Научная статья на тему 'Ш. Х. Сюнчелей - организатор народного образования в Башкирии'

Ш. Х. Сюнчелей - организатор народного образования в Башкирии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

The article is devoted to the 120th anniversary of Sh.Kh.Suncheley (1885-1959), one of the most talented educators in Bashkortostan, an outstanding scientific researcher, the first Rector of the Bashkir State Pedagogical Institute named after K.A.Timiryazev, on the basis of which the Bashkir State Pedagogical University came into being in 1952. A detailed analysis is carried out on his activities in different governmental structures during 1921-1931.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sh.Kh.Suncheley as the organizer of the national education in Bashkiria

The article is devoted to the 120th anniversary of Sh.Kh.Suncheley (1885-1959), one of the most talented educators in Bashkortostan, an outstanding scientific researcher, the first Rector of the Bashkir State Pedagogical Institute named after K.A.Timiryazev, on the basis of which the Bashkir State Pedagogical University came into being in 1952. A detailed analysis is carried out on his activities in different governmental structures during 1921-1931.

Текст научной работы на тему «Ш. Х. Сюнчелей - организатор народного образования в Башкирии»

| , V»,-

Ю.В.Ергин

Ш.Х.СЮНЧЕЛЕЙ - ОРГАНИЗАТОР НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРИИ

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения Шарифа Хамидуллича Сюнчелея1, выдающегося педагога, талантливого организатора народного образования в Башкирии, ученого, первого ректора Башкирского госпединститута. Немногочисленные публикации о Ш.Х.Сюнчелее [1-3], открывшие его имя для широкой общественности, коротки, фрагментарны и уже поэтому далеко не полно отражают даже основные этапы его жизни и деятельности. Сказанное в равной степени относится и к последней, наиболее полной публикации о Ш.Х.Сюнчелее [4], которая, в отличие от предыдущих, написана с использованием большого количества документов из его личного фонда [5], хранящихся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ).

Ш.Х.Сюнчелей родился 3 ноября 1885 года в деревне Старые Мостаки Шиковской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье малоземельного крестьянина. В 1891 году семья переехала в Астрахань, где его отец в течение нескольких лет был чернорабочим (грузчиком), а позднее занимался сапожным делом, чем и содержал семью.

С шести лет Шариф обучался в мектебе и медресе, с 1891 по 1901 год - в русско-татарской школе, а с 1903 по 1907 год - в Казанской учительской школе2. Период учёбы в ней совпал с началом бурных революционных событий 1905-1907 годов. Уже во втором классе этой школы Шариф Сюнчелей получил начальное политическое воспитание в подпольных ученических кружках, организованных в Казани социал-демократами и социал-революционерами (эсерами). В марте 1906 года учащиеся Учительской школы активно поддержали забастовку, объявленную другими учебными заведениями города. Школа была временно закрыта, а наиболее активные участники забастовки до осени

высланы по основному месту жительства. В их числе оказался и Шариф Сюнчелей.

После окончания Учительской школы в течение восьми лет Шариф Сюнчелей работал в четырехлетней земской школе в

деревне Сараши Осинского уезда Пермской губернии, постоянно находясь под надзором полицейских органов. Он оказался единственным учителем и организатором внешкольной работы на всю волость, в состав которой в то время входили девятнадцать поселений. Тяжелое положение башкир и инородцев Шариф Сюнчелей описал в трёх статьях: «Башкиры

Пермской губернии»,

«Татары и мишары Саратовской губернии» и «Зло наших дней», опубликованных в журнале

«Мусульманин», издававшемся во Франции (в Париже) на русском языке. Эти и последовавшая за ними статья, опубликованная в 1914 году в двух частях в газете «Йондоз» (Звезда), стали пробой пера начинающего учёного-просветителя.

В сентябре 1915 года Шариф Сюнчелей перешёл на работу в Уфимское губернское земство лектором-инструктором внешкольного образования по Ново-Каргалинскому району Белебеевского уезда. Уже в следующем году он повысил свою квалификацию: прошёл трёхмесячные курсы по внешкольному образованию при Московском городском университете имени Шанявского3.

Февральская революция 1917 года застала Ш.Х.Сюнчелея в Белебеевском уезде. В апреле того же года он был переведён лектором по внешкольному образованию в Уфу и с головой окунулся в практическую реализацию всех мероприятий, которые продекларировало в области народного просвещения Временное правительство. Это - обеспечение прав в области образования для

всех национальностей, децентрализация школьного дела, передача всех учреждений народного образования местным органам власти, введение выборности и самоуправления педагогических коллективов. Ш.Х.Сюнчелей много разъезжал по башкирским и татарским деревням и волостным селениям Уфимского уезда с лекциями о февральской революции, разъяснял лозунги различных партий о земле, войне и мире, ратовал за созыв Всероссийского Учредительного собрания. Неудивительно, что скоро активный разъездной лектор был выбран от Шариповской волости делегатом на I Губернский съезд крестьянских депутатов. После избрания этим съездом членом Совета, он остался работать в Исполкоме и Президиуме Исполкома сначала в качестве рядового члена, но вскоре стал заместителем председателя, а затем и председателем Исполкома. Ш.Х.Сюнчелей принимал участие во всех губернских съездах крестьянских депутатов, выступал на губернском бедняцко-башкирском съезде, на общегородских митингах и собраниях трудящихся в Уфе, а также на всех губернских мусульманских съездах и собраниях. Осенью того же года началась кампания по выборам представителей во Всероссийское Учредительное собрание. Всего от Уфимского округа было избрано 18 делегатов, 5 из которых прошли по списку Губернского мусульманского совета (левых эсеров), среди них оказался и Ш.Х.Сюнчелей. После принятия декрета о роспуске Учредительного собрания Ш.Х.Сюнчелей порвал связь с эсерами, но статус «бывшего депутата» в дальнейшем неоднократно спасал его от расстрела белочехами и деникинцами.

Вернувшись из Петрограда, Ш.Х.Сюнчелей принял активное участие во всех мероприятиях по укреплению Советской власти. Он возглавил Совет рабочих города Уфы, создавал рабочие клубы. Как член Коллегии Татаро-башкирского комиссариата по делам мусульман (был в ней заведующим отделом народного просвещения), Ш.Х.Сюнчелей участвовал в создании отдела народного образования в городской Коммуне (горсовете). Он работал в Уфимском губернском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов как член коллегии по делам мусульман и заведовал в нём Отделом связи. Одновременно Ш.Х.Сюнчелей стал одним из ответственных редакторов газеты «Кореш» (Борьба), органа Уфимского губернского Совета народных комиссаров и Мусульманского военного Совета.

В конце мая 1918 года против Советской власти выступил сформированный из военнопленных чехословацкий корпус, получивший разрешение выехать через Сибирь и Дальний Восток во Францию. Уже 4 июня чехословаки заняли Уфу. В борьбу с большевиками включились вооружённые силы Комитета учредительного собрания (Комуч), а затем для консолидации всех

антибольшевистских сил в Уфе было созвано Государственное собрание, на котором было решено передать власть Всероссийскому Временному правительству (Уфимской директории).

За 15 дней до сдачи Уфы чехословакам на Губернском съезде Советов Ш.Х.Сюнчелей был избран членом Губисполкома, но ввиду болезни (открытая форма туберкулёза) был вынужден выехать на лечение кумысом в Белебеевский уезд. В Давлеканово он был арестован белочехами, но через сутки освобождён как член Учредительного собрания, разогнанного большевиками. За неучастие в работе Комуча в течение последующих шести месяцев (до вступления в Уфу красных) находился в розыске, нигде не работал, несколько раз задерживался контрразведкой.

9 июня 1919 года в Уфу вступила Красная Армия и сразу же начались ликвидация последствий гражданской войны и преодоление хозяйственной разрухи. Развернул свою деятельность и Уфимский губернский отдел народного образования . Одним из первых его мероприятий было вынесение решений от 28 ноября 1919 года «Об учреждении в Уфе Института народного образования» и 29 декабря того же года о преобразовании Уфимского учительского института, основанного еще в 1909 году, в Уфимский институт народного образования [6].

С окончательным утверждением Советской власти в Уфе началась работа Ш.Х.Сюнчелея в органах народного образования: член Коллегии горОНО, инструктор губОНО, председатель Бюро национальных меньшинств (Нацмен), заведующий отделением Единой трудовой школы, заведующий Губернским отделом социального воспитания (Губсоцвос) и, наконец, после слияния Малой Башкирии5 с бывшей Уфимской губернией (с 1 августа 1922 года) - член Коллегии Башнаркомпроса, заместитель наркома просвещения БАССР. На этом посту Ш.Х.Сюнчелей сделал очень много для практического преодоления таких последствий Гражданской войны, как массовое распространение беспризорности, повлекшей за собой необходимость расширения сети детских домов, организацию школ-коммун и других учреждений подобного рода. Ш.Х.Сюнчелей повышает свою квалификацию, без отрыва от производства в декабре 1922 года он окончил полный курс Уфимского Практического иНо по общественно-историческому отделению [27].

В феврале 1921 года декретом Совнаркома РСФСР при наркомате просвещения РСФСР была создана система Академцентров, которым поручалось «высшее теоретическое руководство делом просвещения как в области науки, так и

искусства» [8]. Председателем Академцентра был назначен заместитель наркома просвещения М.Н.Покровский6.

Решение вопроса об организации Академцентра при Башнаркомпросе затянулось, и только 4 сентября 1922 года на Коллегии Уфимского Губернского отдела народного образования [10] было решено открыть Академцентр. Его первым заведующим (и фактически единственным сотрудником весь последующий год) стал Сагит Сунчелей9, родной брат Ш.Х.Сюнчелея10.

С самого начала Академцентр задумывался как орган, объединяющий и направляющий научно-исследовательскую, учебно-методическую и краеведческую работу в пределах всей Башкирии. Уже в конце сентября 1922 года было разработано «Положение об Академцентре», через месяц его утвердил Башсовнарком [12]. Тогда же Коллегия ГубОНО вынесла решение об издании Академцентром журнала «Фронт просвещения», основная задача которого состояла в освещении всех вопросов организации народного образования в республике. Ш.Х.Сюнчелей вошел в редколлегию этого журнала как соредактор специального отдела, занимающегося проблемами преподавания на не русском языке.

Первоначально в Академцентре Башнаркомпроса предполагалось иметь всего три отдела (научный, художественный и издательский). Уже осенью 1922 года были предприняты попытки организовать работу шести специализированных комиссий (учебно-методической, научно-политической, литературно-художественной, редакционно-издательской и комиссии по реформе татаро-башкирской орфографии, терминологии и шрифта). Однако на практике из-за фактического отсутствия какого-либо реального финансирования к концу 1922 года удалось создать лишь одну, и то работавшую на общественных началах, Комиссию по практической реализации в кантонах республики башкирского языка.

Определенный вклад в развитие Академцентра Башнаркомпроса внес и БашЦИК: уже в октябре 1922 года на одном из его заседаний рассмотрели и утвердили разработанное Академцентром «Положение об Обществе по изучению быта, культуры и истории Башкирии» [13]. Было решено для достижения поставленных перед «Обществом...»11 целей открыть при нем четыре отдела: исторический (с подотделами дореволюционной и революционной Башкирии), научно-филологический, издательский (с научно-литературным и педагогическим подотделами) и отдел этнологической географии. Однако, несмотря на это, вошедшие в состав Академцентра Научное общество и Башкирское издательство ввиду затруднительного финансового положения

Башнаркомпроса еще долгое время были вынуждены существовать только на хозрасчете.

В плане работы Академцентра на 1923 год особое внимание уделялось деятельности Учебно-методической комиссии, которую с самого начала ее создания возглавлял Ш.Х.Сюнчелей. Перед Комиссией была поставлена задача, пересмотреть содержание всех имеющихся в республике учебников, методических руководств и пособий с точки зрения их пригодности для преподавания в новых советских условиях. Жизнь требовала новых учебников и методических руководств, тщательного подбора книг для библиотек, составления новых программ преподавания. Особенно актуальным все это было в отношении преподавания башкирского языка в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, а также на различных курсах, создаваемых для изучения языка всеми ответственными работниками не башкирами.

Наибольшего реального успеха в 1922/23 учебном году в Академцентре Башнаркомпроса достигла лишь Комиссия по практической реализации башкирского языка. Были открыты и стабильно функционировали курсы по изучению языка для ответственных работников различных наркоматов, организованы татаро-башкирские группы при Уфимском институте народного образования, началась работа по созданию первого алфавита башкирского языка. Первоначально Комиссия состояла из трёх человек (Ф.Сайфи, Г.Шонаси, С.Ремеев), позднее в нее вошли Ш.Худайбердин, Х.Каримов, Ш.Манатов, Д.Юлтый и другие.

Уже в конце 1922 года Комиссией был составлен проект первых башкирского алфавита и орфографии. В начале 1923 года они были обсуждены на заседании Научно-методической комиссии Академцентра, а через месяц на специальном его расширенном заседании. 10 декабря 1923 года проекты, ответственным за составление которых был Сагит Ремеев1 , были окончательно утверждены Академцентром, а в январе следующего года - совещанием ответственных работников [14].

В 1924 году Академцентр Башнаркомпроса возглавил Шариф Манатов [15]. К этому времени в его состав, кроме Общества по изучению Башкирии, уже входили Башкирский центральный музей13 и Государственный художественный музей14. Большую работу провела Учебно-методическая комиссия Академцентра, возглавляемая Ш.Х.Сюнчелеем: составили и утвердили программу преподавания башкирского языка в русских школах, программу преподавания истории башкир в Башкирии для средних учебных заведений, программы преподавания башкирского языка на курсах по обучению чтению и практической разговорной речи для населения и канцелярских работников. Академцентр к этому времени уже издавал

собственный научно-педагогический журнал «Белем» (Знание), было выпущено свыше десятка учебников и методических руководств, в том числе на башкирском языке букварь для детей и книга для чтения «Йэш быуын» (Молодое поколение) в трёх частях и букварь для взрослых «Яцы юл» (Новый путь). Ш.Х.Сюнчелей был соавтором третьей части книги для чтения «Йэш быуын» [16], его перу принадлежало и пособие для учителей «Общие сведения о Башкирии» (статистическо-экономический справочник на башкирском языке) [17].

В последующие годы, когда Академцентр Башнаркомпроса возглавил Ш.Х.Сюнчелей, усилиями последнего были проведены серьезные структурные изменения [18], после чего в структуру Академцентра вошли:

1. Научно-методический совет (с программно-методической секцией, секцией по повышению квалификации работников просвещения и консультационным бюро). При программно-методической секции работали две комиссии - по детскому движению и дошкольному воспитанию.

2. Центральное бюро краеведения (с секцией школьного краеведения), руководившее Научным обществом по изучению Башкирии, отделениями этого Общества в кантонах, Башкирским центральным музеем местного края, кантонными музеями и Государственным художественным музеем.

3. Издательство, подразделениями которого были Редакционно-издательская коллегия и редакция журналов «Белем»15 и «Башкорт аймагы»16 (Башкирский край). Редакционно-издательская коллегия составляла планы издательства, ее работники редактировали выпускаемые книги, осуществляли их рецензирование и перевод на башкирский и татарский языки.

4. Терминологическая комиссия (в состав которой входили специалисты-педагоги), ведущая разработку башкирской письменности через соответствующие комиссии по специальностям и составление словаря башкирского языка.

С 1925 года Ш.Х.Сюнчелей не только возглавил Академцентр, но и сам активно участвовал в работе его комиссий: по усовершенствованию алфавита башкирского языка, по созданию терминов на башкирском языке, по составлению учебников и хрестоматий для башкирских и татарских школ; он был автором различных методических разработок и руководств для учителей. Так, кроме уже указанных выше книг для чтения «Йэш быуын» и «Общих сведений о Башкирии», в 1921-1930 годах на башкирском и татарском

языках его перу принадлежали следующие методические пособия по организации работы с детьми: «Практическая работа в детском саду» (1921) [19], «Беседы с маленькими детьми» (1923) [20], «Комплексный метод обучения в школе» (1924) [21], «Ребёнок и его среда» (1926) [22], «Организация работы в семье» (1930) [23]; авторизованные переводы книг и пьес: «Галинур» (1924) [24], «Кто не работает, тот не ест» (1924) [25], «Старик-годовик» (1925) [26]; несколько хрестоматий (книг для чтения) «Яны Мектэб» (Новая книга) [27-28]. Кроме этого Ш.Х.Сюнчелей составил «Программу по обществознанию» и «Программу по изучению Башкирии», опубликованные в 1927 году на башкирском языке в журнале «Белем», в редактировании которого он принимал самое активное участие. Одновременно Ш.Х.Сюнчелей состоял членом Президиума «Общества по изучению Башкирии», председателем Башкирского областного бюро краеведения, редактировал научный журнал «Башкорт аймагы», все три выпуска «Башкирских краеведческих сборников», вышедших в 1926-1929 годах, и был редактором «Исторического очерка Тамьян-Катайского района Б АССР» (1926) М.Ф.Чурко [29].

Группа сотрудников Академцентра Башнаркомпроса. Фото1926г. Сидят (слева - направо): Б.С.Давыдкин, Ш.Х.Сюнчелей, Л.П.Гнедков,

Е.Золотухина

Стоят (слева - направо): Р.Р.Фахретдинов, А.А.Еникеев ЦГИА РБ, Ф. Р-1833, Оп. 1, дело 52. Публикуется впервые

'^1924--

Титульный лист книги Ш.Х.Сюнчелея «Комплексный метод обучения». -Казань: Тип. им. К.Якуба.1924. л.л. 1-72. ЦГИА РБ, Ф. Р-1833, Оп. 1, дело 28. Публикуется впервые

Особых комментариев заслуживает уже упомянутое выше учебное пособие «Комплексный метод обучения» [21], написанное Ш.Х.Сюнчелеем еще в 1924 году. Дело в том, что содержание значительной части учебников и методических пособий для

преподавателей и учащихся, выпущенных в 20-30 годы, в той или иной степени, диктовалось господствующей в то время в педагогике так называемой «комплексной системой обучения». Ее центральным моментом было построение обучения на основе единого связывающего критерия, которым могла быть, например, область детских интересов и склонностей или знакомство с определенным кругом определенных жизненных явлений.

Этот метод, появившийся сначала в теории и практике начального обучения, был разработан в противовес существовавшей в то время разобщенности изучения отдельных учебных предметов, в которых связи между отдельными элементами строились по формально-логической схеме. В связи со сказанным, во всей стране в первые послереволюционные годы была предпринята попытка осуществить переход к методу концентрации содержания обучения в начальной школе. В качестве системообразующего элемента было предложено взять изучение окружающей природы и деятельности - природоведения. В программе ГУСа 1923-1925 годов основным принципом работы школ I ступени (семилеток) была идея создания единого комплекса «Жизнь ребенка и окружающая среда». Именно отсюда и появились в издании Академцентра в 1924-25 годах такие учебники, как «Неживая природа» Шонаси, «Растительный мир» Вахитова, «Человек и животные» Файзи, «История башкир» Фахретдинова. В Башкирии внедрением комплексной системы обучения занимался Отдел единой трудовой школы Управления социального воспитания (Главсоцвоз) Башнаркомпроса.

В начале 30-х годов комплексная система обучения была отменена и восстановлена предметная система преподавания. В сегодняшней педагогике методы комплексной системы обучения возрождаются в виде так называемых интегрированных курсов.

Всего с 1922 по 1929 год Академцентром Башнаркомпроса было издано 90 названий (около 640 печатных листов) на башкирском языке, 35 названий (около 25 печатных листов) на татарском языке и 7 названий (около 112 печатных листов) на русском языке учебников и программно-методической литературы. Указанная статистика не учитывает издание общественно-политической, научно-популярной, беллетристической и детской литературы, а всего за 1922-1929 годы Академцентром было выпущено 282 названия различных изданий общим объемом 1970 печатных листов.

В середине 1930 года в связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР, связанной с устранением параллелизма и

децентрализации в его работе, Академцентр РСФСР (в том числе и национальные Академцентры) был реорганизован. В Башкирии функции Академцентра постепенно перешли к Башкирскому комплексному научно-исследовательскому институту (1930г.), а затем к выделившимся из него НИИ педагогики (1931г.), Институту национальной культуры (1933г.) и Башкирскому институту повышения квалификации работников образования (1933г.).

Трудно переоценить роль Ш.Х.Сюнчелея в реорганизации Уфимского института народного образования в Башкирский государственный педагогический институт. Этой реорганизации предшествовала большая работа специальной межведомственной комиссии (в её состав от Академцентра вошёл Ш.Х.Сюнчелей), разработавшей реальный план укрепления материальной базы планируемого к открытию нового учебного заведения, повышения квалификации его преподавательского состава, организации учебного процесса с ориентацией на учебные программы лучших педагогических вузов страны. В сентябре 1927 года Ш.Х.Сюнчелей стал заведующим Уфимским ИНО и уже марте 1929 года ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли постановление №268 «О мероприятиях по ознаменованию десятилетия существования Башкирской АССР», в пункте 6 которого говорилось: «Признать необходимым реорганизовать в 1929-1930 годах Институт народного образования в городе Уфе в Башкирский педагогический институт...» [6].

13 июня 1929 года Ш.Х.Сюнчелей был утверждён первым ректором БГПИ имени К.А.Тимирязева. Он всецело занялся решением большого количества различных организационных проблем, связанных с открытием наряду с тремя существовавшими в Уфимском ИНО отделениями (физико-математическим, естественным и общественно-экономическим) нового, четвёртого, литературно-лингвистического отделения (с русской и башкирской секциями). Под руководством Ш.Х.Сюнчелея была установлена и утверждена новая структура вуза; расширены его штаты; приглашены на вакантные должности профессора и доценты из других городов; практически, решён вопрос о предоставлении новому вузу дополнительных площадей для расширения существовавших и создания новых учебных кабинетов и лабораторий; значительно увеличен фонд научной и учебной литературы вузовской библиотеки.

1 апреля 1930 года Коллегия Башнаркомпроса освободила Ш.Х.Сюнчелея от занимаемой должности в связи с открывшейся для него возможностью поступления в аспирантуру НИИ национальностей СССР. Обучаясь в аспирантуре, он одновременно работал доцентом

кафедры политической экономии в Московском текстильном институте и в Коммунистическом университете трудящихся Востока, созданном ещё в 1921 году для подготовки партийных национальных кадров. В процессе прохождения аспирантуры Ш.Х.Сюнчелей принимал участие в полевых экспедициях в Кабардино-Балкарии, Черкессии и Татарии, изучал организацию труда в сельском хозяйстве указанных республик и проблему создания кадров национального пролетариата. В 1931 году в составе научно-исследовательской экспедиции он побывал и в Башкирии, где исследовал проблему колхозно-совхозного строительства в Абзелиловском, Белорецком и Баймакском районах, а также организацию труда, быта и культуры рабочих Белорецкого и Баймакского заводов.

В апреле 1934 года срок пребывания Ш.Х.Сюнчелея в аспирантуре закончился, он представил к защите диссертационную работу на тему «К решению проблемы кадров национального пролетариата на опыте Татарии». Уже в марте 1936 года постановлением Квалификационной комиссии при Управлении университетами и научно-исследовательскими учреждениями Наркомпроса РСФСР Ш.Х.Сюнчелей был утверждён в звании доцента по политэкономии, а в декабре того же года стал действительным членом Музея Народов СССР по истории России и СССР и кандидатом исторических наук.

Защитив диссертацию, Ш.Х.Сюнчелей работал сначала старшим научным сотрудником, а затем заведующим сектором Музея Народов СССР.

После выступления И.В.Сталина на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 года, на котором был озвучен тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму, ставший теоретическим обоснованием произвола и беззакония того времени, Ш.Х.Сюнчелея просто «по личному заявлению» отстранили от занимаемой должности, не оставив, однако, в покое по партийной части. Через год, в апреле 1938 года, ему даже удалось снова на некоторое время стать старшим научным сотрудником Музея Народов СССР (по отделу Севера), но практически одновременно с этим Ш.Х.Сюнчелей был исключен из членов ВКП(б) по ложному обвинению «в бытовых связях с врагом народа»17 и уволен с работы. С этого момента в течение многих лет Ш.Х.Сюнчелей находился на положении практически полурепрессированного человека, не имел постоянного места работы, перебивался временными заработками, в любой момент ожидая высылки в трудовой лагерь.

Только в августе 1956 года Ш.Х.Сюнчелей был полностью реабилитирован.

Скончался Шариф Хамидуллич Сюнчелей 9 ноября 1959 года в Москве, похоронен на Даниловском кладбище. Документы личного фонда Ш.Х.Сюнчелея, хранящиеся в ЦГИА РБ, безусловно, станут предметом дальнейшего изучения исследователями становления и развития народного образования в республике.

Примечания

1. Его настоящая фамилия Сунчаляев, имя Шариф[д]жан. Первые свои публикации он подписывал «Шариф Сунчали», а затем «Шариф Сюнчелей». Последнее написание будем использовать и мы.

2. Казанская Татарская учительская школа, открытая в 1876 году, была специальным педагогическим заведением с четырехклассным сроком обучения, которое готовило учителей из татар для нерусских школ Поволжья, Зауралья и Средней Азии.

3. Московский городской народный университет им.А.Л.Шанявского был открыт в 1908 году на средства, пожертвованные городу генералом Шанявским (1837-1905). Действовал до 1919 года как общедоступное учебное заведение с программами высшего и общего среднего образования.

4. Уфимский ГубОНО, созданный ещё в декабре 1917 года при организации Исполкома Губсовета рабочих и крестьянских депутатов как его структурно обособленная часть, просуществовал с некоторыми перерывами до июня 1922 года, когда в связи с созданием Большой Башкирии и слиянием губернских и республиканских учреждений его функции целиком перешли к Башнаркомпросу. В 1918-1922 годах ГубОНО, по существу, представлял собой местный орган Минпроса РСФСР, от имени которого он осуществлял на территории Башкирии все мероприятия, необходимые для полного и всестороннего развития народного образования.

5. «Малая Башкирия» - название автономной Башкирской республики, провозглашённой 15 ноября 1917 года, введенное в 1918 году Башкирским областным (центральным) Шуро. По «Соглашению Центральной Советской власти с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии (20 марта 1919 года)», в её состав вошли части территории Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний, включающие волости с преимущественно башкирским населением. Фактически центром Малой Башкирии (официально - с августа 1920 года) был город Стерлитамак.

6. М.Н.Покровский (1868-1932) - историк, академик АН СССР (1929), с мая 1918 года до конца жизни - заместитель наркома просвещения РСФСР, один из инициаторов и организаторов Социалистической академии (1918), Государственного Научного Совета (1919), Института Красной профессуры (1921). Был непререкаемым авторитетом в области исторических наук, в 1920 году выпустил «Русскую историю в самом кратком очерке», получившую высокую оценку В.И.Ленина. На самом деле это было усечённое и извращённое изложение русской истории, написанное с точки зрения классовой борьбы. Её автор, например, обнаружил борьбу пролетариата против буржуазии даже в

древнем Новгороде (?!). Прах М.Н.Покровского был погребён в Кремлевской стене, а сам он назван И.В.Сталиным «всемирно известным ученым-коммунистом и руководителем теоретического фронта». Однако уже в середине 30-х годов «школа Покровского» стала резко критиковаться вождём, а его учение было объявлено «антимарксизмом и вульгарным социологизмом».

7. Первоначально ГУС, утвержденный Совнаркомом РСФСР декретом от 4 февраля 1919 года, имел более узкую задачу проведения реформы высшей школы в плане ее «пролетаризации».

8. Главнаука решала вопросы об открытии новых научных учреждений и вузов, устанавливала их типы, утверждала уставы, разрабатывала планы работы и программы этих учреждений, обеспечивала их научным и учебным персоналом. Долгое время даже Российская Академия наук находилась в ведении Главнауки Наркомпроса РСФСР. Лишь в июле 1925 года ЦИК и СНК РСФСР признали РАН высшим всесоюзным научным учреждением страны, после чего она стала называться Академией Наук СССР, и только в июле 1927 года Совнарком СССР, в ведении которого она стала находиться, утвердил первый устав Академии наук СССР.

9. С.Х.Сунчелей (1889-1937), родной брат Ш.Х.Сюнчелея, поэт и переводчик, один из ближайших друзей и сподвижников Г.Тукая. В 1915 году он переехал в Уфу, где занимался культурно-просветительской работой и литературной деятельностью. Автор «Революционных стихов» (Уфа: Шарык, 1918), переводчик на татарский язык А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. В 19191922 годах С.Сюнчелей - представитель Наркомнаца в Крыму, в 1923-1926 годах - член Коллегии Башнаркомпроса, в 1926-1927 годах - переводчик советского генерального консула в Турции. В июне 1927 года был обвинен в «султангалиевщине», арестован, но вскоре выпущен на свободу. В феврале 1928 года снова арестован, а через год Коллегией ОГПУ приговорен к высшей мере наказания, замененной ссылкой на Соловки сроком на десять лет. В октябре 1937 года вторично приговорён к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 27 октября 1937 года. Реабилитирован посмертно.

10. В [9] утверждается, что первым и единственным за всё время существования Академцентра его заведующим был Ш.Х.Сюнчелей. Эта ошибка связана с тем, что за подлинник документа об организации Академцентра (рукописный) [10] приняли его машинописный вариант [11], в котором имя Сагита Сунчелея почему-то оказалось опущенным.

11. Общество возникло в 1920 году в Стерлитамаке. В 1922 году в него входили М.Гафури, М.Бурангулов, Д.Юлтый, С.Мрясов, Ш.Сюнчелей, А.Ибрагимов (Шонаси), Г.В.Вахрушев, Н.Чижов, В.Хангильдин, Г.Алпаров. В 1924 году Научное общество насчитывало уже более ста человек, имело свои отделения в восемнадцати кантонах Башкирии.

12. Этот обновленный башкирский алфавит на основе арабской графики состоял из 33 букв вместо прежних 22. В 1928 году был принят новый башкирский алфавит на основе башкирской графики («яналиф»), от которого снова отказались в конце 30-х годов и Указом Президиума Верховного Совета БАССР от 23 ноября 1939 года башкирская письменность была переведена с латиницы на кириллицу. В 1940-1942 годах в школах Башкирии было введено обучение по новому алфавиту (именно с использованием его переводились и издавались учебники, программы, книги для чтения, велась подготовка педагогических кадров).

13. Речь идет об историко-краеведческом музее, основанном еще в 1864 году Губернским статистическим комитетом как Уфимский губернский музей. В 1919 году он стал называться Уфимским историко-социальным музеем народов Востока, а с 1923 года - Башкирским краевым музеем. В настоящее время его правопреемником является Национальный музей Республики Башкортостан.

14. Речь идет о художественном музее, основанном в 1919 году при содействии уроженца Уфы художника М.В.Нестерова, передавшего в его фонд около 100 своих произведений и картин русских художников 2-ой половины XIX века. В 1921 году он получил название Центральный уфимский художественный музей. В настоящее время это художественный музей имени М.В. Нестерова.

15. Журнал «Белем» (Знание) ведет своё начало с общественно-педагогического журнала «Мэгариф эштэре» (Дела просвещения), который начал издаваться в феврале 1920 года в г.Стерлитамаке. Первый номер журнала «Белем» вышел в феврале 1924 года; с октября 1931 года журнал был переименован в «Культурную революцию», а с мая 1936 года (с перерывом в 1941-1945 годах) стал называться «Башкортостан укытыусь^ы» (Учитель Башкортостана).

16. «Башкорт Аймагы» (Башкирский край) - непериодический альманах, издававшийся в 1925-1929 годах и печатавший материалы по истории, этнографии и географии Башкирии.

17. Этим «врагом народа» оказался его брат Сагит Сунчулей, расстрелянный в конце 1937 года.

1. Еникеев Б. Шариф Сюнчелей // Учитель Башкортостана. 1965, №11. С.61-62 (башк. яз.).

2. Ш.Х. Сюнчелей // Календарь памятных дат по Башкирии за 1965 год. -Уфа: Башкнигоиздат, 1965. - С.50-53.

3. Минеев М.И. Общественный деятель и просвещенец // Трудный путь к правде / сост. Г.К.Иргалин, Н.П.Каменев. - Уфа: Китап, 1997. - С.238-245.

4. Ергин Ю.В. К 120-летию со дня рождения Ш.Х. Сюнчелея (1885-1959) / Вестник Башкирского университета. 2005. №2. С.144-150.

5. ЦГИА РБ, фонд Р-1833 (личный фонд Ш.Х. Сюнчелея), оп. 1, 67 ед. хр.

6. Ергин Ю.В. У истоков университетского образования. - Уфа: Изд-во РИО Баш.ГУ, 2004.

7. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 2, л.л. 8, 8 об.

8. Организация советской науки в первые годы Советской власти (19171925 гг.). Сб. докум. Л.: Наука. 1969, л.л. 37-48.

9. Культурное строительство в Башкирской АССР (1917-1940г.г.). Уфа: Башкнигоиздат. 1966.

10. ЦГИА РБ, фонд Р-798, оп. 1, дело 226, л.л. 159, 159 об.

11. ЦГИА РБ, фонд Р-798, оп. 1, дело 468, л. 9.

12. ЦГИА РБ, фонд Р-933, оп. 9, дело --, л.л. 458, 458 об.

13. ЦГИА РБ, фонд Р-394, оп. 5, дело 11, л. 233.

14. Ахмеров К.З. Из истории башкирской письменности (история алфавита и орфографии башкирского литературного языка). Уфа: Китап. 1972, л.л. 45-48.

15. ЦГИА РБ, фонд Р-798, оп. 1, дело 1256, л.л. 24-31.

16. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 32, л.л. 1-220.

17. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 33, л.л. 1-59.

18. ЦГИА РБ, фонд Р-798, оп. 1, дело 1773, л.л. 6-9.

19. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 26, л.л. 1-53.

20. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 27, л.л. 1-79.

21. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 28, л.л. 1-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 34, л.л. 1-45.

23. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 40, л.л. 1-28.

24. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 29, л.л. 1-32.

25. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 30, л.л. 1-8.

26. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 31, л.л 1-32.

27. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 37, л.л. 1-280.

28. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 38, л.л. 1-222.

29. ЦГИА РБ, фонд Р-1833, оп. 1, дело 36, л.л. 1-45.

ABSTRACT

The article is devoted to the 120th anniversary of Sh.Kh.Suncheley (1885-1959), one of the most talented educators in Bashkortostan, an outstanding scientific researcher, the first Rector of the Bashkir State Pedagogical Institute named after K.A.Timiryazev, on the basis of which the Bashkir State Pedagogical University came into being in 1952.

A detailed analysis is carried out on his activities in different governmental structures during 1921-1931.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.