Научная статья на тему 'Педагогические условия развития творческого потенциала студентов'

Педагогические условия развития творческого потенциала студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровина С. В.

В статье рассматривается педагогические условия развития творческого потенциала студентов в вузе. Решение проблемы предлагается с помощью системного подхода. Особое внимание уделяется моделированию системы обучения, которое способствует развитию и саморазвитию творческого потенциала студентов на занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коровина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития творческого потенциала студентов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

© Коровина С.В.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

В статье рассматривается педагогические условия развития творческого потенциала студентов в вузе. Решение проблемы предлагается с помощью системного подхода. Особое внимание уделяется моделированию системы обучения, которое способствует развитию и саморазвитию творческого потенциала студентов на занятиях.

В современном российском обществе произошли заметные социально-экономические и духовные изменения, обусловившие процесс переосмысления ценностных ориентиров образования. Данное обстоятельство ставит высшую школу перед необходимостью формирования нового поколения профессионалов, которые не будут «ждать инструкций», а вступят в жизнь с уже сложившимся творческим и духовно-нравственным опытом. Это, в свою очередь, требует подготовки инициативного, самостоятельного специалиста, способного воспринимать информацию творчески и реализовывать новые идеи.

В этом аспекте проблемы необходимо учитывать, что в системе обучения происходит не «передача знаний», а совершается сложнейшая деятельность по моделированию интеллектуального, духовного и профессионального потенциала обучающихся для того, чтобы они стали субъектами своего саморазвития, т. е. творцами.

Одним из аспектов исследуемой проблемы является понимание будущего специалиста как творческой личности. Творчески работающий специалист - это новатор, стремящийся постоянно к совершенствованию старых и разработке новых, прогрессивных форм, методов и приемов работы. Творческое отношение к труду предполагает сознательное целенаправленное отношение к трудовой деятельности, осуществление поиска и применения необходимых знаний и путей разрешения проблем.

Многие исследователи, рассматривая подготовку специалиста в вузе, делают вывод, что решение обозначенных проблем возможно только с ориентацией на системный подход. Концепция системного подхода позволяет рассматривать обучение в вузе как целостный, взаимосвязанный инвариант отношений между его элементами, комплекс, технологический режим целевого взаимодействия которого позволяет гарантировать получение результатов профессионально подготовленного специалиста - творца [1, с. 7].

* Старший преподаватель кафедры «Высшая математика»

Моделирование образовательной системы в каждом учебном заведении осуществляется на теоретической основе дидактики - науки об образовании и обучении. С позиции системного подхода рассмотрим одну из составляющих дидактики - обучение, моделирование которой и будет обеспечивать развитие творческого потенциала.

Обратимся к определению обучения, данному И.Я. Лернером: «Обучение - целенаправленная деятельность учителя и учащихся по усвоению элементов культуры» [2, с. 27]. В этом определении мы видим стремление автора рассмотреть обучение как модель системы социальной культуры. Рассмотрим систему обучения в вузе с позиции ее системообразующих характеристик: 1. Состав - конечный перечень элементов системы. В обучении взаимодействуют две целостности: система преподавания и система учения. 2. Структура - инвариант отношений между элементами состава системы. Мы в понимании системы исходим из принятого определения структуры как инварианта отношений между элементами состава системы, чем в образовании является цель. 3. Функционирование отражает закономерности созидательного или разрушительного развития, т. е. движение и развитие системы.

В работе с молодежью определены цели интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального развития. Эти цели относятся к разряду стратегических (идеальных) целей, что свидетельствует об отсутствии возможности их технологизирования. Моделирование познавательной деятельности, прежде всего, предполагает постановку целей стратегического и оперативного уровней и доведение их до состояния рабочей применимости, т.е. до тактического уровня. Поэтому в системе обучения необходимо выполнять операции по декомпозиции стратегических целей до оперативного и рабочего уровня. Цели обучения в вузе мы обозначили, как: содержательно-образовательные, мировоззренческие и профессионально-управленческие [1, с. 26].

Постановка содержательно-образовательных целей оперативного уровня - это совокупный набор уровней усвоения (уу). Рассмотрим взаимосвязь уровней усвоения с соответствующими технологиями их реализации при моделировании системы обучения в вузе.

1-ый уу - простое воспроизведение знаний, предполагает применение алгоритма развития памяти (Восприятие ^ Понимание ^ Заучивание ^ Воспроизведение) и методы обучения - объяснительно-иллюстративный (ОИ) и репродуктивный (Р). Для интеллектуального саморазвития студента на 1-ом уу ему необходимо осмыслить цель и сознательно применить алгоритм и пути ее реализации. 2-ой уу требует применения знаний по образцу в сходной ситуации, что предполагает выполнение упражнений, решение задач и ситуаций по применению знаний на занятии в образовательном пространстве учебного заведения. В этом случае, моделирование

системы обучения будет способствовать интеллектуальному развитию студентов посредством двух алгоритмов: алгоритмы из предметной области знаний и операционный алгоритм. Операционный алгоритм состоит их следующих операций: А ^ Д ^ Реш ^ Рез. А (анализ) - определение обучающимся границы теории, которая ему потребуется для достижения цели. Д (диагноз) - определение неизвестного, которое требуется по условию найти. При этом студент устанавливает, какого уу от него требует выполняемое задание. Реш (решение) - это устранение противоречия, разработка мер (выбор алгоритма для ответа на вопрос). Рез (резутьтат) осуществляется после того, как поставлена цель, смоделирована и организована деятельность по их достижению, необходимо научиться анализировать, достигнут ли ранее планируемый результат, каковым являлась цель. Метод Р. Конечный результат 2-ого уу - репродуктивное мышление, развитие которого происходит на базе адекватного понятийного аппарата, когда технологизируется механизм (алгоритмы, методы, средства и формы).

Проблемой творчества и творческого потенциала занимались многие ученые зарубежной (Дж. Гилфорд, Д. Дьюи, М. Вертгеймер) и отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков), педагоги (П.Ф. Каптерев, В.М. Полонский, А.В. Хуторской, В.И. Андреев и другие). Наиболее полное понятие творчества отражено в определении, данном В.И.Андреевым: «Творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия, для которой необходимы объективные и субъективные (знания, прошлый опыт, мотивация, творческие способности) условия. Результат этой деятельности обладает новизной и оригинальностью, личной и / или социальной значимостью, а также прогрессивностью» [3, с. 49].

Развитие творческого потенциала студентов системы обучения обеспечивается на 3-ем уу, который предоставляет возможность самовыражения личности в любой области профессиональной деятельности, избранной человеком, а также в моделировании гармоничного поведения в условиях быстро меняющегося социума.

Наша точка зрения согласуется с исследованиями проблемы развития творчества, где под творчеством понимается мышление в его высшей форме, а значит, психический процесс, поэтому его можно развивать и управлять его развитием.

Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе - способность учиться, радикальным образом сказывается на его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в послевузовском непрерывном образовании. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельного добывания знаний, основанная на творческом мышлении [4, с. 142].

Кроме названных выше алгоритмов, для реализации 3-его уу мы предлагаем алгоритм творческой деятельности, который согласуется с исследованиями в области творчества. Алгоритм содержит следующие операции: Наблюдение ^ Проблемная ситуация ^ Проблема ^ Проблемная задача ^ Гипотеза ^ Создание программы проверки гипотезы ^ Пошаговое решение посредством осуществления программы (протоколирование всех операций исследования, констатация научных выводов) ^ Вывод. Кратко раскроем операции алгоритма.

Наблюдение - активный познавательный процесс, соответствующий операции анализа операционного алгоритма. Проблемная ситуация - неявно выраженное затруднение. Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Формулирование проблемной ситуации с помощью языка науки. Проблемная задача - выделение в проблеме известных и неизвестных величин, определение структуры (цели). Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами, чтобы стать достойной теорией. Вывод - принятие гипотезы как научного факта или ее опровержение.

Конечным результатом достижения 3-его уу является развитие творческого мышления, позволяющее осуществлять решение проблем в нестандартных ситуациях и моделировать поведение в новых условиях жизни и движения мысли. Формирование творческих черт личности (динамичность, открытость ума, независимость суждений, сильный самоконтроль, склонность к риску, внутренняя мотивация, уверенность и др.) -является одной из важных задач современного социального заказа высшей школы. Задача преподавательского корпуса - создание систем обучения развивающего типа, конечным результатом функционирования которых является развитие студента как субъекта, что позволяет каждому гражданину выполнить свое человеческое предназначение и самовыражение своих возможностей в творческом моделировании жизни.

Творческая мыслительная деятельность осуществляется не только посредством использования трех алгоритмов, но и с помощью трех методов обучения (классификация И.Я. Лернера [2]): проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский.

Проблемное изложение состоит в том, что педагог, используя разнообразные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, используя алгоритм творческой деятельности. Методом проблемного изложения преподаватель показывает возможность творческого решения задач на изучаемом материале, образцы научного познания, а студенты мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение студентом способа и логики

решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Частично-поисковый метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно поставленных познавательных задач преподавателями совместно со студентами. Преподаватель организует участие студентов в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а студенты осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Исследовательский метод (И) определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых для них проблем. Этот метод характеризуется тем, что после анализа материала, постановки проблем и краткого инструктажа студенты самостоятельно изучают источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют действия поискового характера. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности и позволяет в полной мере развивать творческое мышление студентов.

Таким образом, при моделировании занятий в вузе на каждом из них необходимо прогнозировать все цели. Целевое обозначение занятий логично и практически удобно, т.к. позволяет теоретически грамотно моделировать вузовскую систему обучения, готовить будущих специалистов к практике моделирования систем в профессиональной деятельности, т. е. что предоставляет возможность студентам экстраполировать приобретенный опыт учения в опыт самообразования и профессионального самоопределения. Процессу экстраполяции поможет сформированный когнитивный опыт творческой деятельности. Поэтому систему обучения необходимо моделировать так, чтобы у обучающихся развивались необходимые качества творца, закладывалось творческое отношение к любой сфере общественной деятельности.

Список литературы:

1. Дворянкина Е.К. Системный подход к управлению образованием при подготовке будущих учителей: монография / Е. К. Дворянкина. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2006. - 267 с.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М., 1991. - 96 с.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 240 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.