Научная статья на тему 'Педагогические условия самореализации творческого потенциала обучающихся в городской национальной гимназии Республики Саха (Якутия)'

Педагогические условия самореализации творческого потенциала обучающихся в городской национальной гимназии Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОЛЬКЛОР / ОЛОНХО / ХОМУСИСТЫ / АНСАМБЛЬ "УОЛАН" / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / CREATIVE POTENTIAL / FOLKLORE / OLONKHO / KHOMUSISTS / "UOLAN" / SELF-REALIZATION / NATIONAL GYMNASIUM / EVALUATION CRITERIA / AMATEUR PERFORMANCE / REFLEXIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна, Чиряев Анатолий Николаевич

В статье рассматриваются особые условия, необходимые для реализации врожденного творческого потенциала обучающихся в национальной гимназии (сохранение родного языка, изучение истории и культуры на основе эпоса ОЛОНХО, объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»); отмечается разнообразие внеучебной деятельности данного учреждения, направленной на сохранение, развитие и приумножение наследия предыдущего поколения. Авторами разработана модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве», в которой уровни самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП оцениваются по трем направлениям: мотивационно-ценностному, эмоционально-потребностному, профессионально-деятельностному; показан поэтапный процесс самореализации творческого потенциала в КОП; выявлены критерии, средства и методы, уточнены показатели самореализации творческого потенциала обучающихся, а также организационно-педагогические условия для поддержки и развития внутренних стимулов быть готовыми к самореализации в новых условиях КОП; указан предполагаемый результат высокий уровень самореализации творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве. Данная модель призвана помочь педагогам в работе, направленной на достижение высокого уровня самореализации творческого потенциала обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна, Чиряев Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ creativity self-realization in the city national gymnasium, the Sakha Republic (Yakutia)

The article presents special conditions for the realization of the innate creative potential of the students of the national gymnasium. The main feature is in preserving the native language, studying history and culture on the basis of the epos of OLONKHO, declared by UNESCO as one of the «masterpieces of the oral and intangible heritage of mankind». Along with this, there is a diversity of extracurricular, meta-subject activity of this institution. Extracurricular activities are aimed at preserving, developing and multiplying the heritage of the previous generation. The authors developed a model of «Students’creativity self-realization in the cultural and educational space» in order to form the needs for self-realization by means of the subjects in the curriculum. The stages of creativity self-realization in CPC are evaluated in three aspects: motivation and value, emotion and demand and vocation and activity. The anticipated result is a high level of students’creativity self-realization.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия самореализации творческого потенциала обучающихся в городской национальной гимназии Республики Саха (Якутия)»

УДК 378.016:811'243

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОРОДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

STUDENTS' CREATIVITY SELF-REALIZATION IN THE CITY NATIONAL GYMNASIUM, THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)

© 2017

Е.Д. Нелунова, А.Н. Чиряев Северо-Восточный федеральный университет (Россия, Якутск)

E.D. Nelunova, A.N. Chirayev North-Eastern Federal University (Russia, Yakutsk)

В статье рассматриваются особые условия, необходимые для реализации врожденного творческого потенциала обучающихся в национальной гимназии (сохранение родного языка, изучение истории и культуры на основе эпоса ОЛОНХО, объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»); отмечается разнообразие внеучебной деятельности данного учреждения, направленной на сохранение, развитие и приумножение наследия предыдущего поколения. Авторами разработана модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве», в которой уровни самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП оцениваются по трем направлениям: мотивационно-ценностному, эмоционально-потребностному, профессионально-деятельностному; показан поэтапный процесс самореализации творческого потенциала в КОП; выявлены критерии, средства и методы, уточнены показатели самореализации творческого потенциала обучающихся, а также организационно-педагогические условия для поддержки и развития внутренних стимулов быть готовыми к самореализации в новых условиях КОП; указан предполагаемый результат - высокий уровень самореализации творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве. Данная модель призвана помочь педагогам в работе, направленной на достижение высокого уровня самореализации творческого потенциала обучающихся.

The article presents special conditions for the realization of the innate creative potential of the students of the national gymnasium. The main feature is in preserving the native language, studying history and culture on the basis of the epos of OLONKHO, declared by UNESCO as one of the «masterpieces of the oral and intangible heritage of mankind». Along with this, there is a diversity of extracurricular, meta-subject activity of this institution. Extracurricular activities are aimed at preserving, developing and multiplying the heritage of the previous generation. The authors developed a model of «Students'creativity self-realization in the cultural and educational space» in order to form the needs for self-realization by means of the subjects in the curriculum. The stages of creativity self-realization in CPC are evaluated in three aspects: motivation and value, emotion and demand and vocation and activity. The anticipated result is a high level of students'creativity self-realization.

Ключевые слова: творческий потенциал; фольклор; олонхо; хомусисты; ансамбль «Уолан»; самореализация; национальная гимназия; критерии оценивания; самодеятельность; рефлексивность.

Keywords: creative potential; folklore; Olonkho; khomusists; «Uolan» ; self-realization; national gymnasium; evaluation criteria; amateur performance; reflexivity.

В Концепции развития российского образования на 2016-2020 гг. ведущим направлением педагогической деятельности названо повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровнях. В процессе решения данной задачи необходимо создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития обучающегося, обеспечивающей социальную ориентирован-

ность мероприятий, доступных для участия в них любого ребенка [1], условия, способствующие реализации творческого потенциала учащихся, обеспечивающие формирование конкурентоспособной личности в современном мире.

Приведем пример разработанной нами модели «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве» (табл. 1).

Таблица 1

Субъектный компонент «Учащиеся - учителя - педагоги - родители» [2]

Ценностно-целевой компонент Цель: формирование потребностей в самореализации у субъектов поликультурного образовательного пространства

Задачи: - сформировать у обучающихся: а) потребности в самостоятельном поиске знаний и приобретение умений и навыков в условиях культурно-образовательного пространства, б) стремление к самореализации в КОП; - создать педагогические условия, развивающие у обучающихся внутренние стимулы быть готовыми к самореализации в новых условиях КОП Закономерности: - соответствие условий КОП для активизации к потребностям самореализации и характера позитивного влияния на ее субъекты; - интенсивность процесса самореализации в КОП и организацией достижения учебных и воспитательных задач Подходы: аксиологический, метапред-метгый, этнопедагогический, антропоцентический, компе-тентностный Принципы: природоспособность, диало-гичность взаимодействия в поликультурно-образовательном пространстве, культуросообразность

Самореализация творческого потенциала - процесс длительный, поэтапный.

На первом этапе важно формировать стремление обучающихся к реализации своего творческого потенциала. Достижению цели способствует активное участие в учебно-воспитательных мероприятиях, кружках и секциях.

Внеучебная деятельность Якутской городской национальной гимназии (ЯГНГ) разнообразна и включает пять

направлений. Это спортивная оздоровительная деятельность, интеллектуальная деятельность (проекты и библиотечные занятия, информатика и ИКТ), этнокультурная деятельность (фольклор, олонхо, художественные танцы, ансамбль хомуси-стов) и музыка для всех. Ниже приведены сведения о занятости обучающихся во внеучебной деятельности гимназии (табл. 2).

Таблица 2

№ Наименование кружка, секции, студии и т.д. Количество учащихся Класс Охват обучающихся Ф.И.О. руководителя

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Вокальный ансамбль «Уолан» 5 1б (2%) М.И. Шамаева

2 Хор 32 2а (8%) К.Р. Степанов

3 Психология 63 4 а, б (16%) А.К. Макарова

4 Мир музея 61 4а,4б (16%) С.А. Гоголева

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Английский язык 30 2б (8%) Е.М. Лебедева

2 Логика 59 2б,2г,2в (15%) М.Р. Атласова, Л.А. Кокова,

Педагогические условия самореализации творческого потенциала обучающихся в городской национальной.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ Д (ЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Хабылык 11 2в, (3%) Н.Н. Белолюбская

2 Мындыр иис 30 2д, 3б (8%) Е.С. Сунхалырова, М.П. Попова

3 Хомус 61 4а, 3б (16%) Н.М. Максимова, Е.А. Семенова

4 Хабылык 15 3а (4%) М.М. Белолюбская

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛ ЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1 Теннис 2 2в (5,2%) А.А. Слепцов

2 Бассейн 47 2в, 2г, 1г (12,3%) Г.Н. Манцур, Л.А. Кокова, Н.А. Петрова

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1 Мягкие игрушки 12 2г (3%) Н.А. Петрова

2 Бисероплетение 13 2г (3%) Л.А. Кокова

3 Оригами 14 2г (4%) Л.А. Кокова

ТЕХНИЧЕСКОЕ

1 Моделирование 15 3а,4 а,4 б (4%) Павлов М.И.

2 «Волшебный компьютер», «В мире flash» 23 2-7кл (6%) В.Г. Никитина

На втором этапе у обучающихся формируется умение концентрироваться на определенных моментах учебного процесса, развивается уверенность и вера в себя, появляется сила воли в работе по реализации своего творческого потенциала.

На третьем этапе наблюдается желание проявить себя, реализовать свой творческий потенциал, появляется стремление к творческой работе, отмечается эвристичность в творческой деятельности - устных выступлениях на олимпиадах, конференциях; в письменных работах - эссе, рефератах, конкурсных заданиях; в музыкально-творческой деятельности и т.д.

Критериально-результативный компонент предусматривает также критерии оценки уровня самореализации обучающихся в КОП, которые возникают на этапах самореализации творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве. По этим критериям условно выделяются уровни (начальный, средний и высокий) самореализации. Начальный уровень характеризуется формированием активности обучающихся, на

втором уровне наблюдается умение концентрироваться, формируются уверенность и вера в себя, сила воли к реализации творческого потенциала, а на третьем, финальном, уровне - ярко выраженная способность к творчеству, проявляющаяся как феномен «средово-временного влияния». Это и есть самореализация творческого потенциала, позволяющая учащимся проявлять самостоятельность и самодеятельность [3].

Вместе с тем существует нечто неосязаемое, изменчивое в процессе самореализации. Так, в трудах А.В. Мудрика находим важную мысль о том, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей, что позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это [4].

Мы постараемся выделить важные для нас педагогические условия эффективности реализации творческого потенциала обучающихся. Назовем реальные

средства и методы, применяемые в национальной гимназии:

- комплекс образовательных программ с воспитывающей составляющей в разнообразных видах детской деятельности, создающий ситуацию выбора в процессе реализации своего творческого потенциала;

- методическое сопровождение, обеспечивающее совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации потенциала личности воспитанника;

- творческое пространство в дополнительном образовании, внеучебной и ме-тапредметной деятельности, способствующее развитию личностного и творческого потенциала педагога и воспитанника.

В заключение подчеркнем, что в нашей функциональной модели педагог формирует у учащихся потребность в самостоятельном стремлении к самореали-

зации в условиях культурно-образовательного пространства.

Таким образом, первый уровень самореализации творческого потенциала обучающихся характеризуется стремлением реализовать свой творческий потенциал в желаемой форме (активное участие в учебно-воспитательных мероприятиях, кружках, секциях и т.п.). Второй уровень - эмоционально-потребностный, на котором оценочным критерием выступает рефлексивность; обучающиеся умеют концентрироваться перед выступлением, они более уверены в себе и максимально проявляют силу воли к реализации своего творческого потенциала. На третьем уровне процесс самореализации творческого потенциала выступает как результат «средово-временного влияния», происходит при сопровождении личностных ценностей, под влиянием национальной культуры и традиций родного народа.

•к к к

1. Концепция развития российского образования с 2016 по 2020 г. URL: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/ (дата обращения 21.03.2017).

2. Нелунова Е.Д. Педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. Ярославль, 2013. 42 с.

3. Федотова Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. Иркутск, 1998. 317 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 3-е изд. М., 2002. 14 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.