сформулирован. В качестве причин вышеуказанного отметим отсутствие требований и критериев профессиональной компетентности преподавателя, который способен внедрять данную технологию, и малое количество соответствующих учебно-методических материалов. За рубежом вышеописанные проблемы также не решены в полной мере: ряд исследователей говорит о необходимости «перестройки преподавания и обучения при подготовке инженеров с помощью эффективного учебного дизайна» [15, с.1]. В связи с этим одной из ведущих задач на сегодняшний день является необходимость анализа и формулирования критериев успешного применения педагогического дизайна в подготовке специалистов технических и технологических профилей [4, с. 65]. Тем не менее, некоторые меры для преодоления существующих пробелов уже принимаются: к примеру, вводятся курсы переподготовки педагогов с учетом современной дидактической парадигмы и возможностей педагогического дизайна, в том числе и в коммерческих вузах и на частных курсах.

A. Кирсанов и В. Иванов с соавт. справедливо отметили, что в текущих условиях труд инженера «характеризуется принципиально новыми техническими и технологическими подходами, смещением акцента с трудоемких процессов на наукоемкие» [6, с. 38]. В данной связи вышеотме-ченные авторы говорят о феномене социально-технологической революции, сущность которого заключается в смещении акцентов с традиционной естественно-научной картины мира и техносферы на принципы постнеклассической науки, отличающейся синкретичностью естественно-научного

и технического знания с социально-гуманитарным знанием. Понятие «инженерная деятельность» на сегодняшний день должно быть уточнено; авторы предлагают довольно радикальную формулировку «социально-инженерная деятельность». В качестве аргумента данного тезиса исследователи указывают на то, что к современным инженерам все чаще предъявляются требования к социальной оправданности целевых установок инженерных проектов [6, с. 37]. Формирование личностных качеств инженера, следовательно, неоправданно игнорируется в концепции профессиональной инженерной подготовки. При этом, педагогическому дизайну отводится ключевая роль в трансформации целевых установок инженерного образования: верно сконструированный дизайн обучения может стать «онтологическим фундаментом нравственного обоснования решаемых инженером задач» [6, с. 37].

Подобный подход к переосмыслению структуры компетенций современного инженера можно назвать метакомпетентностным. Имеется в виду, что для системы знаний и умений инженера характерна целостность в понимании профессиональных проблем. Подобная целостность проявляет себя на трех уровнях, которые на сегодняшний день обнаруживают явную асимметрию. Текущие подходы к инженерному образованию сосредоточены, главным образом, на фактологическом и теоретическом уровнях, т.е. на знании и умении ориентироваться в эмпирической базе инженерной специализации профессии; недостаточно проработанным является рефлексивный уровень компетенций инженера, сущность которого заключается в понимании происхождения знаний и умений, владении методологией познания и конструирования, анализе актуальных тенденций инженерной отрасли и ее роли в меняющемся мире. Р.М. Билялов называет данную асимметрию недостатком гуманитаризации инженерного образования [3, с. 81]. К схожему умозаключению приходят М. Зиновкина и Р. Гареев: «традиционное образование в вузе является фактологическим, т.е. предполагает передачу студентам готовых знаний, умений и навыков». Результат подобного устаревшего педагогического дизайна - репродуктивное, а не продуктивное качество образования - «не формирование творцов, а потребителей знаний» [5, с. 98]. В рамках традиционной образовательной парадигмы инженерные задачи «базировались на твердо установленных рубежах», тогда как современное производство требует освоения проблемных областей, находящихся за пределами освоенного: «инженеру, подготовленному к решению лишь типовых задач, делать нечего» [6, с. 37].

А.С. Мещеряков также представляет схожие умозаключения; метакомпетенции он именует «метакачествами», а в их числе указывает, помимо прочих, профессионально-этическую нормативность и социально-профессиональную ответственность [9, с. 274].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что любая отрасль инженерного знания становится в той или иной степени инновационной. Это, тем не менее, не означает, что современный педагогический дизайн инженерного образования радикально отвергает прежние подходы к обретению знаний: они также необходимы для инженера и играет роль естественно-научного, математического и мировоззренческого фундамента приобретаемого образования. Однако современная концепция педагогического дизайна неизбежно требует широты, системности и интегративности знаний, наличия междисциплинарного кругозора. Постулат об инновационности и междисциплинар-ности как релевантных признаков деятельности современного инженера влечет за собой актуализацию творческого владения методами познания и деятельности. Современный педагогический дизайн предусматривает владение как методами классического естествознания, так и способность «многокритериальной постановки инновационных проблем с поиском множества вариантов решения задач» [6, с. 37].

Все вышесказанное нельзя отнести к чисто теоретическим размышлениям о потенциале педагогического дизайна (точнее, «редизайна») инженерного образования. В русскоязычной науке уже накоплен определённый массив эмпирически данных о переформулировании задач высшего профессионального образования в инженерных отраслях. Среди прочих выделим масштабный опрос, проведенный Р.М. Биляловым, об актуальных потребностях выпускников инженерных вузов и степени разрыва между полученными в вузе знаниями и практической имплементацией этих знаний. По данным опроса, более 34% выпускников указали на дефицит гуманитарных знаний как негативный фактор в успешности профессиональной деятельности; данный дефицит включает в себя виду ограниченность экологической, социокультурной, коммуникативной, творческой компетенций [3, с. 84]. Среди вариативных непрофессиональных компетенций инженера, которые будут способствовать адаптации специалиста к многоаспектным ситуациям профессиональной деятельности, исследователь, на основании эксперимента, относит коммуникативные навыки, знание иностранных языков, знания в области экономических наук. Выделяется также навык самообразования, обладая которым профессионал самостоятельно выявит пробелы в знаниях и умениях, и, сформулировав запрос на информацию, извлечет ее из источников и усвоит [3, с. 84].

Вышепредставленные тезисы и предложения по реструктуризации инженерного образования получили свое развитие в ряде исследований. Как правило, концепция педагогического дизайна инженерного образования обобщенно именуется исследователями «гуманизация (или гуманитаризация) инженерного образования» [11, с. 167]. Гуманитаризация инженерного образования базируется на трех типах умений и навыков - целеполага-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ние, рефлексия и творчество, а также на углубленных знаниях из различных областей наук.

Обязанность системы высшего образования -переориентация специалиста согласно новым подходам к обучению с учетом динамики современных технологических отраслей, в которых предстоит работать выпускнику вуза. Соответственно, возникает необходимость применения нового подхода к педагогическому дизайну - требуется «менять цели образования, его содержание, формы, средства и методы обучения, контрольные функции в процессе обучения; ориентироваться на формирование модели выпускника с его новыми ценностями, нормами поведения, новым укладом жизни» [9, с. 270]. Новая парадигма педагогического дизайна инженерного образования -следствие перечисленных выше тенденций и их влияния на формирование нового типа специалиста, который способен адаптироваться к условиям постиндустриального общества.

Среди перспективных векторов педагогического дизайна в инженерном образовании следует отметить развитие информационной компетенции. Безусловно, масштабность и динамика современной инженерной отрасли не позволяет уместить все новые знания в 5-летний курс вузовского обучения [16, с. 477]. Кроме того, даже если бы это и было возможным, уже после выпуска специалист столкнется с текущими изменениями, механизмами и технологиями, которые не были включены в вузовский курс. Это актуализирует выделенную нами информационную компетенцию.

Инженеры все чаще оказываются задействованы в инновационных областях научного знания и производства - междисциплинарность и синкер-тичность современной научно-производственной парадигмы порождает такие области, как аэродинамика газовых потоков, атомная и молекулярная инженерия, инновационные отрасли в электродинамике, космическая аэродинамика, авиационная инженерия, инженерные технологии в урбанистике, экологические технологии, робототехника, медицинские инженерные системы и многие другие. Все это выводит на первый план информационную компетентность, определяемую нами как способностью специалиста находить, интерпретировать, систематизировать, подвергать проверке, критической оценке и анализу полученную информацию с позиции решаемых им задач, и в последующем использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности. Ранее в тексте статьи нами уже был приведен тезис о том, что современный педагогический дизайн выводит знания инженера за пределы познанного - именно это и приходится делать современному инженеру в реальной практике. Информационная компетенция как направление редизайна ин-о женерного образования тесно связана с другими Ы видами компетенций - коммуникативной, речевой й и межкультурной.

~ Педагогический дизайн в инженерном образо-^ вании за рубежом уже достаточно давно фокуси-

рует будущих специалистов на творческом поиске и внедрении инноваций; в качестве примеров приведем концепцию усиленного математического и технического образования STEM (Science Technology Engineering and Maths), обучающую концепцию производственной лаборатории Fablab (fabrication laboratory), модель использования оборудования TechShop. Имеет значение и реструктуризация учебных дисциплин в сторону робототехники, автоматизации технологических процессов, мехатроники, технологий визуализации и предметного погружения [2, с. 56].

Поиск и использование информации для реализации собственных творческих инженерных решений, безусловно, включает в себя расширение территориальных горизонтов в освоении новых областей познания. Кроме того, нужен учет фактора глобализации на корпоративном уровне. Совместные предприятия, поглощения компаний, наднациональные инженерные проекты - все это приводит к необходимости навыка межкультурной коммуникации. Деятельность успешного инженера, как очевидно, характеризуется наличием научных, учебных и профессиональных международных контактов.

Таким образом, новые подходы к педагогическому дизайну в инженерном образовании подразумевают выход на новый качественный уровень подготовки инженеров, сущность которого заключается в наличии высокого уровня интеллектуального развития, не только профессиональной, но и общей культуры; творчество как способность создавать и внедрять технологии нового поколения, осуществление информационного поиска и анализа и коммуникативные умения. Все это требует серьезных изменений в системе подготовки и инженерных кадров, и преподавательского состава. Само по себе понятие педагогического дизайна подразумевает, что инженерная сфера более не является совокупностью завершенных и неизменных знаний. Новый подход к педагогическому дизайну должен исходить из неклассического инженерного знания.

Литература

1. Агеева, И.А. Методика создания электронных учебных материалов / И.А. Агеева. - Владивосток: Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007. - 28 с.

2. Багдасарьян, Н.Г. Парадигма инженерного образования и социогуманитарные смыслы / Н.Г. Багдасарьян, Е.В. Киприянова // Педагогический дизайн практик исследовательского образования и STEM-технологий в современной школе: сб. науч. - метод. материалов / под ред. Е.В. Киприяновой. - Челябинск: Цицеро, 2017. - С. 50-60.

3. Билялов, Р. М. О гуманитаризации инженерного образования / Р.М. Билялов // Педагогиче-

ский журнал Башкортостана. - 2013. - № 3-4 (46-47). - С. 80-84.

4. Воронина, Д.В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития / Д.В. Воронина // Педагогический журнал. -2016. - № 3. - С. 61-68.

5. Зиновкина, М. Креативное инженерное образование / М. Зиновкина, Р. Гареев // Высшее образование в России. - 2000. - № 6. - С. 98.

6. Кирсанов, A. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / A. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гу-рье // Высшее образование в России. - 2008. -№ 6. - С. 37-40.

7. Кречетников, К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий / К.Г. Кречетников // XVI Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: ИТО-Троицк, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu. ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html. - Дата доступа: 22.03.2022.

8. Макаренко, А.А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса / А.А. Макаренко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. - С. 13-16.

9. Мещеряков, А.С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: аспект смены образовательных парадигм (часть 4) / А.С. Мещеряков // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (29). - С. 265-275.

10. Уваров, А.Ю. Педагогический дизайн / А.Ю. Уваров // Информатика. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2003. - № 30. -С.1-32.

11. Уман, А.И. Современные педагогические подходы в инженерном образовании / А.И. Уман, Ю.Н. Борисова // Проблемы современного образования. - 2019. - № 6. - С. 167-175.

12. The ADDIE Model for Instructional Design Explained // AIHR Academy [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.aihr.com/blog/ addie-model/#:~: text=ADDIE%20is%20an%20 acronym%20for, developing%2C%20and%20de-livering%20learning%20content. - Дата доступа: 22.03.2022.

13. Gustafson, K.L. What is instructional design / K.L. Gustafson, R.M. Branch // Trends and issues in instructional design and technology. - 2002. -P. 16-25.

14. Merrill, M.D. Instructional Strategies that Teach / M.D. Merril // CBT Solutions. - 1997. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mdavidmerrill.com/ Papers/InstructionalStrategi-esThatTeach.pdf. - Дата доступа: 22.03.2022.

15. Ng, J. Applying Instructional Design in Engineering Education and Industrial Training: An Integrative

Review / J. Ng // 2019 IEEE International Conference on Engineering, Technology and Education (TALE). - 2019. - Pp. 1-6. 16. Park, K. Instructional Design Models for Blended Learning in Engineering Education / K. Park // International Journal of Engineering Education. -2015. - #31. - Pp. 476-485.

INSTRUCTIONAL DESIGN IN ENGINEERING EDUCATION: ANALYSIS AND PERSPECTIVE FIELDS

Barsukova A.D.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

Instructional design is the systematization of knowledge about effective educational efforts in the design, development, evaluation and use of educational materials, the area of scientific and practical activities based on the provisions of pedagogy, psychology and ergonomics, aimed at rationalizing, effectivization, modernization of educational processes. A common model of instructional design is ADDIE, which implies the phased application of new pedagogical technologies. The modern approach to instructional design in engineering education is focused on shifting the emphasis from the traditional natural science picture of the world and the technical sphere to the principles of post-non-classical science, the syncretism of natural science and technical knowledge with social and humanitarian knowledge. A similar approach to rethinking the structure of an engineer's competencies is called meta-competence. Meta-competence in the education of an engineer implies the breadth, consistency and integration of interdisciplinary knowledge. The concept of instructional design of engineering education in most cases concerns the issues of humanization of engineering education, which is based on three types of skills and abilities - goal-setting, reflection and creativity. Among the vectors of instructional design in engineering education is the development of information and intercultural competencies. An engineer must be able to systematize information, verify it, perform critical evaluation and analysis, and then use it in an innovative way.

Keywords: engineering education, engineering pedagogy, engineering activity, instructional design, addie, humanitarization, information competence.

References

1. Ageeva, I.A. Methods of creating electronic educational materials / I.A. Ageeva. - Vladivostok: Primorsky Institute for Retraining and Advanced Training of Educational Workers, 2007. -28 p.

2. Bagdasaryan, N.G. The paradigm of engineering education and socio-humanitarian meanings / N.G. Bagdasaryan, E.V. Kipri-yanova // Pedagogical design of research education practices and STEM technologies in modern school: coll. scientific method. materials / ed. E.V. Kipriyanova. - Chelyabinsk: Cicero, 2017. - S. 50-60.

3. Bilyalov, R.M. On the humanization of engineering education / R.M. Bilyalov // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2013. -No. 3-4 (46-47). - S. 80-84.

4. Voronina, D.V. Pedagogical design in modern Russia: problems and ways of development / D.V. Voronina // Pedagogical journal. - 2016. - No. 3. - P. 61-68.

5. Zinovkina, M. Creative engineering education / M. Zinovkina, R. Gareev // Higher education in Russia. - 2000. - No. 6. -S. 98.

6. Kirsanov, A. Engineering education, engineering pedagogy, engineering activities / A. Kirsanov, V. Ivanov, V. Kondratiev, L. Gur'e // Higher education in Russia. - 2008. - No. 6. - S. 3740.

7. Krechetnikov, K.G. Pedagogical design and its importance for the development of information educational technologies / K.G. Krechetnikov // XVI International Conference "Application of new technologies in education". - Troitsk: ITO-Troitsk, 2005 [Electronic resource]. - Access mode: http://ito.edu.ru/2005/ Troitsk/2/2-0-9.html. - Access date: 03/22/2022.

8. Makarenko, A.A. Pedagogical design as a means of improving the efficiency of the organization of the educational process / A.A. Makarenko // Bulletin of the Kostroma State University. Se-

es о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

acronym%20for, developing%2C%20and%20delivering%20 learning%20content. - Access date: 03/22/2022.

13. Gustafson, K.L. What is instructional design / K.L. Gustafson, R.M. Branch // Trends and issues in instructional design and technology. - 2002. - P. 16-25.

14. Merrill, M.D. Instructional Strategies that Teach / M.D. Merril // CBT Solutions. - 1997. [Electronic resource]. - Access Mode: http://mdavidmerrill.com/Papers/InstructionalStrategiesThat-Teach.pdf. - Access date: 03/22/2022.

15. Ng, J. Applying Instructional Design in Engineering Education and Industrial Training: An Integrative Review / J. Ng // 2019 IEEE International Conference on Engineering, Technology and Education (TALE). - 2019. - Pp. 1-6.

16. Park, K. Instructional Design Models for Blended Learning in Engineering Education / K. Park // International Journal of Engineering Education. - 2015. - #31. - P.p. 476-485.

o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

CM

CM

CM

CO

z

114

ries: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2017. - No. 4. -P. 13-16.

9. Meshcheryakov, A.S. Competence and modularity as vectors for updating the professional training of engineering specialists: the aspect of changing educational paradigms (part 4) / A.S. Meshcheryakov // Izvestiya VUZov. Volga region. Humanitarian sciences. - 2014. - No. 1 (29). - S. 265-275.

10. Uvarov, A. Yu. Pedagogical design / A. Yu. Uvarov // Informatics. - M .: Publishing House "First of September", 2003. -No. 30. - P. 1-32.

11. Uman, A.I. Modern pedagogical approaches in engineering education / A.I. Uman, Yu.N. Borisova // Problems of modern education. - 2019. - No. 6. - S. 167-175.

12. The ADDIE Model for Instructional Design Explained // AIHR Academy [Electronic resource]. - Access mode: https://www. aihr.com/blog/addie-model/#:~: text=ADDIE%20is%20an%20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.