Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания молодёжи на традициях национальной культуры (на примере Республики Саха (Якутия))'

Педагогические условия воспитания молодёжи на традициях национальной культуры (на примере Республики Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / YOUTH EDUCATION / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ETHNOPEDAGOGICS / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITION CULTURE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIO-CULTURAL INSTITUTES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Василиса Александровна

В статье рассматриваются педагогические условия воспитания молодежи на традициях национальной культуры. Представлен анализ социологического исследования по выявлению педагогических условий для воспитания молодежи через их приобщение к национальным традициям народа Саха в условиях учреждений культуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article viewed pedagogic conditions of youth education by traditions of national culture. Also in the article author presented analysis of socialistic research to discover the pedagogic conditions for youth education by adding them to the national traditions of Sakha in the culture institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания молодёжи на традициях национальной культуры (на примере Республики Саха (Якутия))»

110 ISSN 1997-0S03 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ б (44) ноябрь-декабрь ^

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ НА ТРАДИЦИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) )

В. А. Тарасова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются педагогические условия воспитания молодежи на традициях национальной культуры. Представлен анализ социологического исследования по выявлению педагогических условий для воспитания молодежи через их приобщение к национальным традициям народа Саха в условиях учреждений культуры.

Ключевые слова: воспитание молодежи, этнопедагогика, традиционная культура, социально-культурные институты.

In this article viewed pedagogic conditions of youth education by traditions of national culture. Also in the article author presented analysis of socialistic research to discover the pedagogic conditions for youth education by adding them to the national traditions of Sakha in the culture institutions.

Keywords: youth education, ethnopedagogics, tradition culture, socio-cultural institutes.

Цивилизованный мир, наряду с финансово-экономическими, производственными, информационными проблемами, выдвинул в число острейших вопросы самоидентификации народов Севера России, их ценностей, ментальных ориентиров, смыслов бытия, норм образа жизни, художественной деятельности, основных составляющих их жизнедеятельности. Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий, но только в Х1Х-ХХ веках мировая наука открыла и сделала общедоступными выдающиеся явления культуры, созданные проживающими на Севере России народами. Каждый из них имеет свою мифологию, полную глубокой философии и поэтической образности. Этнические сказания насыщены символами и иносказаниями; в обряды и ритуалы включены песни и танцы, сопровождаемые игрой на уникальных музыкальных инструментах.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

6 (44) ноябрь-декабрь 2011 110-116

Воспитание молодежи в традициях национальной культуры формирует определенное мировоззрение каждого члена общества. Это позволяет человеку существовать в природ-но-географических и конкретно сложившихся социальных условиях с использованием накопленного багажа своих предков.

Анализ практики убеждает и в том, что в условиях обострения межнациональных противоречий в современной России на первый план в работе культурных учреждений выходит проблема воспитания молодежи в духе национальных традиций и мирного сотрудничества с представителям других национальностей. Исследование этнопедагогических и этнопсихологических аспектов проблемы показало, что межкультурный диалог невозможен без глубинного познания национальных традиций культуры своего народа, а также подтвердило мысль о том, что сегодня работни-

Социально-культурная деятельность 111

кам культуры для педагогическом актуализации традиций остро не хватает знаний по этнической педагогике и психологии.

Педагогические условия - это преобразующая составляющая воспитательного процесса, которая обеспечивается глубоким пониманием современных требований к достижению продуктивных результатов «возделывания» общественных интересов в учреждениях культуры. Организационно-педагогические условия содержат в себе педагогическую цель, адекватную содержанию и способам учебно-творческой деятельности для её достижения. Помимо отдельных процессов предметной деятельности относительно конкретных педагогических целей и задач необходимо иметь в виду и их интегративное проявление относительно каждой личности молодого человека. Основоположник деятельнос-тного подхода С.А. Рубинштейн писал, что «величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении правильно постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию» (6, с. 154).

В совершенствовании педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях в учреждениях культуры мы исходим из того, что все педагогические условия взаимосвязаны и составляют потенциальные возможности личности, ее побуди-тельно-мотивационные сущностные характеристики.

Совершенствование педагогических условий предполагает разработку педагогической системы, которая обеспечивается совместной деятельностью, общими интересами субъекта и объекта, предоставлением последнему личностной свободы, уважительным, демократическим стилем общения.

С 2009 года по 2011 год нами была осуществлена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление эффективных педагогических условий этнокультурного воспитания молодежи через приобщение к национальным традициям народа Саха.

В ходе исследования было проведено

анкетирование с целью выявления педагогических условий для воспитания молодежи через их приобщение к национальным традициям народа Саха в условиях учреждений культуры. Ответы были систематизированы по двум показательным группам молодежи - от 15 до 20 лет, от 21 года до 30 лет.

Размер выборочной совокупности составил 360 человек из молодежной среды в возрасте от 15-30 лет. 210 человек, не посещающих досуговые программы в учреждениях культуры, составили основную группу, 150 респондентов, систематически посещающих культурно-досуговые учреждения (творческие ансамбли, студии, любительские объединения, кружки), составили контрольную группу. Распределение опрошенных по полу, возрасту и национальности составило: мужчины - 41%, женщины - 59%; возраст: 15-20 - 52%, 21-30 - 48%.; национальность: Саха -85%, представители малочисленных народов Севера - 8%, другая национальность - 7%.

Опрашиваемым был задан открытый вопрос: «Какие традиции, обычаи и обряды народов Севера Вы знаете?». Анализ ответов респондентов показал, что для подавляющего большинства в основной и контрольной группах (87,7% и 87,5% соответственно) символом национальной культуры является традиционный праздник народа Саха - Ысыах, по праву считающийся уникальным духовным богатством народа. Данный факт является определенным доказательством утверждения о том, что именно праздники являются живым механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение.

Вторую позицию в ранжированном списке традиций занимает древнейшее якутское эпическое искусство, занимающее центральное место в системе якутского фольклора, -героический эпос «Олонхо».

Здесь в распределении ответов респондентов есть определенные различия. Так, в контрольной группе назвали эпос «Олонхо» 61%, а в основной - только 48,3%.

Экологическая культура народа Саха, выражающаяся в бережном отношении, еди-

112 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

нении с природой, нашла свое отражение в ответах 56,9% респондентов контрольной и 42,3% основной групп.

Значимое различие в распределении ответов наблюдается и во всех последующих названных показателях: обряд встречи солнца (32,1% в основной и 30,8% в контрольной), танец Осуохай (21,5% и 36,9%), обряд кормления огня (15,5% и 24,6%), поклонение священному дереву (10,6% и 17,4%), игра на хо-мусе (6,0% и 5,6%), вера «Айыы» (3,4% и 8,7%), ритуал «Танха» (1,9% и 2,1%), народные игры, состязания (2,3% и 1,5%). Опрашиваемыми из контрольной группы кроме этого были упомянуты: ритуал благословения «Алгыс», обряд очищения (5,6%), тойук (5,6%), чабыргах (1,5%).

Таким образом, респонденты контрольной группы продемонстрировали больший уровень знания, правильного написания названий национальных традиций, обычаев и обрядов. Распределение данных показателей можно считать одним из видимых критериев образовательной функции досуговых программ клубных учреждений с национальной компонентой, что находит свое подтверждение также в распределении ответов на вопрос: «Откуда ты узнаешь про традиции и обычаи своего народа?»

Анализ ответов, на наш взгляд, отчетливо показал значительную относительную эффективность работы культурно-досуговых учреждений перед соответствующими школьными занятиями (43,6% и 29% соответственно) и воспитанием в семье. Как известно, в Республике Саха (Якутия) в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях преподается урок «Культура народов Республики Саха (Якутия)», в рамках которого предполагается ознакомление и с национальной культурой народа Саха. Однако в целом лишь около 29% опрошенных указали, что изучали национальную культуру в школе, что наводит на мысль о формальности процесса обучения.

Более высокий показатель семейного воспитания в духе национальных традиций

характерен для респондентов из контрольной группы (54,4%), в то время как в основной группе этот показатель равен 35,1%.

Любопытно, но такая существенная разница наблюдается, несмотря даже на то, что более половины опрошенных в обеих группах указали, что национальные традиции и обычаи присутствуют в их жизни, что они знакомы с ними с детства (56,9% в контрольной группе и 60% в основной).

Отметили, что изучают национальные традиции и обычаи 48%, изучают, но редко -33%, совсем не изучают - 11% посещающих культурно-досуговые учреждения и затруднились ответить 8%.

Известно, что в прямые задачи многих досуговых программ даже с национальной компонентой не входит явное изучение национальных традиций и обычаев, данный процесс носит скорее опосредованный характер, с помощью включения молодежи в художественную, прикладную, фольклорную деятельность, содержащую множество компонентов, способствующих и воспитанию молодежи, и их приобщению к национальной культуре.

Анализ ответов на вопрос: «Как ты думаешь, насколько хорошо ты знаешь традиции своего народа?», показывает самооценку респондентов собственного уровня знаний национальной культуры.

Итак, среди посещающих досуговые программы с национальной компонентой значительно выше доля высоко оценивающих свои знания - 26,2% против 7,9% в основной группе. Вместе с тем также значительна доля «знающих мало» (23,1% в контрольной и 31,3% в основной группах). Признались, что совсем не знают - 3,1% в контрольной группе и 6,8% в основной группе.

Также респонденты контрольной группы показали более высокий уровень интереса и желания изучать национальные традиции и обычаи своего народа, тогда как респонденты из основной группы проявили в целом меньший уровень заинтересованности (89,3% против 66,5% соответственно).

Социально-культурная деятельность 113

На основе полученных данных, можно выделить 3 группы из контрольной группы.

Первая группа демонстрирует высокий уровень усвоения традиций, характеризующийся более глубокими знаниями о национальных традициях (было названо более 7 позиций), среди данных респондентов наблюдаются ярко выраженный интерес к изучению национальной культуры, осознанность выбора досуга.

Вторая группа демонстрирует средний уровень усвоения традиций: данные респонденты, несмотря на фрагментарные и поверхностные представления о традициях (2-3 позиции), неустойчивость интереса к предметам родной культуры, все же высказывают интерес и удовлетворенность от посещения кружка.

Третья группа характеризуется отсутствием интереса к изучению национальной культуры, незнанием национальных традиций (не названа ни одна либо только 1-2 позиции). Как правило, это те, кто посещает досу-говые программы менее 1 года.

Однозначно, что вовлечение молодежи в художественное самодеятельное творчество на национальной основе имеет комплексное значение:

- содействует общему, художественному, нравственному, эстетическому, физическому, умственному развитию;

- формирует народный дух, этническое самосознание;

- способствует действенному овладению родным языком, в целом культурой, искусством своего народа, а в отдельных случаях становится основой выбора будущей профессии.

В ходе исследования установлено, что важным педагогическим условием совершенствования воспитания молодежи в духе национальных традиций в учреждениях культуры являются массовые постановочно-зрелищные представления, площадки по проведению культурно-развлекательных программ, где используются технические эффекты и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизиро-

ванного смыслового и художественного содержания. В ходе исследования было просмотрено свыше 30 культурно-развлекательных фольклорных программ.

Как уже было сказано, анкета, разработанная для специалистов социально-культурной сферы, помогла нам получить информацию об отношении самих специалистов к проведению праздников, основанных на национальных традициях.

Так, по результатам опроса 90% респондентов - специалистов клубных учреждений - отметили, что в их клубном учреждении ведется систематическая и целенаправленная работа среди населения по сохранению, распространению национальных традиций. Сравнивая эти результаты с ответами, которые были даны респондентами, посещающими культурно-досуговые учреждения, можно выявить существенные расхождения, так как только 55% респондентов в последнем случае ответили на этот вопрос утвердительно.

В целом работники социально-культурной сферы выражают удовлетворенность состоянием и качеством организации проводимых ежегодно национальных праздников (76%). 24% расценивают уровень организации, подготовки и проведения праздников недостаточным.

Ответы на вопрос: «В чем Вы видите основные трудности, возникающие в ходе организации праздника?», расположились следующим образом:

- в отсутствии целевого финансирования расходов ритуально-обрядовых и других фольклорных мероприятий (93%);

- в утрате содержательного компонента проводимых мероприятий (69%);

- в отсутствии научно-методической исследовательской работы по изучению проблем организации праздника в современных условиях (40%);

- особых трудностей нет (33%);

- не учитываются интересы, запросы конкретного человека и различных социальных категорий населения (27%).

Как видим, на первое место вышла про-

114 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

блема финансирования проводимых мероприятий, празднеств. Значимое место занимает и обеспокоенность относительно утраты содержательного компонента проводимых мероприятий (69%).

Нас интересовало также мнение специалистов, занятых в социально-культурной сфере, занимающихся досугом подрастающего поколения, относительно причин отчуждения молодежи от вековых традиций проведения ритуально-обрядовых и фольклорных мероприятий праздника.

Результаты представлены в порядке убывания:

- в искажении вековых традиций проведения ритуально-обрядовых, фольклорных и этнографических мероприятий ради достижения их сценической зрелищности и эффектности (55%);

- в стремлении достичь сценической формы, зрелищности и эффективности в совершении священного действия «Алгыс», что вызывает всеобщее недоверие, и население постепенно привыкает и смотрит на это, как на разовое развлекательное мероприятие (50%);

- традиционные ценности превращены в административный инструмент обслуживания различных мероприятий (31%);

- ритуально-обрядовое и фольклорное пространство праздника стало ареной для узкого круга сценически одаренных, талантливых людей (29%);

- система органов власти и учреждения культуры отодвинули основную часть населения от прямого участия в процессах сохранения, приумножения традиционных ценностей (24%);

- я не вижу в этом трагедию, это естественный процесс современного развития общества (10%).

Как отмечают опрошенные нами специалисты, происходит постепенное нивелирование, а порой и искажение содержательной, внутренней составляющей национальных традиций, замена смыслового компонента внешним. Народные традиции все чаще приобре-

тают развлекательный характер.

Как считают респонденты, инициатором организации праздников должны быть клубное учреждение (83%), администрация (муниципальная, республиканская) (79%), молодежные лидеры и актив молодежи (64%), население (45%).

Также мы попросили респондентов высказать свое мнение относительно причин отчуждения молодого поколения от вековых традиций проведения ритуально-обрядовых и фольклорных мероприятий праздника.

Общее мнение выражается в том, что ритуально-обрядовое и фольклорное пространство праздника стало ареной для узкого круга сценически одаренных, талантливых людей (48%). Национальные праздники рассматриваются респондентами скорее как возможность отдохнуть, развлечься. 37% опрошенных считают, что традиционные ценности национальной культуры превращены в административный инструмент обслуживания различных мероприятий и утратили свой истинный смысл.

Почти каждый третий респондент (28%) придерживается мнения, что вековые традиции проведения ритуально-обрядовых, фольклорных и этнографических мероприятий искажены ради достижения их сценической зрелищности и эффектности. Столько же процентов набрал ответ: «Система органов власти и учреждения культуры отодвинули основную часть населения от прямого участия в процессы сохранения, приумножения традиционных ценностей». Другими словами, национальные традиции теряют свой истинный смысл и значение для населения, превращаясь в способ «пустого» времяпрепровождения.

В целом, по группам распределение ответов не имеет существенных различий, кроме одного момента. При анализе данных было выявлено различие в выборе такого варианта, как «система органов власти и учреждения культуры отодвинули основную часть населения от прямого участия в процессы сохранения, приумножения традиционных ценнос-

Социально-культурная деятельность 115

тей» (в основной группе - 20%, в контрольной группе - 40%). 17% не тревожит отдаление молодых людей от национальных традиций своего народа, они считают, что это естественный процесс современного развития общества.

Половина всех опрошенных (51%) считает необходимым придерживаться принципов сохранения вековых традиций ритуалов, обрядов, жанров фольклора своего народа, в целях сохранения своей национальной самобытности и колоритности, поддержания и сохранения связи времен и поколений. Подобного мнения придерживаются 48% респондентов из основной группы и 56% - из контрольной группы. Иного мнения (20%) придерживаются опрошенные респонденты, считающие, что «жизнь развивается и будет развиваться в движении, поэтому воздействие современных процессов во все сферы жизнедеятельности человека - это закономерность», этот показатель одинаков в обеих группах (21% в основной и 19% в контрольной группах). 34% выразили мнение, что «каждое новое поколение вносит и внесет свои видения и толкования в вопросах сохранения и приумножения традиционных ценностей национального праздника».

Также респондентам был задан вопрос: «Ведется ли в клубных учреждениях вашего города/ села работа по сохранению, распространению национальных традиций?». 55% всех опрошенных считают, что работа ведется (64% в основной группе, 42% в контрольной группе). 38%, то есть фактически каждый третий, считают, что такая работа не проводится (31% в основной группе, 48% в контрольной группе). 7% всех опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Как видим, респонденты из контрольной группы

(48%) в большей степени выражают неудовлетворенность работой клубных учреждений по сохранению и распространению национальных ценностей.

Итак, анкетирование показало, что для подавляющего большинства опрошенных (87%) характерны положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь, по мере возможности, в приобщении молодежи к традициям народа. Вместе с тем ответы показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности в процессе приобщения молодого поколения к культуре своего народа.

Можно констатировать, что проблема приобщения молодежи к традициям своего народа не находит достаточного разрешения в широкой практике семейного воспитания. В большинстве случаев использование в семейном воспитании национальных традиций носит стихийный характер, лишь иногда родители обсуждают традиции своего народа, рассказывают о национальной культуре. Поэтому задача целенаправленного приобщения к национальным традициям возлагается сегодня на образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры. Именно социально-культурные институты - «государственные, общественные образования (центры, комплексы, учреждения и т.д.), обладающие социальной значимостью, целенаправленностью, организационной структурой, достаточной временной устойчивостью», могут оказать реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев народа.

Примечания

1. Баишева, М. И. Этнопедагогические воззрения народа Саха / М. И. Баишева, А.А. Григорьева. - Новосибирск: Наука, 2008. - 168 с.

2. Винокурова, Е. П. Международная культурная деятельность Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации: [монография] / Е.П. Винокурова. - М.: РГСУ, 2007. - 104 с.; Культурный вектор Республики Саха (Якутия): [монография]. - М.: Агробизнесцентр, 2007. - 72 с.

116 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^

3. Мордовская А. В. Этнопедагогические основы регионализации системы непрерывного педагогического образования в Республике Саха (Якутия) / А.В. Мордовская. - Якутск, 2002. - 111 с.

4. Никифорова, В. С. Якутский героический эпос Олонхо / В.С. Никифорова // Шедевры устного и нематериального наследия человечества. - М., 2008. - С. 6; К вопросу этномузыковедческого изучения локальных вариантов якутского эпоса олонхо // Эпическое наследие Евразии: диалог культур и поколений. - СПб, 2008. - С. 3.

5. Николаев, М. Е. Духовное развитие народа - стратегия государственной политики XXI века / М.Е. Николаев. - М., 2000.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.