6. Иванов, А. Ф. Сельская школа / А. Ф. Иванов. — М.: Просвещение, 1987.- 128 с.
7. Особенности педагогического процесса в малочисленной школе: Книга для учителя / Под ред. П. Т, Фролова, - М.: Просвещение. 1991. - 160 с.
8. Гурьянова, М. П. Сельская семья и общество / М. П. Гурьянова // Педагогика. -1995. -№ 3. - С. 14-19.
9. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий: В 2-х томах- М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 304 с.
10. Рулев, С. И. Взаимодействие учащихся малочисленной сельской школы как фактор их социального становления / Рулев, С. И.: Дисс. ...канд. пед. наук / Ярославский гос. пед. ун-т. - Ярославль, 1999.
УДК 37.014.3
О. Н, Артеменко, И, В. Бакунова, Л. И. Макадей
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Современный этап развития образования характеризуется обновлением и качественными изменениями его структуры, содержания, методов, средств обучения и воспитания, новыми организационно-педагогическими и управленческими подходами.
Неоспоримым условием высокого умственного потенциала личности, ее активной созидательной позиции и творческого подхода к деятельности является оптимальное развитие общенаучных умений и навыков на первом этапе обучения - начальных классах. Именно начальное образование служит той фундаментальной базой, на основе которой строится весь образовательный процесс в среднем и старшем звене.
Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками довольно высоки. При правильном организованном обучении дети воспринимают и усваивают больше того, что традиционно дает обычная школа.
Среди задач воспитания, стоящих перед современной школой важная роль принадлежит умственному воспитанию учащихся. Обучение является важнейшим средством умственного воспитания. Успешность умственного воспитания в процессе обучения зависит от множества факторов: содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, отношения между всеми компонентами учебной деятельности. Главная роль в этом принадлежит методам обучения.
Умственное воспитание выступает как целенаправленный процесс умственного развития и формирования мотивации к учению, В данном аспекте умственное воспитание нужно рассматривать и как целенаправленный процесс умственного развития и как процесс воспитания познавательного интереса к учению.
Однако при различии этих двух процессов, при определении сущности отношений, складывающихся в учебно-познавательной деятельности, не сводящихся только к познавательному интересу, единство этих двух процессов обеспечивается совокупностью определенных психолого-педагогичес-ких условий содержание учебного материала классных и внеклассных занятий, методы обучения, условия организации познавательной деятельности, связь обучения с жизнью, социумом и работой с родителями, гармоничного и полноценного усвоения содержания образования в целом.
Умственное воспитание - один из базовых психологических ресурсов, который лежит и основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Ориентация на решение задачи умственного воспитания ребенка, в свою очередь, вынуждает пересмотреть в контексте тенденций перестройки современной школы основные компоненты школьного образования: его назначение, содержание, критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя [5, 8, 9].
Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам умственного воспитания эго означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение математики, чтения, письма, и т. д., но, скорее, расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами математики, чтения, письма.
В контексте задач умственного воспитания эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием учебного процесса в самом субъекте обучения, то есть в ментальном опыте каждого конкретного ребенка. Соответственно, в качестве критерия оценки эффектности тех или иных форм и методов обучения должны выступать не только показатели сформированности знаний, умений и навыков, но и показатели сформированности определенных умственных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта школьника.
При организации образовательного процесса для детей необходимо создавать педагогические условия, которые позволяют ребенку адап-
тироваться к учебному процессу и повышать уровень умственной воспитанности [1; 6].
Если рассмотреть употребление термина «условие», то можно увидеть такие значения: обстановка (среда), в которой происходит что-нибудь; обстоятельство, от наличия или изменения которого зависит наличие или изменение чего-либо другого; совокупность особенностей, оказывающих существенное влияние на что-либо; данные, требования, из которых следует исходить.
Общим для всех определений является то, что обстоятельство становится условием только по отношению к другим процессам, явлениям, так как их успешное возникновение, развитие, совершенствование зависит именно от них. В педагогике часто употребляют понятие «условие», понимая под этим те факторы, которые обеспечивают успешное обучение. Так, О. Ф. Федорова педагогические условия определяет как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающих успешное решение поставленной задачи; это оптимальная совокупность педагогических факторов, обеспечивающих успешную образовательную деятельность [8].
Наиболее универсальные условия адаптации учащихся к учебному процессу можно охарактеризовать как совокупность учебно-методических и школьно-гигиенических мероприятий, направленных на улучшение физического здоровья, нормализацию эмоционального состояния и увеличение продуктивности умственной деятельности учащихся.
Считаем необходимым дать содержательную характеристику педагогическим условиям, которые направлены на поддержание здоровья, эмоциональной стабильности учащихся, высокой продуктивности умственной деятельности и высокий уровень умственной воспитанности.
Первым педагогическим условием является организация процесса, направленного на гибкое регулирование учебного процесса в зависимости от наличия признаков утомления, уровня умственной работоспособности школьников. Это условие предполагает коррекцию и специальный отбор содержания учебного материала, изменение режима учебного процесса, преимущественное использование интерактивных методов обучения. Для его реализации учителю важно уметь перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с ситуацией [ 1 ].
Вторым педагогическим условием, способствующим повышению уровня умственной воспитанности младших школьников является использование комбинированных методов обучения и организации как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся с целенаправленным формированием у них общественно-эстетико-ценностной мотива-
ции умственной деятельности. Формой организации деятельности учащихся младших классов в системе учебной работы является урок. Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Для этого в классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности.
Технология конструирования содержания урока на этапе непосредственной подготовки информации для ее восприятия учащимися проявляется во взаимосвязанных действиях учителя: отборе содержания учебного материала (в особенности конкретных фактов, раскрывающих сущность понятий) в соответствии с целями и задачами урока и уровнем подготовленности учащихся; выделении возможных затруднений при изучении отобранного материала; выборе наиболее доступных форм объяснения незнакомых и труд-ноусваиваемьгх понятий, словосочетаний, высказываний и т.п.; выборе в каждом конкретном случае методов и приемов обучения; планировании своей деятельности и деятельности учащихся, способствующей пониманию передаваемой информации.
Учитель определяет структуру урока и разрабатывает учебные ситуации. У читель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и эмоционально-волевую сферы личности школьника [7].
Следующее педагогическое условие - тщательная подготовка к учебному занятию не только учителя, но и подготовка им самих учащихся к
работе на предстоящем уроке, психологического настроя, с каким они приходят на урок.
Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предполагает: ознакомление учащихся с планом их рабо ты в системе уроков по теме; ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.
Формирование глубоких и прочных знаний в процессе обучения основам наук сегодня дополняется пониманием пути, который к этому ведет. Не менее важным, чем результат, становится и процесс его достижения, потому что ученик не просто получает знания и учится их применять, но вступает в процессе обучения в сложные отношения с миром и людьми, изменяя их и изменяясь сам. Обществу становится важным не только то, сколько знаний усвоил ученик и чему он научился, но и какими способами шло усвоение знаний и выработка навыков, как при этом формировалась личность человека, что в этом процессе он сделал под руководством учителя, а что научился делать самостоятельно.
Успех преподавания во многом зависит от того, насколько учитель сумел связать процесс обучения с психологическими процессами учащихся и особенностями их психического развития. Важным и сложным психическим процессом является восприятие, которое отражает предмет или явление в целом, в совокупности всех его качеств. Процесс восприятия зависит от уровня психического развития человека, от его прежних знаний, опыта, специальности. Особенности восприятия во многом определяют качество обучения: во-первых, необходимо определить цели и задачи восприятия и руководить этим процессом; во-вторых, класс должен быть подготовлен к восприятию, которое зависит как от возраста школьников, так и от уровня освоения ими предшествующего материала; в-третьих, для продуктивности восприятия материал должен излагаться в соответствии с определенным алгоритмом, по смысловым частям, с выделением и фиксацией главного; в-четвертых, восприятие повышается, когда в процессе обучения задействованы различные органы чувств. Ученик не только слышит учителя, но и видит наглядные материалы, участвует в обсуждении проблемных ситуаций и анализирует информацию, полученную им самостоятельно. Наконец, восприятие усиливается, если ученик знает о предполагаемой отчетности и контроле его знаний, то есть, сколько материала и в какой степени он должен освоить, чтобы получить удовлетворительную оценку, а сколько - чтобы заслужить более высокий балл [4].
Важным педагогическим условием, способствующим повышению уровня умственного воспитания младших школьников является организация учебного процесса с использованием групповых форм организации занятий с содержанием сюжетно-ролевой игры. В начальный период обучения в школе можно рекомендовать организовывать совместную, групповую учебную деятельность. Однако такая форма ведения занятий, особенно в первые месяцы обучения детей в школе, требует тщательной подготовки. Одна из главных задач, которую необходимо решить, приступая к групповому обучению, заключается в том. чтобы правильно распределить роли. Установить в учебной группе атмосферу доброжелательных межличностных отношений, основанных на взаимопомощи [9].
Следующее педагогическое условие - внеклассная работа, игровая направленность двигательного режима в течение дня, недели (за счет подбора упражнений на игровой основе - динамических пауз в группе продленного дня, динамических перемен, динамического часа, дополнительного урока физкультуры). Это не только условие поддержания физического здоровья, но и способ стабилизации эмоционального состояния учащихся, нормализация психических процессов, создания оптимального уровня умственной работоспособности. Особенностью этого условия является использование различных упражнений и игр не только с целью активизации двигательной функции, но также с целью расслабления, отдыха, релаксации.
Основываясь на выводах ученых (М. М. Горниченко, В. Г. Кочубей, И. А. Минский, С. С. Вьюшкина) о прямой взаимосвязи физического развития, состояния здоровья ученика с его умственной деятельностью; о положительном влиянии на организм ребенка физических упражнений считаем возможным использовать такое педагогическое условие, как увеличение двигательного режима младших школьников для повышения показателей умственной работоспособности учащихся к учебному процессу.
Немаловажным является и такое педагогическое условие как активизация познавательной деятельности, которая помогает раскрыть перед ребенком реальный объективный мир во всей его противоречивости и сложности. Основное его значение - формирование целостного отношения к знаниям, книге, процессу познания. Это отношение проявляется в любознательности, увлеченности чтением, интересу к новому. Оно побуждает к поиску информации в книгах, энциклопедиях, научно-популярных изданиях. У детей, таким образом, развиваются навыки <шознавательного чтения», помогающие открывать и получать знания, которые становятся их личностным достоянием. Если в классе есть дети, которые много читают, всем интересуются, в коллективе создаются положительный эмоциональный фон, способствующий успеху учения и познавательной деятельности [4].
Однако учителю следует помнить о том, что познание - деятельность сложная, интеллектуальная, требующая значительных умственных усилий. Для младшего школьника это часто непосильно. Для того, чтобы облегчить вхождение ребенка в мир информации, знаний, книг, науки, важно использовать игры, элементы занимательности, необычное внешнее оформле-• ние — все то, что привлекает детей. При этом мы опираемся на выявленные психологами особенности познавательной деятельности младших школьников: неустойчивость интересов, преобладание в них эмоционального компонента, слабость воли, не сформированность умений целенаправленно работать с книгой.
Игра - наиболее близкая ребенку деятельность. Она требует активной умс твенной работы, создает атмосферу общей увлеченности, расширяет границы для проявления творчества. Игра создает положительный эмоциональный фон, который способствует более активному познанию, в частности учению.
Все это дает основание считать игру наиболее предпочтительной формой организации познавательной деятельности младших школьников.
Во-первых, познание в процессе игры происходит в непринужденной, азартной форме и обстановке, что так привлекает детей.
Во-вторых, сама ситуация игры, игровые действия приносят ребенку чувство удовлетворения, вызывает желание продолжить игру вновь, не боясь трудностей и преодолевая препятствия. Чувство удовлетворения, сопровождающее игру, ведет к развитию познавательных интересов.
В-третьих, в игре ребенок незаметно для себя самого, без особых усилий, овладевает очень важными умениями. Он учится работать в группе (договариваться, ставить общие задачи, распределять роли, совместно действовать), учится работать с книгой (с тавить вопрос, искать ответы, находить нужную информацию, выделять главное, существенное).
В-четвертых, в игре ребенок предельно активен. Сюжет, правила, игровые ситуации не оставляют никого в стороне, вовлекают в переживание высокого накала чувств, страстей.
В-пятых, в игре, как ни в какой другой деятельности, создается широкое поле для творчества, поскольку в ней всегда есть свобода для самостоятельного проявления индивидуальности каждого.
В-шестых, игра - наиболее эффективный способ создания в классе атмосферы общей увлеченности, интеллектуального поиска, благоприятного психологического климата.
И наконец, игра - хороший способ сделать познание интересным, непринужденным, увлекательным процессом. Играя, ребенок радостно и счастливо проживает значимый момент жизни.
Для того, чтобы игры приобрели развивающий характер, их содержание должно выходить за пределы учебных программ и учебников, за пределы известного или, по выражению Л. С. Выготского, располагаться в «зоне ближайшего развития» [3, с. 79]. Деятельность детей должна требовать определенных интеллектуальных усилий.
Перевод ребенка на позицию субъекта деятельности достигается путем предоставления ему возможности свободного выбора содержания, формы проведения игр, способа взаимодействия с другими, выполняемой роли [7,8].
Таким образом, основываясь на утверждении о том, что игра является одним из средств повышения показателей психофизиологического здоровья и умственной работоспособности учащихся, необходимо использовать игровую направленность режима как одно из самых неотъемлемых условий организации учебного процесса младших школьников.
Важным педаг огическим условием является организация работы с родителями — учитель поддерживает тесную связь с семьей ученика: информирует родителей учащихся об их успехах, получает дополнительные сведения об их личностных особенностях.
При организации и проведении работы с родителями в виде лекций, диспутов, круглых столов, заседаний родительских клубов можно выделить следующие задачи: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, то есть ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы е учащимися; знакомство с организацией и методами семейного воспитания; отбор, обобщение и распространение лучшего опыта семейного воспитания; привлечение родителей к активно-
му участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании.
Удачным является приглашение на родительское собрание специалистов - психологов, социальных педагогов, работников правоохранительных органов, медицинских работников, юристов и других. Они могут входить в число членов группы вместе с родителями или детьми и принимать участие в работе, или составлять отдельную группу экспертов и выносить свои суждения после выступления групп родителей, а также выступать носителями информации по определенным темам, связанным с профилем своей работы.
Трудности адаптационного характера легче и лучше всего преодолевается тогда, когда одновременно с поступлением ребенка в школу с ним проводится большая работа дома. Преимущества домашней работы над школьной в адаптационном плане заключается в том, что она носит индивидуальный характер и в большей степени, чем школьная, учитывает особенности каждого ребенка. Кроме того, дома ребенок обычно чувствует себя более раскованно, и у него имеется больше свободного времени, Этим временем дома можно лучше распорядиться.
В домашнем деловом и личностном общении с ребенком необходимо активно помогать ему преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в школе. Например, значительная часть учащихся первого класса отстает в учении из-за неумения выделять и осознавать учебную задачу. Чтобы научить ребенка этому в домашних условиях, следует систематически настойчиво и доходчиво объяснять ему, что каждый школьный предмет, каждый урок и каждое учебное задание рассчитаны на то, чгобы чему-то полезному его научить. Эту мысль желательно иллюстрировать на конкретных и понятных для ребенка примерах из его собственной повседневной жизни. Необходимо постоянно ставить перед ребенком вопросы, направленные на выяснение того, как он понимает учебную задачу. Это могут быть вопросы типа: «Чему можно научиться при выполнении данного задания?», «Чему ты сможешь научиться сам, решив эту задачу?», «Почему это важно сделать?». Такие вопросы помогут взрослому, обучающему ребенка, установить, ясна ли для ребенка учебная задача, а самому обучаемому - лучше ее понять.
Правильный контроль и адекватная самооценка также сами собой возникнуть не могут, их необходимо сознательно формировать. Чтобы сформировать контроль и самооценку, необходимо приучить ребенка сравнивать выполняемую работу с некоторым образцом, предварительно научив его приемам такого сравнения. Контроль и самооценку ребенка нужно формировать не только в учебной, но и в других доступных ему видах деятельности: в игре, в конструировании, в разнообразных домашних заботах и делах. Тогда легче будет обобщить и перенести приемы контроля на учение.
Контроль за правильностью выполпения задания должно стать обя-
зательным условием выполнения любой учебной деятельности и осуществляться ребенком самостоятельно. В начале обучения в школе лучше не пользоваться отметками, а оценивать весь процесс выполнения учебной задачи в целом, без выставления оценки результатов, выявляя и анализируя положительные и отрицательные стороны выполняемой работы.
Особое внимание в домашних условиях должно быть обращено на развитие мышления и речи ребенка: «обучая ребенка письменной речи - мы учим его не только орфографии, правописанию и грамматике, мы одновременно воспитываем его мышление, мы учим его дисциплинировать собственную мысль, учим его произвольно ею пользоваться, контролировать ее ход» [10, с, 124].
Учитывая вышесказанное, представляется возможным сделать следующие выводы:
- под педагогическими условиями понимается оптимальная совокупность педагогических факторов, обеспечивающих образовательную деятельность;
- выявленные наиболее универсальные педагогические условия не требуют огромных материальных затрат и длительной переподготовки специалистов, но в тоже время направлены на поддержание здоровья, эмоционального состояния учащихся и высокую продуктивность умственной деятельности. повышение уровня умственной воспитанности. Данные педагогические условия молено рекомендовать к использованию не только в практике работы школ, но и для обучения учащихся различных реабилитационных школ, а также для организации обучения в общеобразовательных школах крупных промышленных городов.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - М., 1982.
2. Возрастная и педагогическая психология/Под ред.М.В. Гомезо. - М., 1984.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1996.
4. Габдреева, Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. - Казань, 1981.
5. Гуревич, К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие: критерии и нормативы / К, М. Гуревич, Е. И. Горбачева. - М.,1991.
6. Дмитриев, А. Е, Повышение эффективности педагогического руководства процессом формирования у школьников умения и навыков: Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении / А. Е. Дмитриев. - М., 1980.
7. Монахов, В. М. Проектирование учебного процесса / В. М. Монахов. — Волгоград, 1998.
8. Белова, Г. А. Педагогические условия адаптации младших школьников к учебному процессу / Г. А. Белова, - Белгород, 2001.
9, Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М., 1998.
10. Элыконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - М.: Воронеж - 1997.
УДК 378.147
И. И. Яковлева
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В 1993 г. Министерство образования Российской Федерации издало приказ № 237 «Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации». В пояснительной записке этого документа указывалось, что образовательная область «Технология» в начальной школе включает трудовое обучение или может быть представлена двумя составляющими, одна из которых трудовое обучение, которая входит в интегрированные курсы «Математика и конструирование», «Изобразительное искусство и художественный труд», «природоведение и сельскохозяйственный труд». Образовательная область «Технология» заняла в учебном плане общеобразовательной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Необходимость этой замены была продиктована объективными изменениями в мировом общественном производстве (в современном производстве главной становятся работа с новой информацией; возникающие производственные задачи требуют творческих решений), а также в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека.
С 1995 г. в соответствии с новыми программами предусматривается реализация в начальной школе, следующих направлений с учетом имеющейся материальной бьгзы [1, с. 8]: технология обработки материалов (бумага, проволока и пр.); культура дома (правила поведения, сервировка стола); уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т. д.); информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса); выполнение творческих работ - проектов.
Особенностью программы «Технология» в начальной школе является то, что со второго класса учащиеся начинают изучать плетение и ткачество, в четвертом классе заканчивается работа с природным материалом и обработка бумаги и картона. Появляется новый модуль - «Обработка древесины». Мы разделяем точку зрения О. А. Тарасовой [2, с. 51] которая считает,