Научная статья на тему '2016. 02. 012. Маркер-технологии формирования лингвокоммуникативной культуры студента / осиянова А. В. , Темкина В. Л. , осиянова О. М. - Saint-Louis (Missouri): Publ. House Science A. innovation Center, 2014. - 208 C'

2016. 02. 012. Маркер-технологии формирования лингвокоммуникативной культуры студента / осиянова А. В. , Темкина В. Л. , осиянова О. М. - Saint-Louis (Missouri): Publ. House Science A. innovation Center, 2014. - 208 C Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казак Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 012. Маркер-технологии формирования лингвокоммуникативной культуры студента / осиянова А. В. , Темкина В. Л. , осиянова О. М. - Saint-Louis (Missouri): Publ. House Science A. innovation Center, 2014. - 208 C»

Неотъемлемой частью процесса написания и публикации научной статьи является сопроводительное письмо (Cover letter), которое должно содержать следующие элементы: 1) вступительную часть, 2) научную проблему, 3) важность и актуальность, 4) результаты, 5) заявление об оригинальности работы, 6) заявление об авторском согласии, 7) список рецензентов, 8) дополнительную информацию. При этом письмо не должно содержать дословных фраз из аннотации, а каждый элемент письма должен раскрываться од-ним-двумя предложениями.

М.Б. Раренко

2016.02.012. МАРКЕР-ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА / ОСИЯНО-ВА А.В., ТЕМКИНА В.Л., ОСИЯНОВА ОМ. - Saint-Louis (Missouri): Publ. house science a. innovation center, 2014. - 208 c.

Ключевые слова: лингвокоммуникативная культура; межличностная и межкультурная коммуникация; вербальная деятельность; личностная рефлексия.

Монография раскрывает теорию и практику формирования лингвокоммуникативной культуры студента. Опираясь на субъект-но-деятельностный подход, авторы рассматривают маркер-технологию как средство формирования лингвокоммуникативной культуры, позволяющее обеспечить повышение качества вербальной деятельности и личностное развитие студента.

Проведенное авторами исследование служит общим целям модернизации образования в высшей школе. Его актуальность обусловлена объективной потребностью общества в социально-активной, конкурентоспособной, мобильной личности, способной осуществлять межличностную и межкультурную коммуникацию, готовой к социализации и созидательной деятельности.

В работе представлена педагогическая характеристика лин-гвокоммуникативной культуры (уточнена сущность, обоснованы функции, выделены структурные компоненты), определены критерии оценки уровня ее сформированности, выступающие основой диагностики, что существенно расширяет известные теоретические положения о лингвокоммуникативной культуре как объекте формирования.

Лингвокоммуникативная культура определена как многоаспектное, полифункциональное, интегративное, динамичное личностное качество, проявляющееся в процессе осуществления вербальной деятельности, основанной на системе ценностных ориентаций и личностной рефлексии, знаниях норм культуры речи и поведения, лингвокоммуникативных умениях (ориентировочных, речевых, аналитических, креативных, рефлексивных, информационно-технологических), обеспечивающих творческий характер ситуативно-опосредованной лингвокоммуникации. Она выражается в адекватном понимании, осмысленной самооценке и позитивном восприятии партнеров; выступает показателем развития субъектов вербальной деятельности, отражая оттенки их отношений; проявляется субъектной позицией личности в форме конструктивных предложений, требующих самостоятельности, активности и творчества, побуждающих к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Авторами обоснована структура лингвокоммуникативной культуры, включающая эмотивный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Определены критерии (аксиологический, гносеологический, параксиологический, рефлексивный) и показатели объективной оценки уровней сформированности лин-гвокоммуникативной культуры, которые могут быть использованы в диагностике общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника вуза.

Изучены возможности субъектно-ориентированной технологии в формировании лингвокоммуникативной культуры, заключающиеся в развитии индивидуальности и субъектных качеств студента, его способности к самостоятельной постановке образовательных задач и поиску путей их решения, выбору темпа и объема работы, ее сложности, способа участия в образовательной деятельности. Она ориентирована на удовлетворение студентом своих интересов и потребностей, рефлексивность отношения к собственной вербальной деятельности, диалоговый характер взаимодействия с преподавателем.

В монографии обоснован статус субъектно-деятельностного подхода, выступившего методологической основой разработки субъектно-ориентированной маркер-технологии формирования лингвокоммуникативной культуры студента. Представляя собой

целесообразную интеграцию субъектно-ориентированного и дея-тельностного подходов, данный подход определяет направленность содержания вузовского образования на становление у студента опыта выступать субъектом отношения в познании и познавательной деятельности, что придает ей активный и субъективно избирательный характер, сближающий ее с самообразованием и самосовершенствованием.

Исследованием определена совокупность принципов и вытекающих из них правил, необходимых для технологического обеспечения процесса формирования лингвокоммуникативной культуры студента на основе субъектно-деятельностного подхода: культуро-сообразности, аксиологизации, субъектно-субъектного взаимодействия, ориентации на успех, выбора индивидуальной траектории обучения, рефлексии.

В монографии представлена авторская система аксиологических маркеров лингвокоммуникативной культуры, включающая маркер-цель, маркер-мотив, маркер-знания, маркер-опыт и обеспечивающая формирование лингвокоммуникативной культуры в самоуправляемом режиме. Маркер понимается как признак субъектно-ориентированной технологии, представляющий собой сигнальный или ориентировочный знак, с помощью которого обеспечивается управление процессом формирования лингвокоммуникативной культуры со стороны преподавателя и самоуправление - со стороны студента. Определены функции маркеров на разных этапах формирования лингвокоммуникативной культуры.

Теоретически и экспериментально подтверждено, что сконструированная структурно-процессуальная модель маркер-технологии обеспечивает эффективность формирования лингвокоммуника-тивной культуры студента. Построенная на основе субъектно-деятельностного подхода модель представляет структурные и содержательные компоненты маркер-технологии, воспроизводит определенные связи, этапы, критерии, уровни, педагогические условия формирования лингвокоммуникативной культуры.

Подтверждено, что созданное и апробированное комплексное методическое обеспечение маркер-технологии, включающее авторские учебно-методические пособия и лингвокоммуникативное портфолио студента, рабочие программы учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля, созданные на основе межпредметной интеграции, модульную инновационную программу курса по-

вышения квалификации преподавателей в рамках методической школы, способствует эффективной реализации маркер-технологии в образовательном процессе вуза.

Проведенный анализ качественных и количественных результатов опытно-экспериментальной работы дает основания для заключения, что маркер-технология формирования лингвокомму-никативной культуры обеспечивает переход студента из позиции объекта в позицию субъекта, способного видеть четкие цели, совместимые с условиями лингвокоммуникации, управлять собой, убеждать и слушать других, адекватно оценивать себя и окружающих. Результатами опытно-экспериментальной работы доказано, что формирование лингвокоммуникативной культуры средствами маркер-технологии развертывает личностные, природные и социальные свойства индивидуума, наполняет его познание ценностным смыслом и приводит к культурному самоопределению личности, ее самообразованию и самосовершенствованию.

Таким образом, предлагаемая монография не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Перспективными направлениями дальнейшего научного поиска может стать выявление новых подходов и принципов, усиливающих методологическую основу исследования; разработка программ элективных курсов по формированию лингвокоммуникативной культуры средствами субъектно-ориентированной маркер-технологии на втором уровне высшего профессионального образования.

Е.А. Казак

2016.02.013. ТРУДЫ XIII МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА ГЕРМАНИСТОВ. ГЕРМАНИСТИКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ. ШАНХАЙ, 2015.

XIII Kongress der Internationalen Vereinigung für Germanistik: Germanistik zwischen Tradition und Innovation. Shanghai, 23-30.08.2015. -Shanghai, 2014. - 414 S.

Ключевые слова: германистика; традиции; инновации; глобализация; многоязычие; этническая идентичность.

С 23.08.15 по 30.08.15 на базе Шанхайского университета Тундзи проходил 13 Конгресс международного союза германистов «Германистика: традиции и инновации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.