социально-культурные нормы, совершенствуют свой повседневный образ жизни, повышают уровень своей эстетической культуры. Причем клубные учреждения имеют свою специфику в процессе инкультурации и социализации личности благодаря массовости и разнообразию предлагаемых форм культурной деятельности.
Важной характеристикой воспитательного потенциала культурно-досуговых программ на наш взгляд, является то, что в них содержится возможность для перевода внешних требований общества к культуре досуга во внутренние потребности представителей молодого поколения.
Следовательно, саму культуру досуга можно рассматривать как интегрированную цель воспитательного процесса в учреждениях культуры и как результат реализации их воспитательного потенциала. Такой подход обоснован мощной традицией отечественной педагогической науки в изучении воспитательной сущности культурно-досуговой деятельности (А. Д. Жарков, М. А. Ариарский, Г. А. Евтеева, С. Н. Иконникова, Э. В. Соколов и др.).
Исходя из этого педагогический потенциал культурно-досуговых программ в учреждениях культуры раскрывается как органичное сочетание базовой функции коммуникации и основных социокультурных функций досуга (функция рекреации, функция развлечения, функция развития), определяющих содержание досуга всех слоев населения, в том числе и молодежи. При этом культура досуга определяется как единство и целостность уровней ценностных отношений личности к каждой из этих функций.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007.
2. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л. С. Жаркова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003.
3. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004.
А. А. Евграфова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАЗДНИКА НА МОЛОДЕЖЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются социально-педагогические условия воспитательного воздействия государственного праздника на молодежь в учреждениях культуры. Государственный праздник рассматривается как одна из ведущих форм социально-культурной деятельности, способ сохранения и умножения высших ценностей человеческого бытия. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социально-педагогические условия, воспитательное воздействие, государственный праздник, молодежь, учреждения культуры.
In article socially-pedagogical conditions of educational influence of the state holiday on youth in culture establishments are considered. The state holiday is considered as one of leading forms of welfare activity, there is a way of preservation and multiplication of supreme values of human life. Keywords: socio-cultural activity, socially-pedagogical conditions, educational influence, the state holiday, youth, culture establishments.
Государственный праздник - постоянно изменяющееся явление в истории развития нашего общества. Чтобы проникнуть в его сущность и объяснить трансфор-
мацию функций, актуально определить универсальную концепцию государственного праздника в рыночных отношениях. Это не означает отсутствие у данного явления неких общих закономерностей, а наоборот, они определены историческим и логическим методами анализа.
Автор согласен с классическим определением, данным М.М. Бахтиным: «Празднество - (всякое) - это очень важная первичная форма человеческой культуры» (1, с. 11). Всеобщий смысл, заложенный в этом определении, позволяет уяснить, что представляет собой государственный праздник как социально-педагогическое явление.
С методологической точки зрения принципиальным для теории государственного праздника является положение о том, что это - форма социально-культурной деятельности.
Принимая во внимание существенные смыслы человеческого бытия, обусловленные материально-производственной деятельностью («трудом»), автор статьи не согласен с идеями западной философской антропологии, где исходными предпосылками в теоретическом рассмотрении праздника выступают такие понятия-метафоры, как «Человек играющий» (Homo ludens), «Человек праздничный» (Homo festivus) или, наконец, «Человек мифотворящий» (Homo fantasia). Но этот же отказ от «труда» не предполагает отождествления нашей позиции с позицией русской дореволюционной науки, которая в подходе к пониманию праздника отталкивалась чаще всего от понятия «психологический индивид» или «психологический коллектив». Предположение, лежавшее в основе такого подхода и сводившееся к тому, что, рассматривая настроение индивида (или коллектива), его переживания и поведение в момент праздничного акта, можно составить общее теоретическое представление о сущности государственного праздника, являлось, на наш взгляд, ошибочным. Таким образом, на наш взгляд, можно получить сведения не о празднике как социальном и эстетико-культурном явлении, а всего лишь об одном из аспектов его содержания, о психологической атмосфере или о том настроении, какое праздничный акт порождает в человеке. «Психологический индивид» (или такой же коллектив) по этой причине не может выступать в качестве общей модели государственного праздника как формы социально-культурной деятельности. Здесь следует учитывать, что «психологический индивид» (или коллектив) зачастую ученые рассматривали в виде абстрактной, умозрительной конструкции «человека вообще».
Поэтому определение сущности государственного праздника невозможно, пока теория имеет дело с индивидом, взятым как абстракция («человек вообще») или изображенным в качестве «реального», «чувственного», то есть индивидом во плоти. Для теоретического решения этого вопроса необходимо перейти от такой реалии, как индивид, к значительно более абстрактному и в то же время неизмеримо более конкретному и действительному представлению о «человеке» - к понятию «общество»: «...человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество» (3. с. 155).
Зарождение государственного праздника есть длительный процесс, начало которому закладывается выдающимся событием, имеющим государственное значение, которое и приводит в конечном счете к образованию праздника.
Масштаб государственного праздника определяется его пространством и временем. Но это не просто физическая территория, участок земной поверхности. Как и в случае с праздничным временем, здесь свои специфические законы, разрешающие тип поведения личности, который запрещается в другое время. Государственный праздник есть совокупность воздействия объективных факторов во времени
и в пространстве. Он играет роль восполнителя или балансира относительно бытия индивидов и коллективов. И этого удается достичь по той причине, что государственный праздник, будучи особой моделью мира, наделен иным временем и располагается в ином пространстве. Пребывание внутри такой модели, в ее особом пространстве и особом времени, как и сам факт ее существования, оказываются способными снять, решить (по большей части иллюзорным образом, конечно) противоречия реальности. Воспитательная возможность праздника скрыта в его социально-культурных потенциях, прежде всего в свободном, не связанном с материально-производственной деятельностью общении людей.
Однако в учреждениях культуры государственный праздник должен рассматриваться не только как средство общественной регуляции, но и как специфическое социально-педагогическое явление, имеющее собственную цель, совпадающую с высшими целями общества.
Молодежь является самой активной частью любого общества, и эта заданность может проявляться в определенных условиях учреждений культуры, где и происходит дифференциация некой целой, нерасчлененной категории, называемой населением, обеспечивающая функционирование социального организма. В период подготовки и проведения государственного праздника происходит формирование сознания, воображения, а также ряд других способностей, в том числе способности радоваться и смеяться, которые объективируют себя поначалу в синкретических действованиях, где танец, музыка, пение, драматическая игра, конкурсное состязание и т.п. спаяны друг с другом.
Именно в учреждениях культуры в самом общем виде постигается молодежью сущность бытия, времени, пространства, коллективности и т.п. как неких целост-ностей. Как показало проведенное нами исследование, постижение таинств человеческого существования и бытия молодежью совершается в учреждениях культуры на уровне живого, непосредственного контакта или взаимодействия общающихся между собой молодых людей, в котором само их поведение имеет эмоциональный, чувственный по преимуществу характер.
Государственный праздник в учреждениях культуры определяется особенностями «традиционного» образа жизни молодежи и поведения. Именно в учреждениях культуры молодежь может освоить «язык праздника». С этим согласилось 53% посетителей, а 44% молодых людей считают, что государственный праздник имеет «язык» жестов, движений, звуков, действий (в совокупности — обряд или ритуал), в котором накоплен социальный опыт, с его же помощью этот опыт воспроизводится вновь и вновь. Между тем 3% молодых людей считают, что более развитые и самостоятельные языковые (или знаковые) системы не характерны для праздника, и ему приходится, как правило, заимствовать их со стороны.
Кроме того, в учреждениях культуры на экспериментальных праздничных программах для молодежи использовались языковые системы, сложившиеся и формирующиеся в сфере художественной культуры. Это отметили 76% участников программы и 61% зрителей.
Как показал проведенный нами опрос по отношению к другим языковым системам, заимствованным со стороны, государственный праздник крайне тенденциозен, что в среднем отметили 79% присутствующих в учреждениях культуры.
Противоречивость государственного праздника особенно заметна на уровне праздничного поведения, для которого главным аргументом в пользу того или иного действия, предусмотренного ритуалом, является только ссылка на традицию, на общепринятость: «так было...», «все так поступают...». Индивидуальная мотивировка в случае с обрядово-праздничным поведением, как правило, отсут-
ствует или решающей роли не играет.
Поэтому государственный праздник и прежде всего особый ритуально-обрядовый и зрелищный язык его культуры предполагают, как условие, известный автоматизм, простое повторение некогда сложившихся образцов или типов поведения.
Как показало проведенное нами исследование, обновление культуры, происходящее в нашем государстве, не меняет значение праздника. Праздник в нашей стране продолжает существовать в условиях, когда уже появились и полностью оформились развитые типы и виды эстетической культуры, в частности искусство.
Это происходит потому, что развитие культуры не только не снимает, но еще более актуализирует вопрос о смысле праздника как непременного условия свободного существования молодого человека. Кроме того, в процессе развития культуры, а в этот процесс включен и праздник, отбрасывается часть предрассудков примитивного сознания. В частности, праздничные ритуально-обрядовые формы, поначалу обязательно связанные с магической и религиозной практикой, постепенно утрачивают эту связь, становятся чисто игровыми. Более развитые формы, главным образом художественные, проникая в сферу праздника, очищают культуру от непраздничного, чуждого, ранее осевшего здесь. Вместе с этим видоизменяется природа фантазии как вида коллективного творчества, реализуемого в празднике.
Словом, государственный праздник оказывается во многом сродни художественной культуре и искусству, не будучи им, ибо если искусство не претендует на то, чтобы его произведения принимались за реальность, то государственный праздник является самой реальностью, уподобившей себя искусству и живущей по закону свободы и идеального мира, который в условия общества может иметь преимущественно характер утопии. Данные полученные в ходе исследования показывают, что 38% молодежи в учреждениях культуры считают, что государственный праздник функционирует на стыке искусства и жизни, демонстрируя взаимодействие между двумя уровнями бытия — реально-эмпирическим и идеально-утопическим; 35% опрошенных считают, что государственный праздник в учреждениях культуры вырабатывает особые выразительно-игровые коммуникации, обеспечивающие освоение высших ценностей человеческого существования.
Итак, государственный праздник - одна из ведущих форм социально-культурной деятельности, есть способ сохранения и умножение высших ценностей человеческого бытия, прежде всего того, что имеет отношение к положительной оценке свободы: праздничного общения, поведения, мироощущения, которое включает в себя радость, смех, веселье и т.п. Утверждая эти ценности в качестве важного и необходимого момента социальной жизни, государственный праздник в учреждениях культуры выполняет воспитательную функцию.
Социально-педагогические условия воспитательного воздействия государственного праздника на молодежь в учреждениях культуры характеризуются прежде всего рыночными отношениями в нашем обществе, которые создают новые условия, где живой труд, отделяясь от средств производства и бизнеса во времени и пространстве, выходит за пределы непосредственного рабочего времени. Другими важнейшими социально-педагогическими условиями являются приобщение молодежи в период подготовки и проведения государственного праздника к отечественным ценностям и возможность реализовать свое основное назначение — жить, чтобы как можно полнее реализовать свою деятельность — творческую сущность.
Примечания
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М., 1965.
2. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М: Изд-во МГУК, 2007. - 600 с.
3. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 1.
М. Р. Ермохина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РОДОВЫХ МЕТОДОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАЗДНИКА
В статье рассматриваются педагогическое воздействие родовых методов культурно-досуговой деятельности на подростков в условиях подготовки и проведения государственного праздника, эффективность педагогического воздействия родовых методов культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, родовые методы, культурно-досуговая деятельность, учреждения культуры, подростки, государственный праздник, театрализация, иллюстрирование, игра.
In article pedagogical influence of patrimonial methods cultural activity on teenagers in the conditions of preparation and carrying out of the state holiday is considered, efficiency of pedagogical influence of patrimonial methods cultural activity in culture establishments. Keywords: socio-cultural activity, patrimonial methods, culture establishments, teenagers, the state holiday, staging, illustration, game.
Деятельность учреждений культуры имеет свою специфику в подготовке и проведении государственного праздника.
Диагностика наиболее характерных практических проблем, встретившихся в процессе исследования педагогического воздействия родовых методов культурно-досуговой деятельности, анализ содержащегося в теории культурно-досуговой деятельности материала позволил вычленить основные родовые методы культур-но-досуговых программ.
Культурно-досуговую программу автор рассматривает как процесс синтезирования всех средств педагогического воздействия на основе преодоления противоречий и конфликтов в ходе подготовки и проведения государственного праздника. Родовые методы культурно-досуговой деятельности это: иллюстрирование, театрализация в режиссуре и монтаж в драматургии.
Выбор педагогических средств воздействия в праздничной программе и ее содержания осуществляется в зависимости от родового метода и исходя из педагогической цели. Анализ показывает, что наиболее часто используются в программах такие педагогические средства, как образное слово, музыка; театральное и хореографическое искусство; пантомимическое искусство; кинодокументы; художественно-изобразительный материал; звук, свет, проекция.
Все указанные педагогические средства эмоционально воздействуют на подростков, обогащают восприятие происходящих на сцене событий, передают чувства действующих лиц и, самое главное, создают условия для участия подростков в подготовке и проведения сценического действия. Благодаря этому каждый присутствующий подросток из зрителя-созерцателя, воспринимающего материал, превращается в непосредственного участника в предлагаемых обстоятельствах