В. Н. Шилова
СПЕЦИФИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
В статье рассмотрены современные проблемы воспитания этнокультурно-ориенти-рованной личности в учреждениях культуры, актуальные вопросы этнопедагогики, проблемы молодежи в современное время эпохи глобализации. Современные взгляды ученых на традиции якутского народа проанализированы с позиций личностно ориентированного подхода. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, этнопедаго-гика, воспитание, традиция, развитие личности, народ.
In the article actual problems of education of ethnocultural-oriented identity in cultural institutions, current issues of ethnopedagogy, problems of youth in the era of contemporary globalization are considered and discussed. Modern views of scientists on the traditions of the Yakut people analyzed from the standpoint of personal-oriented approach. Keywords: socio-cultural activity, ethnopedagogics, education, tradition, development of the person, people.
В последние годы в Республике Саха (Якутия) этнокультурно-ориентирован-ный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Многие педагоги считают его современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Это обусловлено рядом объективных обстоятельств. Динамичное развитие якутского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать личностью и сохранить себя в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это в свою очередь требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с воспитанниками (4, с. 18).
Этнопедагогика изучает такие темы, как педагогика семейного быта, поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки — как средство умственного воспитания, народные сказки - как блестящие создания народного педагогического гения, народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей, детская и молодежная среда, ее педагогические функции, колыбельные песни народов мира - как выдающиеся достижения материнской поэзии, школы и педагогики. Много внимания уделяется изучению народных представлений о воспитании и искусстве воспитания (3, с. 52).
Анализ исследовательской литературы по этнопедагогике республики Саха (Якутия) позволил выделить средства воспитания, характерные для якутов. Средство воспитания - это конкретные формы деятельности и предметы, которые используются в процессе реализации того или иного метода воспитания.
В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Участие в детских обрядах способствует духовному осмыслению ребенком окружающей среды, формированию у него этико-культурных норм. Обрядовая педагогика народа саха ориентирована на воспитание целостной личности.
Исследователи этнической этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими рациональными традициями воспитания и обучения детей придает всей педагогической деятельности, осуществляемой как в школе, так и за ее пределами, необходимую стабильность, обеспечивает ее эффективность. Обзор педагогических идей и мыслей народов Якутии показывает, что установившиеся традиции, обычаи, порядки обеспечивают целостный процесс воспитания (5, с. 82).
Приобщение к обряду играет большую роль в развитии духовного мира детей, получении ими необходимых практических знаний и умений. В настоящее время ознакомление с обрядовой системой и приобщение к традиционному мировоззрению якутского народа являются основой мировосприятия и развития младших школьников.
Национальная обрядовая культура каждого народа - это форма проявления преклонения перед силами природы.
Смысл термина «народная культура» раскрывается в процессе его постижения на уровне аналитического исследования морфологического среза общего пласта культуры. Содержательная наполненность характеристики многогранной деятельности народа требует поиска емких формулировок общепринятых определений. Народная культура - это совокупность систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей в ходе длительного исторического развития каждого народа.
Якуты - самый северный скотоводческий народ с особым хозяйственным укладом материальной и духовной культуры. Они выработали своеобразные методы и средства воспитания молодого поколения.
Обрядовая культура якутов отражает мировоззрение, нравственный принцип школы «кут-сюр» и показывает отношение человека к природе и обществу, является фактором воспитания детей, воздействует, в основном, на мораль, быт, право и семейные отношения. Словом, в обрядовой культуре передается опыт и практика школы «кут-сюр».
По-якутски обряд, обрядность называется «дуом», или «туом», обычай, правила - «сиэр», а исполняемые при обряде пожелания благословения и заклинания, моления, посвятительные песнопения называются «алгыс» (от глагола, означающего «благословлять», «доброжелательствовать», «приветствовать», «заклинать», «молить», «славословить»).
И. Г. Васильев пишет, что обрядовая культура народа саха не только закрепляет реликтовые формы социального опыта, но и сохраняет и развивает общечеловеческие ценности. Он также предполагает, что этнопедагогика обрядовой культуры народа саха - это историческое явление, которая направлена на формирование внутреннего мира, нравственного и эстетического развития личности (2, с. 21).
В старину вся жизнь народа саха строилась на основе традиционной культуры и в ней исключительное место занимала народная педагогика. Система воспитания строилась с учетом природно-климатических условий. Этикет обрядовой культуры - неписаный свод законов его создателей и носителей. Это образ их жизни, мировоззрения, мышления и нравственности.
Основными носителями обрядовой культуры в древности являлись жрецы, Айыы ойууннара (Белые шаманы). Шаманизм есть явление пинкретическое. Как идеология культовой деятельности, связанной с высшими духами — божествами, шаманизм в большей степени относится к религии, ибо корневая, истоковая сущность белого жречества имеет духовное родство с божественной сущностью
развитых религий, является изначальной и базисной основой обрядовой культуры. Жреческая функция белых шаманов в обрядовой культуре народа саха была определяющей. Она сильна мифологизмом и близостью к проявлениям первобытной религии.
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности (1, с. 3). Поставленных целей можно достичь, основываясь на личностно-ориентированном подходе как методологической ориентации в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Наиболее важными аспектами личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности выделяются следующие:
1) личностно ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
2) он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
3) данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.
К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, которое отличает их от других индивидов и человеческих общностей;
— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
— самовыражение — процесс и результат развития, проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и обладающее активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Якутская детская обрядность отражает этические принципы, нормы и правила воспитания в семье и в коллективе, которые основаны на традиционной педагогике якутского народа, поэтому изучение детской обрядности помогает осознать и решить многие актуальные проблемы духовного развития детей.
Этнопедагогика народа саха, и якутская детская обрядность - в частности, имеет вполне четкие контуры, которые отличают ее от народных педагогик других этносов. Она нашла свое достойное место в учреждениях культуры республики, в особенности в сельских улусах, с преимущественно якутским населением, где сильны этнические корни, не потеряны связи с культурой, историей и обычаями своего народа.
Теоретический и практический анализ показывает, что обрядовая культура народа саха есть целостная, самостоятельная система, которая функционирует на
основе сложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов.
Примечания
1. Бердяев Н. А. Истина и откровение; Пролегомены к критике откровения / Н. А. Бердяев. — СПб.: Изд-во Русск. Христ. гуманит. ин-та, 1996.
2. Васильев И. Г. Обрядовая культура как источник этнопедагогических знаний народа Саха / И. Г. Васильев // Тускул. — Якутск. — 2003. — № 2.
3. Винокурова У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации / У. А. Винокурова. — Новосибирск: Наука, 1992.
4. Данилов Д. А. Народная педагогика — основы развития науки о воспитания / Д. А. Данилов// Народная образование Якутии. — 1993. — № 1.
5. Колодезников С. К. Категории традиционной культуры якутов. Пространство. Время. Движение / С. К. Колодезников // Духовная культура в жизни этноса. — Якутск, 1991.