УДК 374.71; 379.828; 351.858
Л. Н. Михеева
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
(ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
В статье рассматривается вид детского творчества - театральная постановка. Показаны этапы и методы, применяемые педагогом-режиссером при подготовке театрализованной досуговой деятельности в условиях детского коллектива.
The article deals with a form of children's creativity - a theatrical production. There are shown the steps and methods used by a teacher-stage director while preparing theatricalized leisure activities in terms of a children's group.
Ключевые слова: игра, метод, пьеса, педагог-режиссер, театр, актер.
Keywords: game, method, play, teacher- stage director, theatre, actor.
Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация. Наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. И понятно, почему она близка ребенку. Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. Ребенок, который в первый раз видит поезд, драматизирует свои представления: он играет «роль паровоза», стучит, свистит, стараясь подражать тому, что он видел. И эта драматизация впечатления от поезда доставляет ребенку огромное наслаждение.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драма ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этой основой всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых разных видов творчества. В этом, между прочим, и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки, дающей повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготавливают пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируя какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям, потому что оно приобретает смысл как часть целого; это есть подготовка или естественная часть целой и занимательной игры. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей, замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Поговорим подробнее о некоторых организационных задачах, стоящих перед педагогом-режиссером. Что имеется в виду?
• Создание творческого коллектива ребят. К этой проблеме каждый педагог подойдет по-своему. Кто-то берет всех желающих, а кто-то - далеко не всех и отбирает их по собственным принципам и критериям. Спорных моментов в решении этого вопроса очень много, и все они представляют большую тему для отдельного разговора.
• Подбор драматургического материала. Он должен не только устраивать всех и нравиться всем ребятам, но и быть содержательным, педагогически направленным, профессионально безупречным. Проблем с подбором пьесы всегда очень много, но если решать их вместе с ребятами, то само это решение уже выливается в захватывающий творческий процесс, в котором формируются вкус, острота в понимании слова, актуальность проблематики и многое другое. А главное - дети учатся работать вместе, доверять друг другу, уважать чужое мнение и подчиняться общему решению ради любимого дела и успеха работы.
• Разбор пьесы совместно с ребятами с целью осознания каждым участником ее идейно-тематического замысла, сверхзадачи автора.
• Выработка режиссерского отношения к идее и ко всему замыслу пьесы и предложения по корректировке замысла, если это необходимо. Важно включить не только все предложения руководителя, но и творческие находки, предложения каждого ребенка.
• Распределение материала по ролям с учетом пожеланий детей. Решить это чаще всего бывает непросто - дети в большей степени, чем взрослее, не обладают умением видеть себя со стороны и чаще, чем они, принимают желаемое за действительное.
• Совместная работа над придумыванием оформления, звуковых и световых эффектов, костюмов, декораций не должна перетягивать внимание ребят и руководителя от главного - постижения внутреннего мира героев и самих актеров в процессе претворения замысла.
• Правильно организованные репетиции и анализ первого показа спектакля скажут ребятам и руководителю больше, чем многие заочные советы.
Театрализованная досуговая деятельность детей требует от ее организатора самых разных качеств, в том числе и прозорливости, терпения в подборе самого разного художественного, документального и технического материала, необходимого при работе над праздником, вечером, концертом и любой другой формой детского сценического творчества.
Рассмотрим некоторые методы организации материала.
Метод творческого монтажа имеющегося разнородного материала. Этот метод в работе сценариста-организатора подразумевает знание и умение применить в творческой практике основные приемы монтажа, используя какой-либо из известных режиссерам приемов: контрастный, параллельный, ретроспективный, ассоциативный, логически-последовательный, прием рефрена или лейтмотива. Сценарист осознанно, с определенной художественной целью «стыкует» один материал с другим, один эпизод с другим и т. д.
Собственно драматургический метод представляет собой авторскую работу сценариста, выстроенную по всем законам драматургии. Это наиболее сложный метод работы сценариста-организатора, требующий от него известных способностей.
Метод инсценирования. Этот метод наиболее часто встречается именно в школьной практике. Детям, особенно младшего школьного возраста, почти всегда хочется попробовать свои силы в актерской работе, сыграть любимые сказочные произведения. Но, к
сожалению, арсенал драматических произведений для детей, даже на известные сказочные сюжеты, небогат.
Берясь за инсценирование какого-либо произведения, важно помнить о том, что сцена (от латинского «скена» - площадка для показа зрелищ) требует действенности, перевода всего написанного произведения с языка слов на язык действий. Слово, прочитанное со сцены, мы можем слушать и не глядя на сцену, а вот зрелище, состоящее из действий героев сюжета, их поступков, жестов, взглядов, - мы должны увидеть. Итак, action и еще раз action работ, адресованных детям, особенно младшего школьного возраста. Нельзя перегружать словесным материалом детей-актеров, поскольку, стремясь добросовестно вызубрить текст, они будут вести себя на сцене скованно, неестественно, статично.
Приступая к работе, педагог-режиссер сосредоточен на идейно-тематическом анализе произведения. Следует определить, каковы тема, идея и сверхзадача литературного произведения. Это наиболее важные компоненты замысла любого произведения. Постановщик должен понять авторский замысел, разобраться, какой круг явлений жизни очерчен автором в произведении (тема), каковы главная мысль и главное убеждение автора (идея), и, наконец, зачем это произведение создано, чему автор хотел научить людей, какие чувства, мысли вызвать и к каким действиям призвать (сверхзадача).
Далее следует определение композиционной структуры произведения. Даже самое небольшое сценическое произведение - это маленькая модель нашей жизни. В этой модели присутствуют образы людей с их мыслями, поступками, столкновениями, горестями, радостями, мечтами и разочарованиями. Как жизнь не оборачивается к нам только своей «черной» или только «белой» стороной, так и в произведении должно что-то происходить, меняться в лучшую или худшую сторону. Каждый герой произведения стремится к своему счастью, к своей мечте, и так же, как в жизни, он является носителем тех или иных человеческих черт. Все это важно понять, осмыслить и определить до постановки спектакля.
Потом целесообразно приступить к распределению сюжета произведения на эпизоды в соответствии с композиционной структурой. Эпизод как часть целого имеет, в свою очередь, собственные очертания, свои начало и завершение. Важно определить эти части в произведении и затем распределить их в соответствии с требованиями драматургической логики.
Следующий этап работы - определение событийного ряда всего действия.
Затем - обработка текста. После того как определены главные действующие лица, характер каждого героя, намечены их поступки в соответствии с единым событийным рядом, драматургической логикой данного произведения, начинается работа над диалогами и монологами героев. Конечно же, наиболее яркие фразы, выигрышные тексты важно сохранить и вложить их в уста героев. Какие-то излишне описательные тексты лучше сократить. Все максимально следует перевести в действия, в поступки. Важно помнить и о том, что текст литературный, написанный очень сильно отличается от текста разговорного. Герои на сцене должны разговаривать естественно, а не гладкими, литературно завершенными оборотами. Оставляя смысл каких-либо литературных фраз, важно озвучить их устами того или иного героя с учетом его характера, манеры поведения, развития его образа и характера его отношений с другими действующими лицами. То же относится и к диалогам героев. Реплики героев должны быть четкими, не расплывчатыми, лаконичными.
И наконец, оформление, технические, музыкальные, световые и другие вспомогательные средства. Работа над оформлением, декорациями, костюмами зависит не только от хорошего знания литературного первоисточника, продуманной переработки его для сцены, фантазии постановщика, условий, в которых проходят репетиции, а позже состоится и показ, но и от постановочного решения того замысла и сверхзадачи, которую поставил перед собой постановщик.
Все этапы работы должны найти отражение в написанном сценарии, с указанием необходимого оформления, пояснительными ремарками и четко выделенными диалогами и монологами героев. У каждого, кто работает затем над инсценированием того или иного произведения, должен быть на руках весь сценарий. Каждый, будь то актер, костюмер, звукорежиссер, художник и т. д., должен иметь полное представление о работе в целом. Ведь то, что увидит в итоге зритель, - это результат больших совместных усилий всех творцов спектакля, детей или взрослых. Радость, волнение и успех всей постановки будут общими.
Театральные методы применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Играть сценки, представлять
кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно, с выдумкой проводить школьные праздники - во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.
Театр не существует без действующего в нем актера. Ткань театрального искусства и его воздействие на зрителя определяются жизнью актера в роли «здесь, сегодня, сейчас». Благодаря последовательности действий, особенностям художественного воплощения образа создается впечатление о живущем на наших глазах человеческом характере, персонаже. Увлекательность созерцания «жизни человеческого духа» делает театр вечно живым искусством.
Важнейшим научно-методическим принципом художественного воспитания является реализация задачи формирования человека, устремленного на служение обществу. Добиться этой цели можно, только развивая личность, не искажая и не обедняя присущее ей индивидуальное богатство. И эта опора на личный опыт, на живое, субъективное мнение и видение мира является основой для самых современных и всех позитивных методик художественного восприятия. Перед учителем на любом занятии стоит цель увидеть, почувствовать особое мнение каждого из учеников класса, создать ребенку условия для высказывания и обеспечить ему помощь в осуществлении его замысла. Именно на уроках искусства важно, нужно и можно обеспечить интерес к мнению каждого ребенка, проявляя пристальное внимание к его индивидуальности. Только такие занятия обеспечат всем ученикам продвижение к вершинам художественной культуры и внесут свой незаменимый вклад во всестороннее развитие человека.
Ведь все наши усилия направлены на соединение возможностей педагогики и театра для формирования творческого типа личности, чтобы каждый семилетний ученик, который сядет за парту в самой обычной средней школе, вырос в неординарного человека - умного, тонко чувствующего, способного к благородным движениям души, любящего и умеющего делать открытия, а главное, способного себя «тратить» на других людей.
Именно в театре шлифуются сенсорные способности, расширяются возможности эмоциональной сферы. Очень важно при этом так руководить зрительской культурой детей, чтобы театр вел их к открытиям, всякий раз поражал неожиданностью современных форм и потрясал сильными не бытовыми переживаниями.