УДК 37.032
Осиянова А.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: ossa15@rambler.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В статье представлен подход, обоснованы принципы и правила формирования лингвоком-муникативной культуры студента. В качестве теоретико-методологической основы исследования избран субъектно-деятельностный подход, представляющий собой интеграцию субъектно-ориентированного и деятельностного подходов.
Ключевые слова: лингвокоммуникативная культура, субъектно-деятельностный подход, принципы, правила, технология формирования, субъектно-субъектные отношения.
Отечественная система образования переживает период радикальных перемен, обусловленных глобальными процессами, происходящими в России и во всем мире. Изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям, прежде всего в системе высшего профессионального образования, призванного создать необходимые условия для подготовки компетентных, мобильных, высококвалифицированных специалистов, способных масштабно мыслить и конструктивно действовать. Одним из важнейших аспектов профессиональной подготовки выпускника вуза выступает коммуникативная компетентность, основа которой - лингвокоммуникативная культура (В.Л. Темкина, Е.Ю. Тучкова).
Лингвокоммуникативная культура человека, студента, будущего специалиста есть состояние, продуктивный процесс и результат усвоения и создания социальных ценностей. Это -многоаспектное, полифункциональное, интегра-тивное, динамичное личностное качество, проявляющееся в процессе осуществления вербальной деятельности, основанной на системе ценностных ориентаций личности, знаниях норм культуры речи и поведения, коммуникативных умениях, обеспечивающих творческий характер ситуативно-опосредованной вербальной деятельности и личностной рефлексии. Оно включает отношение субъекта к целям, процессу и результатам общения, проявление в нем личностных качеств, полноту и тщательность соблюдения языковых и поведенческих норм общения. Лингвокоммуникативная культура проявляется в адекватном понимании, осмысленной самооценке и позитивном восприятии партнеров по общению; является показателем развития
субъектов вербальной деятельности, выражает оттенки их отношений; проявляется субъектной позицией личности в форме конструктивных предложений, требующих самостоятельности, активности и творчества, побуждающих к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Лингвокоммуникативная культура не развивается у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации. Напротив, она всегда является предметом специального формирования в процессе обучения. Отсюда следует, что целенаправленное формирование лингвокоммуникатив-ной культуры студента требует разработки педагогической технологии, создающей комплекс условий, гарантированно обеспечивающих положительную динамику по всем критериям и показателям лингвокоммуникативной культуры.
Анализ педагогических исследований по интересующей нас проблеме показывает, что проектирование технологии формирования лингвокоммуникативной культуры может осуществляться в русле нескольких активно реализуемых методологических подходов:
- культурологического (В.С. Библер, Н.Б. Крылова, В.М. Розин, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова), предполагающего личностное развитие студента, его самореализацию и перевоплощение из пассивного объекта воздействия культурой в субъект социокультурного творчества; ориентирующего на решение образовательных задач исходя из культурных традиций общества, лучших достижений национальной культуры;
- аксиологического (Т.К. Ахаян, В.П. Бездухов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Г.А. Меле-кесов), рассматривающего ценностные ориентации в качестве внутренних источников само-
реализации человека, его активной деятельности и развития;
- компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспаржак, С.В. Кульневич, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков), определяющего в качестве основного результата образования способность и готовность выпускников учебных заведений использовать полученные знания, умения и навыки для самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности; выступающего приоритетной ориентацией на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самореализация, социализация и развитие индивидуальности;
- деятельностного (К.А. Абульханова-Слав-ская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), утверждающего, что процесс обучения строится через организацию специальной деятельности по достижению поставленных целей и задач; предполагающего раскрытие перед студентом всего спектра его возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности, открывая тем самым пути к самореализации;
- личностно-ориентированного (М.Н. Беру-лава, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, О.С. Газ-ман, В.В. Краевский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), требующего принятия студента как личности, свободы личности в образовательном процессе в смысле выбора ею приоритетов, образовательных «маршрутов», формирования собственного восприятия изучаемого содержания (личностного опыта); ориентирующего на саморазвитие, самодвижение, самореализацию личности.
Поскольку в рамках одного какого-либо подхода практически невозможно решить ту или иную современную педагогическую проблему, мы приходим к необходимости комплексного использования положений данных подходов. В методологии настоящего исследования ведущая роль принадлежит субъектно-деятельностному подходу, представляющему собой целесообразную интеграцию субъектно-ориентированного и деятельностного подходов. Синтез данных подходов нацелен на формирование опыта личности в самостоятельном поиске новых знаний, их применении в новых условиях, формирова-
ние опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций, обеспечивающих появление новых знаний, способов деятельности, личностных смыслов, как главных ориентиров в формировании субъектной позиции личности, участвующей в вербальной коммуникации.
Идея субъектности в формировании линг-вокоммуникативной культуры ориентирует преподавателей на создание условий, обеспечивающих развитие самостоятельной творческой активности каждого студента, целостность и результативность процесса его индивидуально-профессионального развития. При этом образовательный процесс приобретает гуманистическую направленность, обеспечивает осуществление студентами своих возможностей в соответствии со способностями в освоении профессиональной деятельности и социальных отношений.
В педагогических системах прошлого и современности идеи субъектности реализуются и описываются в терминах «активность», «самостоятельность», «инициативность», «творчество» (Н.М. Борытко, В.В. Горшкова, Т.А. Ольховая, Т.И. Шамова). Согласно педагогическому словарю, субъект - «носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющей изменения в других людях и в самом себе» [6, с. 144]. Ориентируясь на студента как субъекта вербальной деятельности и лингвоком-муникативной культуры в целом, мы видим в нем самоутверждающуюся, самореализующуюся в образовательном процессе вуза личность, способную к эффективной самоорганизации и саморегуляции своих действий и поступков. Таким образом, субъектно-деятельностный подход в своем субъектном компоненте предполагает, что формирование лингвокоммуникативной культуры, овладение ею как специфическим способом человеческой деятельности требует перевода студента в позицию субъекта познания и общения, проявления его активности, самостоятельности, познавательного интереса, творчества.
Субъектно-деятельностный подход в своем деятельностном компоненте предполагает, что если рассматривать лингвокоммуникативную культуру с позиции овладения культурой вербальной деятельности, то ее анализ можно выполнить через призму теории деятельности. Как личностное образование лингвокоммуникатив-ная культура предстает в виде совокупности
качеств и способов деятельности личности, их предметного воплощения.
Напомним, что основой деятельностного подхода, разработанного в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, является положение о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности. Личность здесь рассматривается в качестве субъекта деятельности; она сама, «формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения» [3, с. 75]. Для настоящего исследования особо значима суть деятельностного подхода, определяемая субъектно-субъектным характером взаимоотношений в образовательном процессе. «Деятельностный подход в обучении апеллирует к внутренней активности студента, вызванной не принуждением, «обязаловкой», а особым образом организованным содержанием и методами образования» [10, с. 63.]. Соответственно учебная деятельность должна быть построена таким образом, чтобы была осознана личностная значимость обучения.
Деятельностный подход в формировании лингвокоммуникативной культуры означает, что достижение поставленных целей и задач по ее совершенствованию в образовательном процессе на предметном содержании изучаемых дисциплин возможно только при условии организации специальной деятельности. Именно включение студентов в самостоятельную, хотя и организованную, направляемую, контролируемую и корректируемую преподавателем деятельность открывает возможности развития субъектных качеств студента, ведет к приобретению и оценке им личного опыта по становлению ценностных ориентаций, лингвокоммуни-кативных умений, творческих способностей.
Сказанное выше позволяет предположить, что использование субъектно-деятельностного подхода в качестве теоретико-методологической базы исследования проблемы формирования лингвокоммуникативной культуры определяет направленность содержания вузовского образования на становление у студента опыта выступать субъектом познавательной деятельности и субъектом отношения в познании. А это придает познавательной деятельности активный и субъективно избирательный характер, фактически сближающий ее с самообразованием и самосовершенствованием. Выступая тео-
ретико-методологической основой проектирования технологии формирования лингвоком-муникативной культуры, субъектно-деятельно-стный подход призван обеспечить такую идеологию высшего образования, которая призвана, по словам В.В. Краевского, помочь студенту отойти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-дея-тельностному их приобретению [4].
Субъектно-деятельностный подход определяет совокупность принципов и вытекающих из них правил, необходимых для технологического обеспечения процесса формирования лингво-коммуникативной культуры студента. «Педагогический принцип - ...характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [1, с. 314-315]. Согласно утверждению В.И. Загвязинского, суть принципа заключается в рекомендации способов регулирования отношений противоположных сторон, тенденций процесса обучения, способов разрешения противоречий, достижения меры, гармонии, позволяющих успешно решать задачи обучения [2].
При отборе и систематизации принципов формирования лингвокоммуникативной культуры мы руководствовались критериями, предложенными В.И. Андреевым для оценки педагогических принципов [1, с. 315-316].
1. Объективность. Каждый принцип должен формулироваться на основе объективно существующей педагогической закономерности.
2. Ориентированность. Каждый принцип должен быть ориентирован на снятие, разрешение определенных противоречий, давая общий ориентир и формируя стратегию взаимодействия субъектов в педагогическом процессе.
3. Системность. Предъявляя конкретные требования ко всем компонентам дидактической системы (цель, содержание, средства, методы и формы обучения), каждый принцип выступает системообразующим фактором в формировании лингвокоммуникативной культуры в целом.
4.Аспектность. Каждый вновь сформулированный принцип должен раскрывать новые возможности совершенствования процесса формирования лингвокоммуникативной культуры.
5.Дополнительность. Каждый новый принцип должен дополнять предыдущие, не заменяя их.
6.Эффективность. Реализация каждого принципа должна существенно повышать эффективность формирования лингвокоммуника-тивной культуры.
7.Теоретическая и практическая значимость. Каждый вновь сформулированный принцип имеет существенное значение и для развития педагогической теории формирования лин-гвокоммуникативной культуры и для совершенствования образовательной практики.
Принимая данные утверждения, мы называем следующие принципы проектирования технологии формирования лингвокоммуника-тивной культуры: культуросообразности, акси-ологизации, субъектно-субъектного взаимодействия, ориентации на успех, выбора индивидуальной траектории обучения,рефлексии.
Принцип культуросообразности формирования лингвокоммуникативной культуры предполагает такую организацию деятельности субъектов образовательного процесса вуза, при которой основной целью и содержанием обучения является культура, гармоничное развитие личности в интегративном сочетании общечеловеческого, этнонационального и межкультурного элементов. Реализация настоящего принципа, расширяя культуроведческие основы проектируемой технологии, является условием эффективного междисциплинарного и социокультурного содержания в сочетании с коммуникативными и профессионально-познавательными действиями в процессе овладения лингво-коммуникативной культурой. Правила этого принципа диктуют следующее:
- регулировать отношения человека к человеку средствами лингвокоммуникативной культуры на основе культурной ориентированности;
- использовать диалог как поиск смысла вербального поведения другого человека и другой культуры через сравнение, анализ, рефлексию, нацеливаясь на Другого;
- поддерживать коммуникацию, стимулируя, ободряя, устанавливая сходство и различия в мнениях, диагностируя и корректируя неэффективное поведение;
- максимально использовать в образовательном процессе ресурсы лингвокоммуника-тивной культуры, определяя содержание и тех-
нологию обучения, способствующие формированию субъектной позиции студента;
- рассматривать лингвокоммуникативную культуру как средство, расширяющее профессиональные компетенции выпускника вуза.
Достижение гармонизирующего воздействия культуры на личность обеспечит совершенствование коммуникативных функций вербальной деятельности и вербальной регуляции эмоций, предпочтение стратегий сотрудничества, эмпатии и толерантности в коммуникации.
Принцип аксиологизации обеспечивает ориентацию субъектов образовательного процесса на социально-значимые ценности (жизнь, свобода и права личности, истина, добро (гуманизм), красота, Отечество, труд, знание), определяя лингвокоммуникативную культуру как приоритетную ценность в высшем профессиональном образовании и саморазвитии личности. «В самом общем виде процесс ориентации может быть представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» согласно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития» [5, с. 31].
Правила данного принципа требуют:
- формировать ценностное отношение студентов к лингвокоммуникативной культуре и мотивам ее формирования;
- отбирать содержание обучения, способствующее развитию у субъектов образовательного процесса способности к реализации ценностного отношения к миру, к людям и к себе;
- использовать в формировании лингвокоммуникативной культуры систему аксиологических маркеров как ценностную ориентацию в сознании студента, способную влиять на выбор языковых средств, речевого стиля, регулировать коммуникативные действия, образ мышления, установки и эмоции, лежащие в основе его поведения.
Принцип субъектно-субъектного взаимодействия подразумевает такую организацию процесса формирования лингвокоммуникативной культуры, которая отражает предпочтение диалогической, субъектно-субъектной модели познания и общения, субъектно-объектной, монологической. Значение этого принципа заключается в способности партеров по коммуникации выступать равноправными субъектами взаимодействия.
Реализация данного принципа возможна при соблюдении следующих правил:
- использовать диалог, оценивать его эффективность с позиций решения коммуникативной задачи, а готовность к диалогу как показатель субъектной позиции личности;
- применять на занятиях ситуации общения, содержащие познавательные речемысли-тельные задачи, связанные с преобразованием самого субъекта вербальной деятельности;
- ориентировать речь на конкретного собеседника, исходя из его интересов, преодолевая негативные установки;
- не допускать общения «сверху вниз», предполагая диалогичность, доверительность и взаимопонимание;
- учить ставить себя на место собеседника, прогнозируя последствия того или иного высказывания в процессе вербальной деятельности;
- учить использовать свой кругозор, привлекая знания из разных областей для мотивации интереса к вербальной коммуникации и силе ее воздействия;
- расширять знания о культуре речи и поведения, учить их адекватно использовать, не обращаясь к жаргонным словам и преодолевая излишнюю эмоциональность;
- учить вести дискуссию, аргументировано отстаивая свою точку зрения и регулируя отношения, сочетая уважение с принципиальностью;
- приобщать студентов к решению научных проблем, значимых для вузовского педагога, определяя учащихся как своих помощников и сотрудников.
Принцип ориентации на успех предполагает такую организацию процесса формирования лингвокоммуникативной культуры, в которой главным ориентиром является приращение внешних (способов действий) и внутренних качеств личности (навыков, способов, отношений), их позитивная оценка субъектами образовательного процесса. Он строится на вере в силы и творческие возможности студентов в целях их личностного саморазвития. Ориентируясь на успех в формировании лингвокоммуникатив-ной культуры, следует определить пути разрешения противоречия между опытом самореализации, имеющегося у студента, и деятельностью преподавателя по возвышению потребности студента в самореализации на основе личност-но-значимой системы ценностей.
Реализации этого принципа способствует соблюдение его правил:
- ориентировать обучаемого на приращение нового к известному и сотворение индивидуального образовательного продукта;
- поощрять самостоятельность и ориентированность в выборе студентом языковых средств, речевого стиля, этикетных формул для осуществления коммуникации;
- создавать условия для положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в образовательном процессе;
- заботиться о проявлении уважительного отношения к субъектам образовательного процесса, сочетая поощрение успеха с доброжелательной критикой.
Побуждая студентов к формированию лин-гвокоммуникативной культуры на протяжении всех лет обучения в вузе при изучении различных предметных дисциплин, формируется сознание собственной ответственности за результаты этого процесса. Лингвокоммуникативная культура, выступая показателем уровня сознания человека, определяет его способность быть социально мобильным в обществе, помогает ориентироваться в современном полиэтническом и поликультурном обществе.
Принцип выбора индивидуальной траектории обучения предполагает такую организацию обучения культуре речевого общения, в которой по возможности должна сохраняться индивидуальность.
Правила этого принципа требуют:
- знать и учитывать индивидуальные психологические и возрастные особенности студентов, их исходный уровень лингвокоммуникатив-ной культуры;
- увеличивать в образовательном процессе долю открытых заданий, не имеющих однозначного предопределенного решения и реализующих право на свою точку зрения;
- опираться на актуальные интересы студентов, формируя познавательные и профессиональные мотивы;
- побуждать студентов к самопознанию и самооценке, вооружая умением действовать осмысленно в ситуации выбора, обучая толерантности и способам рефлексии;
- осуществлять формирование лингвоком-муникативной культуры на любом предметном содержании изучаемых дисциплин, используя
репродуктивные, эвристические и творческие методы, индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы, учебную и внеаудиторную виды деятельности.
Принципрефлексии предполагает такую организацию процесса формирования лингвокомму-никативной культуры, которая побуждает к контролю и оценке вербальной деятельности для поиска путей ее совершенствования. Значение этого принципа заключается в развитии способности студента к самоанализу и адекватной оценке своего уровня лингвокоммуникативной культуры.
Правила данного принципа:
- осуществлять систематический контроль и корректировку выбора студентом языковых средств, речевого стиля, этикетных формул, отношений для осуществления вербальной деятельности;
- анализировать причины успехов и неудач в вербальной деятельности с точки зрения соблюдения требований лингвокоммуникативной культуры;
- воспитывать у студентов потребность в сознательном контроле и критической оценке своего участия в коммуникации;
- знакомить студентов с показателями лин-гвокоммуникативной культуры и критериями оценки достижений для формирования способности к рефлексии и самооценке;
- осознавать необходимость толерантности в лингвокоммуникативной культуре и в дос-
тижении вербального воздействия на Другого, используя преимущественно позитивные оценки достижений обучаемых;
- владеть способами и средствами совершенствования лингвокоммуникативной культуры для преодоления трудностей взаимодействия.
Описанные нами принципы и правила формирования лингвокоммуникативной культуры образуют систему, целостное единство. Все вместе они отражают особенности субъектно-деятельностного подхода и дают субъектам образовательного процесса совокупность необходимых указаний от целеполагания до анализа результатов. Направленность всей системы на совершенствование лингвокоммуникативной культуры и субъектной позиции студента - ее главное свойство.
Реализация субъектно-деятельностного подхода, принципов и правил формирования лингвокоммуникативной культуры в образовательном процессе вуза требует отбора адекватных методов, приемов и средств, необходимых для овладения содержанием обучения, предусмотренным учебными программами. При этом определяющей в деятельности преподавателя должна быть избрана такая педагогическая технология, где центром всей образовательной системы является индивидуальность обучаемого, а методической основой индивидуализация и дифференциация учебного процесса - развитие творческой личности.
19.12.2012
Список литературы:
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1 / В. И. Андреев. - Казань. : Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 552 с.
2. Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2001. - 192 с.
3. Зимняя, И. А. Лингво-психология речевой деятельности. - Москва-Воронеж : «МОДЭК», 2001. - 431 с.
4. Краевский, В. В. Педагогика как наука и как учебный предмет / В. В. Краевский // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та, 2003. - № 1. - С. 5-11.
5. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. - Оренбург : ОГУ, 2000. - 188 с.
6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова,
A. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
7. Ольховая, Т. А. Становление субъектности студента университета : автореф. дис. ... док. пед. наук / Т. А. Ольховая. -Оренбург, 2007. - 45 с
8. Темкина, В. Л. Теория и практика формирования лингвокоммуникативной культуры студентов университета : монография / В. Л. Темкина. - Самара : Изд-во Сам. гос. пед. ун-та, 2003. - 184 с.
9. Тучкова, Е. Ю. Формирование лингвокоммуникативной культуры студентов средствами ситуаций общения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Тучкова. - Оренбург, 2011. - 24 с.
10. Утяганова, З. З. Педагогическое проектирование в процессе самореализации студента в вузе / З. З. Утяганова,
B. А. Анищенко. - Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 176 с.
Сведения об авторе:
Осиянова Анна Владимировна, ассистент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4106, тел (3532) 372431, e-mail: ossa15@rambler.ru