Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания толерантности в современной социокультурной ситуации'

Педагогические условия воспитания толерантности в современной социокультурной ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TOLERANCE / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION / EDUCATIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривых Сергей Викторович, Петронюк Инна Степановна

В статье рассматриваются педагогические условия воспитания толерантности в современной социокультурной ситуации, учитывающие всю систему учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, все педагогические средства, так или иначе влияющие на формирование толерантности. Авторы описывают собственно педагогические условия, опирающиеся на учет всех факторов и модернизацию содержания и структуры профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS OF TOLERANCE DEVELOPMENT IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

The article deals with educational conditions of tolerance development in the context of contemporary socio-cultural situation, which would cover the educational system as a whole, the teaching techniques influencing the tolerance development some way or other. Particularly, the authors describe the educational conditions considering all the factors and modernization of a content and a structure of the vocational education.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания толерантности в современной социокультурной ситуации»

УДК 378 Кривых Сергей Викторович

доктор педагогических наук,

ректор Института декоративно-прикладного

искусства и гуманитарного образования

Петронюк Инна Степановна

кандидат педагогических наук, воспитатель Санкт-Петербургского кадетского корпуса Министерства обороны РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Krivykh Sergey Victorovich

D.Phil. in Education Science, Rector at the Institute of Decorative and Applied Arts and the Humanities

Petronyuk Inna Stepanovna

PhD in Education Science, Tutor of the Saint Petersburg Cadet Corps under the Ministry of Defence of the Russian Federation

EDUCATIONAL CONDITIONS OF TOLERANCE DEVELOPMENT IN THE MODERN SOCIO-CULTURAL

CONDITIONS

Аннотация:

В статье рассматриваются педагогические условия воспитания толерантности в современной социокультурной ситуации, учитывающие всю систему учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, все педагогические средства, так или иначе влияющие на формирование толерантности. Авторы описывают собственно педагогические условия, опирающиеся на учет всех факторов и модернизацию содержания и структуры профессионального образования.

Ключевые слова:

толерантность, социокультурная ситуация, педагогические условия.

Summary:

The article deals with educational conditions of tolerance development in the context of contemporary socio-cultural situation, which would cover the educational system as a whole, the teaching techniques influencing the tolerance development some way or other. Particularly, the authors describe the educational conditions considering all the factors and modernization of a content and a structure of the vocational education.

Keywords:

tolerance, social and cultural situation, educational conditions.

Согласно концепции модернизации Российского образования именно его обновление -содержание и структура, его материальная база, организационно-экономические и управленческие механизмы, статус будущего специалиста - должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Развитию толерантности учащихся в первую очередь способствуют педагогические условия, так как многие из них в той или иной степени подвластны организаторам, поддаются решению и регулируются.

При формировании мультикультурной толерантности следует учитывать всю систему учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, все педагогические средства, так или иначе влияющие на формирование толерантности. Важными оказываются знания индивидуальных особенностей учащихся, их стратификационный статус, особенности воспитания в семье, уровень притязаний и другое; необходимо учитывать национальный и этнический состав, причины проблем и конфликтов, возникающих между учащимися, культурные особенности социума и другое [1].

Педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи. В теории воспитания условия рассматриваются как среда, в которой протекают те или иные педагогические процессы.

К числу собственно педагогических условий развития мультикультурной толерантности учащихся, опирающихся на учет всех факторов и модернизацию содержания и структуры профессионального образования, мы относим следующие:

1. Развитие межпредметных связей и отношений в направлении обеспечения непрерывного становления и развития толерантных качеств личности учащихся.

Систематические межпредметные связи при изучении учебных предметов, направленных на формирование мультикультурной толерантности, обеспечивают интегрированный характер

учебной деятельности, приближая ее к содержанию и способам, моделирующим реальную обстановку в обществе.

В направлении становления мультикультурной толерантности учащихся образовательного учреждения межпредметные связи следует рассматривать как систему работы преподавателя и студентов, при которой в процессе овладения знаниями, умениями, формировании толерантного сознания, мировоззрения используется содержание смежных дисциплин с целью более прочного усвоения программного материала.

Благодаря такому построению процесса обучения, знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения, толерантное сознание и устойчивость поведенческих норм в условиях толерантной среды.

2. Организация активной познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития знаний и оценок. Создание проблемной ситуации при формировании понятий и суждений активизирует мышление, направляет его на толерантное восприятие мира.

Задача процесса воспитания в образовательном учреждении - развитие у студентов интеллекта, креативности, умения обучаться. Обучение призвано внести вклад в формирование активной, думающей и толерантной личности, стремящейся к образованию и самообразованию.

Наиболее эффективными при формировании мультикультурной толерантности учащихся являются когнитивные, первичная цель которых - познание объекта, и креативные методы, направленные на создание студентами образовательной продукции, то есть креативного результата. Среди них особый интерес для формирования толерантной личности представляют: метод эвристического исследования; метод эвристических вопросов; метод эвристического наблюдения; метод гипотез; метод многомерных матриц - нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем сопоставления различных комбинаций известных и неизвестных элементов, что способствует развитию умений менять точку зрения, быть активным; метод инверсии или метод обращения - применение принципиально противоположной альтернативы решения, когда стереотипные приемы оказываются бесполезными и другое.

Не менее важным типом эвристических методов обучения являются организационные методы, к которым можно отнести: методы целеполагания; методы планирования; методы создания образовательных программ.

Особое значение имеет углубление проблемного обучения, основывающегося на закономерностях творческого познания, моделирования проблемной ситуации в профессиональной или учебной деятельности. По мнению Н.Б. Крыловой [2], проблемное обучение стимулирует диалектическое мышление, развивает способности проблематизировать все, что связано с предметом деятельности будущего специалиста, облегчает видение им сфер деятельности на стыке наук и отраслей производства. Усвоение толерантного поведения происходит наиболее успешно не тогда, когда они просто преподносятся студентам, а когда материал начинается с изложения проблемной ситуации (указание на определенную практическую задачу и отсутствие или недостаточность средств ее решения, то есть с формулировки диалектического противоречия) и с выдвижения проблемы (с постановки познавательной задачи, с формулировки формально-логического противоречия). Затем может быть показан процесс разрешения этого противоречия, путь становления, генезис информации, получение которой снимает проблему.

3. Опора на личностно-ориентированные педагогические технологии.

Наиболее приоритетным признается создание личностно-ориентиро-ванной ситуации в обучении. Это особая педагогическая среда, обусловленная ценностными и когнитивными факторами. При этом следует учитывать, что личностно-ориентированное обучение продуцирует психологическую свободу обучающегося, а также вырабатывает иную систему ценностей. При этом создается ситуация, при которой студент может рассчитать свои силы и действия, а также развить собственные творческие ресурсы. Как показывает опыт, студент может осознанно решать задачи по самопознанию, самодиагностированию, саморазвитию уже на второй ступени многоуровневой системы образования. Кроме того, происходит превращение знаний в личност-но значимые знания, необходимые для активного взаимодействия с другими людьми.

К дидактическим условиям формирования толерантной среды мы относим использование в образовательном процессе технологии развивающего обучения: обучение в сотрудничестве; метод проектов; открытое образование; индивидуальный стиль обучения; холистическая концепция образования и другое.

4. Компетентность преподавателя в культурологической сфере.

Преподаватели, работающие над развитием мультикультурной толерантности студентов колледжа, должны сами иметь глубокие знания и широкую эрудицию в культурологической

сфере, уметь сотрудничать с окружающими, владеть инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач, быть толерантным.

В связи с этим, на наш взгляд, современный преподаватель считается компетентным в данном вопросе только в том случае, если он обладает разными видами профессиональной компетентности:

- специальная компетентность - владение собственно профессионально-педагогической деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, умение работать с компьютером, с оргтехникой;

- социальная компетентность - владение кооперативной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, приемами профессионально-педагогического общения;

- личная компетентность - владение приемами личного самовыражения и саморазвития, способность находить нестандартные решения (креативность), способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, стремление к повышению качества своей работы;

- экстремальная профессиональная компетентность - готовность и способность к быстрой и адекватной модификации своей профессионально-педагогической деятельности при возникновении новых обстоятельств, к работе во внезапно усложнившихся условиях.

Названные виды профессиональной компетентности означают по сути дела зрелость преподавателя в его способности не только быть толерантным, но и воспитывать толерантную личность.

5. Гуманистическая направленность образовательной среды.

Развитие толерантности студентов связано с процессом гуманизации образовательной среды.

Гуманистическая направленность образовательной среды предполагает, что независимо от будущей специальности и изучаемых дисциплин человек становится в центре процесса обучения, то есть происходит «очеловечивание» образования. Здесь главная задача заключается в формировании у студентов колледжа гуманистических ценностей, общей чертой которых является то, что все они приобретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность или античеловечность». Существуют следующие области гуманистических ценностей: экзистенциальные, социальные, политические, нравственные, эстетические и другие. Каждая из них непосредственно связанна с жизнью и жизнедеятельностью человека. В плане формирования мультикультурной толерантности важными являются также ценности самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между субъектами образования, максимальной реализации своих возможностей, восприятии нового опыта, способности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.

6. Субъект-субъектный характер взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

Развивая субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами, реально

можно способствовать тому, чтобы уже в процессе обучения в колледже студент смог выбирать ориентиры для формирования собственных отношений к своей деятельности, к себе, к другим.

7. Эргономический принцип в организации образовательного процесса.

Таким образом, эргономический принцип предполагает не только хорошую материальнотехническую обеспеченность организации педагогического процесса, но в первую очередь создание оптимальных условий профессионального обучения для увеличения его производительности, улучшения его качества и обеспечения необходимых условий для сохранения сил, здоровья и работоспособности студентов, то есть сохранение морально-психологического климата, толерантных взаимоотношений в любом коллективе.

Ссылки:

1. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 332 с.

2. Крылова Н.Б. Проектирование как создание культурно значимой ситуации в образовании // Проектирование в образовании: проблемы поиски, решения. М., 1994. С. 32-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.