Научная статья на тему 'Педагогические журналы Башкортостана 20-30-х годов XX века'

Педагогические журналы Башкортостана 20-30-х годов XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЦГИА РБ / ФОНД / ОПИСЬ / ДЕЛО / CENTRAL STATE HISTORICAL ARCHIVE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (CSHA RB) / HISTORY OF EDUCATION / ARCHIVAL DOCUMENTS / FUND / INVENTORY / DOSSIER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

В статье, на основе архивных материалов, приводится обзор педагогических журналов Башкортостана 20-30-х годов XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL JOURNALS OF BASHKORTOSTAN OF 20-30TH YEARS OF THE XX-TH CENTURY

The article gives a review of pedagogical journals of Bashkortostan of 20-30th years of the XX-th century on the basis of archival materials.

Текст научной работы на тему «Педагогические журналы Башкортостана 20-30-х годов XX века»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ БАШКОРТОСТАНА 20-30-х ГОДОВ XX ВЕКА

Ключевые слова: история образования, архивные документы, ЦГИА РБ, Фонд, опись, дело.

Keywords: history of education, archival documents, Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan (CSHA RB), Fund, inventory, dossier

Аннотация: В статье, на основе архивных материалов, приводится обзор педагогических журналов Башкортостана 20-30-х годов XX века.

Abstract: The article gives a review of pedagogical journals of Bashkortostan of 20-30th years of the XX-th century on the basis of archival materials.

Отделы народного образования в составе исполкомов областных губернских и волостных советов были созданы по декрету Совнаркома РСФСР от 25 мая 1918 года. На территории Башкирской республики одновременно существовали две организации, руководившие образованием и просвещением. В Уфимской губернии это был Губернский отдел народного образования (УфГубОНО), а на территории Малой Башкирии - Народный комиссариат просвещения (БНКПрос) [1].

В период гражданской войны деятельность Уфимского ГубОНО неоднократно прерывалась и фактически он начал действовать лишь с июня 1919 года после окончательного освобождения Уфы от белых. Тогда же Уфимский Губревком со всеми его подразделениями, в числе которых был и отдел народного образования, был официально утвержден Президиумом ВЦИК1.

Башнаркомпрос, образованный Временным Башревкомом уже через четыре дня после того, как Башкирское правительство объявило о своем переходе с 16 февраля 1919 года на сторону Совет-

ской власти, первоначально возглавил Аллаберды Ягафаров (18861922). Однако уже в начале апреля 1919 года из-за весеннего наступления белых и занятия ими почти всей территории республики, Башревком был временно эвакуирован в небольшой городок Саранск Пензенской губернии и вернулся в Стерлитамак, ставший временной столицей Башкирской республики, лишь в конце августа

1919 года. Именно тогда фактически первым действующим наркомом просвещения Малой Башкирии2 стал Галим Айдаров, на плечи которого и легла сложная задача организации народного образования в Башкирской республике[4-6].

Г.А. Айдаров стал организатором созыва 1-го Всебашкирского съезда деятелей по народному образованию, состоявшегося в Стерлитамаке 27 декабря 1919 - 4 января 1920 года. Именно на этом первом в Башкирии съезде учителей был поставлен вопрос об издании республиканского научно-педагогического журнала «Мага-риф эштэре» (Дела просвещения)3. Одним из организатором этого журнала, первый номер которого вышел в Стерлитамаке уже в начале февраля 1920 года, был Тухват Чинакэй4. В состав редколлегии «Магариф эштэре» вошли Ризван Алушев, Галимджан Юсупов и Мирсаид Сафин.

На страницах журнала «Магариф эштэре» обсуждались важнейшие вопросы организации народного образования. Одним из первых опубликованных в нем материалов был «Декрет о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (декабрь 1919 года), среди других - публикации по актуальным вопросам создания и расширения сети учреждений школьного, внешкольного образования и дошкольного воспитания, о подготовке учительских кадров, новых программах, учебниках и учебных пособиях. Однако очень скоро из-за возникших финансовых трудностей и нехватки бумаги журнал, первоначально планируемый как ежемесячный, стал выходить нерегулярно и уже в конце 1920 года прекратил свое существование: всего вышло шесть номеров5.

Мало кто даже из специалистов, изучающих становление национальной школы Башкортостана в первые годы Советской власти, знает о журнале «Фронт просвещения», выходившем в Уфе в 19211922 годах. Первое упоминание о необходимости создания этого специального периодического издания, учрежденного ГубОНО, Губ-советом союза работников просвещения и культурным отделом Губ-профсовета, находим в протоколе №20 заседания Коллегии ГубОНО от 26 октября 1921 года [7]. Выпуск журнала «Фронт просвещения» было решено приурочить к 4-й годовщине Великого Октября.

Первые номера журналов «Магариф эштэре» (1920) и «Фронт просвещения» (1921)

Через 2 месяца, 26 декабря 1921 года, Коллегия вторично вернулась к этому вопросу и вынесла постановление: «...Подтвердить необходимость издания журнала «Фронт просвещения» для освещения вопросов народного образования. Редколлегию журнала образовать в составе: В.П. Краснов (главный редактор), Яковлев (от Губпрофсовета), Крестьянинов (от ГубОНО), В.Г. Краснов (секретарь). От Совета национальных меньшинств при ГубОНО ввести т.Сюнчелей как соредактора специального листа Совнацмен» [8].

На титульном листе первого номера журнала «Фронт просвещения», датированного ноябрем 1921 года, в лучших революционных традициях того времени был напечатан девиз «Лучом могучим просвещения убьем невежество и тьму». Журнал открывался передовицей - обращением ЦК РКП ко всем работникам просвещения с призывом принять творческое участие в культурном строительстве. Затем следовали статьи «Октябрьская революция и просвещение», «Ближайшие задачи Союза работников просвещения», «Культурная работа профсоюзов Уфимской губернии», очерк о введении в стране метрической системы мер. В разделе «Литература, наука и искусство» были помещены статьи, посвященные 100-летнему юбилею Н.А. Некрасова, «О природе художества», «Русская белогвар-

дейская печать за границей», а в разделе «Хроника Наркомпроса и Всеработпроса» - статьи «О народном образовании в Республике», «Открытие рабфака», «Открытие опытной показательной школы», затем следовала «Библиография».

Приведем две выдержки из материалов, опубликованных в «Хронике» этого номера журнала, дающие представление о том, какими проблемами жила тогда трудящаяся общественность Уфы.

«...8 ноября состоялось торжественное открытие рабочего факультета Уфимского политехникума6. Во вступительной речи тов. Фогель, заведующая Губотнаробром, между прочим сказала: «День открытия рабфака будет отмечен в истории народного образования в Уфимской губернии. Не без основания мы открываем рабочий факультет в годовщину Октябрьской революции...

Идея создания рабфака впервые возникла в сентябре 1920 года в Уфе, когда было предложено открыть отделение рабфака Пермского университета. По обсуждении этого вопроса оказалось, что Уфа может открыть самостоятельный рабфак. Много преодолено трудностей по созданию его, но ещё больше их стоит впереди...»

Затем идет ряд приветственных речей: от губкома Р.К.П., Гу-бисполкома, от студентов ПИНО, С.-х. техникума, Политехникума и, наконец, от самого рабфака...» [10]

«... 8 ноября, в день 4-й годовщины Октябрьского переворота, в Уфе на Большой Казанской улице, дом 7, была открыта опытнопоказательная школа имени Октябрьской революции. Школа открылась пением Интернационала вновь набранными детьми. Затем была произнесена небольшая, прочувственная речь заведующей Губотнаробром тов.Фогель, обращенная детям и присутствующему на открытии педагогическому персоналу. Она говорила о великих завоеваниях Октябрьской революции, о тех великих жертвах, которые принес рабочий класс на алтарь борьбы, за счастье угнетенных.

По окончании речей был устроен детский концерт, который сопровождался пением революционных песен и декламациями. В заключение для детей был устроен чай.

Светлые, восторженные лица детей, чисто вымытых, одетых в праздничное платье возбуждали в душе радость. Чувствовалось, что дети понимают всё происходящее вокруг них, что этот богатый дом, великолепная большая зала, убранная заботливой рукой цветами, является для них новой жизнью,

которая выведет из грязных сырых подвалов безотрадного прошлого...» [11]

После выхода следующего, сдвоенного, на русском языке (1921, декабрь;1922, январь)7, номера журнал «Фронт просвещения» прекратил свое существование. В разделе «Литература, наука и искусство», были опубликованы статья о последних научных достижениях Советской России, принадлежавшая перу К.П. Краузе [12], директору Уфимского физического института, сопредседателю Российской ассоциации физиков, и статья С. Круковской, в которой был поднят вопрос об эффективном использовании ценностей Уфимского художественного музея в целях широкой политико-просветительской работы. В этом же разделе были помещены некролог «Памяти В.Г. Короленко» (скончавшегося 21 декабря 1921 года в Полтаве) и статья «Русская литература за рубежом», продолжившая предпринятую еще в №1 журнала попытку исследовать литературное творчество русских писателей, покинувших страну в годы гражданской войны. Затем следовали «Хроника Наркомпроса и Всерабпроса» и раздел «По губернии», в котором были опубликованы сведения о жизни Енгалышской, Кара-Якуповской и Зубовской школ, а в «Официальном отделе» напечатаны последние циркуляры Рабпроса и Политпросвета.

Декретом ВЦИК «О расширении границ автономной Башкирской социалистической республики» от 14 июня 1922 года Уфимская губерния вместе с Малой Башкирией вошла в состав Большой Башкирии со столицей в Уфе. В связи с этим все губернские и республиканские учреждения, в том числе и органы народного образования, были слиты: уже в сентябре 1922 года наркомом просвещения БАССР стал А.К. Адигамов [13].

Период реорганизации Башнаркомпроса затянулся почти на целый год. В связи с этим потребность в специализированном печатном органе, оперативно освещающем вопросы организации народного образования, все больше давала о себе знать. Поэтому с января 1924 года Башнаркомпрос начал издавать журнал «Белем» (Знание), ставший по существу преемником журнала «Магариф эштэре», начавшего выходить в Стерлитамаке в 1920 году. Главным редактором журнала был Имай Насыри (1898-1942), журналист, писатель, один из активных участников организации печатного дела в республике. Через 3 месяца, в апреле 1924 года, в «Белем» влился литературно-художественный и общественно-политический журнал «Яны юл» (Новый путь), издававшийся в Уфе с марта 1923 года как журнал БашЦИКа, СНК БАССР и БНКПроса. Поэтому неудивитель-

но, что на страницах журнала «Белем» публиковались не только материалы о развитии просвещения и различные статистические сведения о состоянии образования в республике, но и освещались актуальные вопросы литературы, искусства, экономики и политики. Так, например, уже в первом объединенном номере (1924, январь-февраль) в отделе печати и образования были опубликованы программы для школ рабочей молодежи 1-й степени, для общеобразовательных башкирско-татарских школ, для обучения башкирскому языку детей русской национальности, материалы о введении самоуправления в школах. В отделе языка и литературы нашла свое место статья известного башкирского лингвиста Г.Ф. Вильданова «Обязательные правила башкирского письма и литературного языка», а в научном отделе статья Г.Ф. Вахрушева о геологическом прошлом Башкортостана и сообщения о новостях науки и техники.

В 1927 году из журнала «Белем» выделились и стали самостоятельными два новых журнала - «Янылык» (Новость), ставший органом Комиссии по переводу башкирского алфавита на латинизированную графику, и литературно-художественный журнал «Сэсэн». После этого «Белем» стал уделять основное внимание проблемам образования и воспитания подрастающего поколения, разработке методик преподавания в национальных учебных заведениях, подготовке молодых педагогических кадров. Однако это вовсе не означало, что журнал стал меньше освещать проблемы введения новых алфавитов (на основе латиницы и кириллицы) и проблемы создания литературного башкирского языка: на его станицах продолжали печатались ведущие языковеды республики Г.Ф. Вильданов, Х.Г. Габитов, Г.Я. Давлетшин, Н.Т. Тагиров и другие.

С января 1931 года журнал стал выходить под новым названием «Культурная революция»9. Через пять лет, 16 мая 1936 года, Башкирский обком ВКП(б) вынес постановление: «Считать нецелесообразным выпуск универсального журнала «Культурная революция», реорганизовать в его в общественно-педагогический и методический журнал для учителей и школ республики под названием «Учитель Башкирии». Определить размер журнала в 3 печатных листа, выпускать с периодичностью один раз в месяц тиражом 4000 экземпляров»10 [14].

В заключение буквально несколько слов ещё об одном периодическом издании, освещавшем различные проблемы практической жизни работников просвещения - «Просвещенец Башкирии», который издавался Башоблпросом и Областным домом просвещения в Уфе в 1924-1927 годах на русском и башкирском языках.

1Т0Д ИЗДАНИЯ.

ПРОЛЕТАРИИ 1СЕХСТШ соединяйтесь!.

'шт Етшт

-Ф'-Л В У X Н Е ДЕЛ о Н-ЯН 4г Баш ©бл проса"и-Овл,. Дома Пмсещш*

Яедакц: Г. а.г1г;Елзан.З!, камн1 ,телеч?.2Д

5 г»

"п И В

ГОДА.

ЛГ6

3й ВСЕ БАШКИРСКИЙ 15ЛАСТН0Й .ЙЗД СОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЕ

НАЗНАЧАЕТСЯ НА'. 31* ЯНВАРЯ1525™.

П61ЕСТКА ДНЯ

1. §ТЧЕТ виПмщЕНия И скдекллд - РЕанзнснной нем.

I. ДеНЛАД бННПмСА.

3. НттРАвт.

4. ОгРАИТЛ .

5. [email protected].

6. Выборы §1лПра1яени*5рев. нон. и

- ДЕЛЕГАТОВ НА ВСЕСбНЗЗНЫЙ С’сЗД

- РаБ.!>§С8ЕЩЕНИЯ.

7. ТбКйЦИЕ ДЕЛА

Этот журнал, выходивший один раз в 2 недели тиражом 200 экземпляров и печатавшийся на стеклографе, подробно информировал своих читателей обо всех проблемах текущей жизни просвещенцев. Так, №6 журнала от 5 января 1924 года был целиком посвящен предстоявшему через 2 недели Всебашкирскому съезду работников просвещения. Следующий, №7, подробно знакомил читателей с отчетом областного правления союза работников просвещения и выступлением отдельных участников съезда. На страницах «Просвещенца Башкирии» подробно освещался опыт работы на местах, до читателей доводились наиболее важные решения Баш-наркомпроса по всем важнейшим вопросам организации народного образования в республике11.

«Педагогический журнал Башкортостана» представляет вниманию читателей статью директора Уфимского физического института К.П. Краузе о первых результатах работы этого учреждения, опубликованную в журнале «Фронт просвещения» в 1922 году, и статью Ш.Х. Сюнчелея «О Научно-методическом совете Академического Центра Башнаркомпроса» из «Просвещенца Башкирии» за 1924 год.

1

Уфимский ГубОНО располагался по ул.Центральной (ныне Ле-нина),14 в здании бывшего книжного склада Губернского земства. Первым заведующим ГубОНО был назначен В. Дружицкий [2].

2

При эвакуации в Саранск число комиссариатов было сокращено (с 11 до 7), комиссариат просвещения в качестве отдела вошел в комиссариат внутренних дел, однако А. Ягафаров сохранил за собой должность наркома просвещения. Одновременно с июня 1919 года он был и комиссаром государственного контроля. Ввиду загруженности

А. Ягафарова работой еще и в Президиуме Башревкома (в отсутствие председателя он часто временно исполнял его обязанности) подходящая кандидатура на должность наркома просвещения подыскивалась еще летом 1919 года до тех пор, пока в начале сентября им стал Г.А. Айдаров [3].

3. На этом же съезде был поставлен вопрос о создании при Баш-наркомпросе «Научного общества по изучению быта, истории, культуры Башкирии». Начали собирать материалы, главным образом, историкоэтнологического и фольклорного характера. Уже в 1922 году в Стерли-тамаке вышли «Труды Научного общества...»: выпуск 1 (баш.яз.) и выпуск 2 (рус.яз.).

4

Ченакей Тухват (1893-1959), педагог, поэт. После окончания в Уфе медресе «Галия» (1914) преподавал в медресе «Хусаиния» (Оренбург). Автор свыше 20 сборников стихов и песен, опубликованных в Уфе, Оренбурге, Казани и Москве. Внес вклад в увековечение литературного наследия Шаехзады Бабича (1895-1919), песни и стихотворения которого после убийства поэта систематизировал и вместе с Г. Ибрагимовым издал в Казани в 1922 году в виде книги «Шаехзада Бабич, его биография и стихи».

5

Полный комплект этого журнала (6 номеров), являющегося по-истине кладезью сведений о малоисследованном периоде становления башкирской национальной школы, связанным с деятельностью Баш-наркомпроса в Стерлитамаке, имеется в Книжной палате Республики Башкортостан.

6. Уфимский политехникум, официально открывшийся 12 марта

1920 года на базе реэвакуированного из Красноярска бывшего Уфимского землемерного училища, бывшего Псковского высшего училища и слушателей советских партшкол, предлагалось слить с Уфимским институтом народного образования в единое высшее учебное заведение - Университет [9].

7. Журнал «Фронт просвещения» выходил в двух вариантах (на русском и башкирском языках): двойной №2-3 на русском языке и отдельно №2 и №3 на башкирском языке.

В 1930 году журналы «Яналык» и «Сэсэн»были объединены в один журнал «Октябрь» (с 1949 года - «Литературная Башкирия», с 1961 - журнал «Агидель»).

9

Всего под этим названием с 1931 по 1963 год вышел 51 номер

журнала.

10

В 1941-1951 годах журнал не издавался, в настоящее время это «Учитель Башкортостана» (учредитель - Министерство образования Республики Башкортостан), который выходит в Уфе один раз в месяц на башкирском и русском языках, часть материалов печатается на

марийском, татарском и чувашском языках. Тираж - 31 тыс. экз. (2008).

11.

В Книжной палате Республики Башкортостан имеются экземпляры журнала «Просвещенец Башкирии», отсутствующие в Государственной Российской Книжной палате (бывшей Книжной палате СССР) [15], с 1927 года кумулирующей материалы текущей библиографической регистрации, включенной в «Книжные летописи».

1. Органы государственной власти и управления Республики Башкортостан (1917-1970). Краткий справочник. - Уфа : Изд. ДПС, 2001. - С.355,358.

2. ЦГИА РБ. Фонд Р-801. Оп.1, дело 6, л.1 об.

3. ЦГИА РБ. Фонд Р-798. Оп.1, дело 8, л.3 об.

4. ЦГИА РБ. Фонд Р-801. Оп.1, дело 6, л.л.1-35.

5. Ергин Ю.В. Г.А. Айдаров - нарком просвещения Малой Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана.- 2007. - №2(9). - С. 79-84.

6. Айдаров Г.А. Об актуальных проблемах организации народного образования в Башкирской республике // Педагогический журнал Башкортостана. -2007. - №2(9). - С.85-101.

7. ЦГИА РБ. Фонд Р-798. Оп.1, дело 226, л.48 об.

8. ЦГИА РБ. Фонд Р-798. Оп.1, дело 226, л.76.

9. Ергин Ю.В. Башкирский рабочий факультет имени Багау Нуриманова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2008. - №2(15). - С.134-145.

10. Открытие рабфака // Фронт просвещения. - 1921. - №4. - С.44.

11. Открытие опытно-показательной школы // Фронт просвещения-1921.- №4. - С.45.

12. Ергин Ю.В. Уфимский физический институт (1819-1937). - Уфа : Гилем, 2006.

13. Ергин Ю.В. А. Адигамов - первый нарком просвещения Большой Башкирии // Педагогический журнал Башкортостана. - 2007. - №3(10). - С.86-104.

14. ЦГАОО РБ. Фонд 122. Оп.16, дело 64, л.36.

15. Периодическая печать СССР (1917-1949). - М. : Всесоюзная книжная палата, 1959. - Т.6 (журналы, труды и бюллетени по культурному строительству, народному образованию и просвещению).

К.П. Краузе1 Уфимский физический институт

Ввиду невозможности по условиям переживаемого времени снабдить все школы города Уфы необходимыми пособиями по физике, химии, астрономии и оборудовать всюду хорошие физические и химические кабинеты и лаборатории, был организован и открыт осенью 1919 года Уфимский физический институт с несколькими районными отделениями, где и было сосредоточено преподавание физики, химии и астрономии.

В связи с открытием в начале 1920 года Института народного образования и летом того же года Политехникума, а также нескольких педагогических курсов задачи Физического института расширились.

В настоящее время Уфимский физический институт имеет целью обслуживать не только все школы 2-й ступени города Уфы, но и разные педагогические курсы (русские, мусульманские, чувашские), удовлетворять нужды внешкольного образования, служить учебновспомогательным учреждением для Института народного образования, Политехникума, Рабочего факультета, электротехнических курсов, а также служить местом, где могли бы производиться научные работы и где могло бы быть сосредоточено руководство производством необходимых приборов по физике, химии и космографии для всех школ Уфимской губернии.

Для обслуживания большого количества учащихся (свыше 50 групп) Физическому институту пришлось организовать и открыть, кроме Центрального отделения, помещающегося в здании бывшей 2-й женской гимназии, еще три отделения и наметить к открытию 4е отделение. В распоряжении Физического института имеется астрономическая вышка с рефрактором. Ввиду невозможности использовать её как следует, в частности, как для демонстраций всем интересующимся, так и для научных работ, решено выстроить во дворе бывшей 2-й женской гимназии астрономическую вышку для 3-

х инструментов (части рефрактора взялся изготовить Петроградский Оптический институт).

Физический институт весной сего года дал возможность для научноисследовательской работы организоваться при нем Институту опытных наук сначала в составе одной студии (студии экспериментальной биологии), а затем и второй (студии изучения пищевых суррогатов Уфимского края). Предполагается возможность организовать физикохимическую студию и студию экспериментальной медицины.

За три месяца существования студии экспериментальной биологии состоялось 8 ее заседаний, на которых научными сотрудниками были зачитаны следующие доклады и лекции:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Н. Крыжановским - «Новейшие данные о процессах голодания, искусственной пище и анабиозе»;

Л.Л. Васильевым2 - «Об искусственном солевом анабиозе»3, «О коллоидных свойствах центрального нервного ствола», «Об одной теории возбуждения», «Об увеличении числа органов у животных», «О новом пищевом суррогате»;

Л.С. Завьяловой - «Об электролитах и электролизе»;

Матвеевым установлены были следующие факты:

a) Анабиотические коловратки4 очень быстро впадают в состояние анабиоза, а также легко восстанавливаются под влиянием солевых растворов;

b) Неанабиотические коловратки к солевому анабиозу неспособны;

c) Натрий действует на коловраток сильнее, чем калий и кальций, что противоположно обычному отношению организмов к указанным элементам.

Соколов и Каликинский подтвердили наблюдения ОЬег1опа над парабиотическим действием солей на мышцы;

Костина и Итина пытались установить парамагнитные свойства нерва;

Герасимова, Першина и Тремпет провели замечательный опыт Фере над влиянием слуховых ощущений на силу и работоспособность мышц и пришли к тем же результатам;

Л.Л. Васильев установил качественный закон парабиотического и анабиотического действия химических веществ, выразившийся законом параболы.

Дальнейшее расширение научной деятельности Физического института и Института опытных наук, крайне необходимое для целого ряда учебных заведений Уфы, возможно только при условии привлечения научных сил, что достижимо лишь при создании в Уфе ус-

ловий для научной работы, то есть при достаточном оборудовании Физического института, на что и обращено особое внимание администрации института.

[Фронт просвещения. - 1921/1922. - №2-3 - С. 42-43.]

1. К.П. Краузе (1877-1964), педагог, в 1919-1937 годах - директор Уфимского физического института, созданного для централизованного преподавании естественных наук. С 1920 года в Институте опытных наук при УФИ начались первые в Башкирии систематические научные исследования в области биологии, физики и химии.

2. Л.Л. Васильев (1891-1966), психофизиолог, чл.-корр. АМН СССР (1950), исследователь физиологических и биофизических процессов в нервной системе, создатель учения о трехфазной волновой реакции биосистем на экстремальные воздействия. В 1917-1921 годах работал в Уфе, инициатор открытия Института опытных наук при УФИ, в котором начал свои первые экспериментальные исследования в области парабиоза, пограничного состояния организмов между жизнью и смертью. Эти исследования, впоследствии продолженные в Ленинграде, дали возможность Л.Л. Васильеву сформулировать основной количественный закон парабиоза(1928).

3. Анабиоз - состояние организма, при котором жизненные процессы временно прекращаются или замедляются настолько, что отсутствуют видимые проявления жизни. Впадение в анабиоз способствует выживанию организма в неблагоприятных условиях.

4. Коловратки - мелкие ракообразные (дафнии), входящие в состав планктона пресных вод, впадающие в анабиоз при высыхании водоема. Прозрачность строения делает коловраток удобным объектом для наблюдения за деятельностью их внешних и внутренних органов под воздействием различных воздействий.

Ш.Х. Сюнчелей1

О научно-методическом совете Акцентра БНКПроса

з

Год назад на Всебашкирском съезде Советов Башнаркомпро-сом было отмечено, что организационный период в деле народного образования проходит, что настало пора обратить серьезное внимание на внутреннюю работу наших культурных учреждений, и в

первую очередь, на переподготовку педагогических работников, ибо без подготовленных кадров нельзя строить Трудовую школу.

Что же дал прошедший год в смысле переподготовки работников? Отсутствие достаточных денежных средств, с одной стороны, и неплановый характер самой работы - с другой, конечно, не дали желаемых результатов.

Те короткосрочные летние курсы, которые устраивались КОНО4,безусловно, не могли удовлетворить потребности сельских учителей, особенно башкирских и татарских, в большинстве своем не имеющих удовлетворительной общеобразовательной подготовки, но они дали толчок к самостоятельной работе, они открыли им глаза. И только! Смогла ли школа начать работу по новым программам, руководствуясь новыми методами преподавания? Поступающие с мест сведения говорят о том, что 90 % школ не в состоянии приняться за обновление своих программ и методов работы.

Учитывая опыт прошлых лет и принимая во внимание настоящие условия Башкирии и опыт центральных губерний, организованный в сентябре сего года Научно-методический совет Академического центра Башнаркомпроса наметил план работы; заключающийся в следующем:

1.Переподготовка работников должна быть мероприятием постоянным.

2.Низовой ячейкой переподготовки должно быть само школьное объединение (коллектив), тесно связанное с районным (волостным) объединением и периодически проводимыми конференциями.

3. Каждая массовая школа должна быть связана с районной (волостной) школой и руководиться ею.

4.Районная (волостная) школа и районная конференция должны концентрировать всю педагогическую работу района и руководить как работой массовых школ, так и постоянной самообразовательной работой учителей.

5.Непосредственное руководство работой районных организаций (школ и конференций) должно быть вменено в обязанности районного инспектора.

6.Общее руководство программно-методической работой районных школ и работой по переподготовке по кантону должно быть сосредоточено в кантонном методическом Бюро, которое периодически связывает кантонные конференции представителей районных организаций.

Для разработки программно-методических вопросов, учета педагогического опыта и вопросов с мест, консультаций по вопросам методическим и педагогическим, разработки программ и планов переподготовки работников просвещения по всем отраслям деятельности Наркомпроса, а также для составления методических писем, справочников, учебников и руководств, имеющих местное значение, Совет Академцентра Башнаркомпроса организовал действующие при нем 2 секции: а) программно-методическую и б) по переподготовке преподавателей, а также ряд комиссий, которые в настоящее время проводят намеченную работу.

Деятельность Научно-методического Акцентра за 1,5 месяца его работы выразилась в следующем:

1) Были разработаны: а). Положение о кантонных методических бюро; б). Инструкция проведения районных конференций; в). Положение о районной школе.

2) Для школ 1-й ступени разработаны программы по обществоведению, созданные при участии сотрудников Центрального дома просвещения, а для всех школ 2-й ступени-программы по политграмоте.

3) Переведены с русского языка на башкирский и в настоящее время находятся в печати учебные программы ГУСа5 для школ 3-го и 4-го годов обучения.

4) Закончена разработка программ 1-го года обучения в школах крестьянской молодежи.

5) Разработаны программы обучения с кооперативным и общественно-педагогическим уклонами для школ 2-й ступени.

6) Подготавливается к печати сборник материалов по изучению Башкирии (на русском и башкирском языках).

7) Переведено с русского языка на башкирский и будет издано методическое письмо ГУС о комплексном методе преподавания5 с приложением планов изучения волости, фабрики, кустарного производства и кооператива.

8) Заканчивается составление методических писем по вопросам:

1. сущность комплексной системы обучения;

2. школьная программа ГУС по марксизму;

3. учебные программы ГУС и их сущность;

4. краеведческий материал в программах ГУС;

5. планирование работ в школе;

6. различные уровни комплексной системы обучения;

7. ГУС о самоуправлении школ;

8. примерное планирование работ по новым программам ГУСа;

9. список важнейших руководств и статей по использованию комплексной системы обучения.

9) Разработан годовой план переподготовки по управлению Башнаркомпроса (Соцвос, Профобр и Политпросвет).

10) Разрабатываются программы работы школ по детскому движению;

11) Разработан план переподготовки работников городских дошкольных учреждений;

12) Проводится подготовительная работа по проведению Съезда работников просвещения Уфимского кантона, а также волостных конференций преподавателей школ и внешкольных работников.

Осуществление намеченных Научно-методическим советом задач как в области переподготовки преподавателей, так и в области организации и укрепления внутренней работы школ и других культурно-просветительных учреждений, всецело зависят от того, насколько работники на местах проявят инициативу и творческую деятельность.

Башкирский Научно-методический совет обращается ко всем работникам с просьбой прийти к нему на помощь в деле осуществления наших общих задач строительства народного образования, принимать активное участие в этой работе, присылая свои отчеты с мест, освещая недостатки и достижения наших культурных учреждений.

Тесная спайка-связь низовых ячеек с органами Научнометодического совета и дружная коллективная работа - залог победы на нашем фронте просвещения.

[Просвещенец Башкирии, №4-5(10 октября 1924 г.)]

1 Сюнчелей Ш.Х.(1885-1959), один из организаторов народного образования в Башкирии, заместитель наркома просвещения БАССР(с 1922), председатель Академцентра БНКПроса (19251929), первый директор Башкирского госпединститута (1929).

Академцентр БНКПроса был создан в 1922 году для идейного и практического руководства просвещением и культурой в республике. В различное время при нем функционировали Научнометодический совет, Терминологическая комиссия и Центральное бюро краеведения. Выступил организатором разработки первого башкирского алфавита, научной терминологии на башкирском языке по всем отраслям науки и знаний, занимался разработкой и издани-

ем учебников и методических пособий для национальных школ, повышением квалификации работников просвещения. Председатели: Сагит Сюнчелей (1922-1928),Шариф Манатов(1924), Шариф Сюн-челей (1925-1930).

3. Речь идет о IV Всебашкирском съезде Советов, проходившем в Уфе 3-6 декабря 1923 года.

4. КОНО - кантонные отделы народного образования. В 1922 году территория БАССР была разделена на 8 кантонов (Аргаяш-ский, Белебеевский, Бирский, Зилаирский, Месягутовский, Стерли-тамакский,Тамьян-Катайский и Уфимский) и 290 волостей.

5. Государственный ученый совет (ГУС), высший координационный центр научной жизни России, входивший в состав Академического центра Наркомпроса РСФСР, руководивший осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Осуществлял, в частности, программно-методическое руководство учреждениями системы общего образования.

6. Центральным моментом «Комплексного метода» преподавания, разработанного в противовес существовавшей ранее разобщенности изучения отдельных предметов, было построение обучения на основе единого связывающего критерия, которым могла быть, например, область детских интересов и склонностей или ознакомление с определенным кругом жизненных явлений. В программе ГУСа 1923-1925 годов основным принципом работы школ 1й ступени (7-леток) была положена идея создания единого комплекса «Жизнь ребенка и окружающая среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.