РАЗДЕЛ VI
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.95+37.00+ 794
Ю.И. Шапиро
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ-ШАХМАТИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях реформирование образования является одной из главных проблем общества.
Образование, как педагогическая система в обществе, оказывает воздействие на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан. Педагогический подход выражается в формировании и совершенствовании этих педагогических свойств личности.
Среди целей педагогических воздействий центральное место занимает развитие, а в современных российских условиях - состояние и развитие интеллектуального потенциала молодого поколения. Это поколение должно быть способным решать быстро и качественно возникающие проблемы и создавать новые идеи, новые продукты.
Но, кроме педагогических воздействий, существенные влияния на формирование личности оказывают социально-педагогические (социальные, экономические, психологические, культурные, этические, бытовые) факторы, по большей части стихийные и неуправляемые.
В общем случае эти влияния ведут к изменениям в потребностях, интересах, образе жизни, способностях людей. В негативном - приводят к деформациям в интересах и потребностях, в воспитанности и культуре, в развитии интеллекта и способностей.
Негативные стороны имеют и проходящие неравномерно процессы информатизации. Возрастание объемов информации является вызовом человеку, образовательной системе и обществу.
В этих условиях задача формирования и становления воспитанных, образованных и творчески активных личностей стоит с силой императива.
Общее образование подчинено в целом нормативам и стандартам. В школах с едиными учебными программами и ограниченностью учебного времени сложно совместить усвоение программ и развитие творческой индивидуальности.
Пространство дополнительного образования имеет возможности не только вооружать школьников знаниями и умениями, но и формировать свобод-
ную, творческую личность. Именно в этом пространстве возможно организовать равноправное общение обучающегося и педагога, их совместную активную творческую деятельность. Эта творческая деятельность выступает универсальным механизмом развития личности.
В мировой и отечественной культуре существует область, представляющая собой модель интеллектуального единоборства - -шахматы.
В сражениях шахматистов произведения создаются стройной логикой и творческой стороной мышления человека. Эти свойства шахмат показывают целесообразность и возможность использования классических шахмат в решении задач современной школы, в формировании и развитии творческих способностей личности.
В мировой и отечественной культуре существует область, представляющая собой модель интеллектуального единоборства - шахматы.
В сражениях шахматистов произведения создаются стройной логикой и творческой стороной мышления человека. Эти свойства шахмат показывают целесообразность и возможность использования классических шахмат в решении задач современной школы, в формировании и развитии творческих способностей личности.
Способности - качества личности, реализующие отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности деятельности. В определённой мере способности наследуемы. Это относится к функциональным механизмам. В определённой мере способности являются индивидуальным приобретением [1, с. 36].
Общим для всех индивидов является то, что развитие происходит в ходе непрерывного взаимодействия личности с реальной действительностью. Развитие происходит в процессе мышления, в процессе творчества.
Проблема развития творческих способностей в процессе мышления шахматистов привлекает автора много лет.
В педагогической науке взгляд исследователя на проблему, её теоретическое осмысление, выбор средств, методов и алгоритмов определяется парадигмой.
Принятие парадигмы личностно-ориентированного развития было предопределено содержанием многолетней педагогической деятельности. В периоды моей работы в отделении шахмат Новосибирской СШМ (1961-1964 гг), спортклубе СОАН СССР (1971-1978 гг.) и Дзержинском МШК (1990-2005 гг.) ряд моих учеников занимался по индивидуальным планам. Мною накоплен большой опыт аналитической работы с отдельными учениками, (анализ личных партий учеников).
В статье “Философия и шахматы” в журнале “Философия образования” 2004 г., №2 (10) автор выделил раздел “Шахматы на рубеже веков”. В этой работе подчеркиваю, что “Творческий облик шахматного мастера начала
XXI в. складывается из основных свойств (типов мышления) и личностных качеств” [2, с. 292], анализирую вопрос о соотношении классического и неклассического подходов в творчестве мастера, впервые называю произведения шахматного творчества - объектами индивидуализированного проявления культуры. Далее в статье предложена совокупность факторов, определяющих облик конкретного шахматиста, и раскрыт смысл понятия “личностное знание” шахматиста [2, с. 293].
Парадигма личностно - ориентированного развития предполагает определенные закономерности в организованном педагогическом взаимодействии, целью которого является развитие творческих способностей обучающихся - шахматистов.
Отметим ряд закономерностей важных для темы исследования:
- Ориентация - на формирование личности в интересах самого человека и в интересах общества; на успешную самореализацию личности в жизни;
- Обеспечение активного соучастия человека в формировании себя как личности. (Весьма важны активные взаимодействия человека с окружающими условиями [3, с. 152]);
- Воспитательная работа, направленная на формирование здорового морально - психологического климата, “культа учебы”, на мобилизацию на лучшее решение образовательных и развивающих задач, на организацию соревновательных отношений, на создание форм общественного, этического, эстетического воспитания и познание мира в его многообразии;
- Преподавание, преимущественно, не излагающим, а рассуждающе -доказательным методом, при активизации развиваемых качеств (внимания, памяти, способности к логическим операциям, инициативности, настойчивости), создании проблемных ситуаций, побуждении обучающихся к творческим решениям поставленных задач и проблем
Данное исследование имеет предметом теоретическое обоснование, испытание и построение системы дидактических средств, развития творческих способностей обучающихся - шахматистов.
Задачами исследования определены следующие:
1. Теоретически обосновать целесообразность и возможность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся по программе “Подготовка шахматистов”.
2. Показать возможности развития творческих способностей обучающихся-шахматистов путем создания и применения специальных упражнений, включаемых в разделы и компоненты программы.
3. Построить систему дидактических средств, применяемых на разных этапах педагогического взаимодействия в процессе предъявления и решения специальных упражнений для развития творческих способностей шахматистов.
4. Проанализировать творческие и спортивные документы (материалы соревнований) обучающихся, занимавшихся по программе “Подготовка шах-
матистов” для выявления творческих и спортивных достижений шахматистов, близких и отдаленных.
Процессы принятия интеллектуальных решений не являются однородными. Они могут быть алгоритмического (логического) типа и креативного (творческого или продуктивного) типа.
В процессе реализации программы “Подготовка шахматистов” проводятся операции алгоритмического типа:
- воспроизведение, переработка и применение информации;
- операции сравнения и классификации;
- операции анализа, синтеза и общей оценки позиции (описательно -оценочные);
- нахождение закономерностей, составление плана, воспроизведение типичных стратегических идей и планов;
- систематизация, поиск и применение тактических идей.
Опыт проведения этих операций и развивает способности, которые принято называть логическими и аналитическими.
Некоторые ученые отмечают дуальность - присущую познавательной деятельности характеристику, показывающую, что действия субъекта познания направлены одновременно на изучение объекта познания и на составления плана его преобразования.
Для деятельности шахматиста - оценки позиции шахматной партии (объекта) и составление плана борьбы на основе этой оценки (а далее -выявление конкретных способов преобразований) - естественный диалектический процесс.
Анализ существующих представлений о познавательной деятельности позволяет выделить и два типа познавательной активности - интеллект и творчество.
Интеллект понимается как способности к усвоению, переработке, систематизации и применению образцов и стандартов поведения, восприятия, мышления, в т.ч. - теорий.
Творчество начинается там, где заканчиваются действия по образцам и стандартам. И таким образом, творчество - уход от стереотипов, преобразующая деягельность по созданию новых идей, новых способов, новых продуктов.
Шахматист, осуществляя замысел, решает проблемную позицию объективно (а обучающийся - субъективно) новым способом. В этом процессе развиваются творческие способности:
- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, в другую сферу деятельности;
- способность путем анализа выявить противоречия, выявить новую проблему;
- находить новые способы решения проблем (новые способы действий);
- прогнозировать возможные последствия принятых решений (оценки позиций, возникающих в длинных вариантах);
- принимать решения, являющиеся “непосредственным усмотрением ума” (интуитивные решения); .
- нарушать последовательность расположения информации, перегруппировывать ее, возможно использовать данные не имеющие прямого отношения к делу; взглянуть на поиск решения в наименее вероятном направлении (инверсионные решения).
В педагогической деятельности по развитию творческих способностей важную роль играют интегративные подходы.
Интегративные подходы при изучении теории шахмат реализуются путем изложения укрупненных тем; построением системы опорных и основных понятий; системы изучаемых стратегических идей, тактических приемов и умений и системы межтемных и межпредметных связей. При предъявлении отдельных тем выявляется сочетание инвариантного и вариативного, общего и специфического. При изучении творчества выдающихся шахматистов показываются действия как рациональные, так и иррациональные.
На практических занятиях эти подходы реализуются системой групповых и индивидуальных упражнений (решений позиций), конкурсов решений, учебных сеансов и тренировочных партий по изучаемым темам.
В этой системе важное место занимают специальные упражнения (позиции), выполняющие роль естественного и формирующего эксперимента.
Обычные упражнения - позиции, имеющие тактическое решение, которое включает оценку позиции, нахождение идей и расчет вариантов. Эти действия, по большей части, алгоритмического типа.
В системе практических занятий обучающиеся средних лет (3-5 годы) и старших лет обучения (6-9 годы) при решении позиций должны сочетать (интегрировать) действия алгоритмического и креативного типа. Это специальные упражнения на движение за пределы информационного поля (привлечь фрагменты, порой видимые, но не замечаемые многими), на стимулирование фантазии (в том числе позиций с элементами ретро анализа), на ломку устоявшихся стереотипов, на вызов впечатления легкости решения задачи (позиции с неполным заданием), когда воображение оказывается в свободном полете.
Следующие два упражнения решали учащиеся Новосибирского аэрокосмического лицея в 2001г., всего 62 человека.
Упражнение 1.
Проверяются устойчивость непроизвольного внимания, способность находить связи и приходить самостоятельно к логическому выводу.
Позиция на шахматной доске представляет собой вариант игры “ним”. Полный анализ подобных игр дал проф. Ч. Буттон в начале XX века. Здесь используются две вертикальных линии. Каждая сторона имеет по две шашки, находящиеся в начале линии. Белые-с!1, е1, черные - с!8, е8. Шашки передви-
гаются на любое число полей (клеток) вперед или назад, без перепрыгивания через шашку. Белые и черные делают поочередно по 1 ходу, стараясь прижать шашки противника к краю доски (запереть). Испытуемый играет с экспериментатором и учится правильно играть на выигрыш, играя белыми или черными (по своему выбору), в течение 15 минут.
Испытуемый должен не только научится правильно играть на выигрыш. Он должен прийти к выводу о решаемости этой игры и изложить этот вывод, хотя задание не предусматривало изложения вывода.
Упражнение имеет форму игры, но ее главным результатом являются характеристики, которые заранее испытуемым не предвидятся, не учитываются. “Лишь по мере того, как человек раскрывает систему связей и отношений, в которых находится анализируемый объект, он начинает замечать, открывать и анализировать новые еще неизвестные признаки этого объекта ” [4, с. 310].
Таблица 1
Устойчивость непроизвольного внимания. Способность находить связи и приходить к логическому выводу
Обучающиеся Затраченное время в мин. Сделан ли вывод Количество сделавших вывод в %
Кол-во Средний возраст, лет Спорт. разряд Дэ Нет
6 15,6 3 15 3 3 50
14 16,2 4 15 2 12 14,3
6 15,8 5 15 0 6 0
Из таблицы видно, что лучшие результаты у обучающихся, которые выше по спортивной квалификации.
Упражнение 2.
Проверяются: 1. Кратковременная память и равномерное распределение внимания. 2. Ситуативное проявление интуиции.
На диаграмме 2 позиция из шахматной партии. Испытуемый наблюдает 30 секунд, запоминая позицию. Затем после 20-секундной паузы испытуемый должен воспроизвести заданное положение на свободной шахматной доске.
Учитывается затрата времени и точность воспроизведения позиции. Среднее значение времени для шахматистов 3 разряда Тср = 2мин. 20 сек, результат получен нами экспериментально в 1976г*. Вид памяти -образная (специальная), зрительная, произвольная, кратковременная. В данном эксперименте подтвердилось, что квалифицированные шахматисты воспроизводят положение на доске быстрее и, главное, точнее (меньшее количество ошибок), чем менее квалифицированные шахматисты (Табл. 2). У шахматистов 3 разряда Тср = 2мин. 18 сек, а среднее число ошибок позиций фигур - 2,4 (при колебаниях точности 1-^1), а в группе 4 разряда Тср = 2мин. 29сек, число ошибок - 6 (при колебании точности от 0 до 16).
Таблица 2
Кратковременная память и равномерное распределение внимания. Ситуативное проявление интуиции
Обучающиеся Затраченное время в мин./сек. Среднее число ошибок Интуитивное решение, чел.
количество Средний возраст, лет Спорт. разряд
5 15,6 3 2.18 2,4 1
15 16,2 4 2.29 6 -
6 15,8 5 2.37 8,4 -
При проведении испытаний шахматистов 1 разряда, их превосходство было бы еще заметнее. Росту скорости и точности воспроизведения помогают образные связи, возникающие в памяти шахматиста с опытом. В упражнении 2 шахматисты запоминали пешечную цепь, характерную для некоторых дебютов, положение белых фигур, нацеленных на позицию черного короля.
К аналогичным выводам пришел американский ученый Г. Саймон. Он
* Испытания способностей учащихся - шахматистов ДПиШ Дзержинского района г. Новосибирска. Рецензия доцента НГПИ Аникеевой Н.П., 1980г.
аЬс<іеі г Іі Диагр.2. Позиция из партии российских соревнований.
предположил, что дело здесь не в особой кратковременной памяти шахматистов, а в том, что они обладают большим количеством паттернов, описывающих типичные пешечные и фигурные структуры на шахматной доске [5, с. 84].
Восстановив положение фигур на доске, большинство испытуемых заканчивают работу. Некоторые сделают это быстро (до 2 минут).
И тогда в состоянии некоторого переключения (спада напряжения) у них может возникнуть побудительный момент: придет в голову фрагмент задания “позиция из партии”. Здесь и возникает ситуативное проявление интуиции. Позиция быстро оценивается и решается.
Само упражнение - пример задачи с неполным заданием. Побудительный момент, уточнение очереди хода, быстрые оценка и решения оказались возможны для одного испытуемого - В. Голованова.
Упражнение 3 решали шахматисты Дзержинского МШК г. Новосибирска в 2005 г.
Упражнение 3.
Проверяются: 1. Аналитические способности. 2. Способность к нестандартному подходу, к использованию элементов видимых, но не замечаемых многими.
На диаграмме 3. задача Р. Фишера, мат в 0 ходов. Испытуемые должны найти решение в течение 15 мин. Попытки обычных логических действий быстро исчерпываются. Нестандартное задание и решается нестандартным подходом.Хороший шахматист увидит не разрозненные позиции фигур и пешек, а определенную конфигурацию. При очередном беглом взгляде, его вдруг посетит мысль, что данная позиция противоречит его определенном образом структурированному прошлому опыту.
Новый взгляд на позицию включает ретроспективный анализ. Оказывается, что позицию нужно исправить (2 способа).
Решение испытуемые выполняют с разной затратой времени - от 3 до 15 минут.
Результаты решения в зависимости от возраста и спортивной квалификации испытуемых приведены в таблице 3.
I Ь с й е f ]Циагр.З. Задача Р. Фишера.
Таблица 3
Аналитические способности. Способность к нестандартному подходу, использованию элементов видимых, но не замечаемых многими
Обучающиеся Возраст Спортивный Затраченное время Решение
разряд да нет
Е.В. 16 I 3 да -
ИВ. 17 I 15 - нет
Д С. 18 I 14 да -
В.Г. 18 П 12 - нет
КМ 15 Ш 15 - нет
АВ. 15 ш 15 - нет
КА 18 п 15 - нет
Е.К 18 I 15 - нет
НВ. 16 п 12 да -
ДА 16 п 15 да -
Выше было отмечено, что при проведении занятий «Решение позиций» и конкурсов решений (группы 3-9 годов обучения) реализуются интегративные подходы.
В конкурс решений обычно входит 6 заданий (позиций), на решение которых дается 90 минут. Полнота решения учитывает наличие:
1. Найдены тактические идеи.
2. Дано основное решение с разветвлениями и глубиной расчета.
3. Преодолена контр-игра (в позициях, где она есть)
4. Дано решение вторым способом («Соок»)
В ходе решения заданий и последующей проверки формируются, развиваются и проверяются:
A) основные психологические качества (динамичность и равномерное распределение внимания, волевые качества и т. д.)
Б) интеллектуальные способности
B) творческие (креативные) способности
Конкурс решений проводился в группе 8 года обучения МШК весной 2004 г.
Конкурс решений
Проверяются:
1. Интеллектуальные способности (алгоритмические, логические) -оценка позиции, нахождение тактических идей, расчет вариантов.
2. Творческие способности (креативные) - способность применять знания
и умения в новой, нестандартной ситуации, способность принимать интуитивные решения.
Позиция № 1 Позиция № 2 Позиция № 3
Выигрыш Позиция № 4
а Ь С с! е ±' х Ь
Выигрыш
Позиция № 5
а 1> с «1 е г Ь
Черные начинают и выигрывают
Позиция № 6
Выигрыш Мат в 3 хода Выигрыш
Диагр.4.
Обучающиеся должны были решить 6 позиций за 1,5 часа.
Характеристика проводимых операций.
Позиция № 1. Алгоритмическая операция. Два способа:
а) временная жертва пешки,
б) маневр «треугольника».
Позиция № 2. Комбинация с 2 типичными жертвами (разрушение прикрытия, отвлечение) и глубиной расчета 6-7 ходов. Два способа игры на 3 ходу.
Позиция № 3. Комбинация (идеи жертв - уничтожение защиты, освобождение поля, завлечение) с разветвлениями и глубиной расчета 8 ходов. Креативность - перенос знаний и умений в новую ситуацию.
Позиция № 4. Этюд Л. Ван Флита, 1888 г. 4 варианта с жертвой ферзя (завлечение), 2 варианта с маневром короля. Этюд решается не прямыми угрозами,а первым, «тихим ходом». Для шахматиста с развитым воображением решение бывает интуитивным.
Позиция № 5. Задача А. Галицкого, 1911 г. Логическая задача с жертвой на 1 ходу и 3 правильными матами.
Позиция № 6. Комбинация с 4 жертвами (захват пункта, разрушение прикрытия, отвлечение, освобождение линии), с разветвлениями и глубиной расчета 8-9 ходов. Задачный «тихий ход» 5. <1^4. Креативность - перенос знаний и умений в новую ситуацию, нестандартное сочетание идей жертв и «тихого хода».
Творческие результаты оцениваются путем анализа текстов решений на контрольных листах обучающихся. Оценки соответствуют высокому уровню 9-10, выше среднего 7-8, среднему уровню - 5-6.
Таблица 4
Развитие интеллектуальных и творческих способностей по результатам конкурса
решений № 10 МШК
№ позиции конкурса 1 2 3 4 5 6 Сумма очков Творческие результаты
Очки за полное решение 1 2 2 3 2 3
Очки за второй способ («Соок») 1 1 - - - - Нахождение и лей Глубина расчета Креатив- ные
Обучающийся Возраст Спорт. разряд Спортивные результаты решений в очках
Е.К. 17 I 1 2 2 2 2 0 9 8 7 6
Д.С. 17 I 1 2 0 1 2 1 7 8 6 5
Р.В. 17 I 1 1 1 1 2 2 8 9 6 7
Е.В. 15 1 1 2 1 3 2 0 9 8 8 6
И.В. 16 I 1 1 0 2 0 2 6 6 6 6
Д.А. 15 11 1 2 2 0 0 1 6 6 5 4
Проверка алгоритмических способностей и креативности проходила в условиях естественного и формирующего эксперимента - проводился конкурс решений.
Из итоговой таблицы 4 видно, что задания позиций конкурса в целом оказались посильными для решения,
Комбинационное зрение (нахождение тактических идей) у большинства обучаемых на высоком и вьппе-среднего уровнях. Результаты расчета вариантов немного хуже (не рассчитывают варианты до конца, лучше рассчитывает Е. В.). Результаты по креативности у большинства обучаемых на среднем уровне (1 - выше среднего, 1 - ниже).
Проведенная проверка способностей подтверждает необходимость и возможность построения и совершенствования системы дидактических средств,
применяемых на разных этапах педагогического взаимодействия в процессе подготовки шахматистов.
Это совершенствование системы дидактических средств ведется по направлениям:
- включение в теоретические занятия партий и фрагментов творчества выдающихся шахматистов с яркими, неожиданными идеями;
- работа по отбору и преобразованию материала для занятий «Решение позиций» и «Конкурсы решений» - позиций с интегративным содержанием логических и креативных операций (действий);
- включение в практические занятия специальных упражнений на развитие креативности - этюды с оригинальными решениями; позиции с многими комбинационными мотивами, допускающие разные способы решения; позиции, предполагающие активную контр-игру; задачи с ретроспективным анализом и другими нестандартными подходами.
Эти своеобразные уроки развития воображении и интуиции, в процессе которых изменяются привычные представления, ломаются стереотипы, генерируются идеи, присущие конкретному положению на шахматной доске.
Педагог, учитывая возраст, спортивный и творческий опыт, индивидуальные особенности обучаемых, варьирует задания.
В качестве материала упражнений могут быть использованы задача С. Ллойда, 1859 г. (мат в 2 хода), задача Г .Патцеля, 1950 (мат в 2 хода), задача А. Верле, 1945 (мат в 4 хода), этюд Е. Сомова-Насимовича, 1939 г. (ничья), этюд М. Кляцкина, 1924 (Выигрыш), задача лорда Дансэни (мат в 4 хода).
Анализ итогов творческой деятельности обучающихся и выпускников показывает, что занятия формировали творческую активность и приводили к проявлениям этой активности в шахматных партиях Р. Земцова, Д. Цыганкова, Е. Королькова и других. Творческая активность сопровождается и спортивными достижениями. В 2001-2003 гг. 6 обучающихся по программе «Подготовка шахматистов» выполнили I спортивный разряд. В 2004 г. Двое из них (Е. Корольков, Д. Цыганков) выполнили норму кандидатского балла, получили международный рейтинг.
Отдаленные по времени результаты - опубликованные в шахматной периодике партии и спортивные достижения учеников автора международного гроссмейстера С. Кудрина и международногомастера В. Мезенцева.
Накопленный опыт и проведенное исследование подтверждает, что существуют педагогические возможности развития творческих способностей обучающихся-шахматистов. Применение системы дидактических средств и средств самого педагога положительно влияет на повышение мотивации к логическим и креативным способам действий, к творческим достижениям
и, на их основе, к спортивным достижениям, к саморазвитию и самореализации личности.
Большинство учеников автора получили высшее образование (университетское) или учатся университетах. Они применяют свои знания и умения в различных сферах деятельности, продолжают развивать свои творческие способности.
Проведенное исследование и данная статья не исчерпывают всех сторон проблемы формирования и развития творческих способностей шахматистов. Изучение отдельных педагогических, психологических, межпредметных и организационных особенностей является направлением дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д.Шадриков // Основные современные концепции творчества. - М., 1997. - С. 24-38;
2. Шапиро, Ю. И. Философия и шахматы / Ю. И. Шапиро // Философия образования. - 2004. - № 2 (10);
3. Столяренко, А. М. Общая педагогика / А. М. Столяренко. - М., 2006. -С. 140-157.
4. Пономарев, Я. А. / Психология творческого мышления / Я. А. Пономарёв. - М.: АПН РСФСР, 1960;
5. Ушаков, Д. В. Одаренность, интуиция, творчество / Д. В. Ушаков // Основные современные концепции творчества. - М., 1997. - С.79-89.
УДК 378:37.01
Г. В. Мокроусова
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Общественно-политические, экономические, социально-педагогические перемены в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния физического, психического и нравственного здоровья, понижением резервов жизнеспособности людей, в том числе детей и подростков.
Серьёзность этой ситуации трудно преувеличить, поскольку в ближайшее десятилетие именно они будут определять уровень благосостояния страны, её экономический, научный и культурный потенциал.
Результаты научных исследований (В. Ф. Базарный [1], Брехман И. И. [2, 3], Л. Г. Татарникова [4, 5] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей