Научная статья на тему 'Педагогические возможности творческой самореализации подростков в процессе постановки шоу-программ'

Педагогические возможности творческой самореализации подростков в процессе постановки шоу-программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ШОУ-ПРОГРАММЫ / ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ ШОУ-ПРОГРАММ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова К. П.

В статье автор рассматривает педагогические возможности творческой самореализации подростков в процессе их участия в творческо-постановочном процессе и реализации шоу-программ, как специфическом виде зрелищного искусства. Рассмотрен феномен театрализованной деятельности. Определены наиболее эффективные направления педагогической деятельности, способствующие творческой самореализации подростков. Выявлены факторы, эффективно влияющие на процесс реализации педагогических возможностей театрализованных шоу-программ. Обобщены этапы постановки шоу-программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова К. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности творческой самореализации подростков в процессе постановки шоу-программ»

«подсказок», наводящих на истинное значение целостного контекстуального смысла.

Однако при изучении иностранного языка важно не забывать, что язык - это лишь средство общения, поэтому необходимо учитывать не только собственно языковые моменты, но также и уделять достаточно внимания культуре и традициям, свойственным носителям изучаемого языка. Еще В. фон Гумбольдт говорил: «Через многообразие языков для нас открывается богатство мира... Язык всегда воплощает в себе своеобразие целого народа» [2, с. 349]. Так, посредством обучения иностранному языку через изучение социально-культурной или политической информации, излагаемой в новостных статьях, мы не только имеем возможность дать «техническую сторону» языка, но и расширить мировоззрение обучающегося, что является не менее важной задачей в процессе обучения.

С учетом того, что целью изучения иностранного языка является не только техническое владение им, а практическое применение полученных знаний в процессе коммуникации, важно делать акцент на содержательную сторону преподаваемого материала. И здесь преподавателю необходимо знать о цели изучения языка, о мотивах, побудивших учащегося окунуться в сферу иноязычного общения. Зачатую межкультурная коммуникация является спонтанной,

незапланированной и происходит с участием большого количества людей. Разные территории проживания при межкультурной коммуникации

порождают отсутствие общего фонда знаний ввиду территориального разделения этносов. Отсюда видим необходимость подготовить обучающихся реагировать не только на лексическую и структурную составляющую процесса

коммуникации, но и на систему невербального общения, изучить жесты и общепринятые знаки, легко распознаваемые носителями того или иного языка. Это поможет приблизиться к «статусу» полноценного билингва. Изучение языка приводит к изменению самого человека, это познание и принятие новых социальных и культурных моделей поведения и способов существования [3, с. 83].

Язык определяет наше самосознание, поэтому, задумываясь о том, что определяет нас как человека или спрашивая об этом окружающих, скорее всего, одним из первых ответов будет связан с нашим языковым сознанием, языковой принадлежностью. Здесь речь идет не просто о возможности приобретать и использовать какой-либо языковой код, а о полилингвизме, как способности к обучению и использованию нескольких языков на протяжении всей нашей жизни, что сегодня уже является фундаментальным аспектом человеческого бытия. Способность учиться и использовать языки является одной из ценнейших человеческих способностей. Особенно важной видится наша способность выучить второй, третий, четвертый языки. С учетом того, что сегодня больше билингвов и полилингвов, чем владеющих лишь одним языком, это не является предметом гордости, а лишь требованием времени

Список литературы

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. - М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО Издательство «Мир и образование», 2003. - 623 с.

2. В. фон Гумбольдт Язык и философия культуры. М., 1985. С. 349.

3. Ильина М.С., Вильданова Э.М., Муллагаянова Г.С. Мотивация как один из факторов успешного обучения иностранному языку // Перспективы науки. 2016. № 2 (77). С. 82-84.

УДК 7.091

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ ШОУ-ПРОГРАММ

Плотникова К.П.,2016 аспирант

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Факультета культуры и искусств, аспирант кафедры культуроведения и социокультурных проектов, г.Тамбов

Аннотация: в статье автор рассматривает педагогические возможности творческой самореализации подростков в процессе их участия в творческо-постановочном процессе и

реализации шоу-программ, как специфическом виде зрелищного искусства. Рассмотрен феномен театрализованной деятельности. Определены наиболее эффективные направления педагогической деятельности, способствующие творческой самореализации подростков. Выявлены факторы, эффективно влияющие на процесс реализации педагогических возможностей театрализованных шоу-программ. Обобщены этапы постановки шоу-программы.

Ключевые слова: педагогические возможности, творческая самореализация, подростки, шоу-программы, процесс постановки шоу-программ, самореализация подростков.

Полноценное развитие подростков и их интеграция в обществе не возможны вне культуры и здесь большая роль отводится зрелищным искусствам, как фактору, способствующему формированию

художественных и творческих интересов молодого поколения, его творческой самореализации. Проанализирована практика применения театрализованных шоу-программ в подростковой среде в России и за рубежом.

Рассматривая педагогические

возможности творческой самореализации подростков, мы можем заметить, что именно в театрализованной деятельности они могут быть представлены как единство возможностей, из которых складываются наиболее благоприятные факторы, влияющие на личностное развитие подростка.

Театрализованная деятельность - это самый распространений вид творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить, так как именно она способствует всестороннему развитию подростков: развивается речь, память, отрабатываются физические навыки (пластика). Значение театрализованной деятельности заключается еще и в том, что она эмоционально развивает личность.

Содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для подростков проблемы.

Театрализация предполагает

возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. Она обеспечивает подросткам выбор направленности деятельности и ее форм.

Так как театрализованная деятельность лежит в основе театрализованных шоу-программ, нам следует понимать многоаспектность данного понятия, которое позволяет рассматривать его как синтез искусств и различных сфер творческой деятельности.

По словам С. Л. Рубинштейна, в процессе театральной деятельности обучающиеся развивают и проявляют личностные качества и творческие способности (литературные, вокальные, хореографические, декоративно-прикладные, художественные, коммуникативные) и в результате совместной деятельности представляют зрителям её продукт - спектакль, а, следовательно, создают новое в себе и деятельности.

Театрализованные шоу-программы

являются эффективной формой для развития творческого потенциала личности и создают условия, влияющие на творческую самореализацию участников постановки театрализованной шоу-программы.

Заинтересованность и желание подростков участвовать в деятельности подобного содержания актуализируют развитие направления связанное с творческой деятельностью, синтезирующей в своей основе различные виды искусств. Ярким примером, которых могут служить: I Открытый фестиваль-конкурс вокального и

хореографического искусства «Золотой витязь», г. Кирсанов, Интерактивное шоу «Рождество в стране чудес» г. Тамбов, Областной фестиваль драматических коллективов и кукольных театров «Волшебная радуга», г. Тамбов, Фестиваль творческой самореализации «Я Молодой!» г. Липецк, Областной фестиваль самодеятельных театральных коллективов и студий художественного слова «Театральная весна», г. Волгодонск, Региональный конкурс

одарённых детей и подростков «Звёздочки Тамбовщины». Активно реализуются программы и проекты по культурному международному сотрудничеству, связанные с творческой самореализации детей,

подростков, молодежи, такие как: Театральный шоу-проект «Камчийская весна 2014» (г. Москва, РФ - г. Варна, Болгария), музыкально-театрализованный шоу-проект «Москва -лучший город земли!» (г. Москва, РФ- г. Рига,

Латвия ).

В свою очередь содействию в развитии творчества огромную роль оказывает федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь», в деятельности которого активно развивается направление «Вовлечение молодёжи в занятие творческой деятельностью», одной из приоритетных задач которого является «оказание содействия в творческой самореализации молодых людей».

В рамках работы этого направления проходят Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» и Всероссийский молодёжный форум «Таврида», где одной из наиболее активно используемых форм организации культурно-массовых мероприятий является театрализованные шоу-программы.

Наиболее эффективными направлениями педагогической деятельности способствующей творческой самореализации подростков в рамках вышеописанных мероприятий выступает следующее:

- развитие мотивации подростков к творческой самореализации, эмоций, освоение ценностных ориентиров, коммуникативных навыков, расширение их культурного кругозора и активизации творческой деятельности;

- приобщение подростков к духовным и эстетическим ценностям театральной культуры;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию в процессе творчества, подходов, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях подростков;

- учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростка при организации и проведении той или иной театрализованной шоу-программы;

- использование соответствующих диагностических, психологических и педагогических методик для выявления наиболее подходящего метода работы для каждого подростка при организации театрализованных шоу-программ;

- моделирование организационно-педагогической деятельности и постановочной работы, в процессе которой создаются условия для творческой самореализации;

- осуществление педагогической поддержки в личностном развитии подростков

через различные виды творчества;

Педагогические возможности - это совокупность применения развивающих, познавательных, творческих и

воспитательных методов, в процессе постановки шоу-программ, создающие условия для творческой самореализации подростков и эффективно влияющих на гармоничное развитие их личности.

Реализация педагогических

возможностей творческой самореализации подростков в процессе постановки шоу-программ направлены как на накопление личностного и субъектного опыта подростков, так и на развитие творческого потенциала коллектива.

Педагогические возможности творческой самореализации подростков в процессе постановки шоу-программ реализуются, если:

• содержание театрализованной шоу-программы отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для подростков проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива;

• организация и постановка театрализованной шоу-программы обеспечивает подросткам вариативность выбора направленности деятельности и ее форм;

• педагог учитывают возрастные особенности подростков, прослеживает их индивидуальное развитие и изменения в познавательных интересах.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что правильно выстроенная драматургическая основа шоу-программы способна оказывать огромное педагогическое влияние как на участников шоу-программы (подростков) так и на зрителей.

Драматургическая основа

театрализованной шоу-программы должна включать в себя познавательные, воспитательные и эстетические задачи. Театрализованная шоу-программа апеллирует и к разуму, и к сердцу и к чувствам человека.

Для постановки шоу-программы режиссеру- педагогу необходимо владеть особыми приемами, особыми навыками идейно-смысловой организации

художественного времени и пространства; ему следует уметь находить такие способы сопряжения эпизодов, чтобы подчинить их сверхзадаче единого драматургического

замысла.

Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения театрализованной шоу-программы.

Драматургия - это сюжетно образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения театрализованной шоу-программы.

Процесс постановки шоу-программы состоит из ряда этапов:

1. Подготовительный этап -

начинается с разработки идеи шоу-программы, поиска материала для драматургической основы сценария, определяется сверхзадача шоу-программы. Создается организационно-постановочная группа, где будут работать, режиссер, художник-оформитель, декоратор, сценограф, костюмер, звукорежиссер,

художник по свету, хореограф, педагог по вокалу или хормейстер, хореограф (балетмейстер), заведующий постановочной частью.

На этом этапе принятая идея воплощается в сценарий; осуществляется подбор исполнителей; разрабатываются и утверждаются эскизы декораций и костюмов; подбирается музыкальное сопровождение; в коллективе обсуждается идея или событие, которое может стать основой для разработки темы сценария театрализованной шоу-программы; определяется содержание отдельных эпизодов; режиссером-педагогом и участниками шоу-программы ведется поиск средств художественной выразительности (драматургия, проза, поэзия, пластика, музыка, техника); осуществляется расстановка эпизодов в соответствии с законами композиции, с учетом нарастания зрительного интереса к развитию конфликта.

Деятельность режиссера-постановщика в области композиции надо разделить на два момента:

1) обдумывание образа шоу-программы, т. е. осмысливание того, что собою представляет в целом тот материал, который он собирается ставить, который видит как театрализованную шоу-программу.

2) композиция в собственном смысле слова, понимая под этим практическую работу с участниками-исполнителями, с

организационно-постановочной группой,

создающей шоу-программу.

Организационно-творческий этап. На данном этапе происходит материализация идейно-смысловых и организационных аспектов творческого замысла. Для него характерно производство декораций, реквизита, костюмов, музыкального и пиротехнического сопровождения,

технического оборудования, рекламных буклетов и других средств, для PR-компаний. Режиссер-педагог ведет активную

индивидуальную и групповую работу с подростками - участниками постановки. Режиссер-педагог создает все необходимые условия для творческой самореализации. Образовательная функция в такой работе реализуется через овладение участниками шоу-программы специфическими знаниями и технологиями актерского творчества, как традиционными, так и новаторскими. Исследуя на тренинговых и репетиционных занятиях личностную психофизическую природу, подростки, тем самым, попадают в иную систему координат, которая открывает в них новые информационные каналы. Это отмечает в своем исследовании П.И. Козодаев, подчеркивая, что в студийной практике педагогический вектор воздействия

актуализируется, выдвигая на первый план проблему творческого саморазвития личности средствами любительского театрального искусства, так как в любительском театре происходит пересечение и взаимодействие целей искусства и педагогических целей [1; с. 71].

Процесс постановки шоу-программ выступает как особый вид художественно-эстетической деятельности подростка, охватывающий первоначальный этап раскрытия творческих способностей, формирования и становления гармоничного мировоззрения, эстетической культуры, а также самореализации личности подростка в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами.

Содержание театрализованной шоу-программы отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для подростков проблемы, актуальные

проблемы жизнедеятельности коллектива, что проявляется в свободе выбора материала постановки, выражения собственных мыслей и творческого видения материала. Режиссер-педагог дает почву для осмысления материала шоу-программы, оставляя

некую неопределенность, выступающую для подростка стимулом поиска собственных путей решения творческой задачи, а не принятия готовых образцов.

В процессе организации и постановки театрализованной шоу-программы подростки получают вариативность выбора

направленности деятельности и ее форм. Свобода выбора, предоставляет каждому участнику коллективного или

индивидуального творчества свободу деятельности во всех ее проявлениях (подросток может проявить себя в музыкальном, хореографическом, актерском искусстве и т.д.).

2. На этом этапе режиссеру-постановщику особенно важно донести до постановочной группы основной замысел и идейно-художественную основу будущей шоу-программы, так как от этого зависит ее успешность в итоге. Начинается

репетиционный процесс, в ходе которого вносятся коррективы в сценографию и сценарий шоу-программы, выявляются недочеты. Каждый член постановочной группы осуществляет исполнение задач поставленных режиссером-постановщиком. Репетиции музыкальных и хореографических номеров проводят педагог по вокалу и педагог хореограф. Цели, содержание и задачи этих репетиций заранее обговариваются педагогами с режиссером-постановщиком. Все остальные репетиции проводятся самим режиссером-постановщиком. На репетиции режиссер окончательно определяет и устанавливает мезансцены, порядок выходов и уходов исполнителей (участников коллектива). Режиссер-педагог не должен механически «разводить» исполнителей по заранее намеченным местам, а обязан разъяснить и донести до участников шоу-программы причину того или иного передвижения по сцене, привлекая их тем самым к творческому осмыслению предлагаемых мизансцен и переходов. И, конечно, режиссер-педагог должен быть открытым для обсуждения предложений и творческих задумок участников-исполнителей шоу-программы.

Главное лицо в шоу-программе — исполнитель. Поэтому работа с исполнителями является самым важным моментом в творчестве режиссера-постановщика, задача которого — построить свой замысел и провести свое понимание материала через актерское мастерство.

Режиссер-педагог должен добиваться, чтобы исполнители-участники шоу-программы не только предварительно прочитали сценарий мероприятия, но и продумали его, поняли суть идеи. После этого режиссер-педагог обязан провести обсуждение материала шоу-программы среди участников-исполнителей, при этом он не должен навязывать исполнителям своей точки зрения. Он лишь руководит беседой, учитывает их высказывания о сценарии, т. е. впитывает в себя то, что формируется в творческом сознании участников творческого коллектива, обсуждающих сценарий шоу-программы.

Так же на этом этапе проводятся прогонные репетиции. Именно на этих репетициях обнаруживаются недостатки: ненужные паузы, затяжки в действии, выверяется ритм эпизодов в соответствии с ритмом всей шоу-программы. Каждой репетиции отдельных эпизодов должен предшествовать тщательный разбор ошибок, недостатков, обнаруженных в предыдущей репетиции, что бы при повторе участники-исполнители точно знали стоящую перед ними цель.

На финишной прямой проводится генеральная репетиция, (представление, идущее без зрителей), где режиссером-постановщиком, при необходимости, вносятся последние коррективы.

3. Производственно-технический этап. Этот этап постановки шоу-программы связан с монтажом декораций, технического оборудования и сценографии в целом. После монтажа оборудования осуществляется монтировочная репетиция. Ее цель - отработка всего, что связанно с оформлением и технической стороной шоу-программы. На ней вместе с сценографом, художником оформителем и художником по свету, определяется окончательное декорационное и световое решение шоу-программы. На монтировочной репетиции отрабатываются чистота перестановок деталей оформления, происходящих во время представления. Так же на этом этапе проводится первая

предварительная Окончательное

световая репетиция. световое оформление устанавливается во время сводной репетиции в присутствии на сценической площадке исполнителей.

На сводной репетиции режиссер-постановщик собирает все номера и эпизоды подряд, вводя музыку, световое и прочее оформление. Именно на ней проверяются все связи между эпизодами, развитие сценарно-режиссерского или сюжетного хода, все содержание и все компоненты представления. Отдельно прорабатывается ввод

мультимедийного сопровождения шоу-программы, звуковых и визуальных эффектов.

4. Продуктивный этап - премьера шоу-программы.

5. Заключительный этап - это анализ результатов творческой деятельности. Рефлексия участников постановки с режиссером- педагогом. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

Основываясь на вышесказанное в контексте нашего научного исследования, мы

шоу-программ, представляет полный спектр педагогических возможностей, направленных на создание атмосферы сотворчества и созидания, способствующих развитию мотивации свободного поиска индивидуальных путей саморазвития и творческой самореализации подростка в процессе постановки шоу-программ.

В шоу-программах заключена большая сила эмоционального воздействия на людей, этот вид творческой деятельности представляет собой особого рода совокупность почти всех пространственно-временных искусств: танец и пение, инструментальная музыка и эксцентрика, звучащее слово и пантомима. Сегодня к этому богатому арсеналу воздействия можно добавить и достижения новейших технологий -мультимедия.

Неограниченные возможности средств виртуальной реальности усиливают эмоциональное воздействие и ставят шоу-программы на новый этап развития.

Таким образом, мы можем констатировать, что театрализованные шоу-программы предоставляют многогранные возможности для самореализации подростков в различных видах деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можем сделать вывод, что процесс постановки

Список литературы:

1. Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005, с. 71

2. Котомин Б.А. Краткий курс лекций по режиссуре эстрадных программ и театрализованных представлений: учеб. Пособие. - Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2010. - 100 с.

3. Сахновский В. Г. Режиссура и методика ее преподавания. М.; Л.: Искусство, 1 939. -238 с.

УДК 379.8

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОМ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ

Дворникова К.М.,2016 Вятский государственный университет, педагог-организатор Центра развития творчества детей и юношества «Лабиринт», Киров

Аннотация: Важную роль в воспитании и социализации молодого поколения играет не только институт семьи, школа, референтная группа, но и учреждения дополнительного образования, в которых обучаются и проводят свободное время дети и подростки от 6 до 18 лет. В связи с тем, что учреждения дополнительного образования являются площадкой для обучения, социализации и адаптации молодого поколения, деятельность организатора по работе с молодежью в данном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.