Научная статья на тему 'Педагогические возможности субъектно-ориентированной маркер-технологии в формировании лингвокоммуникативной культуры студента'

Педагогические возможности субъектно-ориентированной маркер-технологии в формировании лингвокоммуникативной культуры студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / LINGVO-COMMUNICATIVE CULTURE / AXIOLOGICAL / SUBJECTIVE-ORIENTED TECHNOLOGY / SUBJECT POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна, Темкина Вера Львовна, Осиянова Анна Владимировна

В статье рассматривается инновационная педагогическая технология как средство формирования лингвокоммуникативной культуры студента. Ее инструментальную основу составляет система аксиологических маркеров. Выявляются возможности данной технологии на дидактическом, развивающем и личностном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осиянова Ольга Михайловна, Темкина Вера Львовна, Осиянова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MEANS OF SUBJECTIVE-ORIENTED MARKER-TECHNOLOGY IN STUDENT’S LINGVO-COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION

The article touches upon the innovation pedagogical technology as a means of student’s lingvo-communicative culture. The system of the axiological markers is its instrumental basis. The pedagogical means of the technology are revealed on didactic, developing and personal levels.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности субъектно-ориентированной маркер-технологии в формировании лингвокоммуникативной культуры студента»

УДК 37: 001.12/.18

Осиянова О.М., Темкина В.Л., Осиянова А.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МАРКЕР-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

В статье рассматривается инновационная педагогическая технология как средство формирования лингвокоммуникативной культуры студента. Ее инструментальную основу составляет система аксиологических маркеров. Выявляются возможности данной технологии на дидактическом, развивающем и личностном уровнях.

Ключевые слова: лингвокоммуникативная культура, аксиологические маркеры, субъектно-ориентированная технология, субъектная позиция.

В условиях многоуровневого образования важным аспектом формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускника вуза становится лингвокоммуникативная культура, содействующая взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, интеллектуальному, эмоциональному, нравственному развитию личности, способности к самосозиданию и самореализации на основе коммуникативности и толерантности.

Лингвокоммуникативная культура не развивается у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации. Напротив, она всегда является предметом специального формирования в процессе обучения, что подчеркивает необходимость ее исследования как педагогической проблемы. Выявляя возможности формирования лингвокоммуникатив-ной культуры студентов, исследователи называют ряд средств и условий, экспериментально проверенных в образовательной практике: текстовая деятельность на иностранном языке, вербальные образовательные ситуации, отбор педагогически значимого содержания обучения, актуализация рефлексивной деятельности студентов [3; 12; 14].

Условием формирования лингвокоммуникативной культуры можно считать целенаправленное воспитание оценочного отношения к высказыванию, что включает в себя осознание говорящим целевой установки коммуникации, учет ситуации и условий общения, места, адресата, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника. Формирование лингвокоммуникативной культуры в образовательном процессе базируется на «усложнении вербальной деятельности, ее

структурных компонентов; на отношении преподавателя к студенту как к субъекту вербальной деятельности; на форсировании субъектно-субъектных отношений в процессе их совместной деятельности» [12, с. 99]. В данном контексте мы придаем особое значение деятельностному, человекотворческому характеру формирования лингвокоммуника-тивной культуры, которая, обеспечивая включенность субъектов образовательного процесса в значимую для них деятельность, позволяет раскрыть неизвестные ранее их уникальные способности, вызывает потребность в саморазвитии и самореализации, прививает желание самосовершенствоваться. Вместе с тем возможности субъектно-ориентирован-ных педагогических технологий, предполагающих развитие у студента привычки к систематической работе над собой, творческого отношения к собственной личности, его нравственных предпосылок и смысложизненных ориентаций (В.А. Сластенин, В.И. Слободчи-ков, Е.Н. Шиянов) применительно к формированию лингвокоммуникативной культуры изучены еще недостаточно.

Сущностные характеристики и специфика функционирования исследуемого феномена в образовательном процессе вуза обусловливает наш интерес к субъектно-ориентированной маркер-технологии, предусматривающей целенаправленное формирование лингвокоммуни-кативной культуры студента в самоуправляемом режиме и гарантированно обеспечивающей ее положительную динамику. Целью данной педагогической технологии является создание комплекса условий для формирования лингво-коммуникативной культуры, способной обеспе-

чить познание, общение и проявление субъектной позиции личности студента. Выявление условий, при которых педагогические возможности маркер-технологии превращаются в действительность, позволит, как мы полагаем, решить проблему формирования лингвокомму-никативной культуры.

Толковый словарь русского языка определяет возможность как «средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь; возможное обстоятельство» [8, с. 79]. Соответственно, применительно к нашему исследованию «возможности» понимаются как условия, средства, благоприятные обстоятельства, которые могут быть использованы для достижения поставленной цели.

Активное начало студента, становление его субъектом своего собственного развития и познания - одно из главных благоприятных условий, создаваемых субъектно-ориентиро-ванной маркер-технологией для формирования лингвокоммуникативной культуры студента. Данная технология проектирует механизм управления (с переходом на самоуправление) процессом формирования лингвоком-муникативной культуры студента посредством познавательной инструментальной совокупности действий преподавателя и студента, ориентированных на развитие субъектных качеств личности. Инструментальную основу технологии составляет система аксиологических маркеров, обусловливающих осуществление продуктивной вербальной деятельности и развития ценностных ориентаций.

Термин «маркер (маркёр)» широко используется в настоящее время лингвистикой, психологией, микробиологией, техническими и другими науками. Этим термином обычно обозначают наличие или отсутствие отличительных особенностей. Так в лингвистике под маркером понимают сигнал, который указывает (то есть маркирует) функцию или свойство. Словарь иностранных слов Н.Г. Комлева, указывая на французское происхождение слова «маркёр» (фр. marqueur, от marquer - замечать), определяет одно из его значений, актуальное для данного исследования, как «носитель какого-либо признака». Толковый переводческий словарь, в свою очередь, называет целый ряд значений: показатель чего либо; указатель на что-либо; сигнальный знак; ориентировоч-

ный знак [13]. В технической сфере маркер ассоциируется с управляющим устройством. «Маркёр» в толковом словаре Т.Ф. Ефремовой объясняется как тот, кто маркирует что-либо (товар, изделия и т. п.) или то, чем маркируется что-либо [6]. Это также устройство, с помощью которого делают пометки на чём-либо, помечают, выделяют что-либо [11]. Действия, производимые с помощью маркера, соответственно толкуются глаголами со значениями: отмечать, обозначать; делать отметку; помечать, записывать; свидетельствовать, выражать, доказывать, указывать на...; замечать; ознаменовывать; обрисовывать, выделять; подчёркивать; проявлять [7].

В настоящем исследовании маркер понимается как признак субъектно-ориентирован-ной технологии, представляющий собой сигнальный или ориентировочный знак, с помощью которого обеспечивается управление процессом формирования лингвокоммуника-тивной культуры со стороны преподавателя и самоуправление - со стороны студента. Маркеры выступают необходимым условием организации процесса формирования лингво-коммуникативной культуры в самоуправляемом режиме. Речь идет о «рефлексивном управлении» (Ю.Н. Кулюткин, Е.Н. Шия-нов), которое характерно для различных видов деятельности, связанных с межличностными отношениями. Оно определяется как самонаблюдение, самопознание, обращенность познания человека на самого себя, свой внутренний мир [1; 15]. Преподаватель в таком случае «управляет» процессами самоуправления студента [1], а целью совместной деятельности преподавателя и студента становится развитие у последнего способности к самоуправлению в учебно-профессиональной деятельности [15].

В качестве аксиологических маркеров, составляющих инструментальную основу формирования лингвокоммуникативной культуры, выступают маркеры: цель, мотив, знания, опыт. Они представляют собой «точки опоры», которые в разных сочетаниях призваны обеспечить успешную коммуникацию. Все маркеры носят ценностный характер, поскольку обеспечивают ориентацию и обрисовывают механизм повышения качества вербальной деятельности и личностного разви-

тия студента. Они помогают быстро и правильно ориентироваться в ситуации лингво-коммуникации, корректно планировать вербальное поведение, опираясь на знания и опыт, учитывая реакцию собеседника.

Аксиологические маркеры формирования лингвокоммуникативной культуры представляют собой систему, в которой цели, мотивы, знания и опыт, выступающие своего рода алгоритмами вербальной деятельности, выстраиваются в разные иерархические структуры на разных этапах коммуникации. Решающая роль отводится маркеру-цели как системообразующему фактору в осуществлении цели вербальной деятельности людей в соответствии с их мотивами и ценностными ориентациями. Цель выступает способом интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Именно цель как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека определяет характер этой деятельности и пути достижения результата с помощью адекватных средств. Маркеры-цели обеспечивают адекватный выбор и самостоятельную постановку цели, соответствующей мотивам предстоящей коммуникации.

Маркер-мотив побуждает к вербальной деятельности и создает благоприятные условия для ее развития. Он способствует проявлению заинтересованности в результатах овладения лингвокоммуникативной культурой, самоактуализации личности как субъекта вербальной, учебно-познавательной деятельности и жизнедеятельности в целом на основе ее потребностей, интересов, убеждений, ценностных ориентаций. Маркер-мотив подчеркивает значимость побудительных мотивов в формировании лингвокоммуникативной культуры, создает установку на позитивную вербальную деятельность, побуждает к самооценке, адекватной достигнутым успехам. Как видно, роль маркера-мотива в рассматриваемой технологии неразрывно связана с мотивацией достижения, выступающей важным условием становления субъектной позиции студента. Успех в осуществлении вербальной деятельности в процессе решения познавательных задач оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, мобилизует творческие силы личности.

Маркер-знания «отмечает» круг знаний о языковой системе, культуре речи и поведения, лингвокоммуникативной культуре, ценностных ориентациях другого человека (его потребностях, интересах, уровне притязаний), о природном, социальном мире и самом себе, которые необходимы для достижения успеха в коммуникации и в личностном самосовершенствовании.

Маркер-опыт выступает «сигнальным, ориентировочным знаком» в коммуникации с разными категориями людей, определяя выбор речевого поведения субъектов, их речевого стиля, коммуникативных действий, установок и эмоций в соответствии с возрастом, полом, социальным статусом, профессией собеседника. Овладение содержанием лингвокоммуникатив-ной культуры расширяет опыт применения «готовых знаний», необходимых для решения жизненно-практических и познавательных задач в ситуациях профессионального и межличностного общения; опыт применения установленных способов выполнения различных видов человеческой деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (по И.Я. Лернеру).

Обращение к исследованию возможностей субъектно-ориентированной маркер-технологии, вызванное стремлением организовать формирование лингвокоммуникативной культуры студента системно и процессуально, актуализируется следующими присущими педагогической технологии признаками: концепту-альность, системность, эффективность, воспроизводимость, актуальность, управляемость, обратная связь (В.П. Беспалько, В.С. Блум, В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, Г.В. Селевко).

Концептуальность предполагает, что маркер-технология опирается на общие положения теории культуры (М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев), раскрывающие человекотворческую сущность культуры, ее понимание как способа деятельности, на учение о лингвокоммуникативной культуре, а также на научную концепцию субъектности как личностного образования (Н.М. Борытко, В.В. Горшкова, Т.А. Ольховая, А.К. Осницкий).

Системность указывает на то, что маркер-технология представляет собой проект конкретной педагогической системы, реализуемой на практике. Данная система характе-

ризуется «совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [2, с. 6], отличающими субъекта вербальной деятельности как субъекта лингвокоммуникативной культуры. Маркер-технология обладает всеми признаками системы: компонентным составом, структурой, функцией, интегративностью. Сохраняя структуру процесса обучения, она наполняется содержанием субъектности.

Эффективность проявляется в том, что данная технология оптимальна по затратам и результатам, то есть обеспечивает гарантированную результативность образовательного процесса с позитивными изменениями в развитии студентов. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения) технологии в других однотипных учреждениях, другими субъектами. Актуальность проявляется в разрешении насущных методологических, дидактических, организационных, технологических проблем формирования лингвокоммуникативной культуры средствами данной технологии.

Управляемость предполагает необходимость диагностического целеполагания, планирования, проектирования, варьирования средствами и методами с целью коррекции получаемых результатов. Обратная связь предусматривает наличие системы контрольных заданий, адекватных целям и алгоритмам контроля уровня сформированности лингвокоммуникатив-ной культуры в образовательном процессе.

Разделяя точку зрения Н.В. Бордовской, которая утверждает, что технологию можно рассматривать в контексте разных образовательных парадигм, мы исследуем возможности субъектно-ориентированной маркер-технологии в контексте гуманитарной парадигмы. Данная парадигма предполагает технологии, обеспечивающие условия для каждого студента, при которых он сможет проявить свои субъектные качества при общении с преподавателями и другими студентами [4, с. 105].

Рассмотрение маркер-технологии как гуманитарной связано с ее способностью выступать средством организации социальной деятельности и социального взаимодействия

человека с окружающим миром, позволяющее «выразить свое личностное отношение к окружающему миру и самому регулировать характер своих отношений с миром (выделено нами), будь это взаимодействие человека с природой, техникой, информацией, людьми, с самим собой и пр.» [4, с. 238]. Особенности маркер-технологии как гуманитарной проявляются в том, что она:

- направлена на реализацию в образовательном процессе вуза таких гуманистических ценностей как доброта, милосердие, справедливость, честность;

- обеспечивает формирование социально значимых качеств, необходимых любому специалисту (независимо от уровня образования и профиля профессиональной подготовки), которые способны оказать существенное влияние на отношения между людьми разных социальных групп, национальностей и культур (ясности, точности, правильности, выразительности и логичности изложения мыслей; самосознания; ответственности; открытости, толерантности; способности к самооценке и др.);

- усиливает эффект технологий организации сотрудничества, коллективного взаимодействия, эффективной коммуникации, сотворчества и работы в команде;

- служит средством актуализации и развития ценностно-смысловой сферы студентов, готовности к самопознанию своих возможностей (коммуникативных, организаторских, творческих) и способов их реализации;

- создает возможности для проявления гуманитарного стиля мышления и гуманитарной культуры преподавателя, способствуя формированию гуманитарной образовательной среды вуза.

Важнейшая закономерность педагогики указывает на то, что нет иного пути и средства получения образовательного результата, кроме деятельности самого учащегося (В.И. Загвязинский, В.В. Юдин). Исходя из этого, в дидактическом аспекте педагогическая технология рассматривается как проект деятельности учащегося (В.П. Беспалько). Следовательно, проектируемая нами маркер-технология формирования лингвокоммуникативной культуры обязана фиксировать шаги деятельности студента, носить субъектно-деятельно-стный характер, помогая ему в самостоятель-

ном выборе значимых целей деятельности на основе имеющихся опыта и знаний, стимулирующих проявление его субъектной позиции в познании и общении с другими. Если будут реализованы все этапы учебно-познавательной деятельности студента, вынужденно сформируется и результат. Формирование лингвокоммуникативной культуры студента является, по нашему убеждению, результатом, прежде всего, его собственного усилия, когда лингвокоммуникативная культура становится ценностью, жизненной необходимостью.

К сожалению, большинство современных студентов, оставаясь на позиции школьников как пассивных объектов деятельности учителя со свойственным им ученическим менталитетом, не спешит проявлять заботу о саморегуляции и самосовершенствовании в образовательном процессе, чтобы перейти от исполнительской позиции к активной позиции субъекта. «Ответная позиция» студента, когда цели познавательной деятельности задаются преподавателем, а студент лишь отвечает на вопросы, решает задачи, активен по «разрешению» не может обеспечить подготовку социально-активного, творчески мыслящего, конкурентоспособного специалиста. На диалектику развития отношений между преподавателем и студентом и студентами между собой большое влияние оказывает лингвокоммуникативная культура, создающая условия для реализации «единства общения и познания», требующая активности, самостоятельности для развития познавательных интересов и творческой мысли. Именно включение студента в культуру способствует обогащению его субъектности как «социального, деятельностно-преобразующего способа бытия человека» (В.И. Слободчиков).

Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения [9, с. 9]. По мнению Н.М. Борытко, О.А. Мацкайловой субъектную позицию учащихся отличают следующие функции: самопознание (рефлексивная мыследеятельность, осознание себя самостоятельной, самоуправляемой личностью), «самореализация (выявление, раскрытие и опредмечивание своих сущностных сил), самоутверждение (осознание себя и от-

ношение к себе через предъявление своего «конкретного Я» другим людям, для которых оно выступает в качестве объекта), самооценка (сопоставление потенциала, стратегии, процесса и результата своей и других учебно-профессиональной деятельности)» [5, с. 31]. К функциям студента как субъекта деятельности относят также саморегуляцию (управление своим собственным развитием), самодетерминацию («формирование смысловой системы представлений о себе» (М.Р. Гинзбург), самоактуализацию («полное использование своих способностей и возможностей» (А. Маслоу).

Субъектность студента проявляется в его учебно-познавательной деятельности, в познавательном отношении к миру, в ценностном отношении к людям, в лингвокоммуни-кативной культуре. Субъектная позиция студента при ориентации образовательного процесса на формирование лингвокоммуника-тивной культуры выражается в следующем:

- студент участвует в определении целей и задач предстоящей лингвокоммуникации, в отборе тем для изучения, в планировании сюжетных ходов занятия, ситуаций, видов взаимодействия с другими;

- студент влияет на темп прохождения материала и выбор видов деятельности с ним;

- если необходимо, студент запрашивает у преподавателя дополнительную информацию или добывает ее из различных источников, консультируется с преподавателем;

- студент сам инициирует и организует проведение некоторых видов работ на практическом занятии и во внеаудиторной работе;

- студент размышляет о процессе формирования лингвокоммуникативной культуры;

- студент влияет на то, как и когда исправляются ошибки вербальной деятельности;

- студент выражает свое отношение к выполняемым видам деятельности, заданиям и упражнениям.

Полагаем, что все это можно обозначить как способность и желание студента принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результат процесса овладения лингвокоммуникативной культурой.

Сказанное выше убеждает в том, что субъектно-ориентированная маркер-технология формирования лингвокоммуникативной культуры требует ориентации на активную

реализацию субъектной позиции студента в вербальной деятельности, а, следовательно, во взаимодействии с другими людьми, с окружающим миром и самим собой. Она предполагает «взращивание» субъекта лингвокомму-никативной культуры, который видит цель вербальной деятельности и знает способы ее достижения, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность в разрешении проблем лингвокоммуникации, осуществляя рефлексию самосовершенствования.

Результативность субъектно-ориентиро-ванной маркер-технологии в нашем понимании связывается со способностью побуждать мотивы, актуализировать творческий потенциал, обеспечивать самооценку деятельности, стимулировать работоспособность студента.

Таким образом, в отличие от традиционных образовательных технологий, нацеленных на достижение «надлежащего образовательного эффекта» (Н.В. Бордовская) и не всегда предполагающих выход на гуманистические межличностные отношения, субъектно-ориен-тированная технология формирования линг-вокоммуникативной культуры ориентирована на субъектно-субъектное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, интеграцию профессиональной и общекультурной подготовки специалистов с развитием их личностных качеств и стремления к самореализации. Основываясь на предметном содержании изучаемых дисциплин, маркер-технология формирования лингвокоммуникатив-ной культуры, с одной стороны нацеливает на достижение необходимого уровня качества образования, с другой, обеспечивает каждому студенту возможность работы по индивидуальной программе, учитывает в полной мере его познавательные способности, мотивы, склонности и другие личностные качества.

Подчеркнем существенные признаки субъектно-ориентированной маркер-технологии формирования лингвокоммуникативной культуры студента:

- ориентация студента на ценности и нормы лингвокоммуникативной культуры, развитие личности как субъекта вербальной деятельности;

- максимальная включенность в предлагаемую деятельность и активная позиция субъектов образовательного процесса;

- существенное усиление роли самого обучаемого, который участвует не только в получении знания, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки;

- управление преподавателем самостоятельным поиском знаний студента, формированием умений и навыков вербальной деятельности на основе системы аксиологических маркеров (целей, мотивов, знаний, опыта) с переходом к самоуправлению, саморегуляции и самоорганизации вербальной деятельности самим студентом;

- приоритет диалогического и полилогического (дискуссионного) взаимодействия в проведении лекционных и практических занятий;

- широкое использование проблемных ситуаций, творческих заданий (с элементами театрализации), проектов, предоставляющих возможность для импровизации, проявления активности, самостоятельности, удовлетворения познавательных интересов;

- создание и поддержание в образовательном процессе субъектно-субъектных отношений, атмосферы обращенности к человеческой личности, открытости, творчества, доброжелательности, взаимного уважения и доверия;

- обязательная рефлексия, включающая самоанализ, самооценку, интерпретацию, осмысление результатов своего участия в вербальной деятельности;

- коммуникативная и психологическая подготовка студента к профессиональной деятельности на предметном содержании изучаемых дисциплин;

- максимальная индивидуализация процесса овладения лингвокоммуникативной культурой, что дает возможность каждому студенту проявить свой интеллектуальный и творческий потенциал применительно к избранной сфере профессиональной деятельности.

Сказанное выше позволяет сформулировать отличительные характеристики субъектно-ориентированной маркер-технологии как средства формирования лингвокоммуникативной культуры студента - субъектность, проблем-ность, саморазвитие субъектов, рефлексия.

Представляя собой целенаправленную систему действий субъектов целостного педагогического процесса, маркер-технология включает:

- действия преподавателей вуза по созданию условий субъектно-субъектного взаимодействия, обеспечивающих возможность студентам для выражения средствами лингво-коммуникативной культуры своего отношения к окружающему миру, другим объектам и субъектам, самому себе; для мотивации к успеху, стремления к достижениям; для проявления самостоятельности и творчества, раскрытия личностного потенциала;

- действия студентов в осознании, понимании, оценке ценности лингвокоммуника-тивной культуры в межличностной коммуникации, в образовательном процессе и самообразовании, в личностной самореализации, в познании и других видах деятельности.

Таким образом, субъектно-ориентирован-ная маркер-технология формирования лингвокоммуникативной культуры студента - это организованное, целенаправленное и управляемое системой аксиологических маркеров взаимодействие субъектов образовательного процесса с использованием приемов обучения, ориентированных на достижение планируемого уровня лингвокоммуникативной культуры, ценностных ориентаций личности, активизацию ее познавательных интересов, творческой самостоятельности, обеспечивающих саморегуляцию и самоорганизацию студентом своей вербальной деятельности и переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным [10]. Маркер-технология позволяет организовать формирование лингвокоммуникативной культуры студента системно и процессуально.

Она конкретизирует пути, средства, способы взаимодействия преподавателей и студентов и предлагает оптимальное их сочетание с целью достижения требуемого уровня лингвокомму-никативной культуры, исходя из конкретного содержания изучаемых дисциплин.

Сказанное выше убеждает, что субъект-но-ориентированная маркер-технология обладает следующими педагогическими возможностями для формирования лингвоком-муникативной культуры студента:

- на дидактическом уровне - способствует более прочному усвоению предметных знаний, учит самостоятельно управлять своей учебно-познавательной деятельностью, обеспечивает овладение различными способами вербальной деятельности, способствует интеграции содержательных аспектов лингво-коммуникативной культуры с предметным содержанием изучаемых дисциплин;

- на развивающем уровне - обеспечивает развитие ориентировочных, аналитических, речевых, информационно-технологических и рефлексивных умений лингвокоммуника-тивной культуры;

- на личностном уровне - обеспечивает включение студента в проблемные ситуации, способствующие развитию его субъектных качеств (активности, самостоятельности, познавательного интереса, креативности).

Совокупность имеющихся возможностей маркер-технологии образует ее потенциал в формировании лингвокоммуникативной культуры студента.

13.11.2013

Список литературы:

1. Бездухов, В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / В.П. Бездухов, Ю.Н. Ку-люткин. - Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2002. - 400 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 2000. - 195 с.

3. Бикмурзин, К.Ш. Формирование лингвокоммуникативной компетентности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / К.Ш. Бикмурзин. - Оренбург: Экспресс-печать, 2007. - 24 с.

4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская. - Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2010. - 432 с.

5. Борытко, Н.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография / Н.М. Борытко, О.М. Мацкайлова. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 132 с.

6. Ефремова, Т.Ф. Современный словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. 2010. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.efremova.info/ дата обращения - 15.01.2013.

7. Новый французско-русский словарь; под ред. В.Г. Гака, К.А. Ганшиной. - 9-е изд., испр. - Москва: Рус.яз. - Медиа, 2004. - 1196 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.О. Шведова; Рос. Академия наук, Ин-т рус. языка. - Москва: Азбуковник, 2009. - 1104 с.

9. Ольховая, Т.А. Становление субъектности студента университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01; 13.00.08 / Т.А. Ольховая. - Оренбург, 2007. - 45 с.

10. Osiyanova, A.V. The Experience of Forming Lingvo-Communicative Culture of the Student by Means of the SOT-Technology / A.V. Osiyanova, V.L. Temkina // Middle-East Journal of Scientific Research. - 2013. - № 15 (5). - P. 692-697.

11. Oxford dictionary [Электронный ресурс] - режим доступа http://oxforddictionaries.com/ дата обращения - 12.04. 2012.

12. Темкина, В.Л. Лингвокоммуникативная культура студента: технология формирования: монография / В.Л. Темкина, А.В. Осиянова. - Lap: Lambert Academic Publishing, 2012. - 235 с.

13. Толковый переводоведческий словарь /Л.Л. Нелюбин. - 3-е издание, переработанное. - Москва: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.

14. Тучкова, Е.Ю. Формирование лингвокоммуникативной культуры студентов средствами ситуаций общения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Ю. Тучкова. - Оренбург, 2011. - 24 с.

15. Шиянов, Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук:13.00.01 / Е.Н. Шиянов. - Москва, 1991. - 33 с.

Сведения об авторах:

Осиянова Ольга Михайловна, профессор кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка факультета филологии Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент, е-mail: [email protected] Темкина Вера Львовна, зав. каф. английской филологии и методики преподавания английского языка факультета филологии Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук,

профессор, е-mail: [email protected] Осиянова Анна Владимировна, ассистент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка факультета филологии Оренбургского государственного университета,

е-mail: [email protected] 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.