1УДК 379.8 ББК 74.200.58
ТЕАТР - УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Н. А. Опарина
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические и художественно-творческие проблемы и особенности руководства школьным театральным коллективом. Обращается внимание педагога на важность создания комфортных условий для творческого развития каждого ребенка и умение обеспечить детям ситуации успеха. Участие ребенка в школьных театральных постановках оказывает существенное влияние на развитие самых разных его творческих способностей. В статье обращается внимание на особую силу театрального искусства, которое своими художественно-образными средствами делает более эффективным процесс формирования подрастающей личности. Выделяются качества, которые формируются у детей, вовлеченных в театральный коллектив: свободное, непринудительное приобщение к литературе, музыке, изобразительному искусству; формирование коммуникативных качеств и умение работать в сотворчестве друг с другом и со взрослыми людьми; возможность раскрыть природные задатки и выявить новые способности у каждого ребенка; умение ценить слово и владеть им; передавать замысел сценическими средствами в действиях.
Ключевые слова: театр, искусство, сцена, общение, творчество, драма, актер, режиссер, развитие.
THEATRE AS A UNIVERSAL EDUCATIONAL MODEL N. A. Oparina
Abstract. The article deals with educational, artistic and creative problems and especially the management of a school theater group. The teacher's attention is drawn to the importance of creating comfortable conditions for the creative development of each child and the ability to ensure that children succeed. Participation of a child in school theater plays has a significant impact on the development of his various creative abilities. The article dwells upon to the special power of the theatrical art, which by its artistic and imaginative means makes the formation of the growing personality more effective. The article singles out the qualities that are formed in children who are involved in the theatrical group such as free, non-coercive introduction to literature, music, and visual arts; formation of communicative qualities and the ability to work in co-creation with each other and with adults; the opportunity to reveal natural inclinations and to reveal new abilities in each child; the ability to appreciate the word and to be able to convey the design by scenic means in actions.
Keywords: theater, art, stage, communication, creativity, drama, actor, director, development.
Актуальность статьи основывается на необходимости приобщения подрастающего поколения к искусству и бесспорно благотворном влиянии театрального искусства на формирование культуры поведения, воображения, фантазии, эмпатии и других художественно-творческих качеств личности ребенка. В статье обращается внимание на то, что театральное искусство наиболее приближено к детским играм, общению, развивающему фантазию, умение говорить, импровизировать, двигаться на сцене, воспринимать театральную игру как модель жизни и ей подражать.
Цель статьи - освещение такой важной творческой деятельности детей, как участие в театральных постановках, что требует от ребят активизации и развития самых разных творческих способностей в их синтезе.
Задачи исследования решались с использованием методов творческих заданий, наблюдений и анализа творческой деятельности участников.
Результаты позволяют убедиться в педагогической ценности включения детей в творческую деятельность театрального жанра.
Театральное искусство оказывает на формирование личности ребенка неоспоримое
влияние [1, с. 123]. Есть нечто магическое в том, как влияет происходящее на сцене на юного зрителя. Но самое удивительное ждет ребенка, когда он сам вдруг оказывается на подмостках! Перевоплощаясь, наряжаясь в сценические костюмы, дети в то же время как бы «примеряют» характер и чувства другого человека. Юные актеры начинают понимать его настолько, что могут действовать и говорить в образе героя, которого играют. Играя, они постепенно учатся властвовать и над своими чувствами и поступками. И это очень важно для формирующейся личности. Ведь наука властвовать собой, быть хозяином своих слов и поступков - самая трудная и самая необходимая. Оказать ребенку любую помощь в обретении самого себя и есть одна из главных педагогических задач [2, с. 15]. Понимая это, творческий педагог не увлекается менторскими поучениями и порицаниями, потому что они зачастую приводят к нулевому и даже отрицательному результату. Особая сила театрального искусства в том, что оно изменяет, преображает личность исподволь, художественно-образными средствами [3, с. 217].
В педагогике стало аксиомой: одним из основных методов в работе с детьми является игра. Отметим две ее главные ипостаси: игра как средство обучения и воспитания; как генетическая и функциональная основа искусства [4, с. 197].
Театр является с давних пор универсальной образовательной моделью. И эта модель имеет специфические черты, которые являются уникальными в числе других видов творческой деятельности, где принимают участие дети. Еще Платон в своем «Государстве» этимологически сближал эти два слова: «воспитание» и «игра». Он утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры. В настоящее время исследователи отводят игре решающую роль в формировании самых разных видов деятельности - умственной, физической, нравственной, эстетической [5, с. 115].
Игра и театральное искусство неразрывно связаны. Театральное искусство приближено к детям, к ребячьему общению, к детским играм, в основе которых лежит инстинкт подражания, который от природы свойственен любому человеку. Игра в театр воспринимается детьми, как маленькая модель жизни. И развивается ребенок в подражание чему-то или кому-то. В
школах, где есть своя театральная студия или кружок, складывается своя особенная атмосфера и ощущается творческая активность ребят в различных делах школы. Чаще всего творческий актив, да и все те, кто так или иначе заняты в школьных постановках, успевают участвовать в разных интересных мероприятиях и в то же время хорошо учатся [6, с. 23].
Руководителями детского театрального коллектива зачастую становятся не только люди со специальным режиссерским образованием, но и преподаватели-предметники, имеющие склонность к такому роду творческой работы и определенные способности. Именно эти компоненты становятся основополагающими в творческой работе с детьми [7, с. 27].
У учителей, специально не обучавшихся режиссуре, возникают в процессе работы свои сложности из-за нехватки специальных знаний и навыков в актерско-режиссерском мастерстве. Но при стойком интересе и любви к театральному искусству творчески одаренный учитель добивается порой в своей работе с ребятами значительно большего, чем иной профессионал. Нет в современном мире недостатка ни в специальной литературе, ни в видеозаписях, ни в возможности посмотреть «живое» исполнение того или иного произведения на различных сценах, где человек с воображением, с творческим отношением к любимому делу сумеет многое для себя почерпнуть, «зарядить» свою фантазию идеями, мыслями, соображениями, мгновенными озарениями от встречи с подлинным искусством [8, с. 153].
У режиссеров-профессионалов, работающих с ребятами, порой не всегда складываются отношения с актерами, поскольку им более привычно работать с людьми, подготовленными к профессиональной сцене. А для работы с детьми требуется педагогический талант и особые качества, позволяющие понимать детскую личность и особенности процесса ее становления. Режиссерам-профессионалам важно учитывать свои педагогические возможности и вооружиться психолого-педагогическими знаниями и приемами общения с детьми в условиях творческого общения с ними. В человеке искусства вообще главное - доброта. Она движет его желанием, поиском, смыслом действий и отношений с людьми [7, с. 87]. А к детям и нужно подходить с любовью и добротой.
Работа режиссера с детьми над пьесой или другим драматургическим материалом зависит от самых разных причин. Руководителю творческого коллектива приходится решать проблемы разного уровня в соответствии с материально-техническим уровнем школы, со сложившимися традициями и нравственно-эстетической атмосферой. Успех приходит к руководителю, который старается воспитать стремление к подлинно доброму и прекрасному, а не к внешнему блеску и поверхностному эффекту [9, с. 255].
И когда человек ответил самому себе на многие вопросы, решил проблемы, о которых сказано выше и многие другие, начинается решение проблем организационно-творческого порядка.
1. Создание творческого коллектива ребят. К этой проблеме каждый педагог подойдет со своим решением. Кто-то берет всех желающих, а кто-то далеко не всех и отбирает по своим принципам и критериям. Спорных моментов в решении этого вопроса очень много, и все они представляют глобальную тему для разговора.
2. Подбор драматургического материала -иными словами, пьесы для данного коллектива. Пьеса должна устраивать всех и нравиться всем, быть содержательной, педагогически направленной, профессионально безупречной. Проблем с подбором пьесы много всегда, но, если решать этот вопрос вместе с ребятами, само это решение уже выливается в захватывающий творческий процесс, в котором они формируют и вкус, и остроту понимания слова, актуальности проблематики и много другое. А главное - они учатся работать вместе, понимать друг друга, уважать и любить ради общего любимого дела и успеха работы. А это не так уж и мало для растущей личности.
3. Разбор пьесы совместно с ребятами с целью осознания идейно-тематического замысла каждым участником, чтобы сверхзадача автора пьесы была уяснена каждым человеком.
4. Выработка режиссерского отношения к идее и ко всему замыслу пьесы и предложения по корректировке замысла, если это необходимо. Важно включить не только предложения руководителя, но и творческие находки, предложения каждого ребенка. Их-то важно сохранить и развить в первую очередь!
5. Распределение материала по ролям с учетом желаний детей и требований содержания пьесы. Это тоже решить бывает непросто - дети в большей степени, чем взрослые, не обладают умением увидеть себя со стороны и желаемое за действительность принимают чаще. Главные роли все равно невозможно дать всем, и тут нужен талант педагога, дипломата и т. д.
6. Совместная работа над придумыванием оформления, звуковых и световых эффектов, костюмами, декорациями не должна перетягивать внимание ребят и руководителя от самого главного - постижения внутреннего мира героев и самих актеров в процессе претворения замысла. Возможности многих школ весьма ограничены. Пышных декораций, настоящих, профессионально сшитых костюмов требовать и ждать не стоит, но в то же время важно помнить, что и небрежное отношение к дополнительным средствам к актерскому мастерству детей (отсутствие костюмов, грима, простейших вспомогательных музыкальных и других оформительских средств) серьезно повредит юным артистам и очень обеднит даже талантливое их исполнение.
7. Правильно организованные репетиции и анализ показа первому зрителю скажут ребятам и руководителю больше, чем многие заочные советы.
В процессе занятий театральным творчеством дети обретают следующие качества и умения:
• дети непринужденно, естественным образом приобщаются к литературе, хореографии, музыке и другим видам искусства, поскольку театр объединяет их в себе все;
• дети с удовольствием занимаются совместным творческим поиском и всем творческим делом в целом, поскольку театр - это коллективный вид творчества;
• способности каждого ребенка в условиях театрального творчества раскрываются, становятся востребованными, и даже происходит зачастую стремление детей к тем видам творчества, которые ему ранее не были интересны, у них порой обнаруживаются способности, о которых не подозревали ни они сами, ни родители, ни учителя;
• словесные образы дети учатся преображать в действенные, как того и требует сцена.
От самого руководителя тоже потребуются качества, которые помогут ему выстроить такие отношения с юными артистами, что творчество станет всем в радость [10, с. 77].
На наш взгляд, правы те руководители театральных коллективов, которые руководствуются для себя следующими правилами:
• не заставляют детей ставить на сцене материал, который им не интересен, а пытаются приблизить его, адаптировать к конкретному коллективу;
• стараются поставить каждого ребенка, участвующего в сценической работе, в выгодные для него условия и любым путем обеспечить ему чувство успеха;
• привлекают к участию в сценической деятельности не только «звезд» школьной сцены, но и застенчивых, замкнутых ребят, дают им шанс сбросить с себя путы скованности, ведь впереди у них большая жизнь в обществе, где нужно будет действовать и говорить, ни за кого не прячась, а со временем - стать опорой другим;
• максимально вовлекают юных артистов во все проблемы, сопутствующие работе школьного театра, начиная с технических и кончая художественно-творческими: поиск репертуара, внесение изменений в текст, подбор музыкального оформления и т. д.;
• не оставляют незамеченным ни одно из творческих предложений каждого ребенка, всячески поощряя его и привлекая внимание всех к его находкам и идеям [11, с. 57].
Конечно, сейчас много разных проблем у школьных театров, в том числе сугубо материальных: зачастую отсутствует специальное оборудование, осветительные приборы и другая техника, подчас нет ни кулис, ни занавеса, да и сама школьная сцена - не более чем скромный «пятачок» для зрелищ, привлекающих столь же немногочисленную публику. Каждая школа по-своему решает подобные вопросы, частенько обходясь самыми ограниченными техническими средствами. И здесь хочется заметить, что только тот педагог станет настоящим руководителем творческого коллектива, когда он сумеет не только использовать плюсы своей площадки и имеющейся техники, но и минусы пре-
вращать в плюсы. Автор этой статьи имел возможность убедиться в верности этого тезиса на своей многолетней творческой и педагогической практике.
Но есть проблемы особого рода, которые не решить простым упорством в достижении поставленной цели. Речь идет о поиске, подборе добротного и подходящего к тому или иному школьному возрасту репертуара. Сложность в том, что большой пласт драматических произведений для детей, написанных авторами советского периода литературы, в значительной степени утратил свою актуальность, не воспринимается ни сегодняшним маленьким исполнителем, ни его ровесником-зрителем. Время внесло свои коррективы в наше восприятие многих произведений С. Михалкова, С. Маршака, В. Драгунского, Э. Успенского и других замечательных авторов детских пьес.
Конечно, есть признанные классики драматургии - В. Шекспир, К. Гольдони, Ж. Мольер, М. Сервантес и прочие великие авторы, издавна помогающие людям разобраться с трудными вопросами бытия. Однако дети далеко не сразу могут постичь их в нужной глубине и значимости. К тому же классические произведения имеют свою специфику, например, «многословие», которое, как правило, не свойственно миру сегодняшних ребят. А главное, юным артистам трудно полностью перевоплощаться в героев далекого прошлого, поскольку они отнюдь не профессионалы. С гораздо большим интересом и пониманием ребята всматриваются в окружающий их мир, им хочется играть про свою нынешнюю жизнь, как бы про самих себя.
Все это не облегчает задач руководителя школьного театра. Как и любому педагогу, ему нелегко учесть требования и запросы растущей личности, творчески развить ребенка, да к тому же воспитать его на высоких образцах искусства, соединяя великое наследие с современностью. А когда педагог обращает свой взгляд на литературные произведения для детей и на любимые ими сказки, перед ним встает необходимость перевести это произведение с языка слов на язык действий, то есть инсценировать. А это - новые знания и новый поворот темы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон Д. Мир - театр. Будь актером! / пер. с англ. А. Петровой. - М.: Полина, 1998.
- 285 с.
2. Лавренова Л. Е. Детские праздники в школе и дома. - СПб.: Паритет, 2006. - 160 с.
3. Опарина Н. А. Театрализация детского досуга. - М.: Белый ветер, 2013. - 304 с.
4. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: учебник. - М.: МПСИ: Флинта, 1998. -235 с.
5. Опарина Н. А. Школьные театрализованные праздники и зрелища. - М.: Арманов-центр,
2012. - 176 с.
6. Вчерашний Р. Энциклопедия развлечений: причуды, розыгрыши, головоломки, фокусы.
- М.: Рипол Классик, 2001. - 464 с.
7. Опарина Н. А. Педагогика детского зрелищного досуга: моногр. - М.: Белый ветер,
2013. - 254 с.
8. Опарина Н. А. Массовые праздники и зрелища в культурно-досуговой деятельности школьников. - М.: Сентябрь, 2012. - 208 с.
9. Театр, где играют дети: учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов / под ред. А. Б. Никитиной. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
10. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности / пер. с англ. С. Л. Лойко, Ф. Б. Сар-нов. - М.: Прогресс, 1990. - 192 с.
11. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.
12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
REFERENCES
1. Anderson D. Mir - teatr. Bud akterom! Moscow: Polina, 1998. 285 p. (in Russian)
2. Lavrenova L. E. Detskie prazdniki v shkole i doma. St. Petersburg: Paritet, 2006. 160 p.
3. Oparina N. A. Teatralizatsiya detskogo dosuga. Moscow: Belyy veter, 2013. 304 p.
4. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga: uchebnik. Moscow: MPSI: Flinta, 1998. 235 p.
5. Oparina N. A. Shkolnye teatralizovannye prazdniki i zrelishcha. Moscow: Armanov-tsentr, 2012.176 p.
6. Vcherashniy R. Entsiklopediya razvlecheniy: prichudy, rozygryshi, golovolomki, fokusy. Moscow: Ripol Klassik, 2001. 464 p.
7. Oparina N. A. Pedagogika detskogo zrelishch-nogo dosuga: monogr. Moscow: Belyy veter, 2013.254 p.
8. Oparina N. A. Massovye prazdniki i zrelishcha v kulturno-dosugovoy deyatelnosti shkolnikov. Moscow: Sentyabr, 2012. 208 p.
9. Nikitina A. B. (ed.) Teatr, gde igrayut deti: ucheb.-metod. posobie dlya rukovoditeley detskikh teatralnykh kollektivov. Moscow: VLADOS, 2001. 288 p.
10. Weinzweig P. Desyat zapovedey tvorcheskoy li-chnosti. Moscow: Progress, 1990. 192 p. (in Russian)
11. Shmakov S. A. Netraditsionnye prazdniki v shkole. Moscow: Novaya shkola, 1997. 336 p.
12. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 93 p.
Опарина Нина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, член Союза писателей России e-mail: oparil18@yandex.ru
Oparina Nina A., PhD in Education, Professor, Social and cultural activities Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, member of the Union of Writers of Russia e-mail: oparil18@yandex.ru