Научная статья на тему 'Комплекс условий формирования логического мышления шахматистов'

Комплекс условий формирования логического мышления шахматистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс условий формирования логического мышления шахматистов»

ПЕДАГОГИКА И ФИЛОЛОГИЯ

УДК 16

КОМПЛЕКС УСЛОВИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШАХМАТИСТОВ

М.А. Вершинин,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Волгоградская государственная академия физической культуры

З.И. Иванова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 10

Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране и за рубежом, бурный научно-технический прогресс, появление и становление новых парадигм в сфере образования предъявляют все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию. В этих условиях особенно актуальным становится формирование у обучающихся высокого уровня интеллекта, способности мыслить логически стройными концепциями, творчески подходить к возникающим задачам и проблемам. Одной из наиболее весомых заслуг многочисленных исследований мыслительной деятельности является получение доказательств того, что мышление - это сложнейшая психическая деятельность, принципиально отличная от всех других процессов и явлений внешнего мира, хотя и связанная в той или иной степени с материальной практикой и окружающей действительностью. На протяжении двух последних столетий шахматы находятся в эпицентре многих исследований, связанных с особенностями умственной деятельности человека. В шахматах удивительно сочетаются три компонента, обеспечивающие функционирование логической умственной деятельности: идея,реализация,взаимодействие.

Сущность формирования логического мышления заключается в создании условий, при которых студент становится субъектом процесса обучения, т.е. формирование логического мышления из неуправляемого и второстепенного процесса превращается в специальную важнейшую задачу как для преподавателя, так и для самого обучающегося. Такая задача требует если не кардинального изменения всей логики построения процесса обучения, то, во всяком случае, ломки многих устоявшихся представлений об организации обучения в учреждениях среднего и высшего звена1. Анализируя условия, оказывающие воздействие на эффективность функционирования системы формирования логического мышления обучаемых, мы обратили внимание на трудности их разграничения с причинами. Сравнительный анализ различных подходов к решению этой проблемы позволил сделать вывод о том, что под условиями следует понимать те отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он возникнуть и существовать не может. Внешние условия воздействуют на процесс усвоения понятий, преломляясь через

внутреннее содержание. Причем конечный результат воздействия определяется не отдельно взятыми причинами, а их совокупностью и в тесной связи со всеми внешними и внутренними условиями, которые, в свою очередь, выступают итогом предшествующих взаимодействий. Поиски решения проблемы, связанной с формированием логического мышления, позволили выявить исходную зависимость мышления от целого ряда социально-организационных условий2.

Социально-организационные условия

1. Достаточное финансирование как условие эффективной деятельности системы «учреждение дополнительного образования - вуз физической культуры». Сфера физической культуры и спорта, способствующая становлению духовно богатой и гармонично физически развитой личности, является одним из стержневых направлений развития современного общества. Поэтому возникает необходимость наличия стабильных источников финансирования от муниципального до федерального уровня. Ведь организация и проведение соревнований связаны с обеспечением спортсменов соответствующей экипировкой, оборудованием турнирных помещений спортивным инвентарем, награждением победителей и призеров состязаний, оплатой организационных расходов и судейской деятельности.

2. Формирование валеологической культуры обучаемых (здоровый образ жизни). Исследования, проводимые на территории Волгоградской области в 1992 - 1996 гг., показали, что около 40% детей по состоянию здоровья находятся в группе риска. Этот показатель практически совпадал со средним показателем по стране на данный период. Естественно, это не могло не стать одной из глобальных проблем, связанных с вопросами оздоровления нации. Как следствие - появление постановления Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (№ 916 от 29.12.2001 г.). К сожалению, последующие обследования, проведенные в Волгограде в 2002 - 2003 гг. в 18 детских образовательных учреждениях среди 1541 человека, выявили, что от 56,8% до 84,63% детей в возрасте от 4 до 8 лет относятся по уровню здоровья к категории «низкая» или «ниже среднего». При этом в 2003 г. по данным комитета образования Волгограда только 13% респондентов относились к I (основной) группе здоровья. Статистика по стране тоже впечатляет: по данным общероссийской диспансеризации на 2004 г. только 32% обучающихся можно признать абсолютно здоровыми, при этом более 700000 подростков в России являются беспризорными.

Таким образом, идет тенденция роста заболеваемости обучающихся. Это результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и педагогических факторов. Среди последних выделяются: интенсификация учебного процесса; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям; несоблюдение физиологических требований к организации учебного процесса; недостаточные знания педагогов в вопросе развития и охраны здоровья обучаемых; низкий уровень грамотности родителей в комплексе вышеуказанных проблем; недостатки системы физического воспитания.

3. Профессиональная подготовленность педагогических кадров в решении социально-педагогических и культурологических задач.

4. Оптимизация досуговой деятельности обучающихся как важнейший фактор эффективности образовательного процесса. Так как шахматы относятся к гиподинамической группе видов спорта, то возникает необходимость целенаправленного планирования и организации различных форм общефизической подготовки, реализующихся в первую очередь на основе спортивных игр (футбол, баскетбол и т.д.) и водных видов спорта.

5. Физкультурно-оздоровительные технологии в информационной культуре шахматиста. Соревнования по шахматам часто носят затяжной характер и по продолжительности доходят до 12 - 14 дней. Это обстоятельство делает актуальным не только уровень общефизических кондиций спортсмена, но и предъявляет высокие требования к общей и специальной выносливости, к способности успешно переносить психологические перегрузки.

6. Социально-организационные условия для деятельности педагогов и административного персонала. Создание условий для работы и отдыха педагогов, тренеров-преподавателей, административных работников, от деятельности которых во многом зависит эффективность образовательного процесса, характер и направленность учебно-тренировочных нагрузок, реализация приобретенного обучаемыми потенциала в условиях практической и соревновательной деятельности. Учитывая, что становление шахматистов осуществляется в условиях образовательного процесса, то не менее значимым представляется комплекс психолого-педагогических условий, направленных на успешную реализацию подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Психолого-педагогические условия

1. Гуманизация образовательного процесса в системе «учреждение дополнительного образования - вуз физической культуры».

♦-

2. Непрерывность образования, позволяющая в кратчайшие сроки успешно реализовывать намеченные цели.

3. Преемственность подготовки, связывающая в единое целое дополнительное, среднее и высшее образование.

4. Обеспечение поисково-исследовательской деятельности как важнейшее условие профессионального становления личности.

5. Системность знаний.

6. Аксиологический подход (ценностный подход).

7. Возрастные, половые и психологические особенности обучающихся.

8. Развитие самообразовательной деятельности.

Указанные условия формирования логического мышления в совокупности с грамотно (с позиций методологии и педагогики) подобранными комплексами учебно-тренировочных задач создают необходимый фундамент для успешного построения и функционирования модели формирования высококвалифицированного шахматиста, будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта. Учебно-тренировочная подготовка шахматистов, обучающихся в учреждениях дополнительного образования (детско-юношеских спортивных школах - ДЮСШ, детско-юношеских центрах -ДЮЦ и т.д.), средних специальных учебных заведениях (физкультурно-спортивных лицеях, училищах олимпийского резерва - УОР), вузах физической культуры, складывается из изучения шахматной деятельности и её использования в других дисциплинах. На сегодняшний день шахматы взаимосвязаны с большой группой учебных дисциплин: педагогикой, психологией, математикой, основами компьютеризации, теорией и методикой физического воспитания, теорией и методикой физической культуры и спорта, физиологией и т.д. При этом в процессе изучения специальных дисциплин, выполнения курсовых и дипломных проектов происходит закрепление, конкретизация, расширение, углубление знаний и навыков, полученных в курсе шахмат. Эффективность обучения обеспечивается, если содержание обучения соответствует целому ряду принципов образования. Под понятием «принцип» в психолого-педагогической литературе принято понимать основное исходное положение какой-либо теории, науки.

Одной из важнейших особенностей шахматного образования является его непрерывность, которая предусматривает согласованность шахматного курса с применением шахматного категориального аппарата в специальной подготовке; предполагает сохранение профессионально важных шахматных навыков в ходе изучения как шахмат, так и других дисциплин; требует готовности как тренеров-

преподавателей шахмат, так и преподавателей спецдисциплин к ее реализации. Согласованность отмеченных составных частей шахматного образования означает, что, с одной стороны, использование шахматных навыков должно исходить из возможностей курса шахмат, а с другой стороны, сам курс шахмат в максимальной степени должен учитывать потребности специальных дисциплин. Однако расширение и использование шахматного аппарата в других дисциплинах должно по форме и содержанию соответствовать общепринятым приложениям шахмат. Речь идет о выборе определений, обозначений, трактовке понятий, фактов. При этом уровень слияния и взаимообогащения шахмат и специальных дисциплин должен отвечать реальным потребностям специальности и реальным возможностям.

Так как знаниям и умениям присуще свойство угасания, то необходима целенаправленная работа по закреплению, сохранению, развитию профессионально важных шахматных навыков. В соответствии с концепцией среднего специального, дополнительного и высшего образования подготовка специалистов по шахматам как работников, профессионально занятых умственным трудом, должна отличаться достаточно высоким уровнем общенаучной подготовки. Обеспечение такого уровня требует фундаментальности шахматной подготовки, которая характеризуется определённым уровнем логической обоснованности изучаемых фактов; достаточным уровнем абстрактности шахматных понятий; наличием универсальных шахматных методов; соблюдением внутренней логики развития предмета. Реализация принципа фундаментальности означает, что шахматы как язык для описания реального мира необходимо осваивать цельно. Поэтому недопустима передача функций курса шахмат специальным дисциплинам. Во-первых, это может привести к нарушению внутрипредметных связей. Во-вторых, изучение той или иной темы в одной из спецдисциплин приведёт к тому, что она будет ориентирована только на нее. Возникнут трудности в использовании этой темы в других предметах. Таким образом, овладение основными понятиями, фактами, методами, формирование навыков шахматного моделирования должно быть ориентировано не на отдельные предметы, а на всю специальную подготовку и профессиональную деятельность. Фундаментальность курса шахмат на практике означает овладение богатым арсеналом технических средств и приемов ведения борьбы на всех стадиях партии. Например, применительно к середине игры это означает знание и умение применения технологий разыгрывания типовых позиций миттельшпиля.

Принцип фундаментальности курса шахмат не означает его оторванность от специальной подготовки. Более того, характерной чертой курса шахмат в профессиональных спортивных учреждениях является его ориентированность на специальную подготовку и профессиональную деятельность. Она включает в себя реализацию прикладной направленности курса шахмат и его межпредметных связей. Для обеспечения ориентированности необходимо создать запас шахматных моделей, которые описывают явления и процессы, изучаемые в различных дисциплинах и используемые в курсовом и дипломном проектировании; сформировать знания и умения, необходимые для исследования выделенных шахматных моделей; научить строить и исследовать простейшие шахматные модели реальных процессов, а также содержательно интерпретировать результаты этих исследований. Ориентированность шахматного образования не противоречит его фундаментальности. Фундаментальность означает формирование высокой шахматной культуры. Будучи нацеленной на определённые виды деятельности, шахматная культура обеспечивает высокий уровень овладения этой деятельностью. Таким образом, фундаментальность шахматного образования способствует реализации его ориентированности. В свою очередь, ориентированность курса шахмат является проявлением непрерывности шахматного образования.

Преемственность шахматной подготовки по отношению к другим типам учебных заведений предполагает построение курса шахмат в училищах олимпийского резерва, вузах физической культуры как продолжение базового курса шахмат, преподаваемого в учреждениях дополнительного образования; обеспечение обучающихся УОР и вузов определённым уровнем шахматной подготовки, необходимой для полноценного общекультурного развития. Очень важно рассматривать шахматы не только как дисциплину, имеющую логически законченную структуру, в которой одно предложение вытекает из другого, но и как орудие познания во многих областях знаний и практической деятельности. Для этого сам преподаватель нуждается в соответствующих знаниях и методических разработках. Нужно, чтобы он был вооружён знаниями о структуре и технологии шахматной деятельности и её абстрактной необходимости для прогресса естествознания, экономики, техники, физической культуры и спорта, связи, кибернетики и т.д. Беседы о значении шахмат для практики - исключительно сильное педагогическое орудие, которое должно быть использовано в полную силу. Эффективность обучения обеспечивается, если содержание обучения позволяет решить весь круг намеченных задач,

если оно строго научно, систематично и последовательно изучается.

Выдвигаемые задачи и содержание должны учитывать реальные учебные возможности обучающихся. Лишь при этом условии создаётся реальная предпосылка для успешного обучения. При чрезмерно завышенных задачах и усложнении содержания понижается мотивационный настрой на активное учение. Обучение не достигает желаемого эффекта. При заниженных задачах и упрощённом содержании искусственно снижается темп выполнения образовательных требований, не проявляется должного мотивационного настроя, падает интерес к учебе у значительной части обучающихся. Результаты учения оказываются ниже возможного. При решении задач оптимального уровня мотивация максимально активизирует деятельность обучающихся, они охотно принимают задачи, делают их своим собственным руководством к действию. Достигается максимально возможный в имеющихся условиях эффект. При оптимальном соответствии задач и содержания обучения возможностям обучающихся, преподавателей и имеющимся условиям для обучения эти задачи как бы «резонируют» с личными усилиями обучающихся, с общей направленностью их интересов, что обеспечивает более быстрое и эффективное их решение.

При обучении мало только разумом понимать важность чего-нибудь, необходимость каких-то знаний для будущего. Без систематической демонстрации возможностей применения шахматного метода в той или иной области деятельности трудно убедить подавляющую часть обучающихся уделять достаточно внимания, времени и сил для изучения шахмат. Усилие, которое человек прикладывает для выполнения практических функций, влияет на закрепление как знаний, так и умений. Материал, использованный в практических действиях, тщательно обдумывается и тем самым закрепляется. Но познание шахмат разительно отличается от изучения других предметов, так как изучаются абстракции второго рода, абстракции от абстракций. Поэтому при изучении шахмат таких тем, при изучении которых новые знания можно применять непосредственно на практике, очень и очень мало. Значит, «практикой» для преподавания шахмат является прежде всего шахматная практическая деятельность - турниры, матчи, конкурсы решения, сеансы одновременной игры. Применение полученных знаний для решения сугубо шахматных проблем -вот типичное применение знаний на практике. Этому способствуют структурность знаний, соединение существенных сведений в целое, проведение классификаций и определение заданий, требующих всякий раз нового подхода к программ-

♦-

ному материалу, так как это делает возможным углубленное понимание проблем.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части3. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками высшей школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет назад, педагоги спорят, что должна показывать оценка, должна ли она быть индикатором качества - категорическим определением успеваемости обучаемого - или же, наоборот, должна существовать как показатель преимущества и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обу-ченности являются объективность, систематичность, наглядность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов, диагностических процедур, в равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, в точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого обучающегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует оглашения и мотивации оценок. Необходимым условием реализации принципа является также

объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Учитывая, что в состав операционно-функционального компонента логического мышления входит комплекс разнообразных приемов, методов, операций, с помощью которых в процессе деятельности реализуются поставленные индивидуумом цели и задачи, необходимо классифицировать все основные приемы. При этом под классификацией мы понимаем систему соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство для установления связей между данными понятиями или классами объектов, а прием рассматриваем как отдельное действие, способ в осуществлении чего-нибудь. Следует отметить, что проблема порядка формирования логических приемов мышления была подробно изучена Н.Ф. Талызиной, предложившей следующую структуру иерархии логических операций: анализ и выделение главного, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

В шахматах операционно-функциональный компонент материализуется в виде очередного хода, сделанного на доске. Но за кажущейся простотой этого акта деятельности стоит глубокая и сложная умственная работа. В шахматах самое главное - момент выбора из многих имеющихся возможностей. При этом шахматист проходит через целую серию последовательных выборов: определение генеральной стратегии на весь период соревнований, выбор стратегической цели на конкретную партию, выбор перегруппировки фигур и пешек согласно плану игры. Наконец, в каждой конкретной позиции приходится делать микровыбор для одной единственной фигуры или пешки, но это происходит в результате уже сделанных ранее выборов. Таким образом, отдельно взятый ход - результат логических размышлений шахматиста, в основе которых лежат, опирающиеся на знания и опыт, приемы операционно-функциональ-ного компонента: сравнение, выделение свойств, обобщение данных, полученных на основе анализов, и т.д. Необходимым условием для всестороннего понимания действия операционно-функцио-нального компонента является соотнесение знаний, специфических приемов и логических приемов мышления. При этом необходимо подчеркнуть, что формирование логических приемов мышления в единстве со специфическими приемами деятельности эффективнее, чем изолированное их формирование.

Квалифицированный шахматист должен владеть основными специфическими приемами шахматной деятельности, такими как выделение информационной стороны различных игровых и соревновательных процессов, объективная структурная оценка позиции, выбор перспективного и текущего плана партии, разделение большой задачи на малые (метод последовательного уточнения), сведение новой нерешенной задачи к ранее изученным (комплекс типовых позиций миттельшпиля, точных позиций эндшпиля), планирование всевозможных ситуаций и реакций на них, построение дерева расчета вариантов, профилактика и предупреждение контригры соперника и т.д. Сказанное проиллюстрируем на важнейшем показателе - умении производить оценку позиции. Одной из главных задач оценки является выявление слабых пунктов в позиции соперника и определение таковых в собственном лагере. Следовательно, и выбор плана должен строиться с учетом обнаруженных слабостей, т.е. он должен быть обоснован в соответствии с реальностью положения на шахматной доске. Глубина оценки приходит с опытом и знаниями. Это длинный и сложный путь поисков и ошибок, в процессе которого совершенствуется творческая индивидуальность мышления шахматиста, вырабатывается его стиль, понимание стратегических методов и принципов шахматной борьбы.

Оценка позиции, т.е. определение преимущества одной из сторон или динамического равновесия на доске, высококвалифицированным шахматистом осуществляется достаточно быстро. Важным фактором в скорости оценки позиции является связь этой оценки с предшествующим развитием партии: структура позиции при каждом новом ходе, как правило, остается неизменной, и оценка ситуации основывается на прежней оценке с учетом произошедшего изменения. Однако «роль «истории» всей предшествующей партии не может целиком объяснить особенности мгновенной оценки: нередки случаи, когда от одного хода меняется вся ситуация и, несмотря на это, правильная оценка производится почти мгновенно». Взаимодействие знаний, специфических приемов учебно-познавательной деятельности шахматиста и логических приемов мышления представлены в таблице. Умелое сочетание на практике совокупности знаний и приемов позволяет говорить о наличии у спортсмена игрового мастерства.

Соотношение знаний, специфических приемов деятельности и логических приемов мышления

Необходимые знания Специфические приемы деятельности Логические приемы мышления

Понятие об информационных процессах (знание истории шахмат, современной теории игры) Выделение информационной стороны различных процессов Выделение свойств объектов, классификация, подведение под понятие, сравнение

Знание стратегических основ игры (теория позиционной игры В.Стей-ница) Оценка позиции, сведение задачи к ранее изученной, выбор плана позиции Синтез, анализ, сравнение, выведение следствий, получение выводов

Знание тактических компонентов партии Построение дерева расчета вариантов, разделение большой задачи на малые, планирование ситуаций и реакций Анализ, сравнение, изменение свойств, обобщение

Знание типовых позиций миттельшпиля и точных позиций эндшпиля Сведение нерешенной задачи к ранее изученной, профилактика, предупреждение контригры, структурная оценка позиции, выбор плана Синтез, анализ, необходимые и достаточные признаки, получение выводов, обобщение, классификация

Знание теории дебютов Выбор перспективного плана, расчет вариантов, разделение большой задачи на малые задачи Классификация, логическое структурирование определений, подведение под понятие, анализ, сравнение

Предложенная классификация дает возможность разграничить основные приемы учебно-тренировочной деятельности шахматистов и способствует успешному формированию логического мышления обучающихся.

1 См.: Коломок О.И., Вершинин М.А. Программа управления учебной деятельностью студентов //Теоретико-методологические основы формирования педагогической культуры: Материалы межвуз. научной конф. Волгоград, 2001. С. 73 - 76.

2 См.: Вершинин М.А. Инновационные подходы к формированию мыслительной деятельности высококвалифицированных спортсменов-шахматистов // Научные и методические проблемы развития физкультурного образования. Волгоград, 2003. С. 136 - 141.

3 См.: Вершинин М.А. Педагогическая технология формирования логического мышления в условиях шахматной деятельности. Волгоград, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.