Научная статья на тему 'Применение элементов кейс-метода при изучении отдельных тем по дисциплине "Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность"'

Применение элементов кейс-метода при изучении отдельных тем по дисциплине "Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-МЕТОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнов Амирджан Ахмедович

В статье показаны возможности применения кейс-метода при изучении дисциплины «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение элементов кейс-метода при изучении отдельных тем по дисциплине "Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность"»

ЛИТЕРАТУРА

1. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. - М. : Высш. шк., 2004. - 157 с.

2. Краевский В. В. Современность и педагогика / Методология современной общей и спортивной педагогики: Сб. мат-лов Всерос. науч. конф. / под ред. С. Д. Неверковича, В. В. Гожина, Л. Д. Квиртия. - М., 2004. - 125 с.

3. Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года: Целевая программа ведомства. - М., 2008. - С. 4.

© Носков О. С. © Семиглазов А. Г.

УДК 371.13

А. А. ГУСЕЙНОВ, преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. A. GUSEYNOV, the Lecturer of the Department of Fire and Special Tactics (Ufa)

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КЕИС-МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

THE APPLICATION OF CASE-STUDY'S ELEMENTS IN THE COURSE OF LEARNING DISTINCT TOPICS OF THE «INITIAL PROFESSIONAL TRAINING AND INTRODUCTION TO THE PROFESSION»

Аннотация. В статье показаны возможности применения кейс-метода при изучении дисциплины ««Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность».

Ключевые слова: кейс-метод, образовательный процесс.

Annotation. The article describes case-study approaches in the course of learning «Initial professional training and introduction to the profession» discipline.

Key words: case-study, education process.

По нашему мнению, дисциплина «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» имеет важное значение на начальном этапе подготовки высокопрофессионального специалиста органов внутренних дел. Дело касается не только введения обучающихся в содержание изучаемой дисциплины курса, но и формирования

их первоначального эмоционального впечатления от предвосхищаемой профессии. Перед преподавателем стоит задача не только передавать первичные знания, но и максимально увлечь рассматриваемыми вопросами курсантов первого года обучения. Мы считаем, что образовательный процесс необходимо выстроить таким образом, чтобы препо-

>

<ч а а

и и

ч

«

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£

а «

S

даватель не столько бы давал как можно большую информацию, сколько мог заинтересовать и подталкивать курсантов к исследованию того или иного учебного вопроса, создавать для них комфортную эмоциональную атмосферу в вузе. Все это можно достичь через взаимодействие, диалог, через сопровождение и направление курсанта на путь, по которому он сможет найти для себя много нового и полезного. Указанные возможности преподавателю и обучающемуся предоставляет кейс-метод - метод обучения, использующий описание реальных ситуаций, содержащих некоторую проблему, требующую разрешения [1, 2, 3].

Так, при изучении темы «Действия нарядов полиции в зависимости от места и времени задержания подозреваемых в совершении преступления», как нам видится, образовательный процесс необходимо выстроить следующим образом. Предварительно не затронув вопроса, например, о задержании пре-^ ступников в подъезде жилого дома, ^ «погрузить» курсантов в практическую 3 ситуацию: «При преследовании наря-а дом патруля, состоящего из двух чело-^ век, правонарушителя, подозреваемого £ в совершении преступления, последний ¡^ скрылся в подъезде жилого дома». По-^ сле приглашения преподавателя оце-| нить сложившуюся обстановку курсан-Ц* ты подходят к проблеме (и к понятию) Ц задержания преступников в подъезде ■е жилого дома.

^ После объявления цели занятия

| преподаватель делит взвод на пять | групп и раздает задания, обговорив „Л время их решения:

Ц - воспользовавшись раздаточ-

| ными материалами (Федеральный закон | от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О поли-^ ции», Устав патрульно-постовой службы полиции Российской Федерации (ут-^ вержден приказом Министерства внут-« ренних дел Российской Федерации от 29 | января 2008 г. № 80), Уголовный кодекс Российской Федерации и др.), вспом-

нить нормативные акты, регулирующие действия нарядов полиции;

- сформулировать действия наряда полиции по задержанию в названных условиях;

- визуализировать их - составить тактическую схему;

- определить меры личной и общественной безопасности при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в зависимости от исходных знаний о месте и времени задержания;

- инсценировать задержание преступников в названной ситуации.

В данном случае все подгруппы работают одновременно над одним и тем же кейсом, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения. При этом необходимо максимально активизировать каждого курсанта и вовлекать его в процесс анализа ситуации и принятия решения. В целом появляется возможность обговорить тактику действий наряда полиции во всех возможных ситуациях: преступник вооружен/не вооружен, используется ли им холодное/огнестрельное оружие, преступник один/с подельниками, его пол, возраст; время суток и т. п. Избранный по инициативе самих курсантов руководитель (модератор) организовывает работу команды, распределяет вопросы, фиксирует ответы и делает доклад о результатах работы своей команды.

По нашему мнению, решение указанного кейса формирует у курсантов важные для исследовательской работы навыки: аналитические (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информации); практические (применение к практике существующих нормативных актов); творческие (генерация альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем; визуализация действий нарядов полиции); коммуникативные (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный

материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчет); социальные (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и др. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего).

Преподаватель играет роль активного наблюдателя. Он провоцирует и поддерживает дискуссию, актуализируя определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы, фиксирует ответы.

Далее каждая группа представляет свое решение проблемы задержания преступника в подъезде жилого дома, затем следует общая дискуссия, вопросы, выступления с места. Работа завершается выступлением преподавателя, в котором дается анализ проблемной ситуации и откорректированное ее разрешение, анализ процесса ее обсуждения. Преподаватель подводит итоги и оценивает качество работы курсантов с кейсом. Подобный опыт решения учебной ситуации позволяет курсантам в дальнейшем соотносить изученный материал с практикой, что понадобится в успешной реализации реальных оперативно-служебных задач.

* А А

ЛИТЕРАТУРА

1. Варданян М. Р., Палихова Н. А., Черкасова И. И., Яркова Т. А. Практическая педагогика: учебно-методическое пособие // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 2. -

С. 58-60. >

2. Никитин В. Я. Кейс-метод как педагогическая технология. URL: ppt4web.ru/pedagogika/kejjs-metod-kak-pedagogicheskaja-tekhnologija.html (дата обращения: 29.09.2014). ^

3. Смолянинова О. Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении сту- ^ дентов. URL: www.lan.krasu.ru/studies/authors/smolyaninova/CASE-STUDY/articles/ Di- & dactic/Didactic.html (дата обращения: 01.10.2014). Оц

Ч

© Гусейнов А. А. ^

«

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1 £

а «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.