ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
УДК 371.335(045)
Е. В. Абызова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
В статье анализируются подходы отечественных и зарубежных исследователей к определению понятия «педагогический дизайн».
Представлена характеристика новой научно-практической педагогической отрасли «педагогический дизайн»: выделены предмет и объект исследования, основные категории и функции.
The following article analyses approaches of both Russian and foreign researchers to the definition of pedagogical design.
The paper presents characteristics of such new pedagogical branch as pedagogical design and points out the object, target, basic categories and functions of the educational phenomenon in question.
Ключевые слова: образовательная среда, учебные материалы, средства обучения и воспитания, педагогический дизайн.
Keywords: educational sphere, teaching materials, resources and methods of education, pedagogical design.
В современной научно-теоретической и методической литературе наблюдается увеличение интереса исследователей к проблемам организации эффективного образовательного процесса, его оснащения современными учебными материалами и средствами, т. е. педагогическому дизайну. Расширяющийся поток материалов, многообразие авторских точек зрения вызывают потребность провести анализ и выстроить нашу собственную позицию при рассмотрении сущно-стно-содержательной характеристики понятия и явления «педагогический дизайн».
Целью нашего исследования является определение понятия, функций, объекта и предмета исследования, основных категорий и направлений деятельности новой отрасли педагогической науки - педагогического дизайна.
Понятие «педагогический дизайн» является заимствованным из англоязычной литературы и является переводом понятия "instructional design". Слово "instructional" означает «образовательный», а "design" - «дизайн». В свою очередь, слово «дизайн» имеет многообразие трактовок:
© Абызова Е. В., 2010
1) - рисунок (эскиз, чертеж) модель; 2) план, замысел, стратегия; 3) творческий проект, композиция; 4) внешний вид, исполнение; 5) произведение искусства; 6) проектирование внешнего (эстетического) облика предмета или среды [1]. Таким образом, совокупность сочетаний двух слов, из которых состоит понятие «педагогический дизайн», дает многообразие трактовок:
- целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей (Р. Бриггз, 1977);
- наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению (Р. С. Ричей, 1986);
- использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознавая, что необходимо сделать для решения этих проблем и, затем осуществление этого решения (Г. Ма-кардл, 1991);
- целенаправленный процесс построения педагогических систем (М. В. Моисеева, 2004);
- педагогический инструмент, благодаря которому обучение и учебные материалы становятся более привлекательными, эффективными, результативными (М. Н. Краснянский, 2006);
- систематическое (приведенное в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов (А. Ю. Уваров, 2006);
- системный подход к построению учебного процесса, в основе которого лежит содержание курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способы его представления (Е. В. Тихомирова, 2008).
В рамках нашего исследования анализ определений и понятий дает возможность сделать следующие важные выводы:
1. Педагогический дизайн рассматривается как теория (наука) и как практика.
Педагогический дизайн как теория - это область науки, занимающаяся исследованием эффективности учебных материалов и средств, которые создают благоприятные ситуации, условия и среду обучения.
Педагогический дизайн как практика - это процесс разработки, создания, применения и оценки учебно-воспитательных ситуаций (условий) и средств.
2. Педагогический дизайн, иначе - образовательный, имеет отношение к обучению и воспитанию. Данный вывод является особо значимым, так как в современной научно-теоретической литературе педагогический дизайн рассматривают только применительно к теории и процессу обучения.
Есть ли место педагогическому дизайну в теории воспитания? Скорее, нет. Но есть в воспитательной практике - при проектировании воспитательной среды (пространства), при разработке социально-воспитательной информации.
3. Педагогический дизайн рассматривается в диапазоне от создания образовательный среды (условий) эффективной образовательной работы до процесса проектирования современных учебных материалов, созданных в том числе на основе информационных технологий.
Мы можем объяснить это тем, что в традиционной системе обучения, при ведущей роли учителя (преподавателя), принято говорить о проектировании условий успешной учебной деятельности и педагогический дизайн понимается в широком значении как процесс проектирования среды. В современной системе обучения, при акценте на самостоятельную учебную работу, целесообразно рассматривать педагогический дизайн в узком значении как теорию и практику разработки современных учебных материалов, которые, замещая многие функции учителя (преподавателя), являются инструментом и средством создания образовательной среды (условий). В подтверждение сделанного вывода можно привести слова М. В. Моисеевой: «Сам термин "педагогический дизайн" достаточно интересен (в англоязычной литературе он звучит как "instructional design", т. е. разработка, дизайн инструкций) и что в настоящее время необходимо заменить этот термин на "learning activities' design", что означает "дизайн учебной деятельности учащихся"» [2].
В соответствии с этим цель педагогического дизайна также рассматривается с двух позиций. М. Н. Краснянский, И. М. Радченко [3] определяют цель педагогического дизайна как планирование и создание ситуаций, которые расширяют возможности обучения для отдельных учащихся. А К. Г. Кречетников [4] полагает, что основная цель педагогического дизайна - создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования.
Педагогический дизайн в узком значении изучает особенности построения учебных материалов, но в современной системе образования свое
развитие получают учебно-методические комплексы. Совокупность информации, представленной в учебно-методических комплексах, создает материально-действенное учебно-воспитательное окружение (пространство), что иначе и называют «образовательная среда». Таким образом, получаем систему: образовательная среда состоит из учебно-воспитательных средств, совокупность которых, в свою очередь, образует информационную среду.
Педагогический дизайн является новым направлением теоретического и прикладного знания, который на современном этапе развития педагогической науки создает свои положения, подходы и завоевывает статус научности, потому что становится возможным выделить объект и предмет исследования педагогического дизайна. Объектом изучения педагогического дизайна как части педагогики является процесс образования, а предметом - целенаправленный процесс организации образовательной среды (условий) с помощью образовательных материалов и ресурсов.
Также обоснованным является выделение категорий педагогического дизайна:
1. Образовательная среда. Э. Р. Хакимов [5], ссылаясь на исследования В. А. Ясвина и И. Г. Шен-дрика, дает следующую характеристику образовательной среды: образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее (личности) развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. Важным является уточнение, что внешние условия как содержание среды формируются без участия субъекта (обучаемого), он оказывается погруженным в нее. Ученик (воспитанник, студент) погружен не просто в среду, а в образовательную среду, иначе - информационную, так как «любой субъект образовательной среды постоянно занят какой-то работой с информацией: читает книгу, передает или усваивает информацию, пересказывает другому какие-то сведения, заучивает правила, решает задачи, планирует и т. д.» [6].
2. Образовательный ресурс (от франц. ressour-se - вспомогательное средство) - это различные вспомогательные источники учебно-воспитательной информации.
3. Образовательное средство (иначе - средство обучения и воспитания) - это материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.
4. Учебный материал - совокупность логически выстроенной учебной информации.
Несомненно, разработка современных учебных материалов (информационных ресурсов) -
процесс актуальный, востребованный по многим причинам: процесс организации самостоятельной работы учащихся и студентов формирует потребность обеспечения их необходимыми материалами и пособиями; расширение содержания образования за счет развития научных отраслей (областей), укрепления междисциплинарных связей и на их основе формирование нового знания; акцент на воспитание в образовании диктует новые условия и принципы отбора и оформления учебной (теперь - учебно-воспитательной) информации; усиление внимания к психофизиологическим процессам в учении создает необходимость учета возрастных, социальных, психологических и других правил и принципов передачи информации (коммуникации). Одновременно с этим А. Ю. Уваров подчеркивает, что «в академических кругах, где таких материалов не создают, принято рассуждать о психолого-педагогических основаниях использования учебных материалов. Авторы, которые создают учебные материалы, слишком заняты подготовкой самих материалов и поисками издателей, чтобы задумываться об основаниях» [7].
Тенденция перевода в электронные версии традиционных печатных учебников, статей, инструкций, учебно-методических пособий создает обманчивое представление о процессе информатизации образования как ведущего направления развития системы образования. Несомненно, такие материалы являются ценными, необходимыми и доступными ресурсами, но все же считать их самостоятельными обучающими программами и/или материалами, по нашему мнению, нельзя. Набор текстов, ссылок, презентаций, графики, аудио- и видеозаписей - это лишь совокупность материалов, информация, перенесенная с бумажных носителей в электронные. В подтверждение данной позиции М. А. Краснянский и И. М. Радченко приводят слова английского исследователя Д. Меррилла: «Информация сама по себе еще не обучение» ("information is not instruction") [8]. Кроме того, следует отметить, что «при использовании информационных технологий в образовании роль педагогического дизайнера многократно возрастает, поскольку многие функции преподавателя заменяются информационными технологиями» [9].
Важно не просто разместить информацию на экране, нужно выстроить систему управления (руководства) процессом обучения, которая проведет обучаемого от незнания к знанию, от неумения к умениям и навыкам, иначе - к формированию ключевых образовательных компетенций. Е. В. Тихомирова подчеркивает, что «в этой последовательности все должно быть подчинено цели» [10]. Любое учебное средство создается только как решение возникшего противоречия,
как способ удовлетворения образовательных потребностей для решения какой-то определенной образовательной цели. Только такое средство можно отнести к разряду эффективных.
Разработка результативных, эффективных учебных материалов с точки зрения педагогического дизайна должна строиться на основе теорий и принципов обучения, принципов воспитания, с учетом возрастных особенностей обучаемых, в соответствии с логикой процесса познания и с учетом особенностей памяти, мышления и восприятия информации. А. Ю. Уваров [11] отмечает, что в основу педагогического дизайна заложены закономерности и принципы, выработанные авторами наиболее успешных и самых эффективных учебных материалов, использующих средства типографических, информационных и коммуникационных технологий. Поскольку это направление в педагогике довольно новое, то и теория, и практика педагогического дизайна постоянно уточняются и актуализируются в ходе конкретных разработок. Поэтому педагогический дизайн - не интуитивный, а научно обоснованный процесс, построенный на основе достижений таких научных областей, как педагогика, психология, эргономика, эстетика, дизайн, информатика, экономика.
Для того чтобы разрабатываемый учебный материал был привлекательным для учащихся определенной группы, необходимо учитывать их возрастные и психофизиологические особенности и предпочтения (И. Я. Зимняя, М. В. Китаева, В. С. Мухина, Р. С. Немов), особенности визуальной памяти и восприятия информации в процессе обучения (П. А. Кудин, Г. А. Рудик, К. Фрост). Удобство и эргономичность обучающих ситуаций проявляется в применении таких методов, технологий и средств, которые облегчают восприятие, запоминание и усвоение учебной информации.
Е. В. Тихомирова полагает, что «педагогический дизайн не включает в себя описание возможностей анимации, графики и прочих дополнений к основному материалу, что он рассматривает только содержательную часть обучения, сочетание теории и практики, моменты привлечения внимания, формирования мотивации и желания продолжить обучение» [12]. Но в защиту своей точки зрения отметим, что графика, анимация и другие эффекты могут быть средствами привлечения внимания и формирования мотивации и являются ими, служат инструментом визуализации информации, демонстрируют явления, факты, события, выражают проблемный вопрос (задачу, ситуацию), отражают условия учебной задачи, способствуют пониманию материала, воздействию на разные каналы восприятия и сферы личности (когнитивную, эмоционально-волевую).
Новизна нашей позиции в рассмотрении вопросов педагогического дизайна проявляется, во-первых, в дуализме рассмотрения сущности педагогического дизайна, а во-вторых, во включении в этапы разработки учебных материалов практических приемов графического дизайна.
Графический дизайн в рамках педагогического - это работа с такими графическими элементами, как массивы (блоки) текста и иллюстрации, для создания привлекательной композиции на странице, экране с целью улучшения читаемости, усвоения учебного материала. Хороший дизайн призван сделать учебный материал и изложенную в нем информацию ясной, привлекательной, удобной для восприятия. В научно-практической литературе существует много исследований, посвященных тому, «как сделать красиво» (Р. Паркер, Дж. Толетт, Р. Уильямс, К. Фрост, О. Г. Яцюк и др.), в которых доступными средствами объясняются приемы и способы эффективной организации информации. Исследования по дизайнерской работе со шрифтами и графикой адресованы и педагогам: «тем, кто по роду своей деятельности занимается оформлением текста, но не имеет соответствующего опыта и специального образования... Я говорю о... студентах, осознающих, что хорошее оформление работы нередко позволяет получить более высокую оценку; специалистах, понявших, что красивая презентация вызывает большее уважение; учителях, знающих, что правильно поданный материал лучше усваивается» [13].
Современные интерактивные (гипертекстовые) технологии позволяют разработчикам учебных материалов использовать графику, анимацию, аудио- и видеоподдержку. Но во многих подобных образовательных ресурсах прослеживается отсутствие педагогических принципов организации образовательного процесса.
Поэтому обоснованным становится выделение принципов педагогического дизайна (по работам К. Г. Кречетникова) как свода правил, следование которым позволит создавать эффективные учебные условия и/или учебные материалы:
- принцип научности (предполагает отбор учебных материалов в соответствии с современным состоянием науки и техники; предписывает использование научно обоснованных и проверенных на практике приемов и методов организации учебного материала);
- принцип наглядности (регламентирует обоснованное использование таких учебных материалов и средств, которые задействуют в процессе познания максимальное число каналов восприятия; предполагает деятельностный подход к процессу обучения - наличие научно-теоретического знания и практических, творческих задач и ситуаций; обеспечивает максимальный учет пси-
хологии памяти, мышления, восприятия, логики процесса познания, возрастных особенностей и предпочтений);
- принцип непрерывности и последовательности (предполагает логичность, последовательность в изложении учебного материала, согласованность между курсами и предметами, а также между принципами и методами обучения);
- принцип доступности (предписывает эрго-номичность восприятия учебного материала; рекомендует составлять учебный материал в соответствии с зоной ближайшего развития обучаемого).
Таким образом, мы показали, что педагогический дизайн является новой отраслью педагогической теории и практики. В процесс профессиональной подготовки студентов как будущих современных компетентных учителей и преподавателей необходимо включить знания педагогического дизайна в следующие курсы и спецкурсы:
- «Общая педагогика» (рассматривая связи педагогики как науки с другими науками, в том числе с эстетикой и дизайном, изучая понятие «образовательная среда»);
- «Дидактика» или «Теория обучения» (рассматривая теорию средств обучения; изучая различные технологии и модели обучения);
- «Теория воспитания» (рассматривая вопросы, связанные с организацией воспитательной среды и воспитательных мероприятий, средств социально-воспитательного просвещения).
- «Введение в педагогическую деятельность» (педагогический дизайн как элемент педагогического творчества, рассматривая понятие и структуру «педагогической компетентности» и изучая педагогические конструктивные и проектировочные способности);
- «Педагогические технологии» (рассматривая информационные технологии в образовании, технологии работы с учебной информацией);
- самостоятельный спецкурс «Педагогический дизайн».
Таким образом, подводя итог, отметим, что педагогический дизайн - это научно-практическая отрасль педагогического знания, занимающаяся разработкой, применением и оценкой образовательных ситуаций (условий) и современных учебных материалов, являющаяся актуальной в рамках современного реформирования образования: при переходе от знаниевой парадигмы к компетентностной, при интенсификации и информатизации современного образования.
Примечания
1. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий. URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/ 2/2-0-9.htm
2. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. к.п.н. М. В. Моисеевой. М.: Изд. дом «Камерон», 2004. С. 42.
3. Краснянский М. Н. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных аудио/видео материалов. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/ files/r47394/mm.pdf
4. Кречетников К. Г. Указ. соч.
5. Хакимов Э. Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 9. С. 46.
6. Тихомирова Е. В. 800 слов про педагогический дизайн. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/ ?id=11059.ru
7. Уваров А. Ю. Создание учебных материалов с учетом принципов эффективного учения. URL: http:// www.cener.fio.ru
8. Краснянский М. Н. Указ. соч.
9. Кречетников К. Г. Указ. соч.
10. Тихомирова Е. В. Указ. соч.
11. Уваров А. Ю. Указ. соч.
12. Тихомирова Е. В. Указ. соч.
13. У иль ямс Р. Дизайн для недизайнеров. СПб.: Символ-Плюс, 2008. С. 11.
УДК 37.035.6+37.035.7
А. В. Тимофеев
ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В статье рассмотрены вопросы изучения динамики развития теории и практики военно-патриотического воспитания молодежи в отечественной педагогике, исследована история развития взглядов известных педагогов, писателей, государственных и общественных деятелей на подходы и пути формирования патриотизма у молодежи в системе военно-патриотического воспитания в разных общественно-политических и экономических условиях.
The article focuses on the problems of theory and practice of military-patriotic education of youth. The author considers the views of prominent teachers, writers, state and public figures on the process of developing youth's patriotism in the system of military-patriotic education in different political and economic conditions.
Ключевые слова: патриотизм, военно-патриотическое воспитание, система военно-патриотического воспитания, нравственное воспитание, готовность.
Keywords: patriotism, military patriotic education, system of military patriotic education, moral education, readiness.
Коренные изменения, произошедшие в конце XX в. в нашей стране, новые проблемы, связанные с воспитанием школьников в условиях перехода к рынку, обусловливают необходимость переосмысления сущности военно-патриотического воспитания, его места и роли в жизни российского общества. Являясь одним из направлений патриотического воспитания, оно выступает составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни, в том числе по защите Отечества.
Слово «патриотизм» происходит от греч. "patris" - отечество, Родина. Поэтому во всех определениях основными признаками этого понятия являются любовь к Родине (Отечеству), гордость за свою страну, преданность своему Отечеству и гордость за него.
Военно-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
© Тимофеев А. В., 2010