Таким образом, применение кейс-метода при изучении ин- тические умения, умения аргументировать, отстаивать свою точ-
формационных становится обоснованным в виду ку зрения убеждать выявлять задачу из потока информации
перехода на образовательные стандарты третьего поколения, принимать решения, оценивая их последствия и эффективность. т.к. повышает уровень мотивации студентов, развивает анали-
Библиографический список
1. Смолянинова, О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов [Э/р]. - P^:http://www.lan.krasu.ru/studies/ authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didactic/Didactic.html
2. Бовт, В.В. Моделирование и инструментальная поддержка технологии онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс-стади: дис. ... канд. эконом.наук. - М., 2005.
3. Красикова, Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2009.
4. Корякина, А.М. Проблемы взаимосвязи инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 11.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для специальности 081100 «Государственное и муниципальное управление» [Э/р]. - Р/д: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55071014/
Bibliography
1. Smolyaninova, O.G. Didakticheskie vozmozhnosti metoda case-study v obuchenii studentov [Eh/r]. - R/d:http://www.lan.krasu.ru/studies/ authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/Didactic/Didactic.html
2. Bovt, V.V. Modelirovanie i instrumentaljnaya podderzhka tekhnologii onlayjn obucheniya prakticheskim navihkam s ispoljzovaniem metoda keyjs-stadi: dis. ... kand. ehkonom.nauk. - M., 2005.
3. Krasikova, E.N. Keyjs-metod v strukture i soderzhanii metodicheskoyj kompetencii lingvista-prepodavatelya: dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2009.
4. Koryakina, A.M. Problemih vzaimosvyazi innovacionnihkh tekhnologiyj i sredstv ocenivaniya rezuljtatov professionaljnoyj deyateljnosti // Srednee professionaljnoe obrazovanie. - 2011. - № 11.
5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (FGOS VPO) tretjego pokoleniya dlya specialjnosti 081100 «Gosudarstvennoe i municipaljnoe upravlenie» [Eh/r]. - R/d: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071014/
Статья поступила в редакцию 20.05.13
УДК 378: 37.013
Uskenbaeva S.T PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ETHNOCULTURAL INTERESTS REALIZATION OF THE STUDENTS IN KAZAKHSTAN. In the article the importance of the problem ethnoculturalinterests realization of the students is determined; the pedagogical conditions based on the systemic, integrated, culturological approaches are described. Their implementation is the basis of satisfaction of needs of a person in the ethnic self-identification and the national identity of the students in the multicultural society.
Key words: ethnocultural interests realization, ethnic self-identification, pedagogical process, principles, pedagogical conditions.
С.Т. Ускенбаева, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, ст. преп. КГМУ, г. Караганда,
E-mail: symbat_uskenbaev@ mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНА
В работе определена актуальность проблемы реализации этнокультурных интересов студентов, описаны педагогические условия, опирающиеся на системный, интеграционный, культурологический подходы, выполнение которых является основой удовлетворения потребности личности в этнической самоидентификации и общегосударственной идентичности студентов в поликультурном обществе.
Ключевые слова: реализация этнокультурных интересов, этническая самоидентификация, педагогический процесс, принципы, педагогические условия.
Актуальность проблемы реализации этнокультурных интересов студентов вызвана, с одной стороны, процессом глобализации, ведущим за собой проблему манкуртизма для некоторой части населения, а с другой - она определяется спецификой этнической ситуации в Казахстане, характеризующейся полиэтническим составом населения, повышением уровня национального самосознания другой части населения вследствие обращения к истокам этнической культуры. В связи с последним фактором выявляется важность сохранения стабильного межэтнического согласия. В данном контексте Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивает, что стабилизация межэтнических отношений способствует социальному оздоровлению казахстанского общества, его интеграции в современную мировую систему и укреплению позиции Казахстана в ней [1].
Основой национальной политики является стратегия усиления гражданского общества с активной реализацией этнокультурных интересов казахского народа, этносов и этнических групп Казахстана. Это в свою очередь определяет актуальную про-
блему приобщения студенческой молодежи к ценностям этно-культуры, осознании ее значимости, уважении к ценностям других культур, воспитания поликультурной личности.
Обзор и анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что проблемы реализации этнокультурных интересов студентов в области образования остаются без внимания ученых. В связи с этим обостряется противоречие между насущной потребностью общества в реализации этнокультурных и этноязыковых интересов студентов и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий их реализации в целостном педагогическом процессе высшей школы.
В процессе определения педагогических условий реализации этнокультурных интересов студентов, необходимо четко выявить ключевое понятие «условие». Под условием в педагогическом смысле В.В. Краевский понимает: «все то, от чего зависит другое» и «среду, обстановку, в которой пребывает и без которой не могут существовать предметы, явления» [2, с. 376].
Цель
реализация этнокультурных интересов студентов *
Рис. 1. Модель реализации этнокультурных интересов студентов
По определению А.М. Новиковой, педагогические условия обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей [3]. Целью реализации этнокультурных интересов студентов является формирование субъекта этнокультуры, способного развивать, передавать культурные ценности будущим поколениям, а также условия, способствующие этнокультурной и общегосударственной идентичности студентов в поликультур-ном обществе.
Основываясь на том, что реализация этнокультурных интересов студентов осуществляется в целостном педагогическом процессе вуза, для определения педагогических условий нами были применены системный, интегрированный и культурологический подходы.
Системный подход предполагает соблюдение условий рассмотрения объекта изучения в целостности его отдельных компонентов, выделение системообразующих связей. Достижение
поставленной цели возможно лишь в том случае, когда переход от традиционных путей к системному подходу осуществляется конкретным изменением и новой постановкой вопроса. Подобные изменения нашли свое отражение в работах В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько и Ю.Г. Татур и др. [4; 5].
В настоящее время актуальны проблемы интеграции, как содержания обучения, так и его методов, средств, форм. Интеграция содержания, будучи дидактической категорией, является многомерным, системным предметом исследования. Под интеграцией содержания обучения А.П. Беляева понимает процесс и результат взаимосвязи, взаимопроникновения, взаимодействия и синтеза знаний, способов и видов деятельности как целостной системы [6, с. 154].
Г.Ф. Федорец [7] отмечает, что при осуществлении интеграции конструируется определенная дидактическая система с целью организации соответствующего учебно-воспитательного процесса в рамках учебной темы, учебного предмета, общей научной проблемы, общего объекта изучения вне учебной деятельности.
Культурологический подход дает возможность рассмотрения различных объектов на общекультурном фоне как совокупность элементов культуры является одним из важных регуляторов жизни общества, фактором развития социума, показателем качества развития личности. В реализации культурологического подхода одним из перспективных направлений можно считать идеи В.С. Библера, представленные в его концепции «Школа диалога культур». Согласно данной концепции образовательный процесс строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична и личность черпает свое духовное обогащение не иначе, как в условиях диалога культур. Причина повышения интереса к диалогу очевидна и во многом обусловлена социальными переменами, качественными изменениями в духовной жизни общества и личности; пониманием того, что активность человека и его потребности в самосовершенствовании развиваются только во взаимоотношениях, построенных по принципу диалога. «Любой объект знания (в том числе и человек), - писал М.М. Бахтин, - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогичным» [8, с. 363].
Е.В. Бондаревская утверждает, что культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, т.е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку - его развитию, самоопределению, самореализации [9]. В данном случае необходимо акцентировать внимание на то, что решение задачи реализации этнокультурных интересов студентов на основе культурологического подхода напрямую связано с вузовской подготовкой как процессом введения будущего специалиста в контекст общечеловеческой культуры.
Этнокультурные интересы студентов могут быть эффективно реализованы на основе взаимообусловленных принципов, которые выступают как основной ориентир в педагогической деятельности на способы достижения педагогической цели с учетом закономерностей педагогического процесса. Основные принципы реализации этнокультурных интересов студентов: принцип культуросообразности, принцип формирования этнического самосознания, принцип духовных ценностей культуры и ориентации на ценностные отношения, принцип социальной ориентированности, принцип непрерывности. Объединение данных принципов создает ему единство и гармонию: они существуют в совокупности, взаимовлияния и взаимодополнения друг друга.
Библиографический список
Вышеперечисленные цель, методологические подходы, принципы послужили основой для определения нами педагогических условий реализации этнокультурных интересов студентов. В данном исследовании таковыми условиями являются: синтез идей этнокультурного образования в учебных планах, специальных курсах и факультативах, а также во всех планах воспитательных работ вузов Казахстана. Реализация этнокультурных интересов студентов в содержании вузовского образования будет эффективна, если учитывать этнокультурный аспект учебных дисциплин.
Необходима синхронизация в построении программ гуманитарного цикла: история Казахстана, политология, культурология, социология, казахский язык, русский язык, иностранный язык. При построении программ необходимо использовать принцип синхронизации как с содержательной стороны (между предметами), так и с организационной (между учебным и внеучебным временем). Важен аспект внеаудиторных форм работы - это кружки, факультативы, конкурсы, фестивали и др.
1. Изучение большого количества языков с применением ярких примеров из истории и культуры различных этносов.-Этнокультурные и этноязыковые интересы студентов удовлетворяются в том случае, если учитывается этнолингвистический аспект образования при обучении на казахском, русском, иностранном языках. Языки изучаются как «культурный код». На занятиях необходимо приводить примеры из истории и культуры этносов полиэтнического Казахстана
2. Использование интегрированных занятий как эффективной формы освоения культурного опыта. Интеграция осуществляется по мере того, как преподаватель освещает содержание различных дисциплин на одном занятии с точки зрения культуры какого-либо этноса и группы этносов. Для интегрирования учебного материала педагоги добавляют дополнительную информацию об этносах.
3. Применение активных методов обучения и воспитания на общеобразовательных дисциплинах, а также методов, основанных на научно-исследовательской работе студентов по изучению языка, культуры, искусства, истории этносов. Оптимальными методами являются: беседа, диспут, рассказ, ролевые игры, упражнения и др. Данные методы применяются системно и в комплексе с другими методами. Рекомендуется создать особую структуру образовательного пространства, куда войдут студенческие научные кружки, факультативы. Максимально продуктивный характер могут получить занятия, где студенты выполняют творческие задания по созданию научного проекта, защита которого происходит и на занятиях, и на заседаниях СНК.
Организация вышеназванных педагогических условий можно объяснить высказыванием П.Ф. Каптерева: «Предметы только тогда и настолько имеют право занять место в курсе, когда и насколько они удовлетворяют субъективный интерес личности. ... личность необходимо брать в связи с культурой и жизнью» [10].
Таким образом, на основе выявленных педагогических условий нами разработана модель реализации этнокультурных интересов студентов (рис. 1).
Педагогические условия реализации этнокультурных интересов студентов являются основой удовлетворения потребности личности в этнической самоидентификации, в осознании себя полноправным гражданином, способным успешно реализовать свои жизненные устремления там, где он родился и вырос. Отвечая на значимые запросы, реализация этнокультурных интересов будет способствовать социальной устойчивости и межнациональному согласию в многонациональном обществе.
1. Назарбаев, Н.А. Процветание, безопасность. Посл. през. // Казахстанская правда. -1997. - 11 окт.
2. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. - М., 1987.
3. Новикова, А.М. Профессиональное образование в России. - М., 1997.
4. Афанасьев, В.Г. Системность и общество. - М., 1980.
5. Беспалько, В.П. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.
6. Беляева, А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования. - М., 1989.
7. Федорец, Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. - Л., 1990.
8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
9. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практики педагогической работы с детьми мигрантами // Международная педагогическая лексикография в теории и практике обучения в высшей школе: сб. трудов международной научно-практич. конф. - Ростов-на-Дону, 2001 [Э/р]. - Р/д: http://www.rspu.edu.ru/pageloader.php?
10. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. - М., 1982.
Bibliography
1. Nazarbaev, N.A. Procvetanie, bezopasnostj... Posl. prez. // Kazakhstanskaya pravda. -1997. - 11 okt.
2. Kraevskiyj, V.V. Problemih nauchnogo obosnovaniya obucheniya: metodologicheskiyj analiz. - M., 1987.
3. Novikova, A.M. Professionaljnoe obrazovanie v Rossii. - M., 1997.
4. Afanasjev, V.G. Sistemnostj i obthestvo. - M., 1980.
5. Bespaljko, V.P. Sistemno-metodologicheskoe obespechenie uchebno-vospitateljnogo processa podgotovki specialistov. - M., 1989.
6. Belyaeva, A.P. Integraciya soderzhaniya professionaljno-tekhnicheskogo obrazovaniya. - M., 1989.
7. Fedorec, G.F. Problemih integracii v teorii i praktike obucheniya. - L., 1990.
8. Bakhtin, M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. - M., 1986.
9. Bondarevskaya, E.V. Lichnostno-orientirovannihyj podkhod v teorii i praktiki pedagogicheskoyj rabotih s detjmi migrantami // Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya leksikografiya v teorii i praktike obucheniya v vihssheyj shkole: sb. trudov mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. -Rostov-na-Donu, 2001 [Eh/r]. - R/d: http://www.rspu.edu.ru/pageloader.php?
10. Kapterev, P.F. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya / pod red. A.M. Arsenjeva. - M., 1982.
Статья поступила в редакцию 20.05.13
УДК 378.634
Tyukin V.G. THEORETICAL PRECONDITIONS OF FORMATION THE READINESS OF THE GRADUATES OF HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO USE THE MEANS AND METHODS OF REHABILITATION PHYSICAL CULTURE IN PROFESSIONAL ACTIVITY. In the article theoretical preconditions of an innovative way of increase the efficiency of vocational training of the graduates of high educational establishments Ministry of Internal Affairs of Russia based on the use of means and methods of rehabilitation physical culture are analyzed, the structurally functional model of this process is offered.
Key words: rehabilitation, physical culture, rehabilitation physical culture, pedagogical process, model.
В.Г. Тюкин, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируются теоретические предпосылки инновационного способа повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников вузов МВД РФ, основанного на использовании средств и методов реабилитационной физической культуры, предлагается структурно-функциональная модель данного процесса.
Ключевые слова: реабилитация, физическая культура, реабилитационная физическая культура, педагогический процесс, модель.
В последние годы в Российском обществе происходят экономические и социальные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности. Реформирование общества сопровождается трансформациями во всех его подсистемах. На данном фоне некоторые из контролирующих систем общества становятся ослабленными. В этой связи наблюдается процесс интенсификации преступности, сопровождаемый усилением ее профессионализма, организованности и вооруженности.
Отмеченные тенденции обострения криминальной обстановки в совокупности с локальными боевыми действиями, а также с напряженностью социально-экономических отношений негативно сказываются на выполнении сотрудниками органов внутренних дел служебных и профессиональных обязанностей, способствуя возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний [1, с. 27-30].
Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма сотрудников ОВД, вплоть до их полного истощения.
Подобные условия определяют высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоустойчи-вости, физической и психологической подготовленности к деятельности в экстремальных условиях. Однако длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной угрозы гибели, ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к личностным качествам, обусловливающим готовность сотрудников использовать средства и методы реабилитации.
В то же время анализ результатов оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с ранениями сотрудников, свидетельствует о том, что профессионально-прикладная подготовленность личного состава органов внутренних дел не в достаточной мере отвечает предъявляе-
мым требованиям. Многие сотрудники полиции не готовы применять средства и методы реабилитационной физической культуры для восстановления качества жизни и профессиональной деятельности, что объясняется, прежде всего, отсутствием навыков применения реабилитационной физической культуры. В настоящее время выпускников вузов МВД готовят к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье, однако имеющиеся образовательные программы не содержат компонента, формирующего навыки реабилитации, а имеющиеся авторские программы реабилитационной физической культуры для сотрудников ОВД, как правило, предполагают работу с индивидами, уже имеющими нарушения здоровья.
Недостаточная организационно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России в данном направлении актуализировала необходимость выявления теоретических предпосылок формирования готовности выпускников к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.
Анализ научно-методической литературы позволил прийти к выводу о том, что большинство современных определений охватывает несколько значений термина «реабилитация», затрагивающих, как правило, медицинские, правовые и моральноэтические аспекты. Однако в последнее время этот термин стал применяться расширительно, по форме и по смыслу значительно отрываясь от первоначального юридического и медицинского значения, в связи с чем существенно расширилось и общенаучное содержание понятия «реабилитация».
С учетом сказанного, реабилитацию в целом можно понимать как «комплекс мероприятий, направленных на коррекцию дефекта или сохранение существующих функций, имеющих своей целью возвращение индивида к активной жизни в обществе и профессиональной деятельности безмедикаментозными средствами физической подготовки и спортивной тренировки» [2].