П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 378
Е. Ф. Мустафаева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством лепки. Описаны способы и приемы лепки, педагогические принципы, необходимые при подборе игровых упражнений для занятий лепкой.
Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольный возраст, лепка, педагогические условия, игровые упражнения, предметно-развивающая среда.
Согласно мнению В. А. Сластенина, педагогические условия рассматриваются как «целенаправленно созданная обстановка, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических фактов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу» [1].
Во время занятий лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируется скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, а также пространственное мышление. Кроме того, занимаясь лепкой, у ребенка развивается мелкая моторика, что, безусловно, влияет на развитие речи и мышления, а также на нервную систему в целом.
В качестве первого значимого педагогического условия нами выделено применение на занятиях разных приемов и методов работы с пластилином, глиной и другими пластическими материалами. Н.Б.
© Мустафаева Е.Ф., 2019.
Научный руководитель: Антоненкова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 4-4(91)
Халезова считает, что выбор материала для лепки дает возможность ребенку выявить особенности создаваемого им образа. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем, например, в рисовании. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Н.П. Сакулина доказала, что успешное овладение приемами пластического искусства требует от детей отчетливого представления о строении отдельных предметов, установления связей внешнего вида предмета с его назначением. Автором доказано, что только путем восприятия объекта лепки или его изображения у ребенка формируются представления чувственного характера. Восприятия детьми объектов изображения, по мнению автора, требует специальной организации, направленной на обогащение и уточнение представлений о предметах и явлениях, которые затем будут изображены в лепке [3].
В процессе лепки дети используют различные приемы: разминание, отщипывание, прищипывание, сплющивание, скатывание, раскатывание, вдавливание, разрезание, заострение, соединение и др.
В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.
Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского сада. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.
Пластический - более сложный способ. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.
Комбинированный способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей.
Поскольку существует множество разновидностей пластичных материалов, есть широкие возможности развития воображения и художественного вкуса у детей. Использование всего богатства материалов не является насущной потребностью в дошкольных организациях. Тем не менее, педагогу необходимо ориентироваться в них для обучения детей на занятиях.
В качестве второго условия мы выделили использование игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. По мнению Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Игровые упражнения - это упражнения, которые наряду с реальными действиями включают имитацию действий, мнимую, воображаемую ситуацию. Умелое применение игровых упражнений педагогом ДОО создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для детей форме деятельности - в игре.
Идею о необходимости сочетания задач обучения и развития творчества на занятии в детском саду сформулировала педагог Е. А. Флерина еще в 30-е годы. Она отметила, что на каждом занятии обучающего характера должна быть «отдушина» для творчества, а на каждом творческом занятии должны быть элементы обучения.
Известно, что игра способствует созданию эмоционального подъема у детей. Она помогает расположить ребёнка к себе, опосредовать с ним диалог. Образовательный процесс в игровой форме становится более увлекательным и мотивированным [2]. Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Помимо этого, по ФГОС ДО, обучение в игровой форме развивает логическое и критическое мышление, формирует навык выстраивания причинно-следственных связей, воспитывает креативный подход к решению поставленных задач, поощряет проявление инициативы, а также способствует физическому развитию.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание следующие педагогические принципы: игровые упражнения должны приносить детям радость; постепенное усложнение игрового материала, упражнений; при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка; для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной; время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякает.
Третье педагогическое условие - создание предметно-развивающей среды, включающей предметы, материалы, технологические таблицы с изображением способов и приемов лепки. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОО. По мнению Р.И. Жуковской, С.Л. Новоселовой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, предметно-развивающая среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка. Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Предметная среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Желание детей лепить в свободное от занятий время зависит от создания необходимых условий. Поэтому прежде всего необходимо все материалы разместить в доступном для детей месте. Ребята должны знать, что они в любое время могут достать все необходимое для лепки: коробки с пластилином, глину в ведерке с плотно закрывающейся крышкой, доски и др.
Развитие мелкой моторики рук способствует формированию интеллектуальных способностей детей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а также помогает сохранять психическое и физическое здоровье детей. Педагог должен систематически проводить обследование мелкой моторики детей, составлять индивидуальные маршруты, организовывать совместную деятельность взрослого с детьми через систему разнообразных игр, упражнений, создать предметно-пространственную среду в группе и постоянно взаимодействовать с родителями воспитанников.
Библиографический список
1.Глоссарий к ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2. Доронова Т. Н. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. - М., 2011. с. 3.
3.Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Н.И. Поддьяков, Т.С. Комарова и др./ Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
МУСТАФАЕВА ЕКАТЕРИНА ФЕДОРОВНА - студентка, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.