Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ МАХТУМКУЛИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ МАХТУМКУЛИ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
30
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Махтумкули / лирика / Навои / воспитательные речи / воспитание / благородные идеи.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — И Саматовa

В данной статье рассматриваются научно-педагогические взгляды на учение о воспитании человека в творчестве великого туркменского поэта Махтумкули. Также в лирике поэта представлена краткая информация о содержании поучительных стихов по педагогическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ МАХТУМКУЛИ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 5 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ

МАХТУМКУЛИ

И. Саматова

Студентка Каршинского государственного университета

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются научно-педагогические взгляды на учение о воспитании человека в творчестве великого туркменского поэта Махтумкули. Также в лирике поэта представлена краткая информация о содержании поучительных стихов по педагогическому воспитанию.

Ключевые слова: Махтумкули, лирика, Навои, воспитательные речи, воспитание, благородные идеи.

Великий туркменский поэт Махтумкули жил в исторический период, в период конфликтов и пережил эти лишения. Личные и социальные страдания повлияли на то, что он стал умным философом и знающим ученым своего времени. Он изучал религиозные и мирские науки своего времени, различал добро и зло и прошел все стадии духовной зрелости. Особенность Махтумкула в том, что он призывал все разрозненные туркменские племена того времени объединиться, объединиться как нация, образовать государство. Он является пропагандистом этих идей. Если посмотреть на жизнь поэта , то Махтумкули Фироги - один из великих поэтов просвещенной поэзии 18 века, любимый поэт, просветленный деятель, человек, обладающий мудростью. Он родился в 1733 году в просвещенной семье на берегу реки Атрек на юго-западе Туркменистана. Его отец, Давлатманд Азоди, был одним из известных поэтов своего времени , а его сборник стихов и книга «Вази Азод» не были достаточно изучены в период шуры, так как были, по-видимому, в полном исламском духе. . В этой книге автор предстает как писатель, освоивший творчество великого поэта-мыслителя Алишера Навои, особенно под влиянием произведения «Махбуб уль-Кулуб». Его отец не просто поэт, а ученый своего времени, предводитель благочестивых и просветительских людей, святой, это можно понять из некоторых причитаний Махтумкули. Поэт в панихиде пишет об отце: Mol-u davlatlarga ko'ngil qo'ymadi, Bu jahonning ishratini suymadi, Eski sholdan ortiq po'shish kiymadi, Oxirat uyi bo'ldi qasdi otamning.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 5 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Как и его отец, Махтумкули получил начальное образование в сельской школе. Затем он учился в медресе «Шергази хана» в старом городе Хивы, который является одним из крупнейших центров культуры и науки Средней Азии. Некоторое время учился в медресе Идриса Бабы в селе Кизилойоак (ныне Чорджойский район Халаджского района) . Также есть сведения, что он учился в медресе Ко Калдош в Бухаре . В медресе «Шергази хана», которое считается самым престижным учебным заведением Хивы, Махтумкули проучился три года, овладел важными науками, закончил Священный Коран, по его словам, его язык был открыт, белый - черный . , верно - отличит неправедного, друга и врага. Молодой ученый выражает чувство благодарности в прощальном стихотворении медресе:

Haqdan bizga buyruq - farz erur bilim, Senda talim oldim, ochildi dilim, Kelsin deya kutar ul Karkaz elim, Ketar bo'ldim, xush qol, go'zal ^Sherg'ozi^. Ajratarman endi oq-u qorani, Do'st-raqib, qardoshim, Haqni,yoronni, O qidim, ko tardim Kitob-Qur onni, Ketar bo'ldim, xush qol, go'zal ^Sherg'ozi^.

Во время стихотворения поэт говорит: «Знание, образование не забудут тебя», а в конце он выражает свою благодарность, говоря: «Я никогда не забуду тебя, пусть золотой мешок будет твоим». Мы дали этому стихотворению подзаголовок «Прощание с медресе Шергози-хана в Хиве». Говорят, что после возвращения из Хивы он работал учителем и одновременно занимался ювелирным делом.

Махтумкули досконально владел арабским и персидским языками, в совершенстве знал чигатайский - старинный узбекский язык. Это видно по богатству слов в его произведениях. Махтумкули побывал в ряде стран Средней Азии и Ближнего Востока, побывал в Бухаре, Хиве, Афганистане, Азербайджане. Согласно поговорке «Если я увижу Занги Бабу», есть вероятность, что он тоже приехал в Ташкент. Nalayni Arshga tojdir, Nomi olamga foshdir, Ikki jahon muhtojdir Arab zabonni ko' rsam, -

По его словам , он намеревается посетить святые места нашего Пророка в Медине Мунаввара, и «Если моя вера со мной, я пойду и увижу Каабу» или «Мое намерение — Кааба, мой разум — паломничество». Когда он говорит: «У меня

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 5 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

есть сердце, чтобы совершить хадж-тавафин», подразумевается, что он намеревался совершить благословенную хадж-намаз.

Критерием оценки поэтов является их вера. Их вера известна из их писаний. Поэтому лучше подойти к этому вопросу честно и с чистым сердцем. Как сказал поэт:

Maxtumquli, kimki, ichin sof etmas, Malumdirki, oxiratdan xavf etmas, Ojiz tani o4li guzrga tob etmas, o Rab, qanday bo4ur holi bandaning?!.

Для истинно верующих на пути истины поэзия есть добро, красота, чистота и честность, благочестие и верность, божественный плод. Потому что, как сказано в хадисе : «Начало мудрости — страх перед Аллахом» и еще: «В поэзии определенно есть мудрость». А мудрость - это особый дар Божий. Например, в суре аль-Бакара, аят 269 Священного Корана, Всевышний Аллах говорит: «Он дарует мудрость, кому пожелает». «Кому дана мудрость , тому поистине дано много добра». Мудрость — это слово, соответствующее здоровому уму, здоровому сердцу, вере и традициям и истинным суждениям обо всех религиозных и мирских вещах. Махтумкули, без сомнения, является одним из таких обладателей мудрости. Мирза Кенжабек говорит о нем: « В его стихах отражены вся просветленность Махтумкули, исламская любовь , любовь , радость и печаль. Поэзия - зеркало сердца поэта.

Поэзия Махтумкули состоит из пламенных и просветительских речей, обращенных к человечеству.

Поэзия Махтумкули состоит из поэтических интерпретаций смысла Священного Корана и хадисов.

Основными направлениями поэзии Махтумкули являются благородные идеи,

такие как вера, смерть и жизнь, истина Воскресения, смертность мира и вечность

загробной жизни, необходимость осознанно готовиться к загробной жизни.

Maxtumquli, sen dam-badam

Oxirat sari ur qadam.

Yaxshi-yomon - barcha odam

Ajalning giriftoridir.

Как и все люди мира , туркмены беспокоятся о том, чтобы двенадцать костей их преждевременно родившегося ребенка были целыми, целыми и совершенными. Со дня рождения ребенка ставится вопрос о его совершенстве. Идеи Махтумкули о совершенстве учителя служат духовной школой и направляют нас во всех аспектах общественного устройства, то есть в вопросе государственного управления. Каждый день Махтумкулини заставит ваше сердце трепетать.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 5 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

«Каждый узнает тайну своей возлюбленной по-своему. Каждый раз, когда вы читаете его, открываются новые секреты. Каждый раз читатель погружается в океан мысли и наслаждается удовольствиями смысла. В этом вопросе он идет по пути своих предшественников, но смотрит дальше их» .

Идеи, выдвинутые в произведениях мудрого поэта, служащие школой человечества , слова предков, являющиеся национальной философией туркменского народа, представлены в гармонии с идеями в пословицах. И мудрый поэт, и литературные статьи раскрывают внутренние переживания человека с прекрасными целями. Например, поэт завещал Богу дарованные человеку блага и совершенство употребления слова, являющегося плодом человека, для странных целей и говорит: «Слово сказанное есть образец сердца...» . Пословицы и поговорки о совершенстве и совершенстве, воспитании: Donoligim do' stim, nodonligim dushmanim. G'azab - aqlning dushmani, ochko'zlik - iymon. Qalan tutgan qo'l qashshoqlikni bilmaydi. Qariganda, keksa, yosh. Chol izsiz ketadi.

Keksalikdagi sevgi suyakni sindiradi. Har bir insonning aqli mukammal ko'rinadi. Professional favvora, ilm-fan yonib turgan chiroq. Mohir yigit xor bo'lmas. Do'st-dushman kerakmas.

человека в области мысли и мышления связаны с условиями его общественной жизни. Итак, идеи, выдвинутые Махтумкули, носят общественно-исторический характер. Это продукт социально-исторического развития. Творчество поэта осталось в сердцах многих поколений. Это также важные идеи, которые выдвигаются честно. Стихи поэта не только убедительны и действенны, они еще и воспитывают свой народ.

Вывод: Подобно тому, как философия Махтумкули о тысяче и одном секрете и тысяче и одном вопросе привлекает всех, его идеи также мудры. В период великого возрождения и реформ, то есть в период благополучной жизни и совершенного научно-практического, художественного творчества, медицина является явным источником вдохновения для каждого человека. Это доказательство того, что наш народ, всем сердцем последовавший за идеями Махтумкули и рассматривавший каждое его слово как решение, считал художественное слово священным. В таких произведениях, созданных мудрым поэтом, ощущение биения сердца узбекского народа, возрождение самобытного образа своего времени является исторически достоверным источником. Эти стихи

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 5 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

- мост, который выстраивает и укрепляет духовные связи между поколениями всех возрастов. Творчество поэта имеет большое значение в педагогике и образовании. Поскольку его творчество близко к народному творчеству, оно одинаково всем понятно и любимо. Пословицы, пословицы и афоризмы, которые он использовал в своих произведениях, стали популярными.

Список использованной литературы:

1. Tanlangan asarlar''. Toshkent. 1963

2. Maxtumquli she'riyatidan''. Toshkent.1976

3. Maxtumquli. 'Oshiqlar haq ichinda''. Toshkent. 2020

4. Saylanma''. Toshkent. 1995

5. Turkman mumtoz she'riyat durdonalari''. Urganch. 2000

6. Quranboyev K. 'O'zbek-turkman adabiy aloqalari''. Toshkent. 1978

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.