Научная статья на тему 'ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1210
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛЕПКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафаева Е.Ф.

В статье рассматривается вопрос развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на примере использования занятий лепкой. Описано влияние развития мелкой моторики рук на важные процессы в жизни ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

ISSN 2223-4047

УДК 378

Е. Ф. Мустафаева

ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается вопрос развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на примере использования занятий лепкой. Описано влияние развития мелкой моторики рук на важные процессы в жизни ребенка.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольный возраст, лепка.

В жизни каждого ребенка важную роль играют движения его рук. При подготовке детей к школе неотъемлемой частью должна стать работа по развитию их мелкой моторики и координации движений рук. Мелкую моторику, как одну из важнейших сторон жизни ребёнка, следует развивать с раннего возраста.

М. М. Кольцовой замечено, что мелкая моторика - «двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза» [2].

Мелкая моторика, безусловно, оказывает значимое влияние на многие важные процессы в развитии ребенка: внимание, наблюдательность, мышление, речевые способности, координацию в пространстве, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Большинство современных ученых подтверждают тот факт, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей работой как для общего развития ребенка, так и для развития его речи. Развивать навыки мелкой моторики у детей крайне важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка непременно потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных повседневных действий.

Руки и пальцы являются универсальным инструментом, который всегда с ребенком. Если давать ребенку ощущать и чувствовать все самому, все пропускать через свои руки, то таким образом мы расширяем границы его познания, а также творческие горизонты.

Основополагающим видом занятий, необходимым для детей на первоначальных этапах формирования художественно-эстетического и творческого развития является лепка. Во время занятий лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируются навыки работы двумя руками, ско-ординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, а также пространственное мышление. Кроме того, занимаясь лепкой, у ребенка развивается мелкая моторика, что, безусловно, влияет на развитие речи и мышления, а также на нервную систему в целом. Во время лепки ребёнок усваивает способы передачи основных признаков предмета - величины и формы. Ощупывая предметы, у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребёнка концентрируется на предмете, а выполняемые действия закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребёнка. Именно поэтому возбудимым и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества является лепка. Даже самому маленькому ребёнку она даёт возможность ощутить себя творцом. Лепка - это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, но и может потрогать то, что сам создал. Основными инструментами в процессе лепки являются руки ребенка, поэтому такие занятия можно считать доступными для самостоятельного усвоения дошкольником. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. Когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может смастерить бесчисленное количество образов - лепка становится самым интересным и любимым занятием.

Навыки, которые приобретают дошкольники на занятиях лепкой, понадобятся не только в школе, но и могут помочь им стать гармоничной и творческой личностью. Именно лепка воспитывает терпеливость, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Достижения ребенка на занятии во многом зависят от того, какими пластическими материалами он будет пользоваться. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать

© Мустафаева Е.Ф., 2019.

Научный руководитель: Антоненкова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 4-2(91)

материал, как лепка. Материал, использованный в процессе лепки, должен быть доступен ребенку по физическим возможностям и приятным для работы. При этом материалы для лепки настолько разнообразны, что каждый ребенок имеет возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал и поэкспериментировать. Как на занятиях лепкой, так и в свободной деятельности каждый ребенок может пользоваться такими материалами, как пластилин, тесто, полимерная глина, мокрый песок и др. Очень важно не ограничивать фантазию и желание малышей, а дать им возможность заниматься тем, что им по-настоящему нравится.

Особенность лепки состоит в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Слепленные предметы являются как бы маленькими копиями реальных предметов, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети, эмоционально воспринимая вылепленные ими вещи, тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими «как настоящий», если он вылеплен, а не нарисован.

Лепка детей в дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда фантастическим переосмыслением настоящей реальности. Дети - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы в жизнь. Игровой мотив лепки, который необходимо поддерживать у ребенка -один из ведущих в деятельности дошкольника. Без мотивации лепка превратится в неинтересное для ребенка занятие.

В процессе занятия лепкой, как отмечала Халезова Н. Б., перед педагогом становятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительным и техническим умениям, создание интереса к данному виду деятельности, а также развитие зрительного восприятия, памяти, образного мышления [1].

На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у дошкольников в процессе лепки не достаточно решена так, как, несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук. Для того чтобы данная работа проходила успешно необходимо изучать педагогическую и методическую литературу по организации занятий по лепке, а также применять разнообразные методы и приёмы в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1.Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. Монография. М.: «Педагогика», 1972. 288 с. - С.22

2.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 1973. 228 с.

МУСТАФАЕВА ЕКАТЕРИНА ФЕДОРОВНА - студентка, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.