УДК 94(470.57)
ФОРМИРОВАНИЕ АППАРАТА НАРКОМПРОСА БАШКИРСКОЙ АССР (февраль 1919 г. - сентябрь 1922 г.)
© Г. З. Кутушев*, И. Г. Акманов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел./факс: +7 (347) 272 08 22.
E-mail: gazizkutushev@ rambler. ru
Статья посвящена истории возникновения и развития Народного Комиссариата просвещения Башкирской АССР в период с февраля 1919 г. по сентябрь 1922 г. На основе многочисленных архивных источников анализируется процесс формирования структуры Нарком-проса, его штатов и функций различных отделов. Рассматриваются общие итоги деятельности Комиссариата в указанный период.
Ключевые слова: создание, образование, Башкирский Комиссариат, внешкольный, школы, структура, формирование, аппарат.
В данный момент наша страна находится на своеобразном «переходном» историко-культурном отрезке своего развития. Ощущается необходимость поиска не только четкой национально-государственной идеи, которая бы служила внешним ориентиром, но и выработки наиболее приемлемых и эффективных рычагов внутреннего управления. Попытки реформ последних лет, в том числе и в сфере образования, направлены на масштабную модернизацию государственного аппарата. В подобных обстоятельствах нередко возникает соблазн провести определенные исторические параллели, найти аналоги таких же «переходных» исторических этапов, когда после сильнейших потрясений, вызванных военно-политическими или социальноэкономическими причинами, перед новой властью в России вставали задачи немедленного обновления государственной машины и изменения культурнопсихологического образа мышления граждан страны. Период 1919-1922 гг. при всей его неоднозначности можно взять в качестве наглядного примера.
Изучение вопросов организационного становления Башнаркомпроса в 1919-1922 гг. является попыткой продемонстрировать модель формирующейся структуры органов народного образования, в рамках меняющейся общественно-политической ситуации тех лет. Лежащий в основе проблематики региональный компонент призван подчеркнуть характерные черты, которые были присущи процессу строительства аппарата управления сферой просвещения в Башкирской АССР. Данная тема в целом пока не получила достаточно полного отражения в научной литературе. Из поля зрения исследователей выпали, к примеру, известные имена первых наркомов просвещения, сведения о структурных подразделениях Комиссариата и их функциях, мало изучен социальный и профессиональный портрет сотрудников этого учреждения, нет конкретного анализа итогов работы Башнаркомпроса на раннем этапе его деятельности. Указанные проблемные вопросы и станут объектом изучения рассматриваемой статьи.
Как известно, 23 февраля 1919 г. на заседании Башвоенревкома в с. Темясово утверждается струк-
тура органов власти Башкирской АССР в виде 11 комиссариатов. В числе прочих организуется и Народный Комиссариат просвещения во главе с первым руководителем Аллаберды Нурмухаметовичем Ягафаровым (1886-1922) [1, с. 470]. Следует отметить, что сам Наркомпрос, как таковой, учреждается 1 марта 1919 г., сразу после созыва совещания деятелей народного образования Башкирии [2, с. 550]. В первый состав БНКП вошли всего 6 человек: нарком А. Н. Ягафаров, И. И. Лебедев - заведующий школьным отделом, Г. Г. Юсупов - заведующий внешкольным отделом, Х. Н. Амиров - заведующий инородческим отделом, а также писарь С. Зайниев и главный делопроизводитель А.Л. Лаврентьев. Нарком и трое заведующих отделами составили Коллегию Комиссариата [3].
Однако приступить к своим непосредственным обязанностям на местах сотрудникам Нарком-проса удалось только через шесть месяцев, поскольку весной-летом 1919 г. территория Башрес-публики превратилась в театр боевых действий, а Башревком в период с апреля по август 1919 г. находился в вынужденной эвакуации в г. Саранске.
В период эвакуации деятельность БНКП сводилась в основном к сбору информации, организационной перестройке и решению материальнофинансовых вопросов. В Москву, Казань и Оренбург посылались служащие для закупок по линии народного образования. Приобретались книжные собрания для библиотек и учебный инвентарь. При этом Наркомпрос при формальном сохранении официальной аббревиатуры оказался временно преобразован в один из отделов Комиссариата внутренних дел [2, с. 550-552].
Во время нахождения в Саранске наркому просвещения А. Н. Ягафарову приходилось совмещать две должности, так как в июне он назначается параллельно народным комиссаром государственного контроля. Учитывая степень загруженности его работой в Башвоенревкоме, руководство республики еще до возвращения из эвакуации стало подыскивать подходящую замену на пост руководителя БНКП [4, с. 80]. Тем не менее нельзя ска-
* автор, ответственный за переписку
зать, что Ягафаров охладел к вопросам народного образования, будучи слишком занят иными проблемами. Достаточно привести один маленький пример. Так, узнав в августе 1919 г. о бедственном положении учащихся, отправленных из башкир -ских кантонов на учебу в Уфу, нарком попросил Башревком оплатить их содержание за счет вычета средств из собственного жалованья [5].
В целом же в период пребывания в Саранске в составе Наркомпроса реально функционировал лишь отдел Управления (Распорядительный), под руководством Галимьяна Галеевича Юсупова. Еще до революции он трудился в канцелярии одного из уездных отделов народного образования (ОНО) и имел соответствующий опыт работы [6]. Следует отметить и то, что после реэвакуации и размещения Башревкома в Стерлитамаке в конце августа 1919 г. А. Н. Ягафаров временно передал свои полномочия Г. Г. Юсупову, который исполнял обязанности наркома просвещения в течение примерно полутора месяцев, до начала октября [7].
Первые недели работы в Стерлитамаке Баш-наркомпрос находился как бы в подвешенном состоянии из-за отсутствия твердого руководства и неразберихи, связанной с переездом. Возможные кандидаты сами отказывались от предложений возглавить это ведомство [8]. Тогда руководство республики обратилось с ходатайством в Челябинский обком партии с просьбой откомандировать в распоряжение Наркомпроса работника Мусульманской секции (Абдул) Галима Ахметовича Айдарова. Вскоре тот прибыл в Стерлитамак. Уроженец Оренбургского уезда одноименной губернии Г. А. Айдаров (1883-1937) являлся выпускником медресе «Хусаиния» (Оренбург), имел за плечами опыт многолетней учительской практики. Репутация человека опытного и ответственного сыграла, видимо, не последнюю роль в выборе его на пост наркома [4, с. 82-83].
7 октября 1919 г. Г. А. Айдаров назначается заместителем при Юсупове [9], а уже с 11 октября занимает место наркома просвещения, правда с приставкой «врид» - временно исполняющий должность [10]. Забегая вперед, стоит отметить, что Айдаров носил приставку «врид» в течение девяти месяцев. И только в июле 1920 г., после смены правительства Башреспублики и проведения I Всебаш-кирского съезда Советов, он был окончательно утвержден в качестве наркома [11].
Г. А. Айдаров сразу же продемонстрировал качества достаточно грамотного управленца. В короткий срок были организованы новые отделы и подобраны более или менее компетентные сотрудники на вакантные места. Сам Г. А. Айдаров в течение нескольких месяцев совмещал должности наркома и заведующего школьным отделом [12]. Члены Коллегии БНКП в декабре 1919 г. обратились с ходатайством в Башревком с просьбой оставить Айдарова на посту наркома. Указывалось, что в его пользу говорит солидный стаж на ниве про-
свещения - 17 лет. В то же время подчеркивалось, что нарком должен быть освобожден от каких-либо дополнительных параллельных назначений в другие комиссариаты, так как подобная практика показала свою неэффективность [13].
Все же стоит отметить, что возникшая на первых порах структура органов управления народным образованием отличалась излишней громоздкостью. Первый твердый штат сотрудников БНКП, утвержденный в феврале 1920 г, состоял из 240 человек. В системе Комиссариата тогда насчитывалось 13 отделов: 1) Отдел Управления (заведующий -С. Баширов); 2) Единой трудовой школы (А. Г. Богданов); 3) Внешкольного образования (Р. М. Чанышева); 4) Дошкольного воспитания (М. Сафин); 5) Искусств (В. Г. Муртазин-Иманский); 6) Просвещения национальных меньшинств (А. И. Можаев - он же замнар-ком); 7) Подготовки работников просвещения (Г. Са-лимджаваров); 8) Профессионального образования (С. К. Шакулова; 9) Литературно-издательский
(Р. Х. Ибрагимов); 10) Статистики (Абель); 11) Снабжения (Х. Г. Якупов); 12) Финансово'-счетный; 13) Социального воспитания (Г. Г. Юсупов). Особыми учреждениями при Наркомпросе считались Научная комиссия и Учетно-архивная комиссия. Помимо всего прочего, имелись собственные представительства (Башнаркомпроса) в ряде городов - Москве, Казани, Оренбурге и Уфе [14]. В апреле 1920 г. научная и учетно-архивная комиссии были слиты, и на их основе создан Научный отдел БНКП [15, с. 81], который затем возглавила Ф. О. Давлеткильдеева [16].
Тем самым налицо была крайняя раздутость штатов. Некоторые отделы дублировали работу друг друга. Отсутствие должного управленческого опыта у руководящего ядра Наркомпроса в условиях послевоенной разрухи и дезорганизации во всех сферах жизни приводило к тому, что многочисленные проблемы пытались решить методом административного штурма, примитивно наращивая бюрократический аппарат. Кроме того, проверочная комиссия, посетившая Наркомпрос в апреле 1920 г. отметила неэффективность работы некоторых отделов, а также указала на слабость трудовой дисциплины и профессиональную непригодность ряда сотрудников [17].
Во многом благодаря стараниям нового наркома удалость провести I Всебашкирский съезд деятелей по народному образованию (27 декабря
1919 г. - 4 января 1920 г.), на котором была структурно оформлена новая система управления народным образованием Башреспублики.
Согласно принятой на съезде резолюции, общее руководство делом народного образования в республике передавалось Государственной комиссии по просвещению. Последняя учреждалась в составе наркома просвещения (председатель комиссии), членов коллегии и заведующих отделами БНКП, а также представителей ЦИК БАССР, Баш-военревкома, профсоюзов и ряда других ведомств. Комиссия должна была выработать общий для республики план организации народного образования,
основы школьного устройства, распределить общегосударственную смету на цели просвещения и т.п. [18].
Затем съездом были образованы отделы народного образования в кантонах (КОНО), которые создавались при кантонных исполкомах и ведали делом народного образования на местах. Данные КОНО стали стихийно учреждаться еще летом-осенью 1919 г. К примеру, Аргаяшский КОНО был создан 16 ноября 1919 г [19]. Но официальное оформление они получили только на съезде. Заведующий КОНО избирался кантонными ревкомами или исполкомами, окончательно же его кандидатура утверждалась наркомом просвещения. Конструкция КОНО состояла из нескольких подотделов, в том числе школьного, внешкольного и подотдела национальных меньшинств. На уровне волостей также организовывались ОНО, призванные обеспечить всеобщую грамотность и общественно-трудовое воспитание учащихся [20]. Однако создание волостных ОНО задерживалось из-за дефицита пригодных для этой работы специалистов [21]. Только с осени 1920 г. Башнаркомпрос стал постепенно формировать такие отделы, сообразуясь с наличными силами [22]. Таким образом, в республике сложилась единая вертикальная система органов управления сферой просвещения: Государственная комиссия по просвещению - Башнаркомпрос - КОНО - волостные отделы народного образования.
При изучении начального этапа становления Центрального аппарата Наркомпроса БАССР (1919-1920 гг.) можно рассмотреть функции и направление деятельности некоторых его отделов. Скажем, деятельность отдела Управления и отдела Снабжения функционально была связана между собой в вопросе обеспечения школ и КОНО учебно-методической литературой и материальнотехническими средствами. Одним из первых распоряжений Наркомпроса после возвращения из эвакуации стало требование всем КОНО взять на местах под контроль все частные и общественные библиотеки [23]. Литературу на тюрки приходилось приобретать в Оренбурге, Казани и Уфе. Там же закупались канцелярские принадлежности, хозяйственные товары и продовольствие. Закупками в данных городах занимались специальные представители БНКП, о которых упоминалось выше. К примеру, представителем Наркомпроса в Оренбурге числился Бурган-Шараф [24].
Отдел школьный (позже - Единой Трудовой Школы) был занят решением практических задач. Зимой 1919/20 уч. г. по кантонам были разосланы анкетные листы для выяснения точного количества школ, педагогов и детей школьного возраста в каждой волости и населенном пункте [25]. Весной 1920 г. при отделе Единой Трудовой Школы БНКП образуются Научно-Методический подотдел и Инструкторская Коллегия. Первый разрабатывал учебно-плановую документацию, а инструкторы налаживали связь с работниками в кантонах. К маю в центральном аппарате насчитывалось 16 служа-
щих-инструкторов и несколько десятков инструкторов в кантонах [26].
Под контролем Отдела подготовки работников просвещения действовали различные курсы, выпускавшие молодых школьных педагогов или занимавшиеся их переподготовкой и повышением квалификации. Особое внимание и поддержку Нар-компрос уделял так называемым Сеиткуловским 3летним педагогическим курсам в Кипчак-
Джетировском кантоне, учрежденным осенью 1919 г. для подготовки учителей для башкирских школ [27].
В целом к середине 1920 г. была сформирована относительно устойчивая структура Наркомпро-са в центре и на местах. Однако политические события лета 1920 г. внесли в нее свои коррективы. Вслед за сменой правительства в июле-августе 1920 г. последовали кадровые перестановки и, так сказать, корректировка общественно-политических ориентиров. Г. А. Айдарову удалось сохранить за собой пост наркома просвещения. Но руководящий костяк БНКП претерпел изменения. В обновленный состав коллегии вошли Малютина, А. И. Можаев, Л. Л. Мансуров, Х. Г. Якупов, Р. Ибрагимов и М. Шамигулова. Мансуров назначается заведующим Главсоцвоса и заместителем наркома, Смирнова - заведующей отдела Управления, Шамигуло-ва - заведующей отдела внешкольного образования, Богданов встает во главе отдела Единой Трудовой школы. Бывшего замнаркома Г. Г. Юсупова отправляют в Усерганский кантон, заведовать местным ОНО [28].
Параллельно с кадровыми перестановками Башнаркомпрос подвергся партийной проработке. На III Всебашкирской конференции РКП (б) (июль
1920 г.) выступление Г. А. Айдарова сопровождалось бурными прениями. Присутствовавшие требовали «...обратить внимание на очистку аппарата просвещения от негодного элемента», упрекали наркома в том, что Комиссариат оторвался от идей единой трудовой школы и пошел по пути потакания интересам чуждых социальных групп. Некоторые и вовсе призывали «... к полной реорганизации Наркомпроса сверху донизу» [29].
Следующий весьма знаменательный этап в становлении Башнаркомпроса ограничивается хронологически промежутком с января 1921 г. по сентябрь 1922 г. Причем данный период со всеми основаниями можно обозначить термином «комиссарская чехарда». Достаточно сказать, что за это время пост наркома просвещения четырежды переходил «из рук в руки». Политические и личные мотивы, события локальные и общая нестабильная обстановка - набор всех этих факторов и лежал в основе столь частой сменяемости наркомов.
25 января 1921 г. постановлением БашЦИК наркомом просвещения назначается Муллаян Дав-летшинович Халиков (1894-1937) [30]. Его назначение на правительственный пост не являлось случайным. По-видимому, то был тактический ход, призванный сбить волну военно-политической не-
стабильности в республике, возникшей после событий лета 1920 г. в виде череды вооруженных восстаний в башкирских кантонах. Центральная власть стремилась установить своего рода паритет между требованиями сторонников сохранения основ башкирской автономии и представителями Башобкома.
Одновременно с приходом М. Д. Халикова была проведена реорганизация коллегии Башнар-компроса. Состав коллегии сократили до 5 человек и практически полностью обновили. Помимо Ха-ликова, в нее теперь входили Тизанов (заместитель наркома), Г. С. Сагадеев (отдел подготовки работников просвещения) и С. Шакулова (отдел профессионального образования) [31]. Структура Нарком-проса по сравнению с 1920 г. также изменилась: в системе БНКП появился Башглавполитпросвет, взявший на себя функции отдела агитации и пропаганды, политпросвещения и ликвидации неграмотности среди населения, отдел Управления был преобразован в Информационно-Организационный, а отдел Социального воспитания переименован в отдел Охраны детства [32].
М. Д. Халиков, помимо работы в сфере просвещения, активно занимался вопросами политики и национально-государственного строительства. Так, в марте 1921 г. он участвует в качестве делегата от БАССР на X съезде РКП (б) [33]. Уже в июне 1921 г. Халиков уходит с поста руководителя БНКП и на II Всебашкирском съезде Советов (1-4 июля 1921 г.) избирается председателем СНК БАССР [34].
Следующим наркомом просвещения с 24 июля
1921 г. становится Фатхей Ахмедович Ахмедуллин (1895-1938) [35]. Выходец из Уфимского уезда, большевик с марта 1917 г., он был журналистом по профессии [36]. Естественно, что с назначением нового руководителя костяк команды в центральном аппарате Башнаркомпроса снова поменялся. В состав коллегии вернулся Х. Н. Амиров. Кроме того, в коллегию вошли Н. Т. Тагиров, С. Шакуло-ва, А. И. Можаев [37]. Ф. А. Ахмедуллин пробыл наркомом лишь четыре месяца. Известно, что в сентябре 1921 г. он возглавлял делегацию от БАССР на Всероссийском совещании заведующих губернских и республиканских ОНО в Москве [38].
Небезынтересно, тем не менее, то, что под руководством Ахмедуллина Наркомпросу довелось столкнуться с первыми последствиями голода 1921-1922 гг., охватившего территорию Поволжья и Урала. А последствия эти были поистине ужасны. По сообщениям отделов Комиссариата просвещения, к началу осени 1921 г. «...Башнаркомпрос находился в состоянии развала». При этом уточнялось, что «...главная причина - отсутствие продовольствия в республике, сводящее к нулю всю работу Наркомпроса» [39]. Как позже вспоминал сам Ахмедуллин, «этот год (1921) был ужасный - работа всех учреждений в это время зависела от наличия продовольствия» [40].
Скорое снятие Ахмедуллина имело под собой основания чисто политического характера, обу-
словленного борьбой работников Башобкома с представителями правительственного руководства БАССР. Борьба эта обострилась осенью 1921 г., когда стартовала кампания по партийной чистке штатов государственных органов республики. Персона Ахмедуллина вызвала у проверяющих определенные подозрения в смысле «социальной безупречности и политической надежности» [41]. 26 ноября 1921 г. его даже временно исключают из партийных рядов «как имеющего определенные национальные взгляды и ведущего буржуазный образ жизни» [42].
Комиссариат просвещения было решено доверить человеку, чей послужной список внушал большее доверие Обкому. 30 ноября 1921 г. Ф.А. Ахмедуллин сложил с себя полномочия наркома просвещения. 1 декабря 1921 г. БНКП возглавил Гадий Нурмухаметович Кильдибеков [43]. Уроженец Стерлитамакского уезда бывшей Уфимской губернии (р. в 1881 г.), он в свое время окончил уфимское медресе «Усмания». Вступив в 1916 г. в партию большевиков очень быстро приобрел известность как активный пропагандист. До своего назначения на пост наркома два с половиной года работал в Центральном комиссариате по делам мусульман России в качестве редактора газет и журналов, издающихся на восточных языках [44].
Ничем особым Кильдибеков как нарком просвещения отметиться не успел. На это у него, как и у его предшественника, просто не хватило времени: он возглавлял Башнаркомпрос всего 99 дней. В основе отставки Кильдибекова лежал, скорее всего, начавшийся конфликт с Наркоматом внутренних дел. Конфликт разгорелся из-за дележа помещения, в котором размещался тогда Наркомпрос и на которое претендовало НКВД. Кильдибеков счел притязания признаком неуважения к своему ведомству и лично к себе, попросив освободить его от занимаемых обязанностей «...ввиду...посягательств на Нар-компрос и лично на меня...». В итоге, 9 марта 1922 г., он был отозван в распоряжение Агитпропа Ба-шобкома [45].
На освободившееся место 9 марта 1922 г. назначается Гидаят Сибагатуллович Сагадеев. Его заместителем утверждается Нуякшин. Помимо них, в коллегию вошли также С. Шакулова, А. И. Можа-ев и вернувшийся на место заведующего отделом Соцвоса Г. А. Айдаров [46].
При Г. С. Сагадееве Наркомпрос БАССР пережил серьезную реорганизацию. Связано это было с процессом объединения Башреспублики и Уфимской губернии в так называемую Большую Башкирию. Начиная с весны 1922 г. БНКП и Уфимский ГубОНО начали поэтапное сокращение персонала и оптимизацию структуры своих учреждений. Так, к началу июня 1922 г. центральный аппарат Башнар-компроса был сокращен до 3 отделов: Административного, Социального воспитания и Политпросвета. Отдел искусств и Госиздат перешли на хозрасчет [47] . Аппарат Уфимского ГубОНО был разде-
лен на две части: одна выделилась в Уфимский городской отдел народного образования, а другая вместе с бывшим заведующим А. И. Титовым сливалась с Башнаркомпросом [48]. Структурное слияние Наркомпроса Малой Башкирии и Уфимского губернского ОНО проходило в течение июля-августа 1922 г. Г. С. Сагадеев был единогласно избран на пост наркома просвещения Большой Башкирии и приступил к исполнению своих обязанностей 28 июля 1922 г., после переезда БНКП в Уфу [49]. А. И. Титов - бывший заведующий Уфимским губернским ОНО - был назначен его заместителем [50].
Объединенный центральный аппарат Башнар-компроса отныне подразделялся на четыре главных управления, которые, в свою очередь, состояли из отделов и подотделов:
1) Административно-организационное управление (заведующий, он же замнарком А. И. Титов) с отделами: а) Организационный; б) Снабжения; в) Административный.
2) Управление Социального Воспитания (заведующий Ш. Х. Сюнчелей) с отделами: а) Школьный; б) Дошкольный; в) Правовой защиты.
3) Управление Профессионального образования, или Главпрофобр (заведующий А. И. Можаев) с отделами: а) Педагогический; б) Сельского хозяйства; в) Отдел профессионального образования рабочих (ОПОР); г) Туземный.
4) Управление Политпросвета (заведующий А. Г. Айдаров) с отделами: а) Внешкольный; б) Агитации и пропаганды.
В коллегию БНКП вошли 5 человек. Двое из них (Титов и Сюнчелей) представляли старый губернский ОНО, а остальные Сагадеев, Можаев и Айдаров) - Наркомпрос Малой Башкирии [51]. К сентябрю 1922 г. в составе Комиссариата в качестве отдельных единиц формируются Госиздат, Академический центр и Совет национальных меньшинств, существовавшие на принципах самоснабжения. Из-за недостатка средств принимается решение максимально сократить центральный аппарат Комиссариата, доведя численность сотрудников до 60 человек [52].
Таким образом, к осени 1922 г. система Баш-наркомпроса приобрела структурно завершенный вид, и, тем самым, период его организационного становления плавно подошел к концу. Данный период характеризовался сочетанием планомерного строительства и чрезвычайных мер, призванных компенсировать разрушительные последствия Гражданской войны и голода начала 1920-х гг. Возникшая структура управления позволяла в случае необходимости быстро мобилизовать людские, материальные и финансовые ресурсы для решения неотложных задач на определенных участках работы. Несмотря на то, что в будущем центральный аппарат и местные ОНО неоднократно переживали
кадровые и функциональные реорганизации, все последующие реформы проводились уже на готовом и опробованном «опорном скелете», сформированном в 1919-1922 гг.
ЛИТЕРАТУРА
1. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней в 2-х т.: уч. пособие / под ред. И. Г. Акманова, М. Н. Кулбах-тина, А. З. Асфандиярова . Т. 2. Уфа: Китап, 2006. 600 с.
2. Национально-государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.): Документы и материалы в 4-х т. / Авт-сост. Б. Х. Юлдашбаев. Т.2. Ч. 2. Уфа: Китап, 2003. 696 с.
3. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.20. Л.1, 11, 16.
4. Ергин Ю. В. [Об актуальных проблемах организации народного образования в Башкирской Республике] (Айдаров Г. А.) // Педагогический журнал Башкортостана. 2007. №2. С. 79-101.
5. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.14. Л.5.
6. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.35. Л.41.
7. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д. 3. Л.1-3.
8. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.7. Л.1.
9. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.7. Л.8.
10. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.3. Л.3,9.
11. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.3. Л.64.
12. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.7. Л.23.
13. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.6. Л.8.
14. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.29. Л.26-27; ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.35. Л.41-45.
15. Культурное строительство в Башкирской АССР (19171941 гг.). Документы и материалы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. 352 с.
16. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.45. Л.34.
17. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.35. Л.41-45.
18. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.49. Л.5.
19. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.84. Л.52.
20. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.49. Л.5, 7.
21. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.35. Л.7.
22. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.7. Л.91об.
23. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.7. Л.8.
24. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.35. Л.1, 11, 23, 28, 51.
25. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.58. Л.7.
26. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.29. Л.2, 2об, 4.
27. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.154. Л.1-2.
28. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.3. Л.64-66.
29. ЦГАОО РБ. Ф.22. Оп.4. Д.12. Л.13-14.
30. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.215. Л.7.
31. ЦГАОО РБ. Ф.22. Оп.5. Д.6. Л.1, 1об.
32. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.3. Л.130.
33. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.215. Л.29, 34.
34. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.1. Д.7. Л.29 об.
35. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.209. Л.2.
36. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.34. Д.14. Л.5, 16-21.
37. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.209. Л.102.
38. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.218. Л.99 об,109.
39. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.250. Л.9.
40. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.34. Д.14. Л.21.
41. ЦГАОО РБ. Ф.22. Оп.5. Д.85. Л.2-4.
42. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.34. Д.14. Л.10-11.
43. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.218. Л.118 об, 119.
44. ЦГАОО РБ. Ф.22. Оп.5. Д.85. Л.61, 62.
45. ЦГАОО РБ. Ф.22. Оп.5. Д.267. Л.14, 15, 16, 64; ЦГАОО
РБ. Ф.22. Оп.6. Д.4. Л.17.
46. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.454. Л.26, 31об.
47. ЦГАОО РБ. Ф.22. Оп.6. Д.4. Л.77.
48. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.456. Л.55, 56, 62, 63.
49. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.454. Л.67.
50. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.451а. Л.6.
51. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.475. Л.3.
52. ЦГИА РБ. Ф.798. Оп.1. Д.451а. Л.6.
Поступила в редакцию 04.04.2012 г.